Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная. Вид деятельности – декоративноприкладное творчество.
Уровень освоения содержания программы – базовый.
Издавна замечательные рукотворные изделия: кружева и вышивки, гобелены и лоскутные
одеяла, вязаные скатерти и салфетки создавались не для выставок и музеев. Они украшали
быт, придавали дому уют и особую, радостную атмосферу. Рукоделием занимались
графини и крестьянки, почиталось оно во дворце, и в избе. Историки знают, что
рукоделию отдавали свободные часы не только королевы, но даже и короли.
Стремительный ритм нашей жизни изменил быт человека, но не изменил желания
заниматься прикладным искусством, а так же не изменил отношения к рукоделию как к
одному из видов творчества, и как к приятному досугу. Во всем мире больше всего
ценятся работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой
степенью сложности, уникальностью и изяществом.
На уроках труда в средней школе девочки овладевают умением работать со швейной
иглой, нитками и ножницами, швей ной машиной, выполняют простые украшающие швы,
работают с лоскутом и шьют несложные мягкие игрушки, поэтому все эти умения
помогут освоить более сложную данную программу.
Программа модифицированная, разработана на основе типовой программы
«Рукоделие»
из сборника
«Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ», Москва, «Просвещение» 1993 г., интернет программа
дополнительного образования детей«Рукоделие» Ботовой Светланы Анатольевны, а
также включает осмысление своего педагогического опыта.
Программа составлена в соответствии с «Положением о единых требованиях к
«Центр
дополнительным
общеобразовательным
программам
МБУДО
дополнительного образования детей «Подлеморье» (утверждено Приказом директора
№ 20 от 17.06.2019 г.).
Новизна программы в симбиозе четырёх сфер декоративно-прикладного искусства:
вышивка, вязание, обновление одежды, лоскутное шитье.
Актуальность:
- в компенсации отсутствия в основном образовании дополнительного образования,
ориентированного на удовлетворение интереса и потребностей обучающихся в
художественном творчестве;
- воспитание творчеством и адаптация в социумах.
Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в
приобщении детей к рукоделию, как виду искусства, в развитии
художественноэстетических способностей и художественного вкуса.
Цель программы – развить творческую активность и художественные способности
учащихся
Задачи программы:
1. Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе
включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности.
2. Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска
и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов
труда.
3. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного
воображения, интеллектуальных, творческих и организаторских способностей.
4. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
Отличительные особенности:
2
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Обучение детей шитью, приемам вышивки, лоскутного шитья, вязания в единой
образовательной программе позволяет придать ее реализации комплексный характер:
-происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой
деятельности, а также способными пригодиться в обыденной жизни в быту;
-вырабатываются художественно-эстетические ценности и идеалы , основанные на
лучших традициях отечественной культуры, которые формируют бережное, уважение к
культурному наследию;
-способствует
развитию созидательной и конструктивной установки в
формировании личности, что особенно актуально в наши дни, когда средства массовой
информации и образцы массового искусства активно заряжают сознание детей
деструктивными побуждениями.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы – 8 -13 лет.
Срок реализации программы – 3 года. (1008 часов).
1 год обучения – 144 часа; 2 год обучения – 216 часов; 3 год обучения – 216 часов; 4
год обучения – 216 часов;5 год обучения – 216 часов.
В связи с тем, что на занятии дети мало двигаются предполагается ввести
физкультминутки, а через каждых 45 минут делается перемена - перерыв на 15 минут.
Режим занятий:
Количество занятий в неделю: 1-й год - 2 занятия в неделю по 2 часа; 2 - 5 год
обучения - по 3 часа два раза в неделю или по 2 часа три раза в неделю.
Формы занятий:
Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть
может быть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, и встреч с
приглашенными мастерами и специалистами,
которые могут сопровождаться
объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий,
обменом опыта и мнения, а так же в форме бесед и диспутов. Практическая часть - это
развитие умений и навыков по рукоделию, практическое изготовление изделий.
Методы работы: словесные, наглядные, практические, комбинированные.
Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Основные этапы возрастного развития обучающихся:
Начальный этап.
Реализация программы для детей 1 года обучения по знакомству с русской школой
декоративно-прикладного искусства, его мастерами, развитию основных умений и
навыков накопление знаний, навыков по основам вязания крючком, вышивки крестом и
лентами, работы с лоскутом, фетром и флисом, бисером, трикотажным полотном.
Основной этап.
Реализация основного базового образования для детей 2 – 5 года по направлениям
данной образовательной программы. Закрепляются и совершенствуются умения и
навыки вязания крючком, вышивки крестом и лентами, работы с лоскутом, фетром и
флисом, бисером, трикотажным полотном, натуральным и искусственным мехом и
создаются художественные произведения и сувениры, достойные представлять
объединение на фестивалях, выставках декоративно-прикладного искусства различного
уровня.
3
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Условия реализации программы.
Необходимое оборудование: Пяльцы, ножницы, иглы, паяльник, нитки мулине, пряжа.
Состав группы: 1 год обучения - 15 обучающихся, 2 год - 12 обучающихся, 3 – 5 год – 12
обучающихся.
Предполагаемые результаты освоения программы.
Процесс обучения направлен на формирование следующих общих компетенций
(адаптация, социализация, интеграция в социум, самореализация) через развитие
коммуникативной, творческой (креативной), социальной, здоровьесберегающей
компетенций.
Коммуникативные компетенции:
–имеет устойчивый интерес к творческой деятельности на занятиях объединения;
– умеет контролировать
и оценивать процесс своей деятельности, готов нести
ответственность за результаты своей деятельности;
–умеет адекватно оценивать свою работу и работу товарищей;
– имеет навыки самоанализа деятельности и самопрезентации своих достижений в
деятельности;
– имеет навыки позитивного и конструктивного взаимодействия в совместной
творческой деятельности;
– видит перспективы использования полученных знаний в своей жизнедеятельности.
– имеет навыки самоорганизации –
способность правильно организовать свою
деятельность, творческое окружение, работу и отдых;
– умеет работать с информационными источниками, технологиями: планирует
информационный поиск, работу с разными источниками информации, извлекает
первичную и вторичную информацию, анализирует, систематизирует и обрабатывает
информацию, используя в самостоятельной деятельности
Творческие (креативные):
– готов к обучению и усвоению материала и практической деятельности по различным
видам рукоделия;
– умеет проектировать и воплощать работу по собственному замыслу, создавая
неповторимый образ; готов далее совершенствоваться в области рукоделия;
– имеет высокий уровень развития познавательных процессов – восприятия, воображения,
памяти, мышления, внимания;
–владеет знаниями о различных видах декоративно-прикладного искусства России; о
рукоделии, как о виде традиционного народного декоративно- прикладного искусства;
–владеет навыками изготовления художественных произведений, сувениров из различных
материалов.
Социальные компетенции:
–обладает
социальной
зрелостью
(ответственностью,
целеустремленностью,
самостоятельностью, позитивизмом);
–готов к сотрудничеству в каком-либо общем деле, совместных действиях, деятельности,
совместный труд на достижение конкретной цели;
–готов к толерантному и гуманистическому восприятию социальных и культурных
различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и
культурным традициям.
Здоровьесберегающие компетенции:
– владеет культурой здорового образа жизни, умение и организовать активный досуг;
–готов соблюдать правила техники безопасности труда и отдыха;
–умеет рационально распределять режим труда и отдыха.
–готов соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм
4
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
– учебно – познавательный интерес к рукоделию, как одному из видов декоративно –
прикладному творчества;
– навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
– ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
– способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
–ориентация в системе социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность,
– потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда,
культурному наследию.
