1. Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Нормативно-правовые документы.
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
–– Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Пояснительная записка
Уровень программы – базовый. Программа ориентирована на формирование знаний,
умений и навыков в экскурсоводческой деятельности, способствующих самоопределению
учащихся, расширения их кругозора и информированности, профессиональной
ориентации.
Классификация программы по степени авторства – модифицированная.
Направленность программы – туристско-краеведческая
Уровень программы – общекультурный (базовый).
Классификация программы по степени авторства – модифицированная.
Данная программа разработана на основе дополнительной общеразвивающей
программы «Гиды-экскурсоводы» МБУДО «Музей Победы» г. Ангарск.
Программа имеет комплексный характер и призвана дать обучающимся начальные
знания, сформировать умения и навыки по экскурсоводческой деятельности на основе
ознакомления с историей, культурой, природой родного края, различных творческих
видов деятельности по экскурсоведению и организации познавательно-экскурсионных
мероприятий.
Актуальность программы обусловлена тем, что экскурсоведение рассматривается
как одно из эффективных средств изучения родного края, а так же востребованностью
профессиональных гидов-экскурсоводов в условиях стремительно растущего интереса к
созданию туристской инфраструктуры на Байкале.
Цель программы - формирование теоретической, методической и практической
компетентности старшеклассников в области экскурсионной деятельности на основе
краеведческих материалов.
Задачи:
Обучающие:
3
- Углубленно изучить историю, культуру, природу Баргузинского края;
-Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной
деятельности;
Развивающие:
- Развивать познавательные и профессиональные интересы;
- Развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы;
-Формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ
своих умений, качеств, поступков);
- Развивать творческие способности;
Воспитательные:
-Формировать положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности (уважительное
отношение к людям, общественную активность, интерес к культуре и истории родного
края, стремление принести пользу обществу, осознание личной и общественной
значимости образования, потребность к самопознанию, умение ставить цели и
реализовывать их, осознание значимости результата);
- Формировать потребность в общении в контексте культуры (тактичность, толерантность,
умение доказать свою точку зрения, умение выходить из конфликтных ситуаций).
- Способствовать личностному и профессиональному самоопределению
- Формировать потребности в достижении цели, самовоспитании,
Достижение цели основывается на следующих основных принципах: гибкости и
вариативности форм проведения теоретических и практических занятий; организации
межличностных отношений; самостоятельности, поисковой активности и творчества в
освоении теоретического и практического материала.
Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная деятельность.
Направление развития обучающихся – мотивационно-потребностная и
интеллектуально-познавательная сферы.
Данную программу можно условно подразделить на две части – информационную
и практическую.
Информационная часть призвана формировать навыки умения анализировать,
систематизировать, отбирать полученные знания, выделять главное, делать устные
доклады и сообщения. Информационная часть курса предусматривает обобщение знаний
о географическом положении Баргузинского района, об истории, культуре края, об озере
Байкал, о ООПТ восточного побережья Байкала. Полученные теоретические знания будут
закреплены на практике в ходе познавательных учебных экскурсий. Также в
информационной части будет дано представления об экскурсионной деятельности,
раскрыты общие и специфические признаки и функции экскурсии, даны классификации
и формы проведения экскурсий, выявлены место показа и рассказа в экскурсии, а так же
основные этапы подготовки экскурсии; дано общее представление о методике проведения
экскурсии. Практическая часть связана с развитием речи обучаемых и умений
взаимодействовать с аудиторией, грамотно, свободно, четко выражать свои мысли и
формулировать высказывания.
В процессе выполнения теоретических и практических заданий по дисциплине
будет сформирована профессиональная культура.
Практическая значимость настоящей программы заключается в том, что за краткий
срок учащиеся смогут приобрести основы профессии гида - экскурсовода. Данная
программа призвана развивать навыки исследовательской работы. Для этого в рамках
программы широко используются проектные формы работы, совместная подготовка
докладов, сообщений, обсуждение прослушанной лекции или проведённой экскурсии.
Готовых экскурсионных маршрутов, предназначенных для заучивания, в курсе не
предусмотрено.
По окончании обучения необходимо защитить свой проект. Учащимся
предлагаются на выбор несколько возможных видов проектной работы: подготовка и
4
организация очной или заочной экскурсии, изготовление буклета
для туристов,
разработка викторины по истории родного края, слайдовая презентация, фильм,
путеводитель с обозначением и описанием туристического маршрута.
Помимо решения образовательных целей, данная программа имеет большое
воспитательное и развивающее значение. Направленная на эмоционально-чувственное
восприятие родного края, программа способствует формированию личности и
индивидуального мировоззрения, осознания значимости края, в котором живут учащиеся.
Формируется осознанное принятие подростком традиций, ценностей, особых форм
культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, Республики,
России, наполняются конкретным содержанием такие понятия как «малая родина»,
«родная земля», «родной край». Углублённое знакомство учащихся с историей края,
деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает непосредственное
воздействие на формирование их жизненных идеалов. Таким образом, во время
реализации программы «Гид-экскурсовод» у обучающихся формируется личностнозначимое отношение к нравственным и духовным явлениям, обеспечивающим
постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей,
принципов, идеалов, а значит идет воспитание в каждом ученике гражданина и патриота,
ответственного, инициативного и компетентного.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
теоретические основы экскурсоведения;
технологию подготовки и основы методики проведения экскурсии;
основы ораторского искусства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять цель, задачи экскурсии;
подобрать необходимую литературу при подготовке экскурсии;
отобрать объекты для показа и рассказа;
составить маршрут экскурсии;
составить методическую разработку;
комплектовать «портфель экскурсовода»;
использовать методические приемы показа и рассказа;
провести пробную экскурсию для школьников;
составить мультимедийную презентацию (виртуальную экскурсию).
Формы и методы проведения учебных занятий:
лекции с использованием наглядного материала.
лекции с мультимедийным сопровождением,
учебные презентации,
лекции с элементами беседы и дискуссии,
работа в «малых» группах,
лекция с элементами деловой игры и мозгового штурма,
практическое занятие с участием учащихся в роли «экскурсантов» (моделирование
экскурсии),
метод проектной технологии,
просмотр видеоматериалов,
пешеходные экскурсии,
беседы,
консультации,
экскурсионные тренинги,
игры,
экскурсии,
творческие работы и задания,
практикумы
тесты.
5
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
В ходе теоретических и практических занятий школьники приобретают навыки
самостоятельной творческой работы по разработке новой экскурсии, отбору объектов
экскурсии, составлению маршрута, подготовки методической документации, а также
осваивают методические приемы показа и рассказа и особенности ведения обзорной
(многоплановой) и тематической экскурсий.
