1. Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
––
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018
№
298
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Уровень освоения содержания – базовый.
Классификация программы по степени авторства – модифицированная (создана на
основе дополнительной общеразвивающей программы «Край мой Завьяловский»
Марковой З.Г.).
Программа составлена в соответствии с «Положением о единых требованиях к
дополнительным
общеобразовательным
2
программам
МБУДО
«Центр
дополнительного образования детей «Подлеморье» (утверждено Приказом директора
№ 20 от 17.06.2019 г.).
Актуальность
Сегодня одной из центральных государственных задач является развитие
гражданского общества и демократического государства. Важный фактор её решения –
объединяющие нас моральные ценности, духовное единство. Среди этих ценностей и
общественных ориентиров, выработанных и выверенных за века, - патриотизм, вера в
Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. В
воспитании у молодёжи таких нравственных ориентиров велика роль краеведения.
Можно утверждать: краеведение, в первую очередь историческое, является важным
средством реализации концептуальных положений, сформулированных в Федеральном
законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» 2012года, « Национальной
доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» и других документов.
Основополагающая идея этих документов – органическое единство интересов
человека, семьи, общества и государства в деле воспитания гражданина России, активного
члена гражданского общества. Эта идея имеет прямое отношение и к краеведению как
одной из составляющих в решении этой задачи.
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному
городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно
воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в
общественных процессах. Местный материал доступен обучающимся для освоения,
позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть
преемственность в культурных традициях и определить место своего края в
отечественной и мировой истории.
Отличительная особенность данной
программы
состоит в том, что она
ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины –
Бурятии, Баргузинской долины в целом, как части России. Большое значение в программе
уделяется краеведческой работе с живыми носителями изучаемой истории, культуры и
традиций Баргузинской долины.
Основные направления краеведческой работы:
Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях
народов Баргузинской долины; знакомство с культурой; изучение истории
Бурятии, освоения Забайкалья
3
Эколого-краеведческое: ориентировано на формирование экологической
культуры подрастающего поколения, знакомит с природными богатствами
края, растительным и животным миром, памятниками природы;
Адресат программы
Программа рассчитана на работу с детьми подросткового возраста (13-16 лет).
Дети в этом возрасте характеризуются резким возрастанием познавательной активности и
любознательности,
возникновением
познавательных
интересов,
обладают
первоначальными историческими знаниями.
Наполняемость в группах составляет 10-15 человек.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Объём и сроки реализации программы:
Объём программы – 540 ч. Продолжительность курса – 2 года.
Режим занятий:
Режим занятий:1-й год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа;
2-й год обучения – 3 раза в неделю по 3 часа. Программой предусмотрены 1-2 похода или
занятия на местности в месяц. Время проведения походов или занятий на местности – до 8
часов.
Формы обучения и виды занятий по программе.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала и
активную практическую краеведческую деятельность. Соответствие используемых
методов обучения цели, задачам, характеру и содержанию учебного материала, уровню
знаний, умений и навыков обучающихся, материальному обеспечению, индивидуальным
особенностям,
возможностям
учащихся,
личностным
качествам
педагога,
его
подготовленности и уровню методического мастерства, бюджету времени является
педагогически целесообразным.
При
проведении
занятий
используются
групповые,
коллективные
и
индивидуальные формы обучения.
Цель программы:
Приобщение учащихся к истории и культуре своего края, воспитание любви к
родной земле на основе изучения истории, культуры, природы родного края.
Задачи:
В воспитании:
- воспитывать личность ребёнка с чувством патриотизма, любви к малой родине;
- формировать духовно-нравственные качества личности на основе культурных,
исторических и духовных ценностей своего народа;
4
- воспитывать толерантность и межэтническую культуру;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство любви к ней.
В обучении:
- формировать у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем своего
края; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие
края.
- формировать умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать
факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.
В развитии:
- развивать у учащихся интерес к краеведческой и поисково-исследовательской
деятельности;
- развивать способности и умения самостоятельно работать с источниками.
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах,
расширять исторический кругозор учащихся
Ожидаемые результаты
Результаты первого года обучения:
У учащихся будет сформирована система знаний об:
- истории своего края: посёлка, района, республики;
-истории своей семьи
Учащиеся приобретут умения:
-работать с различными источниками изучения родного края;
-вести поисковую деятельность по сбору краеведческого материала;
-самостоятельно работать с литературой;
-готовить сообщения и выступать с презентациями;
-работать с семейными архивами, составлять родословную.