Метапредметные результаты
Регулятивные
– выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете,
правил композиций, усвоенных техник и технологий;
– планировать свои действия; учитывать выделенные ориентиры действий в новых
техниках, схемах;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
– адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
– владеть навыками работы с разнообразными материалами и для
создания
художественных образов посредством различных технологий;
– вносить необходимые коррективы в работу после ее завершения на основе оценки и
характере сделанных ошибок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
–осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения работы и исправлять
ошибки в начале и в конце действия;
– пользоваться средствами выразительности языка
декоративно–прикладного
творчества в работе над художественным замыслом и проектом;
–осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой
информации;
–отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
– проявлять интерес к различным видам рукоделия, представлять их место и роль
декоративно-прикладного творчества в жизни человека и общества;
– приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном
творчестве;
– осваивать особенности художественно–выразительных средств, материалов и
техник, применяемых в декоративно–прикладном творчестве;
– развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать
многообразие видов и жанров декоративно-прикладного творчества;
– развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
5
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть
развиты такие качества личности, как умение видеть красивое вокруг себя, аккуратность,
трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты:
В результате изучения программы обучающиеся должны знать:
–Смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы,
раскрой ткани, шитьё, рукоделие.
–Виды и свойства нитей, тканей.
–Виды традиционных народных промыслов.
–Владеть умением читать технологические карты и схемы; создавать проекты и
преобразовывать схемы, техники для решения творческих задач по проекту;
–Владеть технологией работы с различными материалами: лоскут, искусственный и
натуральный мех, фетр и флис.
– Владеть различными техниками вязания крючком, вышивки крестом и лентами,
бисероплетения; техникой работы с трикотажным полотном.
–Владеть основами композиции в декоративно-прикладном творчестве
–
–Знать «Цветовой круг» и уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделия.
В результате изучения программы обучающиеся должны уметь:
–Выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами: вязание
крючком, вышивка, лоскутная техника; моделировать и шить костюмированную одежду.
–Выбирать виды тканей, нитей, инструментов и приспособлений для определенных
изделий.
–Строить чертежи простых поясных и плечевых изделий.
–Выполнять раскрой ткани.
–Определять и исправлять дефекты изделий.
–Проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов.
–Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.
–Уметь создавать декоративные композиции из различных материалов.
–Уметь проектировать собственную декоративную работу, используя различные
материалы.
Форма подведения итогов:
Способы определения результативности:
виды проверки и оценки знаний и навыков обучающимся:
а) текущие проверки и оценки знаний, практических навыков по завершению
каждого раздела программы;
б) текущие и плановые выставки;
в) годовая отчётная выставка.
методы – наблюдение, анкетирование, отчетные мероприятия.
формы контроля
Диагностика и мониторинг эффективности реализации образовательной программы.
Как форма подведения итогов проводятся контрольные практические задания, открытые
занятия, на изучение теоретических основ используются тесты.
Одной из форм подведения итогов по образовательной программе является участие в
выставках по декоративно-прикладному творчеству в поселке, районе, республике.
Основные содержательные линии курса:
–Основы моделирования.
–Конструирование и пошив одежды.
– Работа с лоскутом.
–Вышивка крестом.
6
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
– Вышивка лентами.
– Вязание изделий.
Учебно-тематический план
1-й год обучения
Цель: Познакомить обучающихся с основами рукоделия из ткани, лоскута и пряжи.
Задачи:
Образовательные:
– Формировать представление о рукоделии, как о виде традиционного народного
декоративно- прикладного искусства.
– Познакомить с основными видами и технологическими понятиями, используемыми в
рукоделии.
Развивающие:
–Развивать художественный вкус, чувство прекрасного, воображение, фантазию.
Технологические
–Развивать технологические навыки работы с иглой и на шейной машине.
Воспитательные:
–Воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность,
ответственность за результаты своей деятельности.
– Воспитание дружелюбия и уважительного отношения к товарищам и работникам
центра.
Учебно–тематическое планирование занятий
1-й год обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
№
1
2
3
Название темы
Количество часов
Теория
Практика
1
1
1
3
1
3
1
6
2
19
2
19
4
31
4
10
4
10
4
10
4
4
24
120
Введение.
Техника безопасности.
Виды тканей и их характеристика.
Виды ручных стежков
Работа с лоскутом.
Мягкая игрушка
Вышивка крестом.
Вязание
Вышивка лентами
Бисероплетение
Посещение выставок.
Выставки, отчеты.
ИТОГО:
Название темы
Введение
История создания одежды
Техника безопасности
Сентябрь
Количество часов
Теория
Практика
1
1
1
1
1
7
Всего
2
4
4
7
21
21
35
14
14
14
4
4
144ч.
Всего
2
1
2
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
4
5
№
1
2
3
4
№
1
2
Виды тканей и их
характеристика
Виды ручных стежков
ИТОГО:
Название темы
Виды ручных и машинных
стежков
Основы моделирования
Стиль и мода
Моделирование одежды
ИТОГО:
Название темы
Изготовление новогодних
костюмов
Конструирование и пошив
одежды
ИТОГО:
№
Название темы
1
Измерение фигуры
Изготовление чертежа
основы
Изготовление лекал и
раскладка на ткани
Раскрой изделия
Пошив изделия
ИТОГО:
2
3
4
5
№
1
2
3
Название темы
Работа с лоскутом
Лоскутная мозаика
Пэчворк
ИТОГО:
№
Название темы
1
2
3
Панно «Закат»
Техника безопасности
Расчесница «Еж с
1
2
6
8
9
10
2
16
Октябрь
Количество часов
Теория
Практика
Всего
2
10
12
1
1
1
5
1
2
1
1
16
11
Ноябрь
Количество часов
Теория
Практика
Всего
4
4
8
4
12
8
8
16
Декабрь
Количество часов
Теория
Практика
1
1
2
2
4
4
2
7
16
2
7
16
Январь
Количество часов
Теория
Практика
4
6
6
4
12
Февраль
Количество часов
Теория
Практика
10
1
5
8
Всего
Всего
4
6
6
16
Всего
10
1
5
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
корзинкой»
ИТОГО:
№
1
2
3
4
№
1
2
3
4
5
6
7
8
№
1
2
3
Название темы
Сувениры: корзина с
цветами
Вышивка крестом.
Разновидности канвы и её
подготовка
Оборудование, материалы,
инструменты
Техника вышивки крестом
на канве
ИТОГО:
Название темы
Техника вышивки крестом,
шов «Ромб с глазом»
Расклинка
Изготовление панно
Вязание изделий
История вязания
Разновидность ниток
Вязание цепочки
Техника безопасности
Вязание игрушек
ИТОГО:
Название темы
Вязание игрушки
Посещение выставок
Выставки отчеты
ИТОГО:
16
Март
Количество часов
Теория
Практика
1
16
Всего
11
11
1
2
1
1
2
2
4
12
Апрель
Количество часов
Теория
Практика
16
Всего
2
2
1
6
1
6
1
1
1
1
1
3
1
1
16
1
4
2
1
12
Май
Количество часов
Теория
Практика
8
4
4
16
Всего
8
4
4
16
Содержание программы
1. Введение.
Декоративно-прикладное искусство России.
Рассказ о различных видах декоративно-прикладного искусства России. Выдающиеся
художники и мастера. Знакомство с содержанием работы в группе. Демонстрация изделий,
выполненных обучающимися.
Развитие лоскутного шитья. Традиционное лоскутное шитьё России. Русская
вышивка, приемы выполнения.
Термины: лоскутное шитьё, лоскутная мозаика, мелкая лоскутная пластика,
аппликация, коллаж, текстильная мозаика, стежка.
9
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Набор инструментов и материалов: ткань, нитки, иголки, пяльцы, карандаши,
фломастеры, альбом. Правила запяливания тканей и движения рук во время работы.