Методы контроля и формы отчетности предполагают:
выступление на
практических занятиях с сообщениями, представление результатов собственной
познавательной и творческой деятельности;
написание реферата по одной из
предложенных тем (по выбору); составление виртуальной экскурсии; разработка и
проведение реальной экскурсии с учащимися младших классов.
Адресат программы: Возраст обучающихся: 14 - 17 лет, общедоступный набор
(принимаются любые лица без предъявления требований к уровню образования и
способностям). Срок обучения: 2 года (2 раза в неделю по 2 академических часа, всего
144, в первый год обучения, 2 раза в неделю по 3 академических часа, всего 216 часов, во
второй год обучения). Итого, 360 часов.
.
Содержание программы
Основные содержательные линии обучения по программе курса:
Основы экскурсоведения.
Экскурсионная методика.
Профессиональное мастерство экскурсовода.
Техника безопасности во время проведения экскурсии.
Историко-культурная характеристика края.
Природная характеристика края.
Разработка экскурсионных программ.
Учебный план 1 года обучения
№
п/п
Наименование разделов
программы
Количество часов
Всего
Теория Практи
Формы аттестации
(контроля)
ка
1
Введение в программу
2
0,5
1,5
2
Основы экскурсоведения.
10
6
4
3
Экскурсионная методика.
24
8
16
4
Профессиональное
мастерство экскурсовода.
6
2
4
5
Техника безопасности во
время проведения экскурсии
Историко-культурная
характеристика края
Природная характеристика
края
Разработка экскурсионных
программ.
Итоговый
проект
по
программе
6
4
2
22
10
12
30
15
15
24
8
16
20
8
12
144
61,5
82,5
6
7
8
9
Итого:
6
Тестирование
Письменная
самостоятельная
работа
Контрольная работа
Устный опрос
Выполнение
творческого задания
Презентация
Защита, Разработка
маршрута и текста
экскурсии
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№
п/п
Название темы
1.1
Знакомство с целями и
задачами программы на
учебный
год.
Инструктаж.
Количество часов
Формы
организации
занятий
1. Введение в программу
Всего
Теория
Практика
2
0,5
1,5
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Формы
аттестации
(контроля)
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
2. Основы экскурсоведения
2.1. Сущность экскурсии,
функции и признаки
экскурсий
2.2. Классификация
экскурсий
2.3. Сочетание показа и
рассказа в экскурсии
2
0,5
1,5
5
4
1
1
0,5
0,5
Итоговое занятие по блоку
«Основы экскурсоведения»
2
1
1
Итого по разделу
10
6
4
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний.
Лекции с
использованием
наглядного
материала
Ролевая игра
Просмотр
видеоматериала
Устный опрос;
Взаимоопрос
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
Беседа;
Педагогическое
наблюдение
самостоятельная
работа
Контрольное
занятие
Письменная
проверочная
работа
Анализ
продуктов
творческой
деятельности;
Педагогическое
наблюдение
3. Экскурсионная методика
3.1. Технология подготовки
новой экскурсии
3.2. Методика проведения
экскурсий
ведения
3.3. Техника
экскурсий
14
4
10
6
3
3
2
1
1
7
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Занятие
обобщения и
систематизации
предметных
Устный опрос;
Конкурс;
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
Беседа;
педагогическое
Итоговое занятие по блоку
«Экскурсионная методика»
2
-
2
Итого по разделу
24
8
16
знаний
Творческое
интегрированное
занятие
Нетрадиционное
занятие –
экскурсия
Нетрадиционное
занятие решения
практических
проектных задач
Контрольное
занятие
наблюдение
самостоятельная
работа
Тестирование;
Педагогическое
наблюдение
4. Профессиональное мастерство экскурсовода
4.1. Личность экскурсовода
2
1
1
и
навыки
4.2. Умения
экскурсовода/ Речевые
и внеречевые средства
общения экскурсовода
2
1
1
Итоговое занятие по блоку
«Профессиональное
мастерство экскурсовода»
2
-
2
Итого по разделу
6
2
4
Творческое
занятие
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Занятие-тренинг
Педагогическое
наблюдение;
опрос
Беседа;
Взаимоопрос
анализ
продуктов
творческой
деятельности
Контрольное
занятие
Письменная
проверочная
работа;
Педагогическое
наблюдение
5. Техника безопасности во время проведения экскурсии
5.1. Техника безопасности
во время проведения
экскурсии
6
4
2
Итого по разделу
6
4
2
6.1
6.2
6.3
Занятие решения
практических
проектных задач
Лекция с
использованием
наглядного
материала
6. Историко-культурная характеристика края
История посёлка УстьЗанятие
4
2
2
Баргузин
первичного
предъявления
Баргузин – город
4
2
2
новых знаний
исторический
Экскурсия
Памятники культуры и
4
2
2
Выполнение
архитектуры Баргузина
8
Опрос
Опрос,
взаимоопрос,
педагогическое
наблюдение;
анализ
продуктов
6.4
6.5
6.6
6.7
Памятники истории
Баргузина
Музеи края
4
2,5
1,5
2
0,5
1,5
Святые места
Баргузинского края
Литературное и
музыкальное наследие
края
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
2
-
2
22
10
12
Итоговое занятие по блоку
«Историко-культурная
характеристика края»
Итого по разделу
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
творческих
заданий
Создание
учебной
презентации
Работа в «малых
группах»
Лекция
Просмотр
видеоматериала
Контрольное
занятие
7. Природная характеристика края
Физико-географическая
Занятие
2
1
1
характеристика края
первичного
предъявления
Экосистема озера
10
6
4
новых знаний
Байкал
Экскурсия
Флора и фауна
6
4
2
Выполнение
восточного побережья
творческих
Байкала
заданий
Природные и
4
2
2
Создание
археологические
учебной
достопримечательности
презентации
края
Работа в «малых
ООПТ восточного
6
2
4
группах»
побережья озера
Лекция
Байкал
Просмотр
видеоматериала
Итоговое занятие по блоку
«Природная характеристика
края»
Итого по разделу
2
-
2
30
15
15
Контрольное
занятие
8.Разработка экскурсионных программ.
Экскурсионный
8.1 Транспортная
2
1
1
(автобусная) экскурсия
тренинг
Просмотр
8.2 Транспортная (водная)
4
1
3
видеоматериала
экскурсия
Лекция с
8.3 Пешеходная экскурсия
12
4
8
элементами
8.4 Виртуальная экскурсия
4
2
2
деловой игры и
«мозгового
штурма»
Итоговое занятие по блоку
Контрольное
2
2
«Разработка экскурсионных
занятие
программ»
9
творческой
деятельности;
самостоятельная
работа
Презентация
творческих
работ;
взаимоопрос;
беседа;
Презентация
творческих
работ
педагогическое
наблюдение;
анализ
продуктов
творческой
деятельности;
самостоятельная
работа
Презентация
творческих
работ;
взаимоопрос;
беседа;
Тестирование
Презентация
творческих
работ
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Презентация
творческих
работ
Итого по разделу
24
8
16
9. Итоговый проект по программе
Семинар9.1. Зачётные экскурсии.