Результаты второго года обучения:
У обучающихся будет сформирована система знаний об:
- этнических особенностях народов края, их культуре и её самобытности;
-искусстве Бурятии;
-природе родного края.
Учащиеся приобретут умения
-осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения
заданий
с
использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников,
сведений интернета;
-работать с архивными материалами;
5
- вести поиск, сбор и описание краеведческих материалов.
Учащиеся овладеют навыками экскурсионной работы
В результате систематического обучения по программе «Краеведение» у учащихся будут
сформированы личностные качества:
- коммуникативность, умение работать в группе, формулировать собственное мнение и
позицию;
- уважение к природе родного края;
- чувство патриотизма.
Формы подведения итогов реализации программы (методы, виды и формы контроля)
Методы контроля:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ активности обучающихся на занятиях, результатов решения задач
поискового характера, продуктов творческой деятельности, анкетирования, тестирования
и опросов;
- выполнение учащимися диагностических материалов;
- педагогический мониторинг и мониторинг образовательной деятельности детей.
Виды и формы контроля:
Время проведения
Цель проведения
Формы контроля
Входной контроль
В начале учебного года
Определение уровня знаний
об истории и природе
родного края.
Текущий контроль
-беседа
-тестирование
В течение учебного года
-Определение степени
усвоения учащимися
учебного материала;
-Определение степени
готовности детей к
восприятию нового
материала;
-Мотивация (повышение
ответственности и
заинтересованности детей в
обучении) (для
обучающихся)
-Выявление детей,
отстающих и опережающих
в обучении по программе,
подбор наиболее
эффективных методов и
средств обучения (для
педагога)
6
-педагогическое наблюдение
-устный опрос
-письменная
самостоятельная работа
- текущий контроль (беседы
с учащимися по изучаемым
темам, проблемам, аспектам
исторического
развития
Баргузинского
района);
тематический
контроль
(тестовые
задание,
тематические зачеты);
Организация и проведение
тематических экскурсий.
Рубежный (промежуточный) контроль
По окончании
темы
изучения -Определение
степени письменная
усвоения
учащимися самостоятельная работа.
учебного
материала
по тестирование
отдельным блокам;
-Определение результатов
обучения
Итоговый контроль
В конце курса обучения
-Определение
изменения
уровня знаний о истории и
природе родного края.
-Определение результатов
обучения (для детей);
-Получение сведений для
совершенствования
образовательной программы
и методов обучения (для
педагога)
обобщающий
(итоговый)
контроль
в
форме
презентаций
личных
достижений, полученных в
результате
краеведческоисследовательской
деятельности
(самостоятельно
подготовленных
энциклопедических справок,
устных
и
письменных
докладов и сообщений,
проектных работ).
В результате мониторинга программы, определяется количество учащихся,
освоивших программу на:
– Высоком уровне – высокий образовательный результат, полное освоение
содержания образовательной программы (теоретические знания, практические умения),
имеет достижения на разных уровнях.
– Базовом уровне – полное освоение программы, но при выполнении заданий
допускает незначительные ошибки; имеет достижения на разных уровнях.
– Минимальном уровне – не полностью освоил программу, допускает существенные
ошибки при выполнении практических заданий и теоретических заданий.
7
6
6
Устные
1.4
8
4
6
Изобразительные
источники
изучения родного края
1.3
изучения
4
6
Вещественные
источники
изучения родного края
1.2.
источники
3
3
2
2
1. Источники и методы изучения родного края
Источники изучения родного края
1.1.
1.
№п/п
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Форма - лекция
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
экскурсия
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
экскурсия
Занятие первичного
Учебно-тематическое планирование (по месяцам)
1 год обучения
Название темы
Кол-во часов
Формы организации
занятий
всего
теория
практика
Сентябрь
Введение в программу
Вводное занятие. Знакомство с
Занятие первичного
3
3
программой.
предъявления
новых знаний
Форма - беседа
Беседа
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
опрос.
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Формы аттестации
(контроля)
3
1
3
6
3
6
исторических
Организация,
изучение
материалов
Атрибуция
источников
Использование
технических
средств в краеведческой работе
1.6.
1.7.
1.8.
поиск, сбор и
краеведческих
3
3
Звукозаписи и киноисточники
9
Октябрь
1.5.
3
20
Устные
источники
родного края
изучения
24
1.4.