Составление из тканей образцов различных цветовых гармоний:
Основные сведения об орнаменте.
Виды орнаментов. Композиция орнамента.
Практическая работа. Построение орнаментальных композиции.
2. Техника безопасности
Правила работы с ножницами, Правила работы с иглой
Правила внутреннего распорядка и личной гигиены (Приложение 1)
3. Виды тканей и их характеристика.
Характеристика материалов. Натуральные, химические волокна. Хлопчатник. Лен.
Шерсть. Мохер. Шёлк натуральный. Пряжа. Нитки.(Приложение 3
4. Виды ручных швов и стежков.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
сметочный стежок
обметочный стежок
выметочный стежок
разметочный стежок
петлеобразный стежок
косой стежок
шов цепочкой
стебельчатый шов
Практическая работа: Грелка для чайника «Золотая хохлома», Прихватки: «Матрена»,
«Оранжевое солнце», «Иван да Марья», Игрушка «Заяц». (Приложение 4)
5. Работа с лоскутом.
Лоскутная мозаика. Аппликация.
Практическая работа: Панно «Закат», Расчесница «Ёж с корзинкой», Сувениры Корзина с цветами. (Приложение 7).
6.Мягкая игрушка.
Игрушки из помпонов. Инструменты и материалы. Изготовление помпона.
Соединение помпонов и крепление деталей. Оформление игрушки.
Практическая работа: Мышка. Свинка. Лошадь. Попугай. Лиса.
7. Вышивка крестом.
Разновидности канвы: Общее знакомство с разновидностями:
1. Одинарная канва.
2. Соединительная канва.
3. Двойная канва.
4. Пластиковая канва.
5. Накладная или удаляемая канва.
6. Коверная канва.
Подробно: Одинарная канва, двойная.
10
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Оборудование и материалы:
Крученые хлопчатобумажные нитки.
Вискозные нитки.
Шелковые нитки.
Искусственные шелковые нитки.
Метализированные нитки.
Шерстяные нитки.
Инструменты:
Иглы – для вышивания на канве подходят гобеленовые иглы. Они имеют крупное ушко
и закругленный тупой конец, не расщепляющий нити канвы.
Пяльцы и рамки. Небольшие узоры выполняют, держа канву свободно в руках. Для
более крупных узоров используют рамки для вышивания во избежание перекашивания канвы.
Рамка с валиком позволяет перемещать работу по мере завершения узора.
Клейкая лента. Для закрепления боковых сторон канвы используйте клейкую ленту
шириной 25 мм. Это предотвратит обтрепывание краев канвы (как одинарной, так и двойной)
и задевание о них ниток.
Техника вышивки крестом на канве:
Шов «Ромб с глазом». Присоединение новой нитки. Расклинка.
Практическая работа: Коврик-трансформер для детей. Панно: «Дюймовочка»,
«Котёнок», «Кувшинка», «Клубничка». (Приложение 8)
8. Вязание изделий
–– История вязания.
Разновидность ниток (Крученые хлопчатобумажные нитки, вискозные ниткишелковые
нитки,искусственные шелковые нитки,метализированные нитки,шерстяные нитки).
Практическая работа:
– Коллективная работа: «Весёлая семейка» - вязаные игрушки: «Лев», «Жираф»,
«Обезьяна», «Медвежонок», «Заяц» «Медведь», «Заяц-пушистик». Панно: «Смешарики»,
«Солнце».
–Рассчет количества пряжи и составление схемы вязания;
–Изготовление образца шарфика из лицевых и изнаночных петель;
– Изготовление крючком вязанной игрушки (Приложение 9).
9. Вышивка лентами
История вышивки лентами. Канва. Иглы. Ленты. Шёлковые ленты. Ткани. Закрепление
ткани в пяльцы.
Технология вышивки. Швы: «Французский узелок», (Приложение 17).
Практическая работа: панно - «Цветочный венок», «Подсолнухи», «Голубой
подснежник», «Летняя полянка».
10. Бисероплетение
История бисероплетения.
Инструменты и материалы. Изготовление ажурной
цепочки. Изготовление ажурного полотна одной иглой.
Практическая работа:«Фенечки». Цветы. Насекомые. «Ангелочек».
11
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
11. Посещение выставок.
Посещение выставки декоративно-прикладного творчества в школе, на «Марше парков» в
ДК «Шанталык», выставки на фестивале-конкурсе «Город мастеров» в п. Баргузин.
12. Выставки, отчеты.
Постоянно действующая выставка в кабинете. Отчетная выставка перед населеним
поселка по окончанию учебного года. Участие в выставке на фестивале-конкурсе детского
творчества «Город мастеров».
Прогнозируемый результат работы
В результате изучения программы 1-го года обучения обучающиеся должны знать:
1. Смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы,
раскрой ткани, шитьё, рукоделие.
2. Виды и свойства нитей, тканей.
3. Виды традиционных народных промыслов.
Должны уметь:
1.Выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами: вязание
крючком, вышивка, лоскутная техника, пошив мягкой игрушки.
2.Выбирать виды тканей, нитей, инструментов и приспособлений для определенных
изделий.
3. Строить чертежи простых поясных и плечевых изделий.
4. Выполнять раскрой ткани.
5. Определять и исправлять дефекты изделий.
6. Проводить влажно-тепловую обработку изделий.
7.Проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов.
8. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.
Учебно-тематический план
2-й год обучения
Цель: Расширить знания и умения детей в области рукоделия.
Задачи:
Образовательные:
–Формировать представление о рукоделии, как о виде традиционного народного
декоративно- прикладного искусства.
– Познакомить с основными видами и технологическими понятиями, используемыми в
рукоделии: вязании крючком, вышивки лентами, при работе с трикотажным полотном.
Развивающие:
-Развивать художественный вкус, чувство прекрасного, воображение, фантазию.
Воспитательные:
– Прививать любовь к рукоделию, осмысление своей роли в мире декоративноприкладного творчества.
–Воспитывать умение адекватно оценивать свою работу и работу товарищей.
12
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
№
Название темы
Количество часов
Теория
Практика
1
2
1.
Введение.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Работа с цветом
Техника безопасности.
Работа с трикотажным полотном.
Вязание изделий крючком.
Работа с лоскутом.
Бисероплетение
Вышивка лентами
Посещение выставок.
Выставки, отчеты.