20
8
12
Взаимопрослушивание
практикум
экскурсий. Анализ и
Практическое
обсуждение экскурсий.
занятие с
Методические
участием
рекомендации
учащихся в роли
«экскурсантов» и
гидаэкскурсовода
Пешеходные
экскурсии
Просмотр
презентационных
материалов
Итого по разделу
20
8
12
Итого по программе
144
61,5
Презентация
творческих
работ
Педагогическое
наблюдение
82,5
Учебный план 2 года обучения
№
Наименование разделов
п/п
программы
1 Введение в программу
Количество часов
Всего
Теория
Практика
3
0,5
2,5
2
Основы экскурсоведения.
6
3
3
3
Экскурсионная методика.
12
3
9
4
Профессиональное
мастерство экскурсовода.
12
3
9
5
Техника безопасности во
время проведения экскурсии
Историко-культурная
характеристика края
Природная характеристика
края
Разработка экскурсионных
программ.
3
1
2
30
9
21
60
29
31
60
20
40
30
6
24
216
74,5
141,5
6
7
8
9
Итоговый
программе
проект
по
Итого:
Формы аттестации
(контроля)
Тестирование
Письменная
самостоятельная
работа
Контрольная работа
Устный опрос
Выполнение
творческого задания
Презентация
Защита, Разработка
маршрута и текста
экскурсии
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№
п/п
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
10
Формы
организации
занятий
Формы
аттестации
(контроля)
3. Введение в программу
1.1
Знакомство с целями и
задачами программы на
учебный
год.
Инструктаж.
3
0,5
2,5
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
4. Основы экскурсоведения
2.1. Сущность экскурсии,
функции и признаки
экскурсий
2.2. Классификация
экскурсий
2.3. Сочетание показа и
рассказа в экскурсии
1
0,5
0,5
2
1
1
1
0,5
0,5
Итоговое занятие по блоку
«Основы экскурсоведения»
2
1
1
Итого по разделу
6
3
3
Лекции с
использованием
наглядного
материала
Ролевая игра
Просмотр
видеоматериала
Устный опрос;
Взаимоопрос
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
Беседа;
Педагогическое
наблюдение
самостоятельная
работа
Контрольное
занятие
Письменная
проверочная
работа
Анализ
продуктов
творческой
деятельности;
Педагогическое
наблюдение
3. Экскурсионная методика
3.1. Технология подготовки
новой экскурсии
3.2. Методика проведения
экскурсий
ведения
3.3. Техника
экскурсий
3
1
2
3
1
2
3
1
2
11
Занятие
обобщения и
систематизации
предметных
знаний
Творческое
интегрированное
занятие
Нетрадиционное
занятие –
экскурсия
Нетрадиционное
занятие решения
практических
проектных задач
Устный опрос;
Конкурс;
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
Беседа;
педагогическое
наблюдение
самостоятельная
работа
Итоговое занятие по блоку
«Экскурсионная методика»
3
-
3
Итого по разделу
12
3
9
Контрольное
занятие
Тестирование;
Педагогическое
наблюдение
5. Профессиональное мастерство экскурсовода
4.1. Личность экскурсовода
3
1
2
и
навыки
4.2. Умения
экскурсовода/ Речевые
и внеречевые средства
общения экскурсовода
6
2
4
Итоговое занятие по блоку
«Профессиональное
мастерство экскурсовода»
3
-
3
Итого по разделу
12
3
9
Творческое
занятие
Занятие-тренинг
Педагогическое
наблюдение;
опрос
Беседа;
Взаимоопрос
анализ
продуктов
творческой
деятельности
Контрольное
занятие
Письменная
проверочная
работа;
Педагогическое
наблюдение
5. Техника безопасности во время проведения экскурсии
5.1. Техника безопасности
во время проведения
экскурсии
3
1
2
Итого по разделу
3
1
2
Занятие решения
практических
проектных задач
Лекция с
использованием
наглядного
материала
Опрос
8. Историко-культурная характеристика края
История посёлка УстьЗанятие
Опрос,
6
2
4
Баргузин
первичного
взаимоопрос,
предъявления
педагогическое
6.2 Баргузин – город
6
2
4
новых знаний
наблюдение;
исторический
Экскурсия
анализ
6.3 Памятники культуры и
3
1
2
Выполнение
продуктов
архитектуры Баргузина
творческих
творческой
6.4 Памятники истории
3
1
2
заданий
деятельности;
Баргузина
Создание
самостоятельная
6.5 Музеи края
3
1
2
учебной
работа
6.6 Святые места
3
1
2
презентации
Презентация
Баргузинского края
Работа в «малых
творческих
6.7 Литературное и
3
1
2
группах»
работ;
музыкальное наследие
Лекция
взаимоопрос;
края
Просмотр
беседа;
видеоматериала
Итоговое занятие по блоку
Контрольное
Презентация
3
3
«Историко-культурная
занятие
творческих
6.1
12
характеристика края»
Итого по разделу
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
работ
30
9
21
9. Природная характеристика края
Физико-географическая
Занятие
3
2
1
характеристика края
первичного
предъявления
Экосистема озера
12
6
6
новых знаний
Байкал
Экскурсия
Флора и фауна
15
9
6
Выполнение
восточного побережья
творческих
Байкала
заданий
Природные и
9
6
3
Создание
археологические
учебной
достопримечательности
презентации
края
Работа в «малых
ООПТ восточного
18
6
12
группах»
побережья озера
Лекция
Байкал
Просмотр
видеоматериала
Итоговое занятие по блоку
«Природная характеристика
края»
Итого по разделу
3
-
3
60
29
31
Контрольное
занятие
8.Разработка экскурсионных программ.
Транспортная
Экскурсионный
12
6
6
(автобусная) экскурсия
тренинг
Просмотр
8.2 Транспортная (водная)
12
6
6
видеоматериала
экскурсия
Лекция с
8.3 Пешеходная экскурсия
27
6
21
элементами
8.4 Виртуальная экскурсия
6
2
4
деловой игры и
«мозгового
штурма»
Итоговое занятие по блоку
Контрольное
3
3
«Разработка экскурсионных
занятие
программ»
8.1
Итого по разделу
60
20
педагогическое
наблюдение;
анализ
продуктов
творческой
деятельности;
самостоятельная
работа
Презентация
творческих
работ;
взаимоопрос;
беседа;
Тестирование
Презентация
творческих
работ
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Презентация
творческих
работ
40
9.Итоговый проект по программе
Зачётные
экскурсии.
Семинар9.1.
30
6
24
Взаимопрослушивание
практикум
экскурсий. Анализ и
Практическое
обсуждение экскурсий.