Всего за сентябрь:
родного края
4
3
2
3
3
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа,
просмотр фильма.
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Форма - лекция
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – встреча со
старожилами
посёлка
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
опрос
тестирование.
Итоговое
«Источники
края»
Ноябрь
7
9
3
3
6
9
Улицы посёлка, носящие имена
земляков.
Семья. Связь поколений.
2.2
2.3
10
9
9
2. Родной дом. Родословная.
24
3
Роль семьи в жизни человека и
общества
занятие-семинар
изучения родного
2.1
Всего за октябрь:
1.9
6
3
3
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы –
лекция,беседа,
экскурсия
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Практическая
работа
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма - семинар
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.
2.3
3
Декабрь
3
6
2.2 История освоения края
6
6
Семья. Связь поколений.
Освоение края первопроходцами
Источники знаний о п. УстьБаргузин. Основные сведения о п.
11
2.3.История п. Усть-Баргузин
12
6
6
9
15
24
Всего за ноябрь:
Занятие первичного
предъявления
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа, круглый
стол.
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа,
практическая
работа
Беседа;
самостоятельная
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.
История п. Усть-Баргузин с
дореволюционного времени до
настоящего времени.
Всего за январь:
История п. Усть-Баргузин с
дореволюционного времени до
настоящего времени.
Всего за декабрь:
Усть-Баргузин.
12
12
9
Январь
12
12
Февраль
12
24
24
21
12
9
15
24
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа, экскурсия.
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Практическая
работа
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.
Март
3
12
15
6
18
24
Источники знаний о с. Баргузин.
Основные сведения о с. Баргузин.
История п. Усть-Баргузин с
дореволюционного времени до
настоящего времени.
Всего за март:
13
Апрель
3
15
24
Всего за февраль:
9
6
9
3
3
Источники знаний о с. Баргузин.
Основные сведения о с. Баргузин.
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Практическая
работа
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа, экскурсия.
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.
18
135
3
3
24
216
Открытое занятие по итогам года
Заключительное занятие
Всего за май:
Итого за год:
14
3
18
История
с.
Баргузин
с
дореволюционного времени до
настоящего времени.
81
3
Май
15
6
3
9
15
24
Всего за апрель:
9
15
24
История
с.
Баргузин
с
дореволюционного времени до
настоящего времени.
Занятие первичного
предъявления новых
знаний
Занятие обобщения и
систематизации
предметных знаний
Форма – лекция,
беседа. Экскурсия.
Занятие обобщения и
систематизации
предметных знаний
Форма – круглый
стол.
Занятие обобщения и
систематизации
предметных знаний
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.
Беседа;
самостоятельная работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой деятельности
опрос.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.
9
9
9
12
История народов республики с
древнего времени до наших дней.
Основные
этапы
истории.
Важнейшие события.
Традиционные занятия жителей
республики. Быт, обычаи и
традиции населения.
2.2
2.3
15
3
2. История родного края
3
Источники знаний о Республике
Бурятия. Основные сведения о
Республике Бурятия.
2.1
1.
№п/п
3
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Форма - лекция
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа
Беседа
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
опрос.
Учебно-тематическое планирование (по месяцам) 2 год обучения
Название темы
Кол-во часов
Формы организации
Формы аттестации
занятий
(контроля)
всего
теория
практика
Сентябрь
Введение в программу
Вводное занятие. Знакомство с
Занятие первичного Педагогическое
3
3
программой2 года обучения.
предъявления
наблюдение
новых знаний
Тестирование
Форма - беседа
9
Занятия на местности, сбор краеведческого
16
6
6
традиции,
Эвенки. Культура,
религия и верования.
3.3
9
6
6
Эвенки. Материальная культура
(жилище,
одежда,
домашняя
утварь и т.д)
3.2
3
Эвенки. Этногенез
3.1
3. Этнография
3
3
6
9
Судьбы знаменитых
республики.
2.4
жителей
3
3
Традиционные занятия жителей
республики. Быт, обычаи и
традиции населения.
Октябрь
12
36
24
9
9
2.3
Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.
Всего за сентябрь:
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Практическая
работа
Поход
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Форма - лекция
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Форма - беседа
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – экскурсия
Поход
3
6
9
3
6
12
Эвенки.
Народные
ремёсла,
художественная культура.
Буряты.
Этногенез.
История
появления бурят в Баргузинском
районе.