ИТОГО:
№
1
2
3
4
№
1
2
3
4
5
6
7
8
5
4
4
6
4
4
6
7
8
18
50
26
26
33
6
6
182
34
Учебно-тематический план (по месяцам)
Сентябрь
Количество часов
Название темы
Теория
Практика
Введение
1
2
Работа с цветом
5
7
Техника безопасности
1
1
Работа с трикотажным
4
3
полотном
ИТОГО:
11
13
Название темы
Изготовление цветов из
трикотажного полотна
Составление композиций из
цветов
Изготовление панно из
цветов
Вязание изделий крючком
История работы с крючком
Техника безопасности
Техника вязания крючком
Воздушная петля цепочки
Простой столбик и столбик
с накидом
ИТОГО:
№
Название темы
1
Техника безопасности
Октябрь
Количество часов
Теория
Практика
Всего
3
12
2
7
24
Всего
5
5
5
5
1
1
1
1
1
4
2
1
18
Ноябрь
Количество часов
Теория
Практика
1
1
13
12
12
22
56
30
30
39
6
6
216
5
1
6
3
5
1
3
1
Всего
24
Всего
2
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
1
2
3
Изготовление помпона
Игрушки из помпонов
Вязание крючком: шарфы
ИТОГО:
№
Название темы
1
1
2
Техника безопасности
Вязание крючком: шапочки
Вязание крючком топы
ИТОГО:
№
1
2
3
4
5
№
1
2
3
4
5
№
1
2
3
4
5
6
Название темы
Вязание крючком: топы
Техника безопасности
Работа с лоскутом
Аппликация
Лоскутная мозаика
ИТОГО:
Название темы
Виды ручных швов и
стежков, используемых в
работе
Изготовление диванной
подушки «Коровка»,
«Котик», «Бегемотик»
Техника безопасности
Вышивка двойным крестом
Технология выполнения
двойного шва «крест»
ИТОГО:
Название темы
Техника безопасности
Изготовление подушки
Вышивка лентами
История вышивки лентами
Разновидности лент
Иглы и ткани
Технология вышивки
ИТОГО:
1
6
8
8
23
Декабрь
Количество часов
Теория
Практика
1
10
13
24
Январь
Количество часов
Теория
Практика
3
1
1
1
1
6
1
10
4
20
Февраль
Количество часов
Теория
Практика
1
6
8
8
24
Всего
1
10
13
24
Всего
3
2
1
7
11
24
Всего
1
10
10
1
1
2
1
9
10
4
20
24
2
Март
Количество часов
Теория
Практика
1
1
1
17
Всего
2
18
1
1
1
1
1
6
1
1
1
24
14
18
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
№
1
2
3
Название темы
Шов «Французский
узелок», «Вытянутые
стежки», «Петельки по
кругу»
Техника безопасности
Изготовление панно
ИТОГО:
Апрель
Количество часов
Теория
Практика
Всего
2
10
12
2
1
11
22
1
11
24
Май
Содержание программы
№
1
2
3
Название темы
Изготовление панно
Посещение выставок
Выставка отчеты
ИТОГО:
Количество часов
Теория
Практика
12
6
6
24
Всего
12
6
6
24
1. Введение.
Декоративно-прикладное искусство России.
Рассказ о различных видах декоративно-прикладного искусства России. Выдающиеся
художники и мастера. Знакомство с содержанием работы в группе. Демонстрация изделий,
выполненных обучающимися. (Приложение 10).
Термины: аппликация, коллаж, текстильная мозаика, стежка.
Набор инструментов и материалов: ткань, нитки, иголки, пяльцы, карандаши,
фломастеры, альбом. Правила запяливания тканей при вышивке и движения рук во
время работы.
Составление из тканей образцов различных цветовых гармоний:
Основные сведения об орнаменте.
Виды орнаментов. Композиция орнамента.
Практическая работа. Построение орнаментальных композиции.
2. Работа с цветом
Правильный подбор цвета, комбинирование цветов. (Приложение 11).
Практическая работа: Составления круга сочетания цвета.
3. Техника безопасности:
Правила работы с ножницами, Правила работы с иглой. Правила безопасности при
работе на швейной машине.
Правила внутреннего распорядка и личной гигиены (Приложение 12).
4.Работа с трикотажным полотном
Технологияизготовление мягких игрушек из трикотажного полотна.(приложение 13).
Практическая работа:Композиции - «Весенние грезы»; «На рассвете»; «Серебряный
век»; «Цветок пустыни». Букет из роз.
15
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
5.Вязание изделий
История работы с крючком.
Техника вязания:
––воздушная петля цепочки.
— простой столбик или столбик с накидом
Практическая работа: Изготовление игрушек из помпонов. Вязание крючком шапок,
шарфиков, топов.(Приложение 15).
6.Работа с лоскутом
Материалы и инструменты. Технология изготовления игрушки из лоскута фетра и
флиса.
Виды ручных швов и стежков используемых в работе:
-сметочный стежок
- обметочный стежок
- шов цепочкой
- стебельчатый.
Практическая работа:Улитка. Лев. Кот. Заяц. Медведь.
7. Бисероплетение.
Инструменты и материалы. Изготовление ажурного уголка двумя иглами. Техника
«Крестик».
Практическая работа:Цепочка. Браслеты. Панно «Лето».
8. Вышивка лентами
История вышивки лентами. Канва. Иглы. Ленты. Шёлковые ленты. Ткани. Закрепление
ткани в пяльцы.
Технология вышивки. Швы: «Французский узелок», «Вытянутые стежки», «Петельки по
кругу» (Приложение 17).
Практическая работа: панно - «Воспоминание о лете», «Нежное сердце». Косметичка.
Футляр для карандашей. Картина «Букет роз».
9. Посещение выставок.
Посещение выставки декоративно-прикладного творчества в школе, на «Марше парков» в
ДК «Шанталык», выставки на фестивале-конкурсе «Город мастеров» в п. Баргузин.
10. Выставки, отчеты.
Постоянно действующая выставка в кабинете. Отчетная выставка перед населением
поселка по окончанию учебного года. Участие в выставке на фестивале-конкурсе детского
творчества «Город мастеров».
Прогнозируемый результат работы
В результате изучения программы 2-го года обучения обучающиеся
должны знать:
1. Смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы,
раскрой ткани, шитьё, рукоделие.
2. Виды и свойства нитей, тканей.
3. Сочетание цвета в поделках.
4. Виды традиционных народных промыслов.
5. Технику вязания крючком.
6. Технику «Вышивки двойным крестом», «Вышивки лентами».
16
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Должны уметь:
1. Выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами: вязание
крючком, вышивка лентами, лоскутная техника, работа с трикотажным полотном.
2. Выбирать виды тканей, нитей, инструментов и приспособлений для определенных
изделий.
3. Строить чертежи простых поясных и плечевых изделий.
4. Выполнять раскрой ткани.
5. Определять и исправлять дефекты изделий.
6. Проводить влажно-тепловую обработку изделий.
7. Проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов.
8. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.
Учебно-тематический план
3-й год обучения
Цель: Закрепить у обучающихся знания и навыки в области рукоделия
Задачи:
Образовательные:
– Расширить знания и навыки о рукоделии, как виде традиционного народного
декоративно-прикладного искусства и его применении в быту.
– Познакомить с основами композиции в декоративно-прикладном творчестве.
Развивающие:
–Развивать художественный вкус, чувство прекрасного, воображение, фантазию.
– Учить планировать и воплощать работу по собственному замыслу.
Технологические
– Учить техникам «столбик с накидом» вязания крючком.
– Учить выполнению техник вышивки лентами «Елочка» и «Ленточный стежок».
– Закрепить навыки работы с трикотажным полотном. Учить изготавливать композиции
из трикотажного полотна.
– Учить вышивальным швам и объемным элементам.
Воспитательные:
– Прививать любовь к рукоделию, осмысление своей роли в мире декоративноприкладного творчества.
–Воспитывать умение адекватно оценивать свою работу и работу товарищей.
№
Название темы
Количество часов
Теория
Практика
1
2
Всего
1.
Введение
2.
3.
4.
5.
Техника безопасности
Бисероплетение
Вязание изделий крючком
Лоскутное шитье
2
9
5
4
5
43
45
26
7
52
50
30
6.
Вышивальные швы и объемные
элементы в вышивке лентами
Изготовление кукол, куколок и
аксессуары к ним
Посещение выставок
Выставки, отчеты
Заключительное занятие
ИТОГО:
5
30
35
5
17
22
5
6
2
44
4
172
5
6
6
216
7.
8.
9.
10.
