Мой отчий край - долина Баргузина

1. Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
––

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018

№

298

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Уровень освоения содержания – базовый.
Классификация программы по степени авторства – модифицированная (создана на
основе дополнительной общеразвивающей программы «Край мой Завьяловский»
Марковой З.Г.).
Программа составлена в соответствии с «Положением о единых требованиях к
дополнительным

общеобразовательным
2

программам

МБУДО

«Центр

дополнительного образования детей «Подлеморье» (утверждено Приказом директора
№ 20 от 17.06.2019 г.).
Актуальность
Сегодня одной из центральных государственных задач является развитие
гражданского общества и демократического государства. Важный фактор её решения –
объединяющие нас моральные ценности, духовное единство. Среди этих ценностей и
общественных ориентиров, выработанных и выверенных за века, - патриотизм, вера в
Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. В
воспитании у молодёжи таких нравственных ориентиров велика роль краеведения.
Можно утверждать: краеведение, в первую очередь историческое, является важным
средством реализации концептуальных положений, сформулированных в Федеральном
законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» 2012года, « Национальной
доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» и других документов.
Основополагающая идея этих документов – органическое единство интересов
человека, семьи, общества и государства в деле воспитания гражданина России, активного
члена гражданского общества. Эта идея имеет прямое отношение и к краеведению как
одной из составляющих в решении этой задачи.
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному
городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно
воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в
общественных процессах. Местный материал доступен обучающимся для освоения,
позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть
преемственность в культурных традициях и определить место своего края в
отечественной и мировой истории.
Отличительная особенность данной

программы

состоит в том, что она

ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины –
Бурятии, Баргузинской долины в целом, как части России. Большое значение в программе
уделяется краеведческой работе с живыми носителями изучаемой истории, культуры и
традиций Баргузинской долины.
Основные направления краеведческой работы:


Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях
народов Баргузинской долины; знакомство с культурой; изучение истории
Бурятии, освоения Забайкалья

3



Эколого-краеведческое: ориентировано на формирование экологической
культуры подрастающего поколения, знакомит с природными богатствами
края, растительным и животным миром, памятниками природы;

Адресат программы
Программа рассчитана на работу с детьми подросткового возраста (13-16 лет).
Дети в этом возрасте характеризуются резким возрастанием познавательной активности и
любознательности,

возникновением

познавательных

интересов,

обладают

первоначальными историческими знаниями.
Наполняемость в группах составляет 10-15 человек.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Объём и сроки реализации программы:
Объём программы – 540 ч. Продолжительность курса – 2 года.
Режим занятий:
Режим занятий:1-й год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа;
2-й год обучения – 3 раза в неделю по 3 часа. Программой предусмотрены 1-2 похода или
занятия на местности в месяц. Время проведения походов или занятий на местности – до 8
часов.
Формы обучения и виды занятий по программе.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала и
активную практическую краеведческую деятельность. Соответствие используемых
методов обучения цели, задачам, характеру и содержанию учебного материала, уровню
знаний, умений и навыков обучающихся, материальному обеспечению, индивидуальным
особенностям,

возможностям

учащихся,

личностным

качествам

педагога,

его

подготовленности и уровню методического мастерства, бюджету времени является
педагогически целесообразным.
При

проведении

занятий

используются

групповые,

коллективные

и

индивидуальные формы обучения.
Цель программы:
Приобщение учащихся к истории и культуре своего края, воспитание любви к
родной земле на основе изучения истории, культуры, природы родного края.
Задачи:
В воспитании:
- воспитывать личность ребёнка с чувством патриотизма, любви к малой родине;
- формировать духовно-нравственные качества личности на основе культурных,
исторических и духовных ценностей своего народа;
4

- воспитывать толерантность и межэтническую культуру;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство любви к ней.
В обучении:
- формировать у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем своего
края; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие
края.
- формировать умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать
факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.
В развитии:
- развивать у учащихся интерес к краеведческой и поисково-исследовательской
деятельности;
- развивать способности и умения самостоятельно работать с источниками.
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах,
расширять исторический кругозор учащихся