Буряты. Материальная культура
(жилище,
одежда,
домашняя
утварь и т.д)
3.5
3.6
3.7
17
Ноябрь
6
6
жизни,
Эвенки.
Образ
традиционные занятия
21
36
3.4
материала.
Всего за октябрь:
15
3
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
Занятие первичного деятельности
опрос.
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.
Занятие первичного Беседа;
предъявления
самостоятельная
новых знаний
работа
Занятие обобщения педагогическое
и систематизации наблюдение.
предметных знаний
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
9
12
9
жизни,
Буряты.
Образ
традиционные занятия
3.10
Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.
18
9
12
традиции,
Буряты. Культура,
религия и верования.
3.9
9
3
3
Декабрь
3
3
12
24
36
Генеалогия
поколений
–
древнейшая традиция бурятского
народа.
9
9
3.8
Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.
Всего за ноябрь:
лекция,
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Поход
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа,практическая
работа
Формы –
беседа.
Поход
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.
9
12
9
Казаки. Материальная культура
(жилище,
одежда,
домашняя
утварь и т.д)
3.13
Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.
19
9
9
Казаки в Сибири. Появление
казаков
в
Бурятии,
в
Баргузинском районе.
3.12
9
3
3
Январь
3
6
ремёсла,
Буряты.
Народные
танцы, сказки, игры.
15
21
36
3.11
Всего за декабрь:
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа
Поход
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.
6
3
6
Возрождение казачества.
Старообрядчество. Семейские в
Забайкалье. Появление семейских
в Бурятии.
3.15
3.16
20
3
3
Февраль
3
Традиции
и
верования
Забайкальских казаков
21
36
3.14
Всего за январь:
15
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.
памятники
9
21
Март
6
4. Искусство Бурятии
3
36
Архитектура
и
культуры Бурятии
9
Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.
Всего за февраль:
4.1
9
6
6
жизни,
Семейские.
Образ
традиционные занятия
3.18
27
9
9
9
Семейские.
Материальная
культура
(жилище,
одежда,
домашняя утварь и т.д)
3.17
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа
Поход
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.
3
3
3
3
3
6
Музыкальная культура Бурятии
Театры Бурятии
Музеи Бурятии
4.3
4.4
4.5
22
6
6
Живопись и скульптура в Бурятии
4.2
3
3
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.
Занятие первичного Беседа;
предъявления
самостоятельная
новых знаний
работа
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.
6
6
Растительный мир Байкальского
региона
5.3
23
6
9
мир
Байкальского
всемирного
Животный
региона
Байкалучасток
наследия
3
5. Природное наследие Бурятии
Апрель
12
6
6
18
36
18
9
9
5.2
5.1
Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.
Всего за март:
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.
Занятие обобщения Беседа;
и систематизации самостоятельная
предметных знаний работа
педагогическое
Занятие обобщения Беседа;
и систематизации самостоятельная
предметных знаний работа
Форма – круглый
педагогическое
стол.
наблюдение.
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – лекция,
беседа. Экскурсия.
Поход
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.
18
3
18
Май
9
36
12
324
Итого за год
24
141
27
36
183
9
9
Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.
Всего за май:
9
3
3
6.2
Поход
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма
–
конференция
Поход
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа, экскурсия
6. Культурно-просветительная, общественно-полезная деятельность юных краеведов
Экскурсионно-просветительская
Занятие обобщения
12
12
работа
и систематизации
предметных знаний
Форма –экскурсия
ООПТ Байкальского региона
9
9
Итоговое занятие по результатам
освоения
программы.
Конференция.
6.1
5.4
Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.
Всего за апрель:
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.
наблюдение.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарно-учебный график
Срок освоения программы
Объём программы
2 года (18 месяцев, 72 недели)
Полный объём учебных часов – 540 .
Первый год обучения – 216 часа; Второй
год обучения – 324 часа.