17
3
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
№
1
2
3
4
5
Учебно-тематический план занятий (по месяцам)
Сентябрь
Количество часов
Название темы
Теория
Практика
Введение
1
2
Техника безопасности
1
Работа с трикотажным
полотном
1
5
Технология изготовления
мягкой игрушки
Изготовление цветов из
2
7
трикотажного полотна
Изготовление панно
1
4
«Ромашки»
ИТОГО:
6
18
№
Название темы
1
2
Ведение
Изготовление панно
«Ромашки»Техника
безопасности
Вязание изделий крючком
История работы крючком
Разновидность ниток
Техника вязания
Столбик без накида
Столбик с двумя накидами
Пышный столбик
Прибавление и убавление
петель
Вязание петель по кругу
Вязание крючком «Цветы»
ИТОГО:
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
№
Название темы
1
Вязание крючком «Цветы»
Вязание изделий крючком
Изготовление панно
«Цветы в вазе»
Изготовление игрушки
«Божья коровка»
ИТОГО:
1
2
Октябрь
Количество часов
Теория
Практика
2
1
1
1
1
1
1
6
3
1
6
9
5
24
Всего
2
1
1
3
3
3
1
1
1
2
3
3
3
1
1
3
2
18
4
2
24
Ноябрь
Количество часов
Теория
Практика
7
18
Всего
Всего
7
10
10
7
7
24
24
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Декабрь
№
Название темы
1
Изготовление игрушки
«Божья коровка»
Лоскутное шитье как вид
рукоделия «Волшебный
мир лоскутов»
Лоскутное шитье
Приемы работы
Раскрой
Общие правила раскроя
Разновидности швов
Влажно тепловая обработка
Техника лоскутного шитья
ИТОГО:
2
3
4
5
6
7
Количество часов
Теория
Практика
5
2
Всего
5
2
1
3
4
1
4
5
4
3
2
3
20
3
2
3
24
Январь
№
1
2
3
4
5
6
Название темы
Изготовление подушкиигрушки «Котик»
Техника безопасности
Вышивальные швы и
объемные элементы
Виды швов
Виды стежков
Вышивка по декупажу
ИТОГО:
Количество часов
Теория
Практика
Всего
11
11
1
1
1
1
2
2
2
2
5
7
19
7
24
Февраль
№
Название темы
1
Изготовление панно
«Тенистый сад»
Изготовление панно
«Весенние цветы»
Техника безопасности
Вышивка лентами
ИТОГО:
2
3
4
Количество часов
Теория
Практика
19
Всего
11
11
12
12
1
1
24
24
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Март
№
1
1
2
3
4
5
6
Название темы
Вышивка атласными и
капроновыми лентами
Разновидности стежков
«Ленточный стежок»
Стежок «Елочка»
Техника безопасности
Изготовление панно
«Весенние цветы»
Изготовление панно
«Бабочка»
ИТОГО:
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
2
1
1
1
2
2
2
1
10
10
8
8
19
24
5
Апрель
№
Название темы
1
Изготовление панно
«Бабочка»
Техника безопасности
Изготовление кукол,
куколок и аксессуаров к
ним
Материалы и инструменты
Технология изготовления
Изготовления куклы
«Барышня»
Изготовление куклы
«Алиса из флиса»
Изготовление куклы
«Рыжая девчушка»
ИТОГО:
2
3
4
5
6
7
8
Количество часов
Теория
Практика
-
Всего
7
7
1
1
2
2
1
2
1
2
-
5
5
-
5
5
-
1
1
5
19
24
Май
№
1
2
3
4
5
Название темы
Изготовление куклы
«Рыжая девчушка»
Техника безопасности
Посещение выставок
Выставки, отчеты
Заключительные занятия
ИТОГО:
Количество часов
Теория
Практика
5
6
2
13
6
6
1
2
5
6
6
24
4
11
Содержание программы
1.
Введение
Рассказ о различных видах декоративно-прикладного искусства России.
20
Всего
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Выдающиеся художники и мастера. Знакомство с содержанием работы в группе на 3-ем
году обучения.
Практическая работа: Изготовление панно «Ромашки» (Приложение18).
2.
Техника безопасности
Техника безопасности: Правила работы с ножницами, паяльником, пинцетом. Правила
работы с иглой. Правила внутреннего распорядка (Приложение 12).
3. Бисероплетение
Технология изготовления квадратного и круглого жгута. Технология изготовления
шарика.
Практическая работа: Закладка для книги. Цепочка. Браслеты. Перстни. Панно
«Байкальские мотивы».
4. Вязание изделий крючком
История работы с крючком. Разновидность ниток. Техники вязания:образование первой
петли, столбик без накида, столбик с двумя накидами, пышный столбик, прибавление и
убавление петель, вязание петель по кругу.
Практическая работа: Вязаные крючком цветы, Панно «Цветы в вазе»,
«Божья коровка» (Приложение 22).
5. Лоскутное шитье
История лоскутного шитья. Картины или панно, сшитые из лоскутков тканифлиса и
фетра. Технология изготовления. Сочетание цвета ткани. Основы композиции.
Практическая работа: Композиции по сказкам и о природе.
6. Вышивальные швы и объемные элементы
История вышивки. Инструменты и материалы. Приемы вышивки. Виды швов: Шов
«вперед иголкой, Шов «строчка», Шов «цепочка»,
Шов «роспись», Шов «петля с
прикрепом», «Петельный или обкидной шов», «Гладь», «Французский узелок».
Практическая работа: Изготовление панно в технике «Декупаж» (Приложение
24).Изготовление вышивки «Мимозы», «Осенний сад».
(Приложения 21 и 25).
7. Изготовление кукол, куколок и аксессуары к ним
Материалы и инструменты для изготовления кукол: ножницы, швейные нитки
разноцветные, швейные иглы разной величины, фигурная тесма, флис, бусы разной длины,
проволока, шерсть непряденая, синтепон, пуговицы и др.
Практическая работа: Кукла с мишкой, Барышня, Джинсовый ангел, Ангел Горошина,
Ангел из флиса, Алиса из флиса, Рыжая дечушка.
Пошаговая инструкция по изготовлению куклы:
– построение выкройки куклы
– перенос выкройки на ткань;
– раскрой частей куклы из ткани;
– смётка частей;
– сшивание частей куклы на швейной машине;
– набивка синтепоном;
– оформление изделия, аксессуаров (Приложение 27)
8. Посещение выставок
Посещение выставки декоративно-прикладного творчества в школе, на «Марше парков»
в ДК «Шанталык», выставки на фестивале-конкурсе «Город мастеров» в п. Баргузин.
21
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
9. Выставки, отчеты
Постоянно действующая выставка в кабинете. Отчетная выставка перед населением
поселка по окончанию учебного года. Участие в выставке на фестивале-конкурсе детского
творчества «Город мастеров».
10. Заключительное занятия
Проводятся 1 раз в полгода. Закрепляются теоретические знания и практические навыки.
Прогнозируемый результат работы
В результате изучения программы 3-го года обучения обучающиеся
должны знать:
1. Технику безопасности работы с ножницами, пинцетом, иглой, паяльником. Правила
внутреннего распорядка.
2. Технологию изготовления работ из трикотажного полотна, фетра, флиса.
3. Технику вязания игрушек крючком.
4. Технику вышивки лентами, вышивальных швов и объемных элементов.
5. Основы композиции в декоративно-прикладном творчестве.
Должны уметь:
1. Проектировать и выполнять композиции из лоскута и трикотажного полотна.
вязание крючком, вышивка лентами, лоскутная техника, работа с трикотажным
волокном.
2. Вязать игрушки крючком в технике вязания столбик с накидом и столбик с 2
накидами.
3. Выполнять вышивку, используя технику стежок: «Ёлочка», «Ленточный стежок».
4. Изготовление кукол, куколок из фетра и флиса, оформляя одежду аксессуарами.
Учебно-тематический план
4-й год обучения
Цель: Расширить у обучающихся знания и навыки в области рукоделия, как средство
изготовления художественных произведений.
Задачи:
Образовательные:
– Расширить знания и навыки о рукоделии, как виде традиционного народного
декоративно-прикладного искусства и его применении в быту.