Ожидаемые результаты
Результаты первого года обучения:
У учащихся будет сформирована система знаний об:
- истории своего края: посёлка, района, республики;
-истории своей семьи
Учащиеся приобретут умения:
-работать с различными источниками изучения родного края;
-вести поисковую деятельность по сбору краеведческого материала;
-самостоятельно работать с литературой;
-готовить сообщения и выступать с презентациями;
-работать с семейными архивами, составлять родословную.
Результаты второго года обучения:
У обучающихся будет сформирована система знаний об:
- этнических особенностях народов края, их культуре и её самобытности;
-искусстве Бурятии;
-природе родного края.
Учащиеся приобретут умения
-осуществлять

поиск

необходимой

информации

для

выполнения

заданий

с

использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников,
сведений интернета;
-работать с архивными материалами;
5

- вести поиск, сбор и описание краеведческих материалов.
Учащиеся овладеют навыками экскурсионной работы
В результате систематического обучения по программе «Краеведение» у учащихся будут
сформированы личностные качества:
- коммуникативность, умение работать в группе, формулировать собственное мнение и
позицию;
- уважение к природе родного края;
- чувство патриотизма.
Формы подведения итогов реализации программы (методы, виды и формы контроля)
Методы контроля:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ активности обучающихся на занятиях, результатов решения задач
поискового характера, продуктов творческой деятельности, анкетирования, тестирования
и опросов;
- выполнение учащимися диагностических материалов;
- педагогический мониторинг и мониторинг образовательной деятельности детей.
Виды и формы контроля:
Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной контроль
В начале учебного года

Определение уровня знаний
об истории и природе
родного края.
Текущий контроль

-беседа
-тестирование

В течение учебного года

-Определение степени
усвоения учащимися
учебного материала;
-Определение степени
готовности детей к
восприятию нового
материала;
-Мотивация (повышение
ответственности и
заинтересованности детей в
обучении) (для
обучающихся)
-Выявление детей,
отстающих и опережающих
в обучении по программе,
подбор наиболее
эффективных методов и
средств обучения (для
педагога)
6

-педагогическое наблюдение
-устный опрос
-письменная
самостоятельная работа
- текущий контроль (беседы
с учащимися по изучаемым
темам, проблемам, аспектам
исторического
развития
Баргузинского
района);
тематический
контроль
(тестовые
задание,
тематические зачеты);
Организация и проведение
тематических экскурсий.

Рубежный (промежуточный) контроль
По окончании
темы

изучения -Определение
степени письменная
усвоения
учащимися самостоятельная работа.
учебного
материала
по тестирование
отдельным блокам;
-Определение результатов
обучения
Итоговый контроль

В конце курса обучения

-Определение
изменения
уровня знаний о истории и
природе родного края.
-Определение результатов
обучения (для детей);
-Получение сведений для
совершенствования
образовательной программы
и методов обучения (для
педагога)

обобщающий
(итоговый)
контроль
в
форме
презентаций
личных
достижений, полученных в
результате
краеведческоисследовательской
деятельности
(самостоятельно
подготовленных
энциклопедических справок,
устных
и
письменных
докладов и сообщений,
проектных работ).

В результате мониторинга программы, определяется количество учащихся,
освоивших программу на:
– Высоком уровне – высокий образовательный результат, полное освоение
содержания образовательной программы (теоретические знания, практические умения),
имеет достижения на разных уровнях.
– Базовом уровне – полное освоение программы, но при выполнении заданий
допускает незначительные ошибки; имеет достижения на разных уровнях.
– Минимальном уровне – не полностью освоил программу, допускает существенные
ошибки при выполнении практических заданий и теоретических заданий.

7

6

6

Устные

1.4

8

4

6

Изобразительные
источники
изучения родного края

1.3

изучения

4

6

Вещественные
источники
изучения родного края

1.2.