Даты начала и окончания учебного 1 сентября –– 31 мая
года
Количество учебных недель
36 недель в год;
всего за 2 года обучения – 72 недели
Режим занятий
1-й год обучения – 216 часов
(2 раза в неделю по 3 часа);
2-й год обучения – 324 часов
(3 раза в неделю по 3 часа)
Количество учебных дней/занятий
1-й год: 8 занятий в месяц, 72 занятия в
год;
2-й год об: 12 занятий в месяц, 108
занятий в год
Сроки и продолжительность каникул Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
с 31 декабря по 8 января (в зависимости
от утверждённых праздничных дней
ежегодно)
Сроки мониторинговых
с 1 по 20 сентября;
исследований (начало и конец
с 25 апреля по 30 мая
уч.года)
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, учебная мебель (столы
и стулья), компьютер, фотоаппарат.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования центра, имеющий высшее
профессиональное образование / Высшее, музеевед-историк;
ВСГАКИ (Восточно-
Сибирская государственная академия культуры и искусства), г. Улан-Удэ,
Методическое обеспечение
Основным объектом краеведческой библиографии служат произведения печати - книги,
периодические издания, карты, изобразительная продукция.
Источником библиографической информации о Бурятии, Баргузинском районе и
посёлке
Усть-Баргузин
государственной
Республиканской
являются
библиотеки
им.
библиографические
Б.Абидуева,
государственной
юношеской
отделы
Бурятской
национальной
библиотеки,
детской
библиотеки
РБ,
Республиканского
этнографического музея народов Забайкалья, а также музей природы Бурятии, музей
истории Бурятии им. М.И. Хангалова,
республиканский геологический музей, музей
25
культуры и искусства Бурятии, музей Бурятского научного центра СО РАН, музей
истории г. Улан-Удэ, республиканский художественный музей им. Сампилова;
креведческий музей Баргузинской средней школы, Баргузинская межпоселенческая
библиотека, библиотека семейного чтения п. Усть-Баргузин; краеведческий музей УстьБаргузинской средней школы.
Печатные источники
Основным источником сведений о крае в краеведческой деятельности учителей служат
книги, периодические издания (статьи в журналах и газетах) и продолжающиеся издания
(сборники трудов и ученые записки научных обществ, научно-исследовательских
институтов, высших учебных заведений и др.). Как правило, это книги, в которых
рассказывается о различных сторонах развития края - его истории, экономике, культуре,
природных богатствах, достопримечательностях, экологической обстановке.
Они могут содержать первичную информацию, но в большинстве случаев обобщают
опосредованную информацию, воспринятую и переработанную авторами из источников.
Сведения о крае могут содержаться как в специальной литературе, так и в различных
центральных и местных изданиях. Литературные источники многообразны: монографии и
сборники, очерки и мемуары, научная и научно-популярная литература, публицистика и
издания справочного характера. Список литературы эколого-краеведческого характера
прилагается.
Статистические источники краеведения
Одним из основных источников при изучении края служат данные государственной
статистики. Эти данные могут быть о состоянии населения, хозяйстве, природных
объектах, экологической обстановке и др.
К главным статистическим источникам по экологии можно отнести ежегодные
доклады о состоянии окружающей природной среды в нашей республике.
Картографические источники
В краеведческих исследованиях карты служат как источником информации, так и для
демонстрации результатов, полученных другими способами.
Историко-культурный Атлас Республики Бурятия. Основной том – М.: ИПЦ «Дизайн.
Информация. Картография», 2001. – м680 с.: илл., карт.
Атлас Байкала. Российская академия наук Сибирское отделение Межведомственный
научный совет по программе «Сибирь» Федеральная служба геодезии и картографии
России. – Москва, 1993.
26
Архивные и фондовые материалы.
Государственные
архивы
являются
хранителями
многовекового
документального
наследия. В настоящее время значительная по объему экологическая информация
накоплена в фондах комитета природных ресурсов по Республике Бурятия.
Устные источники.
Язык, как древнейший способ общения людей, хранит богатейшие сведения жизни в
самые различные эпохи. Языковым каналом передачи этих сведений является устное
народное творчество - сказки, предания, былины, песни, пословицы и поговорки. В
качестве устного источника могут выступать и рассказы ныне живущих людей, в памяти
которых сохранились сведения о различных событиях истории.
Среди источников топонимического характера следует отметить работы И.К. Инжеватова
(1979), И.Д. Цыганкина (1993).
Памятники истории и культуры как источник краеведения
Памятники истории и культуры следует рассматривать не только как объекты
краеведения, но и как продукт определенных общественных отношений, непосредственно
отражающих конкретную сторону человеческой деятельности.
Поскольку памятники истории и культуры очень разнообразны, то и характер
содержащейся в ней информации тоже не одинаков и зависит от вида памятника.
Наблюдение объектов и процессов природы как источник краеведческих знаний
Важнейший источник краеведческих знаний - непосредственное изучение природы и
отдельных ее достопримечательностей во время самостоятельных поездок, экскурсий,
краеведческих экспедиций.