занятие с
Методические
участием
рекомендации
учащихся в роли
«экскурсантов» и
гидаэкскурсовода
13
Презентация
творческих
работ
Педагогическое
наблюдение
Пешеходные
экскурсии
Просмотр
презентационных
материалов
Итого по разделу
30
6
24
Итого по программе
216
74,5
141,5
Содержание разделов программы
РАЗДЕЛ I. Введение в программу
Тема 1.1. Знакомство с программой. Постановка целей и задач на учебный год, вводный
инструктаж.
РАЗДЕЛ II. Основы экскурсоведения
Тема 2.1. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии
Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности.
Экскурсия как форма общения. Различные аспекты экскурсии.
Функции экскурсии. Функция научной пропаганды. Функция информации. Функция
организации культурного досуга. Функция расширения культурно-технического
кругозора. Функция формирования интересов человека. Сочетание двух и более функций
в экскурсии.
Общие и специфические признаки экскурсии.
Тема 2.2. Классификация экскурсий
Основные признаки классификаций экскурсий. Классификация: по содержанию (обзорные
и тематические) экскурсии. Особенности обзорных экскурсий. Отличия тематических
экскурсий от обзорных и их тематика: исторические, природоведческие (экологические),
искусствоведческие, литературные, архитектурноградостроительные, экскурсии на
религиозные темы.
Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту проведения; по
способу передвижения; по продолжительности; по форме проведения.
Тема 2.3. Сочетание показа и рассказа в экскурсии
Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность в показе.
Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как
реализация принципа наглядности рассказа.
Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в
рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Индивидуальные особенности
речи экскурсовода.
Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии, их сочетание. Пять уровней
взаимодействия в экскурсии показа и рассказа.
РАЗДЕЛ III. Экскурсионная методика
Тема 3.1. Технология подготовки новой экскурсии
Основные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа,
непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап.
Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение.
Основные этапы подготовки новой экскурсии. Определение цели и задач экскурсии.
Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других
источников экскурсионного материала.
Отбор и изучение экскурсионных объектов. Потенциальные экскурсионные объекты:
памятные места, архитектурные сооружения, природные объекты, экспозиции музеев,
14
памятники археологии, памятники искусства. Классификация экскурсионных объектов по
содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. Критерии
выбора экскурсионных объектов для экскурсии: познавательность объекта, сохранность
объекта, местонахождение объекта, временное ограничение показа объекта.
Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов:
хронологический, тематический и тематико-хронологический.
Объезд (обход) маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование
«портфеля экскурсовода». Определение методических приемов проведения экскурсии.
Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки.
Составление индивидуального текста. Рассказ и индивидуальный текст. Техника
использования индивидуального текста. Логические переходы: формальные переходы и
логические переходы, связанные с темой экскурсии. Прием (сдача) экскурсии.
Утверждение экскурсии.
Тема 3.2. Методика проведения экскурсий
Основные приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа,
прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации
событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции,
прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием
движения, показ мемориальной доски.
Основные приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием
характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием
вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала,
прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации,
прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием дедукции,
климактерический и антиклимактерический.
Тема 3.3. Техника ведения экскурсии
Знакомство экскурсовода с группой. Выход из транспорта (автобуса, троллейбуса,
трамвая). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов от автобуса к
объекту, от объекта к автобусу, между объектами. Возвращение в автобус. Место
экскурсовода в автобусе. Соблюдение времени в экскурсии. Техника проведения рассказа
при движении автобуса. Ответы на вопросы школьников. Паузы в экскурсии. Техника
использования «портфеля экскурсовода».
РАЗДЕЛ IV. Профессиональное мастерство экскурсовода
Тема 4.1. Личность экскурсовода
Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские, коммуникативные
аналитические способности экскурсовода. Тенденциозность экскурсовода. Роль
темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Личностные свойства экскурсовода.
Оптимизм экскурсовода. Моральное удовлетворение личности экскурсовода.
Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода.
Тема 4.2. Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения
экскурсовода
Взаимосвязь экскурсоводческих умений и навыков. Классификация навыков. Основные
группы навыков. Формирование и развитие, использование умений и навыков
экскурсовода в экскурсии.
Культура речи. Ее характеристика. Виды речи - внешняя и внутренняя. Стиль языка,
техника речи, дикция, богатство словарного запаса образность языка учителяэкскурсовода. Формирование и развитие мастерства владения речью. Речевой этикет
экскурсовода, его требования и правила.
Совокупность внеречевых средств общения. Жесты экскурсовода, их значение и
классификация. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии. Манера поведения
экскурсовода.
15
Внешний облик экскурсовода
РАЗДЕЛ V. Техника безопасности во время проведения экскурсии
Тема 5.1. Техника безопасности во время проведения экскурсии (автобусной,
пешеходной, водной, на любом экскурсионном объекте. Действия экскурсовода в
экстренных случаях. Составление справочника экстренных служб). Оказание первой
доврачебной помощи
РАЗДЕЛ VI. Историко-культурная характеристика края
Тема 6.1 История п. Усть-Баргузин
История посёлка
История посёлка1648-1917 г.г.
История посёлка 1917-2000 г.г.
История посёлка XXI в.
Тема 6.2. Баргузин-город исторический
Откуда это имя идёт
История Баргузина
Политические ссыльные в Баргузинском крае
Легенды и сказания о Баргузине
Летопись важнейших событий
Тема 6.3. Памятники культуры и архитектуры Баргузина
Спасо-Преображенский собор
Здание уездного банка
Дом Бутлицкого
Торговое здание купца Лозовского
Дом Сиротина
Торговая лавка купца Сиротина
Тема 6.4. Памятники истории Баргузина
Старое Баргузинское кладбище
Братская могила 15 борцов за власть Советов
Памятник в честь пребывания в Баргузине декабристов братьев В.К. и М.К.
Кюхельбекеров
Дом, в котором жил в ссылке большевик К. Грабовский
Дом Губкина, в котором был создан и заседал военно-революционный комитет,
руководивший установлением советской власти в Баргузинском уезде
Тема 6.5. Музеи края
Школьный историко-краеведческий музей с. Баргузин
Частный музей-усадьба Шелковникова В.Н. с. Адамово
Тема 6.6. Святые места Баргузинского края
Придорожные культовые места
Улюнский глазной источник - аршаан
Богиня Янжима
Бухэ-Шулуун - Бык-камень
Сувинская Саксония
Тема 6.7. Литературное и музыкальное наследие края
РАЗДЕЛ VII. Природная характеристика края
Тема 7.1. Физико-географическая характеристика края
Тема 7.2. Экосистема озера Байкал
Тема 7.3. Флора и фауна восточного побережья Байкала
Высотная поясность
Растительный мир
Животный мир
16
Тема 7.4. Природные и археологические достопримечательности края
Сувинский саксонский замок
Ининский «Сад камней»
Источник «Гусихинский»
Остров Большой Бакланий (Шимай)
Остров Камешек Безымянный
Ушканьи острова
Малочеремшанская пещера
Петроглифы Баргузинской долины
Тема 7.5. ООПТ восточного побережья озера Байкал
Забайкальский национальный парк
Баргузинский заповедник
Фролихинский заказник
Улюнский заказник
Памятники природы
РАЗДЕЛ VIII. Разработка экскурсионных программ
Тема 8.1. Транспортная (автобусная) экскурсия
Тема 8.2. Транспортная (водная) экскурсия
Тема 8.3. Пешеходная экскурсия
Тема 8.4. Виртуальная экскурсия
РАЗДЕЛ IX. Итоговый проект по программе
Тема 8.1. Зачётные экскурсии. Взаимопрослушивание экскурсий. Анализ и обсуждение.