источники

3

3

2

2

1. Источники и методы изучения родного края

Источники изучения родного края

1.1.

1.

№п/п

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Форма - лекция
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
экскурсия
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
экскурсия
Занятие первичного

Учебно-тематическое планирование (по месяцам)
1 год обучения
Название темы
Кол-во часов
Формы организации
занятий
всего
теория
практика
Сентябрь
Введение в программу
Вводное занятие. Знакомство с
Занятие первичного
3
3
программой.
предъявления
новых знаний
Форма - беседа
Беседа
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
опрос.

Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Формы аттестации
(контроля)

3

1

3

6

3

6

исторических

Организация,
изучение
материалов

Атрибуция
источников

Использование
технических
средств в краеведческой работе

1.6.

1.7.

1.8.

поиск, сбор и
краеведческих

3

3

Звукозаписи и киноисточники

9

Октябрь

1.5.

3

20

Устные
источники
родного края

изучения

24

1.4.

Всего за сентябрь:

родного края

4

3

2

3

3

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения

Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа,
просмотр фильма.
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Форма - лекция
Занятие первичного
предъявления
новых знаний

Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – встреча со
старожилами
посёлка

предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
опрос
тестирование.

Итоговое
«Источники
края»

Ноябрь

7

9

3

3

6

9

Улицы посёлка, носящие имена
земляков.

Семья. Связь поколений.

2.2

2.3

10

9

9

2. Родной дом. Родословная.

24

3

Роль семьи в жизни человека и
общества

занятие-семинар
изучения родного

2.1

Всего за октябрь:

1.9

6

3

3

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы –
лекция,беседа,
экскурсия
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний

и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Практическая
работа
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма - семинар

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.

2.3

3

Декабрь
3

6

2.2 История освоения края
6
6

Семья. Связь поколений.

Освоение края первопроходцами

Источники знаний о п. УстьБаргузин. Основные сведения о п.

11

2.3.История п. Усть-Баргузин
12
6
6

9

15

24

Всего за ноябрь:

Занятие первичного
предъявления

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.

Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа, круглый
стол.

и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа,
практическая
работа

Беседа;
самостоятельная

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.

История п. Усть-Баргузин с
дореволюционного времени до
настоящего времени.

Всего за январь:

История п. Усть-Баргузин с
дореволюционного времени до
настоящего времени.

Всего за декабрь:

Усть-Баргузин.

12

12
9

Январь
12

12
Февраль
12

24

24
21

12

9

15

24

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа, экскурсия.

новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Практическая
работа

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.

работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.

Март
3

12

15

6

18

24

Источники знаний о с. Баргузин.
Основные сведения о с. Баргузин.

История п. Усть-Баргузин с
дореволюционного времени до
настоящего времени.

Всего за март:

13

Апрель

3

15

24

Всего за февраль:

9

6

9

3

3

Источники знаний о с. Баргузин.
Основные сведения о с. Баргузин.

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Практическая
работа

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа, экскурсия.

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.

18
135

3

3
24
216

Открытое занятие по итогам года

Заключительное занятие

Всего за май:

Итого за год:

14

3

18

История
с.
Баргузин
с
дореволюционного времени до
настоящего времени.

81

3

Май
15

6

3

9

15

24

Всего за апрель:

9

15

24

История
с.
Баргузин
с
дореволюционного времени до
настоящего времени.

Занятие первичного
предъявления новых
знаний
Занятие обобщения и
систематизации
предметных знаний
Форма – лекция,
беседа. Экскурсия.
Занятие обобщения и
систематизации
предметных знаний
Форма – круглый
стол.
Занятие обобщения и
систематизации
предметных знаний

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.

Беседа;
самостоятельная работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой деятельности
опрос.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.

9

9

9

12

История народов республики с
древнего времени до наших дней.
Основные
этапы
истории.
Важнейшие события.