– Закрепить основы композиции и цветоведениев декоративно-прикладном творчестве
– научить основам вязания спицами.
– научить выполнению техник вышивки лентами техника «Аппликация»,
техника «Змейка».
–
научить техникам бисероплетения: наплетение цепочки «Крестики» на полотно;
изготовление волана
– научить правилам работы с натуральным и искусственным мехом.
– Закрепить умение работать с лоскутом.
Развивающие:
–Развивать художественный вкус, чувство прекрасного, воображение, фантазию.
– Учить планировать и воплощать работу по собственному замыслу.
Воспитательные:
– Формировать и развивать у обучающихся коммуникативные качества в совместной
творческой деятельности.
22
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Учебно-тематический план
4-й год обучения
№
Название темы
Количество часов
Теория
Практика
1
2
1.
Введение.
2.
3.
4.
5.
Техника безопасности.
Бисероплетение
Вязание изделий крючком.
Изготовление сувениров из лоскута,
меха, атласной ленты
Посещение выставок.
Выставки, отчеты.
Заключительное занятие.
ИТОГО:
6.
7.
8.
№
1
2
3
4
5
6
7
№
Название темы
1
Изготовление полотна
техникой плетения
«Крестики»
Соединение двух полотен
Изготовление квадратного
жгута
ИТОГО:
2
3
3
2
9
5
9
5
65
45
56
7
74
50
65
5
6
2
39
4
177
5
6
6
216
Учебно-тематический план занятий (по месяцам)
Сентябрь
Количество часов
Название темы
Теория
Практика
Введение
1
2
Техника безопасности
1
Бисероплетение.
История бисера
1
Значение цветов
Основы бисероплетения.
Подготовка к работе
Изготовление ажурной
цепочки и ажурного
полотна одной иглой
Изготовление цепочки
техникой плетения
«Крестики»
ИТОГО
Всего
Всего
3
1
1
1
1
1
1
1
10
11
1
5
6
7
17
24
Октябрь
Количество часов
Теория
Практика
1
10
Всего
11
1
1
6
5
7
6
3
21
24
23
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
№
1
2
3
Название темы
Изготовление шарика
Изготовление цепочек,
браслетов
Изготовление поделок из
бисера
ИТОГО:
Ноябрь
Количество часов
Теория
Практика
1
5
1
Всего
6
12
12
6
6
23
24
Декабрь
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Название темы
Изготовление поделок из
бисера
Техника безопасности
История работы крючком
Техники вязания крючком
Воздушная петля
Столбик с пятью накидами
Технология изготовления
вязаной игрушки
«Нерпеныш»
ИТОГО:
Количество часов
Теория
Практика
6
Всего
6
1
1
1
2
1
1
2
3
1
1
2
2
3
3
1
2
3
6
3
18
3
24
Январь
№
Название темы
1
2
3
4
«Нерпеныш»
Техника безопасности
«Божья коровка»
«Тюлень Белек»
ИТОГО:
Количество часов
Теория
Практика
7
1
10
6
24
Всего
7
1
10
6
24
Февраль
№
Название темы
1
2
«Тюлень Белек»
Изготовление панно
«Природа Байкала»
Изготовление сувениров из
лоскута. Приемы работы
ИТОГО:
3
Количество часов
Теория
Практика
4
Всего
4
7
3
10
3
21
24
7
13
24
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Март
№
1
2
3
Название темы
Изготовление сувениров из
лоскута. Галерея работ
Техника безопасности
Изготовление сувениров из
меха. Приемы работы.
Изготовление сувенира
«Нерпенок»
ИТОГО:
Количество часов
Теория
Практика
Всего
8
8
3
1
12
1
15
3
21
24
Апрель
№
Название темы
1
Изготовление сувенира
«Нерпенок»
Техника безопасности
Изготовление сувениров из
атласной ленты. Приемы
работы. Изготовление
панно «Природа Байкала»
ИТОГО:
2
3
Количество часов
Теория
Практика
Всего
7
7
1
1
3
13
16
3
21
24
Май
№
Название темы
1
Изготовление сувениров из
атласной ленты. Приемы
работы. Изготовление
панно «Природа Байкала»
Посещение выставок
Выставки, отчеты
Техника безопасности
Заключительные занятия
ИТОГО:
2
4
5
6
Количество часов
Теория
Практика
6
6
1
4
11
5
6
1
6
24
5
6
2
13
Всего
Содержание программы
1.
Введение
История декоративно-прикладного творчества в России и различных народов.
2.
Техника безопасности
Техника безопасности: Правила работы с ножницами. Правила работы с иглой. Правила
работы со спицами. Правила работы с электроприборами(утюг). Правила внутреннего
распорядка. (Приложение 12).
3.Бисероплетение
25
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Повторение техник бисероплетения: ажурная цепочка; ажурное полотно одной и двумя
иглами; ажурный уголок двумя иглами; техника плетения «Крестики»; квадратный жгут и
изготовление шарика.
Новые техники: наплетение цепочки «Крестики» на полотно; изготовление волана.
Практическая работа: Цепочки. Колье. Сумочка для дискотеки. Комплекты украшений –
браслет и цепочка. Салфетки.
4. Вязание изделий крючком.
Практическая работа: Шапочки-зверушки: обезьянки; пудели; львенок. Ажурные шарфы
и косынки. Маечки-топики.
5.Изготовление сувениров из лоскута, меха,
атласной ленты, вязание спицами.
Сувениры из лоскута.
Закрепление техники инвертирования из фетра. Сочетание цвета ткани. Основы
композиции. Технология изготовления сувениров.
Практическая работа: Панно-картины, передающие красоту природы у Байкала.
Животный и растительный мир. «Нерпенок», «Ольхон», «Святой нос».
Сувениры из меха.
Инструменты и материалы. Технология изготовления сувениров. Правила работы с мехом.
Практическая работа:Панно на темы «Байкальские мотивы». Сувениры из
искусственного и натурального меха: «Соболенок», «Медвежата», «Нерпенок».
Сувениры-вышивки из атласной ленты.
Повторение швов и техник вышивки лентами: техника «Аппликация», техника «Змейка»,
Практическая работа: Вышивки на тему «Природа Байкала», «Дом мечты», «Пионы».
Сувениры, вязанные спицами.
Виды и качество пряжи. Подбор спиц к пряже. Подбор цвета и оттенков. Лицевые и
изнаночные петли.
Практическая работа:Собачки: «Пудель», «Немецкая овчарка», «Лабрадор»,
«Английский бульдог». Далматин». «Нерпа». «Соболь».
5. Посещение выставок
Посещение выставки декоративно-прикладного творчества в школе, на «Марше парков»
в ДК «Шанталык», выставки на фестивале-конкурсе «Город мастеров» в п. Баргузин.
6.Выставки, отчеты
Постоянно действующая выставка в кабинете. Отчетная выставка перед населением
поселка по окончанию учебного года. Участие в выставке на фестивале-конкурсе детского
творчества «Город мастеров».
7. Заключительное занятия
Проводятся 1 раз в полгода. Закрепляются теоретические знания и практические навыки.
Прогнозируемый результат работы
В результате изучения программы 4-го года обучения обучающиеся
должны знать:
1. Технику безопасности работы с ножницами, иглой, вязальными спицами. Правила
техники безопасности работы с утюгом. Правила внутреннего распорядка.
2. Технологию изготовления работ из лоскута, меха, фетра, флиса.
3. Технику вязания игрушек-сувениров спицами.
4. Технику вышивки лентами, вышивальных швов и объемных элементов.
26
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
5. Основы композиции и цветоведениев декоративно-прикладном творчестве.
6. Классификацию и свойства бисера. Правила ухода и хранения изделий из бисера.
Должны уметь:
1. Проектировать и выполнять композиции из лоскута, меха, фетра, флиса..