Разработки экскурсий:
Памятники природы Баргузинской долины;
Баргузин – город исторический;
История п. Усть-Баргузин;
Растительный мир прибрежной территории.
Фотоматериал (из архива центра «Подлеморье»), домашние семейные архивы
Видеофильмы (видеокассеты):
Байкальские фантазии /видовой фильм;
Фильмы о природе и для природы о человеке и для человека. – Иркутская Региональная
Общественная Организация «Байкальская экологическая волна»;
Колодец планеты – ИНЦ СО РАН Байкальский музей;
Подводный мир Байкала;
27
У края чарующей бездны;
Осенняя рыбалка в горах Прибайкалья.
Учебный материал на СD, DVD-дисках:
Презентации Роwer Point:
ФГУ «Забайкальский национальный парк»;
Орнитофауна Забайкальского национального парка;
Флора Забайкальского национального парка;
Животный мир Забайкальского национального парка.
Разработки учебных занятий
Разработки экскурсий:
Памятники природы Баргузинской долины;
Баргузин – город исторический;
История п. Усть-Баргузин;
Растительный мир прибрежной территории.
Методические рекомендации:
- методика сбора краеведческого материала;
- Как организовать встречу со сторожилами.
28
Список литературы
нормативно-правовые документы
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
––
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018
№
298
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
–– Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016
«Методические
рекомендации
общеобразовательных
реабилитации,
по
программ,
профессиональному
реализации
адаптированных
дополнительных
способствующих
социально-психологической
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с учётом их особых образовательных
потребностей».
Литература для педагога
1.
Байкал. Атлас. Под ред. Галазия Г.И. – РАН СО. – Федеральная служба геодезии и
картографии. Москва. 1993 г.
29
2.
Байкал, Баргузинский заповедник. Фотоальбом. – изд. Акционерное общество
«ЦЕПРУСС» и МГП «Северные просторы». Москва, 1993
3.
Биологические ресурсы Забайкалья и их охрана. – Улан-Удэ: БФ СО АН СССР,
2004 – 196с.
4.
Бойков Т.Г. Охрана редких растений бассейна озера Байкал. – Улан-Удэ: БНЦ СО
РАН, 1993 – 208с.
5.
Второв П.П., Дроздов Н.Н., Определитель птиц. – М.: Просвещение, 1980 – 126с.
6.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – 3-е издание., испр. доп. – М: Мысль.
1988. – 285 с., ил.
7.
Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2006
году». Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Федеральная служба
по надзору в сфере природопользования. Москва, 2007.
8.
Гурулёв С.А. Что в имени твоём, Байкал? – Новосибирск: Наука, 1982. – 108 с.
9.
Денисова А.Н. Образовательный проект: Пресная вода: Учебно-методическое
пособие / Отв. ред. Э.В. Гирусов. Улан-Удэ: «Бэлиг», 2003. – 200с.
10.
Забелина Н.М. Национальный парк. – М.: Мысль, 1987 – 166с.
11.
Зайцева И.В., Интигринова Т.П., Протопопова И.В. Экологические традиции
народов севера Баргузинской долины. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1999. – 48 с.
12.
Земля – наш общий дом. Выпуски 3-й и 4-й. – Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999 –
84с.
13.
Играя, обучаемся. Выпуски 1-й и 2-й. – Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999 – 146с.
14.
Калмыков Н.П. Доисторические животные у озера Байкал. – Улан-Удэ: Изд-во
Бурятского госуниверситета, 2002. – 232 с., ил.
15.
Капустин А. Баргузин – страницы истории. – Баргузин, 1990 – 26 с.
16.
Кожов М.М. Очерки по Байкаловедению.
– Восточно-сибирское книжное
издательство, 1972 – 252 с.
17.
Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале:
спецкурс для общеобразоват. учеб. заведений. – Иркутск, 2006. – 224 с.
18.
Лесные и околоводные птицы. – М.: СОПР, 2005 – 254с.
19.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. – М.:
«Устойчивый мир», 1999 – 296с.
20.
ООПТ
и
сохранение
биоразнообразия
Байкальского
региона.
Материалы
региональной науч.-практ. Конф., посвящ 15-летию государственного природного
заповедника «Байкало-Ленский». – Иркутск: «Листок», 2001г. – 151 с.
30
21.
Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология, и её гуманистическая
модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144с.
22.