Традиционные занятия жителей
республики. Быт, обычаи и
традиции населения.

2.2

2.3

15

3

2. История родного края

3

Источники знаний о Республике
Бурятия. Основные сведения о
Республике Бурятия.

2.1

1.

№п/п

3

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Форма - лекция
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа

Беседа
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
опрос.

Учебно-тематическое планирование (по месяцам) 2 год обучения
Название темы
Кол-во часов
Формы организации
Формы аттестации
занятий
(контроля)
всего
теория
практика
Сентябрь
Введение в программу
Вводное занятие. Знакомство с
Занятие первичного Педагогическое
3
3
программой2 года обучения.
предъявления
наблюдение
новых знаний
Тестирование
Форма - беседа

9

Занятия на местности, сбор краеведческого

16

6

6

традиции,

Эвенки. Культура,
религия и верования.

3.3

9

6

6

Эвенки. Материальная культура
(жилище,
одежда,
домашняя
утварь и т.д)

3.2

3

Эвенки. Этногенез

3.1

3. Этнография
3

3

6

9

Судьбы знаменитых
республики.

2.4

жителей

3

3

Традиционные занятия жителей
республики. Быт, обычаи и
традиции населения.

Октябрь

12

36

24

9

9

2.3

Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.
Всего за сентябрь:

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Практическая
работа
Поход

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Форма - лекция
Занятие первичного
предъявления
новых знаний

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Форма - беседа

Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – экскурсия

Поход

3

6

9

3

6

12

Эвенки.
Народные
ремёсла,
художественная культура.

Буряты.
Этногенез.
История
появления бурят в Баргузинском
районе.

Буряты. Материальная культура
(жилище,
одежда,
домашняя
утварь и т.д)

3.5

3.6

3.7

17

Ноябрь
6

6

жизни,

Эвенки.
Образ
традиционные занятия

21

36

3.4

материала.
Всего за октябрь:
15

3

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
Занятие первичного деятельности
опрос.
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.
Занятие первичного Беседа;
предъявления
самостоятельная
новых знаний
работа
Занятие обобщения педагогическое
и систематизации наблюдение.
предметных знаний

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний

9

12

9

жизни,

Буряты.
Образ
традиционные занятия

3.10

Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.

18

9

12

традиции,

Буряты. Культура,
религия и верования.

3.9

9

3

3

Декабрь
3

3

12

24

36

Генеалогия
поколений
–
древнейшая традиция бурятского
народа.

9

9

3.8

Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.
Всего за ноябрь:

лекция,

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.
Поход

Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа,практическая
работа

Формы –
беседа.
Поход

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.

9

12

9

Казаки. Материальная культура
(жилище,
одежда,
домашняя
утварь и т.д)

3.13

Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.

19

9

9

Казаки в Сибири. Появление
казаков
в
Бурятии,
в
Баргузинском районе.

3.12

9

3

3

Январь
3

6

ремёсла,

Буряты.
Народные
танцы, сказки, игры.

15

21

36

3.11

Всего за декабрь:

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа
Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа
Поход

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.

6

3

6

Возрождение казачества.

Старообрядчество. Семейские в
Забайкалье. Появление семейских
в Бурятии.

3.15

3.16

20

3

3

Февраль
3

Традиции
и
верования
Забайкальских казаков

21

36

3.14

Всего за январь:

15

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.

памятники

9

21

Март
6

4. Искусство Бурятии

3

36

Архитектура
и
культуры Бурятии

9

Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.
Всего за февраль:

4.1

9

6

6

жизни,

Семейские.
Образ
традиционные занятия

3.18

27

9

9

9

Семейские.
Материальная
культура
(жилище,
одежда,
домашняя утварь и т.д)

3.17

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа
Поход

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – беседа.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.

3

3

3

3

3

6

Музыкальная культура Бурятии

Театры Бурятии

Музеи Бурятии

4.3

4.4

4.5

22

6

6

Живопись и скульптура в Бурятии

4.2

3

3

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.