вязание крючком, вышивка лентами, лоскутная техника, работа с трикотажным
полотном.
2. Вязать игрушки крючком в технике вязания столбик с накидом и столбик с 2
накидами.
3. Выполнять вышивку атласными лентами используя технику стежок: «Ёлочка»,
«Ленточный стежок». «Змейка», техника «Аппликация».
4. Выполнять технику инвертирования из фетра.
5. Уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделия, составлять композиции
согласно правилам.
6. Четко выполнять основные приемы бисероплетения, свободно пользоваться
описаниями и схемами.
Учебно-тематический план
5 год обучения
Цель:
Развитие у детей способности проектирования неповторимого образа собственной
работы, самостоятельного ее создания.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания и навыки о рукоделии, как виде традиционного народного
декоративно-прикладного искусства и его применении в быту;основы композиции и
цветоведенияв декоративно-прикладном творчестве
Развивающие:
-Развивать художественный вкус, чувство прекрасного, воображение, фантазию.
- Развивать интерес самостоятельно создавать неповторимый образ.
- Учить проектировать сувенирную продукцию и и воплощать задуманное в собственной
работе, доводить работу до конца.
Технологические
- Закрепить базовые приемы и техники лоскутного шитья и особенности их выполнения.
- Закрепить основные техники бисероплетения, изученные на 1-4 году обучения.
- Закрепить знания и навыки работы с натуральным и искусственным мехом.
Воспитательные:
- Побудить желание далее совершенствоваться в области рукоделия.
Учебно-тематический план
5 год обучения
№
Название темы
1.
Введение.
2.
3.
4.
Техника безопасности.
Бисероплетение
Изготовление сувениров из лоскута,
меха, атласной ленты.
Посещение выставок.
5.
Количество часов
Теория
Практика
1
2
27
Всего
3
2
9
9
5
65
106
7
74
115
5
-
5
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
6.
7.
№
1
2
3
4
5
6
№
1
2
3
Выставки, отчеты.
Заключительное занятие.
ИТОГО:
4
182
Учебно-тематический план занятий (по месяцам)
Сентябрь
Количество часов
Название темы
Теория
Практика
Введение
1
2
Техника безопасности
1
Бисероплетение.
Повторение пройденного
3
материала.
Наплетение цепочки
«Крестики» на полотно
Плетение в две нити
Изготовление салфеток
ИТОГО:
Название темы
Изготовление салфеток
Изготовление ажурного
цветка из бисера
Изготовление панно
ИТОГО:
№
Название темы
1
2
Изготовление панно
Панно из бисера
«багульник»
2
6
2
34
Техника безопасности
ИТОГО:
6
6
216
Всего
3
1
3
1
5
6
1
2
9
5
3
15
6
5
24
Октябрь
Количество часов
Теория
Практика
7
1
10
1
2
5
22
Ноябрь
Количество часов
Теория
Практика
8
14
Всего
7
11
6
24
Всего
8
14
1
1
2
4
20
24
28
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Декабрь
№
Название темы
1
Панно из бисера
«багульник»
Изготовление сувениров из
лоскута. Повторение
пройденного материала
«Техники лоскутного
шитья»
Изготовление подушки
«Нерпенок»
Техника безопасности
ИТОГО:
2
3
4
Количество часов
Теория
Практика
8
3
3
Всего
8
3
12
12
1
21
1
24
Январь
№
1
2
Название темы
Количество часов
Теория
Практика
Изготовление подушки
«Нерпенок»
Панно «Зимние узоры»
«Хорек Шервуд»
ИТОГО:
Всего
8
8
11
5
24
11
5
24
Февраль
№
Название темы
1
«Хорек Шервуд»
Изготовление сувениров из
меха. Повторение
пройденного материала
Панно из меха
«Нерпенок», «Природа
Байкала», «Медвежонок»
ИТОГО:
Количество часов
Теория
Практика
5
3
3
29
Всего
5
3
16
16
21
24
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Март
№
Название темы
1
Техника безопасности
Панно из меха
«Нерпенок», «Природа
Байкала», «Медвежонок»
Изготовление сувениров из
атласных лент. Повторение
пройденного материала
Шов «стежок
перекрученный»
ИТОГО:
2
3
4
Количество часов
Теория
Практика
1
3
3
Всего
1
14
14
5
8
1
1
21
24
Апрель
Количество часов
Теория
Практика
№
Название темы
1
Шов «стежок
перекрученный»
Шов «стежок изогнутый»
Изготовление шкатулки
для рукоделия
Изготовление панно
«Ромашковое поле»,
«Ландыши», «Календула»,
«Шиповник»
Техника безопасности
ИТОГО:
2
3
4
5
Всего
4
4
5
5
10
10
4
4
1
24
1
24
Май
Количество часов
Теория
Практика
№
Название темы
1
Изготовление панно
«Ромашковое поле»,
«Ландыши», «Календула»,
«Шиповник»
Элемент «бутон закрытый»
Техника безопасности
Посещение выставок
Выставки, отчеты
Заключительные занятия
ИТОГО:
2
3
4
5
6
5
6
2
13
1
1
5
1
5
1
5
6
6
24
4
11
Содержание программы
1. Введение
История декоративно-прикладного творчества в России и различных народов.
2. Техника безопасности
30
Всего
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Техника безопасности: Правила работы с ножницами. Правила работы с иглой. Правила
работы со спицами. Правила работы с электроприборами(утюг). Правила внутреннего
распорядка. (Приложение 12).
3. Бисероплетение
Повторение техник бисероплетения: ажурная цепочка; ажурное полотно одной и двумя
иглами; ажурный уголок двумя иглами; техника плетения «Крестики»; квадратный жгут и
изготовление шарика; наплетение цепочки «Крестики» на полотно; изготовление волана.
Практическая работа: Корзинка подарочная; салфетка; Сумочка; украшение для стакана;
различные цветы; сувениры – вышивка бисером на темы природы Байкала.
4. Изготовление сувениров из лоскута, меха, атласной ленты.
Сувениры из лоскута
Закрепление техники инвертирования из фетра. Сочетание цвета ткани. Основы
композиции. Технология изготовления сувениров.
Практическая работа: Панно-картины, передающие красоту природы у Байкала.
Животный и растительный мир. Панно: «Закат на Байкале», «Пляжная сумка», «Зимние
узоры». Шкатулка – бабочка.
Сувениры из меха.
Инструменты и материалы. Технология изготовления сувениров. Правила работы с мехом.
Практическая работа:Панно на темы «Байкальские мотивы». Сувениры из искусственного
и натурального меха: «Соболенок», «Медвежата», «Нерпенок».
Сувениры-вышивки из атласной ленты.
Повторение швов и техник вышивки лентами: техника «Аппликация», техника «Змейка»,
Практическая работа: Вышивки на тему природы у Байкала, рамки для фотографий; шляпа;
косметичка; пляжная сумка.
Сувениры, вязанные спицами.
Виды и качество пряжи. Подбор спиц к пряже. Подбор цвета и оттенков. Лицевые и
изнаночные петли.
Практическая работа. «Нерпа». «Соболь». Панно по бурятским мотивам. Панно на
байкальские темы.
5. Посещение выставок.
Посещение выставки декоративно-прикладного творчества в школе, на «Марше парков»
в ДК «Шанталык», выставки на фестивале-конкурсе «Город мастеров» в п. Баргузин.
6. Выставки, отчеты.
Постоянно действующая выставка в кабинете. Отчетная выставка перед населением
поселка по окончанию учебного года. Участие в выставке на фестивале-конкурсе детского
творчества «Город мастеров»; на Республиканскую выставку «Сувениры Бурятии».
7. Заключительное занятия
Проводятся 1 раз в полгода. Закрепляются теоретические знания и практические навыки.