Методические рекомендации
Оценочные материалы
Карточка прослушивания экскурсии
ФИО экскурсовода
Дата прослушивания
Название и тема экскурсии
Продолжительность экскурсии
Вид экскурсии (в соответствии с классификацией)
Состав и количество участников
Вопросы анализа экскурсии:
Правильность формулировки цели, темы и задач экскурсии, научность,
актуальность экскурсии;
Структура экскурсии, оценка основных ее частей: вступления, основной части,
заключения. При оценке основных частей экскурсии, при анализе следует отметить
фактические ошибки, недостатки, неточности, подчеркнуть положительные стороны
экскурсии. Оценки подтверждаются примерами.
Методика проведения экскурсии: сочетание показа с рассказом; анализ
экскурсионных объектов (общий материал, внешний вид объекта, локальный материал,
обобщения и выводы); соотношение общего и локального материала; качество логических
переходов; выводы и обобщения по подтемам; использование методических приемов
показа, рассказа, движения; использование «портфеля экскурсовода».
Культура речи экскурсовода. Общая характеристика речи, особые стилистические
приемы, использование жеста.
Контакт с группой: умение заинтересовать, создать обстановку, донести знания,
снять напряжение; активизация экскурсантов; владение вниманием.
Техника проведения экскурсии: контроль за временем; выбор места для осмотра
объекта; расстановка группы; использование микрофона; контакт с водителем автобуса.
Пропаганда туристско-экскурсионных возможностей края и экскурсии.
17
Общая оценка данной экскурсии.
экскурсовода.
Экскурсию прослушал (подпись)
Оценка профессионального
потенциала
Вопросы для повторения по дисциплине «Основы экскурсоведения»
1. Перечислите основные признаки экскурсии.
2. Назовите и охарактеризуйте основные функции экскурсии.
3. По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные и тематические. Перечислите
отличительные особенности обзорной и тематической экскурсий.
4. Приведите примеры тематической экскурсии на основе личного опыта.
5. Перечислите классификации экскурсий?
6. Что такое композиция экскурсии?
7. Разведите понятия тема и подтемы экскурсии. Приведите примеры из собственного
опыта.
8. Объясните понятия показ и осмотр. Почему между ними нельзя поставить знак
равенства?
9. Показ как важнейший элемент экскурсии имеет свои характерные особенности:
активность показа, логическая последовательность показа, главенствующее значение
показа, определяющая роль показа, сюжетность показа, парадоксальность показа.
Раскройте каждую из особенностей, опираясь на личный опыт.
10. Какие требования предъявляют к рассказу на экскурсии.
11. К особенностям рассказа на экскурсии можно отнести: адресность рассказа,
конкретность экскурсионного рассказа, утверждающий характер рассказа. Раскройте эти
особенности на примерах из личного опыта.
12. Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии. В чем проявляется их
сочетание?
13. Проанализируйте следующие этапы подготовки экскурсии: составление маршрута
экскурсии; объезд или обход маршрута; подготовка контрольного текста экскурсии;
комплектование «портфеля экскурсовода»; определение методических приемов
проведения экскурсии.
14. Проанализируйте следующие этапы подготовки экскурсии: определение техники
ведения экскурсии; составление методической разработки; составление индивидуальных
текстов; прием (сдача) экскурсии; утверждение экскурсии.
15. Охарактеризуйте следующие приемы показа: прием предварительного осмотра, прием
панорамного показа, прием зрительной реконструкции (воссоздания), прием зрительного
монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования; прием зрительного
сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения
внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски.
16. Охарактеризуйте следующие приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием
описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием
репортажа, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев,
прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа,
прием соучастия, прием дискуссионной ситуации, прием сталкивания противоречивых
версий; прием персонификации; прием проблемной ситуации; прием отступления; прием
индукции; климактерический прием; антиклимактерический прием.
17. В чем заключается речевой этикет экскурсовода?
18. Какие требования предъявляются к речи экскурсовода на экскурсии?
19. Перечислите и охарактеризуйте совокупность внеречевых средств общения на
экскурсии.
20. Охарактеризуйте жесты и мимику экскурсовода в рамках экскурсии?
21. Как манера поведения экскурсовода влияет на качество проведения экскурсии?
18
22. Существует мнение, что внешний облик экскурсовода влияет на качество восприятия
экскурсионного материала? Согласны ли вы с этим утверждением или нет? Обоснуйте
свое мнение, опираясь на личный опыт.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
1.
2.
Срок освоения программы
Объём программы
2 года (18 месяцев, 72 недели)
Полный объём учебных часов – 360.
3.
4.
Даты начала и окончания учебного года
Режим занятий
1 сентября –– 31 мая
5.
6.
Количество учебных дней/занятий
Сроки и продолжительность каникул
7.
Сроки мониторинговых исследований
(начало и конец уч.года)
1-й год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа
2-й год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа
8 занятий в месяц, 72 занятия в год
Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
с 31 декабря по 8 января (в
зависимости от утверждённых
праздничных дней ежегодно)
с 1 по 20 сентября;
с 25 апреля по 30 мая
Материально-техническое обеспечение: просторный кабинет, оборудованный
необходимой мебелью (стол письменный, стулья ученические).
Специальное оборудование: интерактивная панель, компьютер, видеокамера,
фотоаппарат.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования центра, имеющий
высшее профессиональное образование.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Тестовые материалы для аттестации обучающихся по программе
«Гиды-экскурсоводы»
Вариант 1
1. Экскурсионная теория - это:
А) Совокупность понятий; функции экскурсоведения; особенности показа и рассказа;
экскурсионный метод: классификация экскурсий, дифференцированный подход к
экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной
педагогики и логики, основы профессионального мастерства экскурсовода.
Б) Выводы экскурсанта.
В) Событие или несколько событий, связанных друг с другом.