Занятие первичного Беседа;
предъявления
самостоятельная
новых знаний
работа

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.

6

6

Растительный мир Байкальского
региона

5.3

23

6

9

мир

Байкальского

всемирного

Животный
региона

Байкалучасток
наследия

3

5. Природное наследие Бурятии
Апрель
12
6
6

18

36

18

9

9

5.2

5.1

Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.
Всего за март:

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ продуктов
творческой
деятельности
опрос.

педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
опрос.

Занятие обобщения Беседа;
и систематизации самостоятельная
предметных знаний работа
педагогическое

Занятие обобщения Беседа;
и систематизации самостоятельная
предметных знаний работа
Форма – круглый
педагогическое
стол.
наблюдение.

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма – лекция,
беседа. Экскурсия.

Поход

Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа.

18

3

18
Май
9

36

12

324

Итого за год

24

141

27

36

183

9

9

Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.
Всего за май:

9

3

3

6.2

Поход

Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Форма
–
конференция
Поход

Занятие первичного
предъявления
новых знаний
Занятие обобщения
и систематизации
предметных знаний
Формы – лекция,
беседа, экскурсия
6. Культурно-просветительная, общественно-полезная деятельность юных краеведов
Экскурсионно-просветительская
Занятие обобщения
12
12
работа
и систематизации
предметных знаний
Форма –экскурсия

ООПТ Байкальского региона

9

9

Итоговое занятие по результатам
освоения
программы.
Конференция.

6.1

5.4

Занятия на местности, сбор краеведческого
материала.
Всего за апрель:

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.

Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение.

наблюдение.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарно-учебный график
Срок освоения программы
Объём программы

2 года (18 месяцев, 72 недели)
Полный объём учебных часов – 540 .
Первый год обучения – 216 часа; Второй
год обучения – 324 часа.
Даты начала и окончания учебного 1 сентября –– 31 мая
года
Количество учебных недель
36 недель в год;
всего за 2 года обучения – 72 недели
Режим занятий
1-й год обучения – 216 часов
(2 раза в неделю по 3 часа);
2-й год обучения – 324 часов
(3 раза в неделю по 3 часа)
Количество учебных дней/занятий
1-й год: 8 занятий в месяц, 72 занятия в
год;
2-й год об: 12 занятий в месяц, 108
занятий в год
Сроки и продолжительность каникул Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
с 31 декабря по 8 января (в зависимости
от утверждённых праздничных дней
ежегодно)
Сроки мониторинговых
с 1 по 20 сентября;
исследований (начало и конец
с 25 апреля по 30 мая
уч.года)
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, учебная мебель (столы
и стулья), компьютер, фотоаппарат.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования центра, имеющий высшее
профессиональное образование / Высшее, музеевед-историк;

ВСГАКИ (Восточно-

Сибирская государственная академия культуры и искусства), г. Улан-Удэ,
Методическое обеспечение
Основным объектом краеведческой библиографии служат произведения печати - книги,
периодические издания, карты, изобразительная продукция.
Источником библиографической информации о Бурятии, Баргузинском районе и
посёлке

Усть-Баргузин

государственной
Республиканской

являются

библиотеки

им.

библиографические
Б.Абидуева,

государственной

юношеской

отделы

Бурятской

национальной
библиотеки,

детской

библиотеки

РБ,

Республиканского

этнографического музея народов Забайкалья, а также музей природы Бурятии, музей
истории Бурятии им. М.И. Хангалова,