Прогнозируемый результат работы
В результате изучения программы 5 года обучения обучающиеся
Должны соблюдать:
1. Технику безопасности работы с ножницами, иглой, вязальными спицами. Правила
техники безопасности работы с утюгом. Правила внутреннего распорядка.
31
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
должны знать:
1. Технологию проектирования и изготовления сувениров из различных материалов: из
лоскута, меха, фетра, флиса, пряжи, бисера, атласных лент.с использованием вязанных и
вышитых элементов
2. Основы композиции и цветоведениев декоративно-прикладном творчестве.
Должны уметь:
1. Изготавливать сувенирную продукцию из лоскута, меха, фетра, флиса, пряжи, бисера
и атласных лентпо своему проекту, в соответствии с современными требованиями
декоративно-прикладного творчества.
2. Вязать игрушки крючком в технике вязания столбик с накидом и столбик с 2
накидами.
3. Выполнять вышивку атласными лентами используя технику стежок: «Ёлочка»,
«Ленточный стежок». «Змейка», техника «Аппликация».
4. Выполнять технику инвертирования из фетра.
5. Уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделия, составлять композиции
согласно правилам.
6. Четко выполнять основные приемы бисероплетения, свободно пользоваться
описаниями и схемами.
Методическое обеспечение программы
Материально – техническое обеспечение:
Кабинет для занятий; демонстрационный стол, подвесная доска, стенды и полки для
образцов готовых изделий, гладильная доска, утюг, швейная машина.
Для посещения занятий и выполнения работ каждый ребенок должен иметь:
ножницы, иголки, линейки, крючки, нитки, ткань, пяльцы, тетради, карандаши, ручки.
Методы обучения:
– словесные (объяснение, беседа, сравнение, обобщение)
– наглядные (объяснительно- иллюстрированный)
– проблемные (исследовательский, поисковый)
– практические (самостоятельная работа)
Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Формы проведения занятий по каждому разделу и теме могут быть разными, это
традиционные (занятия) и нетрадиционные занятия (занятие-игра, экскурсия и т.д.).
Средства работы:
Методические (методическая и учебная литература);
Наглядные (дидактический материал, иллюстрации, фотографии, готовые образцы
работ).
Дидактический материал:
Схемы с образцами основных приемов вязания, выкройки изделий, образцы узоров
деталей к изделиям,
таблицы для упражнений, готовые изделия, методические
рекомендации для выполнения определённых изделий, инструкционные карты.
Методическая литература:
–– Афоничева Е.А. Куклы. Подробные пошаговые инструкции, – ООО «Издательство
АСТ», 2013 г.
–– «Шьём из лоскутков. » ВНЕШСИГМА, АСТ. МОСКВА, 2000
–– Т.И.Ерёменко Е.С. Забалуева «Технология ручной вышивки», МОСКВА,
«Просвещение», 2000.
32
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
–– А.Зайцева, Е. Моисеева «Цветы из ткани. Оригинальная техника работы с
трикотажным полотном», Москва, 2012г.
–– Т. Галанова «Игрушка из помпонов», Москва, «Арт-Пресс», 2012г.
15. И.В. Резько «Вышивка лентами», Инструменты и материалы. Пошаговые уроки. ООО
«Хорвест» Беларусь, 2009г.
Способы определения результативности
После окончания работы по каждой теме проводится текущая выставка работ.
Предусматривается участие лучших работ во всевозможных выставках, конкурсах района и
Республики. Степень овладения теоретическим и практическим материалом оценивается по
качеству выполнения произведений, через проведение тематических бесед и опросов,
тестирования, анкетирования. Диагностика обученности проводиться по каждому разделу.
Одной из форм подведения итогов является творческая работа обучающихся.
Старшие дети самостоятельно изготавливают технологические карты и схемы.
Диагностика усвоения программы на итоговых занятиях за 1 и 2 полугодие.
Участие в выставках в учреждении, поселке, районе, республике.
33
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница», составитель Михайлова О.М.
Список литературы
для педагога:
1. «Шьём из лоскутков. »,Москва, « ВНЕШСИГМА, АСТ», 2000г., 31 стр.
2. Денисова Л.Ф. «Лоскутное шитье», Изд. Москва, ООО «АСТ - Пресс книга»,2012г.,32
стр.
3. Жук С.М. «Пэчворк», Изд. Москва, «РИПОЛ Классик» , 2011г.,31 стр.
4. Ротт Ирина «Прикольные шапочки за один вечер», Изд., Москва, «АСТ –Пресс книга»,
2013г., 32 стр.
5. Программы для общеобразовательных учебных заведений «Художественная вышивка и
художественное вязание», МОСКВА, «Просвещение», 1994., 78стр.
6. Чибрикова Ольга «Азбука рукоделия», Изд., Москва, «ЭКСМО», 2011г., 64 стр.
7. Н.В. Ерзенкова « Искусство красиво одеваться », Рига, 1993., 47 стр.
8. Жадько Е.Г. «Удивительные поделки из необычных вещей», Изд. Ростов на Дону,
«Феникс», 20098г.,217 стр.
9. Шилкова Е.А. «Вышивка лентами» Изд. , Москва, «РИПОЛКлассик», 2011г., 31 стр.
10. А.Зайцева, Е. Моисеева «Цветы из ткани. Оригинальная техника работы с
трикотажным полотном», Изд. Москва, «ЭКСМО», 2012г., 97 стр.
11. К. Николас «Дизайнерская вышивка», Изд, Москва, «ЭКСМО»,2007г., 199 стр.
12. Хобби клуб «Аппликация из ткани», Изд. «ООО АСТ –Пресс книга», 2012г., 32 стр.
13. Зайцева Анна «Вышивка по декупажу», Изд. Москва, «ЭКСМО», 2010г., 89 стр.
14.«Сам себе декоратор»,Изд. Москва, «ЭКСМО», 2008г., 64 стр.
15. Жасмин Юрим «Амигурути из помпонов», Изд. «ООО АСТ»,2013г., 31 стр.
16.. «Вышивка по канве», Издание для досуга, Москва, «НИОЛА-ПРЕСС», 2007г., 124 стр.
17. Зайцева Анна, Моисеева Евгения « Цветы из ткани»,Изд. Москва, «ЭКСМО», 2011г.,
79 стр.
18. Салли Мур. Джоанна Осборн «Игрушечные собаки. Вяжем спицами», Изд. «Контент»,
2013г.,88 стр.
для детей
1. И.А. Агапова. М.А. Давыдова «Мягкая игрушка своими руками», Москва, «АЙРИС
ПРЕСС», 2004г.,31 стр.
2. «Игрушки. Рукоделие », практическое издание, Изд. ООО Группа компаний «РИПОЛ
классик», 31 стр.
3. «Модели для детей. Игрушки крючком»; Журнал «Модный», №2(82), 2014г, стр. 1-43.
4Денисова Л.Ф. «Лоскутное шитье», Изд. Москва, ООО «АСТ - Пресс книга»,2012г.,32
стр.
6. А.Зайцева
«Лоскутное шитье» Мастер-класс для начинающих. Изд. Москва,
«ЭКСМО», 2012г., 79 стр.
7.Т. Галанова «Игрушка из помпонов», Москва, «Арт-Пресс», 2012г., 80 стр.
8.ЯсминЮрим. «Зверюшки из помпонов», Изд. «Арт-родник»,2013г, 31 стр
9.И.В. Резько «Вышивка лентами», Инструменты и материалы. Пошаговые уроки,. ООО
«Хорвест» Беларусь, 2009г, 255 стр..
10. Афоничева Е.А. «Куклы, куколки и аксессуары к ним», Изд. «ООО АРТ»,2013г,79 стр.
34