2. Материал экскурсии, профессиональное мастерство, ведущего экскурсию в его
изложении дает возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые
выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает:
А) Педагог.
Б) Экскурсовод.
В) Сопровождающий группу человек.
3. Действия в процесс экскурсии подразделяются:
А) На деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.
Б) На деятельность экскурсовода.
В) На деятельность экскурсантов.
4. Функция расширения культурно-технического кругозора способствует:
19
А) Информированию экскурсантов по конкретному разделу знаний.
Б) Распространению политических, философских, научных, художественных и других
взглядов, идей и теорий.
В) Конкретизации знаний экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по
письменным источникам, из школьных программ, лекций, телепередач.
5. Функция формирования интересов человека:
А) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки,
медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в
хозяйственном и культурном строительстве.
Б) Организует досуг.
В) Вызывает интерес у людей к конкретной отрасли знаний.
6. Общим признаком для всех экскурсий является:
А) Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
Б) Обязательный выход из автобуса для осмотра памятников.
В) Демонстрация действующих объектов.
7. Экскурсионный метод - это:
А) Мимическая и пантомимическая выразительность, точные жесты, выразительные
взгляды, улыбка.
Б) Умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план
проведения экскурсии, схему использования методического приема, содержание своей
информации.
В) Один из видов активно-двигательного усвоения знаний.
8. Природоведческие экскурсии:
А) Формируют любовь и уважение к труду.
Б) Направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.
В) Воспитывают бережное отношение к природе.
9. Для экскурсовода, как и педагога, характерны следующие компоненты деятельности:
А) Коммуникативный.
Б) Конструктивный.
В) Организаторский, познавательный, коммуникативный, конструктивный.
10. Распределение внимания - это:
А) способность переносить внимание с одного объекта на другой.
Б) Способность переносить внимание с показа на рассказ.
В) Способность при одновременном наблюдении нескольких объектов дозировать
внимание между ними.
11. Какой вид воображение позволяет экскурсоводу создавать новые зрительные образы,
творчески домысливать определенные части объекта. Зрительно восполнять
недостающие детали:
А) Творческое.
Б) Произвольное.
В) Пассивное.
12. При создании экскурсии необходимо учитывать следующие логические законы:
А) Противоречия и достаточного основания.
Б) Тождества и исключения третьего.
В) Тождества, противоречия, исключения третьего, достаточного основания.
13. По содержанию экскурсии подразделяют на:
А) Тематические.
Б) Обзорные и тематические.
В) Обзорные.
14. Композицией экскурсии называют:
А) Расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов,
вступления и заключительной части экскурсии.
20
Б) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.
В) Языковое выражение в прямой и косвенной речи.
15. Каждая тема представляет собой:
А) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.
Б) Совокупность целого ряда подтем.
В) Наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги.
16. Ступени показа:
А) 1.Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода. 2. Более детальный
осмотр экскурсантами памятника. 3. Повторный осмотр объекта при его анализе
экскурсоводом. 4. Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются
обстановка и место действия. 5. Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода.
6. Заключительный взгляд экскурсантов на объект.
Б) 1. Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и
место действия. 2. Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода. 3.
Заключительный взгляд экскурсантов на объект.
В) 1. Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода. 2. Более детальный
осмотр экскурсантами памятника. 3. Повторный осмотр объекта при его анализе
экскурсоводом.
17. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы в том, что
А) В рассказе отсутствуют устные доказательства.
Б) Рассказ привязан к наблюдаемым экскурсантами объектам.
В) Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.
18. К одному из путей совершенствования экскурсии относят:
А) Активную жизненную позицию экскурсовода.
Б) Усвоение и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсионной группой;
владение, основами как наук, как психология, логика, педагогика.
В) Совершенствование коммуникативных качеств экскурсовода.
19. Подчиненность рассказа показу проявляется в:
А) Выражении мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной
форме.
Б) Убедительном рассказе о событиях, будто оно происходило именно в этом месте, и его
участниками были, называемые им лица, а не кто-нибудь другой.
В) Невозможности абстрагирования рассказа от объектов показа, которые расположены на
маршруте.
20. Познавательная ценность объекта - это:
А) Когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или
сезонности.
Б) Необычность, экзотичность объекта.
В) Связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью
и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства
памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников
экскурсии.
21. Методическая разработка экскурсии состоит из:
А) Вступления и основной части.
Б) Основной части.
В) Вступления, основной части, заключения.
22. Прием предварительного осмотра:
А) Первая ступень наблюдения объекта.
Б) Дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности с высокой точки.
В) Означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или
письменным источникам.
23. Прием комментирования:
21
А) Применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных
случаев и фактов к общей картине, выводам.
Б) Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова
(прямая речь).
В) Используется экскурсоводом при изложении материала. Разъясняющего смысл
события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент
наблюдается экскурсантами.
24. При движении автобуса экскурсовод должен:
А) Вести экскурсию обязательно с микрофоном.
Б) Молчать.
В) Может вести экскурсию без микрофона.
25. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь:
А) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить
индивидуальный текст экскурсии на определенную тему.
Б) Составить методическую разработку, применять методические приемы на практике,
использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода».
В) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить
индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую
разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные
материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли
знаний и оказывать им помощь в пропаганде экскурсионных возможностей края.
26. Для экскурсовода необходимы следующие способности:
А) Конструктивные.
Б) Организаторские и коммуникативные.
В) Конструктивные, коммуникативные, организаторские, аналитические.
27. Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно разделить на:
А) Умения.
Б) Знания и умения.
В) Знания.
28. По отношению к экскурсантам экскурсовод может выступать как:
А) Информатор.
Б) Комментатор.
В) Эмоциональный лидер, советчик, собеседник, комментатор, информатор.
29. Манеры экскурсовода:
А) Оказывают на экскурсантов большое воздействие.
Б) Не оказывают на экскурсантов воздействия.
В) Могут оказывать, а могут не оказывать воздействие на экскурсантов.
30. Мимика экскурсовода - это:
А) Движение тела.
Б) Движение мышц лица, выражающее душевное состояние, переживанием человеком
чувства, его настроения.
В) Жестикуляция.
Вариант 2
1. С наибольшей полнотой экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине,
как:
А) Педагогика.
Б) Экскурсоведение.
В) История экскурсоведения.
2. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста:
А) Экскурсовода.
Б) Психолога.
22
В) Педагога.
3. Общение людей на экскурсии следует отнести:
А) К духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между
субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.
Б) Сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами.
В) Отношений личностных и групповых.
4. Функция формирования интересов человека:
А) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки,
медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в
хозяйственном и культурном строительстве.
Б) Организует досуг.
В) Вызывает интерес у людей к конкретной отрасли знаний.
5. Функция организации культурного досуга:
А) Расширяет культурно-технический кругозор.