республиканский геологический музей, музей
25

культуры и искусства Бурятии, музей Бурятского научного центра СО РАН, музей
истории г. Улан-Удэ, республиканский художественный музей им. Сампилова;
креведческий музей Баргузинской средней школы, Баргузинская межпоселенческая
библиотека, библиотека семейного чтения п. Усть-Баргузин; краеведческий музей УстьБаргузинской средней школы.
Печатные источники
Основным источником сведений о крае в краеведческой деятельности учителей служат
книги, периодические издания (статьи в журналах и газетах) и продолжающиеся издания
(сборники трудов и ученые записки научных обществ, научно-исследовательских
институтов, высших учебных заведений и др.). Как правило, это книги, в которых
рассказывается о различных сторонах развития края - его истории, экономике, культуре,
природных богатствах, достопримечательностях, экологической обстановке.
Они могут содержать первичную информацию, но в большинстве случаев обобщают
опосредованную информацию, воспринятую и переработанную авторами из источников.
Сведения о крае могут содержаться как в специальной литературе, так и в различных
центральных и местных изданиях. Литературные источники многообразны: монографии и
сборники, очерки и мемуары, научная и научно-популярная литература, публицистика и
издания справочного характера. Список литературы эколого-краеведческого характера
прилагается.
Статистические источники краеведения
Одним из основных источников при изучении края служат данные государственной
статистики. Эти данные могут быть о состоянии населения, хозяйстве, природных
объектах, экологической обстановке и др.
К главным статистическим источникам по экологии можно отнести ежегодные
доклады о состоянии окружающей природной среды в нашей республике.
Картографические источники
В краеведческих исследованиях карты служат как источником информации, так и для
демонстрации результатов, полученных другими способами.


Историко-культурный Атлас Республики Бурятия. Основной том – М.: ИПЦ «Дизайн.
Информация. Картография», 2001. – м680 с.: илл., карт.



Атлас Байкала. Российская академия наук Сибирское отделение Межведомственный
научный совет по программе «Сибирь» Федеральная служба геодезии и картографии
России. – Москва, 1993.

26

Архивные и фондовые материалы.
Государственные

архивы

являются

хранителями

многовекового

документального

наследия. В настоящее время значительная по объему экологическая информация
накоплена в фондах комитета природных ресурсов по Республике Бурятия.
Устные источники.
Язык, как древнейший способ общения людей, хранит богатейшие сведения жизни в
самые различные эпохи. Языковым каналом передачи этих сведений является устное
народное творчество - сказки, предания, былины, песни, пословицы и поговорки. В
качестве устного источника могут выступать и рассказы ныне живущих людей, в памяти
которых сохранились сведения о различных событиях истории.
Среди источников топонимического характера следует отметить работы И.К. Инжеватова
(1979), И.Д. Цыганкина (1993).
Памятники истории и культуры как источник краеведения
Памятники истории и культуры следует рассматривать не только как объекты
краеведения, но и как продукт определенных общественных отношений, непосредственно
отражающих конкретную сторону человеческой деятельности.
Поскольку памятники истории и культуры очень разнообразны, то и характер
содержащейся в ней информации тоже не одинаков и зависит от вида памятника.
Наблюдение объектов и процессов природы как источник краеведческих знаний
Важнейший источник краеведческих знаний - непосредственное изучение природы и
отдельных ее достопримечательностей во время самостоятельных поездок, экскурсий,
краеведческих экспедиций.
Разработки экскурсий:


Памятники природы Баргузинской долины;



Баргузин – город исторический;



История п. Усть-Баргузин;



Растительный мир прибрежной территории.

Фотоматериал (из архива центра «Подлеморье»), домашние семейные архивы
Видеофильмы (видеокассеты):


Байкальские фантазии /видовой фильм;



Фильмы о природе и для природы о человеке и для человека. – Иркутская Региональная
Общественная Организация «Байкальская экологическая волна»;



Колодец планеты – ИНЦ СО РАН Байкальский музей;



Подводный мир Байкала;
27



У края чарующей бездны;



Осенняя рыбалка в горах Прибайкалья.

Учебный материал на СD, DVD-дисках:
Презентации Роwer Point:


ФГУ «Забайкальский национальный парк»;



Орнитофауна Забайкальского национального парка;



Флора Забайкальского национального парка;



Животный мир Забайкальского национального парка.