Слово о Байкале. Мифы, предания, легенды, сказки, сказы и сказания, наставления
/ Составитель С.Н. Асламова. Художественное оформление А.И. Шелтунов, Н.А.
Шелтунов. – Иркутск: ГУК Редакция журнала «Сибирячок», 2004. – 224 с.
23.
Стариков П.С. Рыбы Бурятии.Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2005 –
32 с.
24.
Тулохонов А.К. Байкальский регион: проблемы устойчивого развития. –
Новосибирск: «Наука» и СИФ РАН, 1996 – 274с.
25.
Центральная экологическая зона Байкальской природной территории. Атлас.
Министерство природных ресурсов Российской Федеоации. Федеральное агенство
геодезии и картографии. Москва, 2006 г.
26.
Человек у Байкала и среда его обитания (Материалы I-й Международной
конференции по экологическим проблемам Байкальского региона) – Улан-Удэ, 1991. –
178 с.
27.
Элиасов Л.Е. Байкальские легенды и предания. Фольклорные записи. – 2-е доп. и
перераб. изд. – Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1984. – 256с., с ил.
28.
Этноэкологические традиции народов Прибайкалья. – Улан-Удэ, 2004. – 62 с
Литература для учащихся
1.
Агеева С.
Н.
Заповедные тропинки.
Иркутск:
ЗАО
Восточно-Сибирская
издательская компания, 2000 – 22 с.
2.
Байкал. Атлас. Под ред. Галазия Г.И. – РАН СО. – Федеральная служба геодезии и
картографии. Москва. 1993 г.
3.
Байкал, Баргузинский заповедник. Фотоальбом. – изд. Акционерное общество
«ЦЕПРУСС» и МГП «Северные просторы». Москва, 1993
4.
Баргузинский заповедник. Фотоальбом. – Новосибирск: изд. Агенства печати
Новости, 1984 – 34 с.
5.
Бунтовская С.Н. Экологические чистые сказки с берега Байкала. Кн. 2. ЗАО
Восточно-Сибирская издательская компания, 2000 – 44 с.
6.
Второв П.П., Дроздов Н.Н., Определитель птиц. – М.: Просвещение, 1980 – 126с.
7.
Гурулёв С.А. Что в имени твоём, Байкал? – Новосибирск: Наука, 1982. – 108 с.
8.
Зайцева И.В., Интигринова Т.П., Протопопова И.В. Экологические традиции
народов севера Баргузинской долины. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1999. – 48 с.
9.
Земля – наш общий дом. Выпуски 3-й и 4-й. – Новосибирск: ИСАР-Сибирь,
1999 – 84 с.
31
10.
Играя, обучаемся. Выпуски 1-й и 2-й. – Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999 – 146с.
11.
Калмыков Н.П. Доисторические животные у озера Байкал. – Улан-Удэ: Изд-во
Бурятского госуниверситета, 2002. – 232 с., ил.
12.
Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных. – 2-е
изд., перераб и доп. – Улан-Удэ, издательский дом «Информполис», 2005. – 328 с.
13.
Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды растений и грибов.
– 2-е изд., перераб и доп. – Новосибирск: Наука, 2002. – 340 с.
14.
Ласуков Р. Звери и их следы: карманный определитель. – М.: Рольф, 1999 – 172с.
15.
Ласуков Р. Лекарственные растения: карманный определитель. – М.: Рольф, 1999.
16.
Лесные и околоводные птицы. – М.: СОПР, 2005 – 254с.
17.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. – М.:
«Устойчивый мир», 1999 – 296с.
18.
Мясищева Л.В. Про сурка. Для детей дошкольного и младшего школьного
возраста. – Улан-Удэ, 2000. – 12 с.
19.
Слово о Байкале. Мифы, предания, легенды, сказки, сказы и сказания, наставления
/ Составитель С.Н. Асламова. Художественное оформление А.И. Шелтунов, Н.А.
Шелтунов. – Иркутск: ГУК Редакция журнала «Сибирячок», 2004. – 224 с.
20.
Стариков П.С. Байкал и его жизнь. – Улан-Удэ: Бурят. Кн. Изд-во, 1986. – 64 с.
21.
Стариков П.С. Рыбы Бурятии.Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство,
2005 – 32 с.
22.
Элиасов Л.Е. Байкальские легенды и предания. Фольклорные записи. – 2-е доп. и
перераб. изд. – Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1984. – 256с., с ил.
32
33