Б) Формирует интересы человека.
В) Удовлетворяет и формирует духовные потребности человека.
6. Общим признаком для всех экскурсий является:
А) Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их
расположения. Б) Знакомство с материалами, расположенными на стендах.
В) Обязательный выход из автобуса для осмотра памятников.
7. Экскурсионный метод - это:
А) Организация свободного времени людей.
Б) Основа экскурсионного процесса, совокупность способов и приемов сообщения знаний.
В) Формирование политических, философских, научных, художественных взглядов, идей
и теорий.
8. Природоведческие экскурсии:
А) Воспитывают бережное отношение к природе.
Б) Формируют любовь и уважение к труду.
В) Направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.
9. Экскурсовод осуществляет следующие педагогические задачи:
А) Вооружает экскурсантов знаниями.
Б) Вооружает экскурсантов знаниями и формирует мировоззрение, нормы поведения,
речевой этике.
В) Формирует мировоззрение, нормы поведения, речевой этике.
10. В экскурсиях сочетаются следующие виды психических процессов:
А) Ощущение, представление, мышление, воображение, переживания.
Б) Переживания, усилия для сохранения внимания, работы памяти.
В) Ощущение, представление, мышление, воображение, усилия для сохранения внимания,
работы памяти.
11. Наиболее низкий уровень внимания наблюдается в возрасте:
А) От 18 лет до 21 года.
Б) От 22 лет до 25 лет.
В) От 26 лет и выше.
12. Любое умозаключение состоит из трех ступеней: посылок, вывода и заключения, где
вывод - это:
А) Исходное суждение, из которого выводится новое суждение.
Б) Логический переход от посылок к заключению.
В) Новое суждение, получаемое из посылок.
13. Обзорная экскурсия строится на показе:
А) Самых различных объектов.
Б) Архитектурных объектов.
В) Военно-исторических.
23
14. Идея экскурсии это:
А) Предмет показа и рассказа.
Б) Ее главная мысль, замысел экскурсии.
В) Предмет показа и рассказа.
15. Ведущей подтемой называют:
А) Языковое выражение, в прямой и косвенной форме выражающее содержание.
Б) Расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов,
вступления и заключительной части экскурсии.
В) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.
16. Последовательность действий экскурсовода при показе объекта:
А) Определение; характеристика; цель создания, экскурсионный анализ (сравнение),
справка, оценка исторического события.
Б) Цель создания, оценка исторического события, определение, экскурсионный анализ
(сравнение), справка, характеристика.
В) Оценка исторического события; справка, экскурсионный анализ (сравнение), цель
создания, характеристика, определение.
17. Подчиненность рассказа показу проявляется в:
А) Выражении мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной
форме.
Б) Убедительном рассказе о событиях, будто оно происходило именно в этом месте, и его
участниками были, называемые им лица, а не кто-нибудь другой.
В) Невозможности абстрагирования рассказа от объектов показа, которые расположены на
маршруте.
18. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы в том, что
А) В рассказе отсутствуют устные доказательства.
Б) Рассказ привязан к наблюдаемым экскурсантами объектам.
В) Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.
19. К одному из путей совершенствования экскурсии относят:
А) Детальная разработка технологии использования методических приемов показа и
рассказа с учетом особенностей различных экскурсионных тем и дифференциации групп
экскурсантов.
Б) Использование в рассказе зрительных доказательств.
В) Восстановление перед мысленным взором экскурсанта того или иного объекта.
20. В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы
проведения включает:
А) Вступление и основную часть.
Б) Основную часть.
В) Вступление, основную часть и заключение.
21. При составлении маршрута:
А) Не нужно продумывать несколько вариантов движения групп.
Б) Можно продумывать, а можно не продумывать варианты движения группы.
В) Необходимо продумывать несколько вариантов движения группы.
22. Прием зрительного монтажа:
А) Представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с
целью последующего глубокого наблюдения.
Б) Является одним из вариантом прием реконструкции.
В) Построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое.
23. Прием экскурсионной справки:
А) Используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации,
абстрагирования.
Б) Ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании
экскурсантов.
24
В) Форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом
событии, раскрываются сущность причины, его вызвавшие.
24. К выходу экскурсантов:
А) Не нужно готовить.
Б) Нужно готовить.
В) На усмотрение экскурсовода.
25. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь:
А) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить
индивидуальный текст экскурсии на определенную тему.
Б) Составить методическую разработку, применять методические приемы на практике,
использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода».
В) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить
индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую
разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные
материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли
знаний и оказывать им помощь в пропаганде экскурсионных возможностей края.
26. Для экскурсовода необходимы следующие способности:
А) Конструктивные, организаторские, аналитические.
Б) Конструктивные, коммуникативные, организаторские, аналитические.
В) Организаторские и коммуникативные.
27. Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно разделить на:
А) Знания и умения.
Б) Умения.
В) Знания.
28. По отношению к экскурсантам экскурсовод может выступать:
А) Эмоциональный лидер.
Б) Советчик.
В) Эмоциональный лидер, советчик, собеседник, комментатор, информатор.
29. Внешняя речь в профессии экскурсовода имеет:
А) Не важно как говорит, важно, что говорит.
Б) Не является признаком профессионализма.
В) Важное место.
30. Эмоциональные жесты:
А) Выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент.
Б) Не связаны с показом и носят организационный характер.
В) Помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания.
Вариант 3.
1. Развитие экскурсионной теории было начато:
А) В XVII в.
Б) В XIX в.
В) В 20-е годы ХХ в. и продолжается и в настоящее время.
2. Экскурсия - это:
А) сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная
система действий по их передаче.
Б) Точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.
В) Цепь событий, о которых повествует произведение.
3. Наиболее значимым компонентом профессионального мастерства экскурсовода
является
А) Конструктивный.
Б) Коммуникативный.
В) Организаторский.
25
4. Функция научной пропаганды:
А) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки,
медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в
хозяйственном и культурном строительстве.
Б) Организует досуг
В)
Способствует
распространению
политических,
философских,
научных,
художественных взглядов, идей и теорий.
5. Функция информации:
А) Расширяет культурно-технический кругозор.
Б) Формирует интересы человека.
В) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки,
медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в
хозяйственном и культурном строительстве.
6.Общим признаком для всех экскурсий является:
А) Демонстрация действующих объектов.
Б) Передвижение участников по заранее составленному маршруту.
В) Знакомство с материалами, расположенными на стендах.
7.Цель экскурсионного метода:
А) Обучение.
Б) Воспитание.
В) Обучение и воспитание.
8. Природоведческие экскурсии:
А) Формируют любовь и уважение к труду.
Б) Воспитывают бережное отношение к природе.
В) Направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.