Разработки учебных занятий
Разработки экскурсий:


Памятники природы Баргузинской долины;



Баргузин – город исторический;



История п. Усть-Баргузин;



Растительный мир прибрежной территории.

Методические рекомендации:
- методика сбора краеведческого материала;
- Как организовать встречу со сторожилами.

28

Список литературы
нормативно-правовые документы
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
––

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018

№

298

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
–– Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016
«Методические

рекомендации

общеобразовательных
реабилитации,

по

программ,

профессиональному

реализации

адаптированных

дополнительных

способствующих

социально-психологической

самоопределению

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с учётом их особых образовательных
потребностей».
Литература для педагога
1.

Байкал. Атлас. Под ред. Галазия Г.И. – РАН СО. – Федеральная служба геодезии и

картографии. Москва. 1993 г.

29

2.

Байкал, Баргузинский заповедник. Фотоальбом. – изд. Акционерное общество

«ЦЕПРУСС» и МГП «Северные просторы». Москва, 1993
3.

Биологические ресурсы Забайкалья и их охрана. – Улан-Удэ: БФ СО АН СССР,

2004 – 196с.
4.

Бойков Т.Г. Охрана редких растений бассейна озера Байкал. – Улан-Удэ: БНЦ СО

РАН, 1993 – 208с.
5.

Второв П.П., Дроздов Н.Н., Определитель птиц. – М.: Просвещение, 1980 – 126с.

6.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – 3-е издание., испр. доп. – М: Мысль.

1988. – 285 с., ил.
7.

Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2006

году». Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Федеральная служба
по надзору в сфере природопользования. Москва, 2007.
8.

Гурулёв С.А. Что в имени твоём, Байкал? – Новосибирск: Наука, 1982. – 108 с.

9.

Денисова А.Н. Образовательный проект: Пресная вода: Учебно-методическое

пособие / Отв. ред. Э.В. Гирусов. Улан-Удэ: «Бэлиг», 2003. – 200с.
10.

Забелина Н.М. Национальный парк. – М.: Мысль, 1987 – 166с.

11.

Зайцева И.В., Интигринова Т.П., Протопопова И.В. Экологические традиции

народов севера Баргузинской долины. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1999. – 48 с.
12.

Земля – наш общий дом. Выпуски 3-й и 4-й. – Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999 –

84с.
13.

Играя, обучаемся. Выпуски 1-й и 2-й. – Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999 – 146с.

14.

Калмыков Н.П. Доисторические животные у озера Байкал. – Улан-Удэ: Изд-во

Бурятского госуниверситета, 2002. – 232 с., ил.
15.

Капустин А. Баргузин – страницы истории. – Баргузин, 1990 – 26 с.

16.

Кожов М.М. Очерки по Байкаловедению.

– Восточно-сибирское книжное

издательство, 1972 – 252 с.
17.

Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале:

спецкурс для общеобразоват. учеб. заведений. – Иркутск, 2006. – 224 с.
18.

Лесные и околоводные птицы. – М.: СОПР, 2005 – 254с.

19.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. – М.:

«Устойчивый мир», 1999 – 296с.
20.

ООПТ

и

сохранение

биоразнообразия

Байкальского

региона.

Материалы

региональной науч.-практ. Конф., посвящ 15-летию государственного природного
заповедника «Байкало-Ленский». – Иркутск: «Листок», 2001г. – 151 с.
30

21.

Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология, и её гуманистическая

модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144с.
22.

Слово о Байкале. Мифы, предания, легенды, сказки, сказы и сказания, наставления

/ Составитель С.Н. Асламова. Художественное оформление А.И. Шелтунов, Н.А.
Шелтунов. – Иркутск: ГУК Редакция журнала «Сибирячок», 2004. – 224 с.
23.

Стариков П.С. Рыбы Бурятии.Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2005 –

32 с.
24.

Тулохонов А.К. Байкальский регион: проблемы устойчивого развития. –

Новосибирск: «Наука» и СИФ РАН, 1996 – 274с.
25.

Центральная экологическая зона Байкальской природной территории. Атлас.

Министерство природных ресурсов Российской Федеоации. Федеральное агенство
геодезии и картографии. Москва, 2006 г.
26.

Человек у Байкала и среда его обитания (Материалы I-й Международной

конференции по экологическим проблемам Байкальского региона) – Улан-Удэ, 1991. –
178 с.
27.

Элиасов Л.Е. Байкальские легенды и предания. Фольклорные записи. – 2-е доп. и

перераб. изд. – Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1984. – 256с., с ил.
28.

Этноэкологические традиции народов Прибайкалья. – Улан-Удэ, 2004. – 62 с
Литература для учащихся

1.

Агеева С.

Н.

Заповедные тропинки.

Иркутск:

ЗАО

Восточно-Сибирская

издательская компания, 2000 – 22 с.
2.

Байкал. Атлас. Под ред. Галазия Г.И. – РАН СО. – Федеральная служба геодезии и

картографии. Москва. 1993 г.
3.

Байкал, Баргузинский заповедник. Фотоальбом. – изд. Акционерное общество

«ЦЕПРУСС» и МГП «Северные просторы». Москва, 1993
4.

Баргузинский заповедник. Фотоальбом. – Новосибирск: изд. Агенства печати

Новости, 1984 – 34 с.
5.

Бунтовская С.Н. Экологические чистые сказки с берега Байкала. Кн. 2. ЗАО

Восточно-Сибирская издательская компания, 2000 – 44 с.
6.

Второв П.П., Дроздов Н.Н., Определитель птиц. – М.: Просвещение, 1980 – 126с.

7.

Гурулёв С.А. Что в имени твоём, Байкал? – Новосибирск: Наука, 1982. – 108 с.

8.

Зайцева И.В., Интигринова Т.П., Протопопова И.В. Экологические традиции

народов севера Баргузинской долины. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1999. – 48 с.
9.

Земля – наш общий дом. Выпуски 3-й и 4-й. – Новосибирск: ИСАР-Сибирь,
1999 – 84 с.
31

10.

Играя, обучаемся. Выпуски 1-й и 2-й. – Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999 – 146с.

11.

Калмыков Н.П. Доисторические животные у озера Байкал. – Улан-Удэ: Изд-во

Бурятского госуниверситета, 2002. – 232 с., ил.
12.

Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных. – 2-е

изд., перераб и доп. – Улан-Удэ, издательский дом «Информполис», 2005. – 328 с.
13.

Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды растений и грибов.

– 2-е изд., перераб и доп. – Новосибирск: Наука, 2002. – 340 с.
14.

Ласуков Р. Звери и их следы: карманный определитель. – М.: Рольф, 1999 – 172с.

15.

Ласуков Р. Лекарственные растения: карманный определитель. – М.: Рольф, 1999.

16.

Лесные и околоводные птицы. – М.: СОПР, 2005 – 254с.

17.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. – М.:

«Устойчивый мир», 1999 – 296с.
18.

Мясищева Л.В. Про сурка. Для детей дошкольного и младшего школьного

возраста. – Улан-Удэ, 2000. – 12 с.
19.

Слово о Байкале. Мифы, предания, легенды, сказки, сказы и сказания, наставления

/ Составитель С.Н. Асламова. Художественное оформление А.И. Шелтунов, Н.А.
Шелтунов. – Иркутск: ГУК Редакция журнала «Сибирячок», 2004. – 224 с.
20.

Стариков П.С. Байкал и его жизнь. – Улан-Удэ: Бурят. Кн. Изд-во, 1986. – 64 с.

21.

Стариков П.С. Рыбы Бурятии.Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство,

2005 – 32 с.
22.

Элиасов Л.Е. Байкальские легенды и предания. Фольклорные записи. – 2-е доп. и

перераб. изд. – Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1984. – 256с., с ил.

32

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».