9. В педагогической деятельности экскурсовода различают этапы:
А) Подготовку экскурсовода и группы к экскурсии. Проведение самой экскурсии.
Б) Проведение самой экскурсии. Послеэкскурсионную работу, закрепляющую
экскурсионный материал.
В) Подготовку экскурсовода и группы к экскурсии. Проведение самой экскурсии.
Послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.
10. Большое значение для процесса понимания и усвоения экскурсионного материала
имеет уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности:
А) Сопереживание.
Б) Память.
В) Внимание.
11. В экскурсионной практике процесс создания представлений и мысленных ситуаций
рассматривается как:
А) Память.
Б) Эмоции.
В) Воображение.
12. Любое умозаключение состоит из следующих ступеней:
А) Посылок и вывода.
Б) Вывода и заключения.
В) Посылок, вывода и заключения.
13. По месту проведения экскурсии бывают:
А) Экскурсия-прогулка.
Б) Экскурсия массовка.
В) Городские, загородные, производственные, музейные, комплексные.
14. Тема в экскурсии - это:
А) Предмет показа и рассказа.
Б) Предмет показа.
26
В) Рассказа.
15. Название экскурсии - это:
А) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.
Б) Языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание.
В) Постоянная разработка новых тем, совершенствование действующей тематики.
16. Показ в экскурсии представляет собой:
А) Активные действия экскурсовода, направленные на выявление сущности чувственно
воспринимаемых объектов.
Б) Активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).
В) Активные действия экскурсовода, направленные на выявление сущности чувственно
воспринимаемых объектов и активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение,
исследование объектов).
17.Адресность рассказа:
А) Привязка повествования к наблюдаемым экскурсантами объектам.
Б) Требует, чтобы материал, раскрывал конкретную тему.
В) Использование в рассказе зрительных доказательств.
18. На третьем уровне становления экскурсии:
А) Показ практически отсутствует.
Б) Рассказ равен показу.
В) Оптимальное сочетание рассказа и показа.
19. К одному из путей совершенствования экскурсии относят:
А) Разработку методической документации (контрольного текста, методической
разработки, «портфеля экскурсовода», которая явится основой для высокого качества
ведения экскурсии.
Б) Совершенствование культуры речи экскурсовода.
В) Работа экскурсовода над внеречевыми средствами общения.
20. Подготовка повой экскурсии проходит следующие ступени:
А) Предварительная работа.
Б) Предварительная работа и непосредственная разработка самой экскурсии.
В) Предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии и прием
экскурсии.
21. В практике экскурсионных учреждений существуют следующие варианты
построения маршрутов:
А) Хронологический.
Б) Хронологический, тематический, тематико-хронологический.
В) Тематический.
22.Прием зрительной аналогии:
А) Построен на сравнении данного объекта с фотографией или рисунком другого
аналогичного объекта или наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты
наблюдали ранее.
Б) Представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью наилучшего
наблюдения.
В) Сопоставление различных предметов или частей одного объекта с другими,
находящимися перед глазами экскурсантов.
23. Прием характеристики - это:
А) Краткое сообщение о событии, явлении, попавшем в поле зрения экскурсовода.
Б) Определение оптимальных свойств и особенностей объекта.
В) Форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом
событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие.
24. Портфель экскурсовода включает:
А) Индивидуальный текст.
Б) Комплект наглядных пособий.
27
В) Литературные произведения.
25. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь:
А) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить
индивидуальный текст экскурсии на определенную тему.
Б) Составить методическую разработку, применять методические приемы на практике,
использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода».
В) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить
индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую
разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные
материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли
знаний и оказывать им помощь в пропаганде экскурсионных возможностей края.
26. Для экскурсовода необходимы следующие способности:
А) Конструктивные, коммуникативные, организаторские, аналитические.
Б) Организаторские и коммуникативные.
В) Конструктивные, организаторские, аналитические.
27. Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно разделить на:
А) Знания.
Б) Умения.
В) Знания и умения.
28. По отношению к экскурсантам экскурсовод может выступать:
А) Информатор, комментатор, эмоциональный лидер, советчик, собеседник.
Б) Эмоциональный лидер.
В) Собеседник.
29. Внешняя речь в профессии экскурсовода имеет:
А) Важное место.
Б) Не важно как говорит, важно, что говорит.
В) Не является признаком профессионализма.
30. Побудительные жесты:
А) Не связаны с показом и носят организационный характер.
Б) Выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент.
В) Помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания.
Критерий оценки (по количеству правильных ответов) 25-30 - отлично 20-24 - хорошо
15-19 - удовлетворительно 0-14 – неудовлетворительно
№ вопроса
Верные ответы
2 вариант
1 вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
а
б
а
в
в
а
в
в
в
в
а
в
б
а
б
а
а
в
в
а
б
а
б
в
а
б
а
б
28
3 вариант
в
а
б
в
в
б
в
б
в
а
в
в
в
а
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
б
а
в
б
в
в
в
а
в
а
в
в
б
в
а
б
б
а
в
в
а
в
в
б
а
б
в
б
а
в
в
а
б
в
а
б
а
в
б
а
б
б
в
а
в
а
а
а
Список литературы
нормативно-правовые документы
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
–– Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Литература для педагога и учащихся
1.
Байкал: природа и люди: энцеклопедический справочник / Байкальский институт
природопольхзования СО РАН – Улан-Удэ: ЭКОС: Издательство БНЦ СО РАН, 2009. –
608 с., цв. ил.
2.
Баргузинский заповедник. Редактор И. Булекова. Издательство Агенства печати
Новости, М, 1984
29
3.
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1986.
4.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: Мысль,
1988. – 285 с.
5.
Геграфические названия Республии Бурятия: топонимический словарь / сост
И.А.Дамбуев, Ю.Ф. Манжуева, А.В. Ринчинова. – Улан-Удэ: Издательскополиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. – 241 с.
6.
Добрина Н.А. Экскурсоведение (Электронный ресурс): учеб. пособие / Н.А.
Добрина. – 3-е изд., стер. – М: ФЛИНТА, 2013. – 288 с
7.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. — М.: ЦРИБ «Турист», 1992.
8.
Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие. –
М.: ЦРИБ «Турист», 1986.
9.
Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.:
Советский спорт, 2002. – 216 с.
10.
Забайкальский национальный парк. Путеводитель /Авт.-сост.: В.В. Горбатовский,
О.А.Скосырская, Л.П. Щрагер. – М.: Минприроды России, 2013. – 208 с.
11.
Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале:
спецкурс для общеобразовательных учреждений. 6-7 кл., - Иркутск, 2006. – 224 с.
12.
Зайцева И.В., Интигринова Т.П., Протопопова И.В. Экологические традиции
народов севера Баргузинской долины. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1999. – 48 с.
13.
Кузеванова Е.Н. Байкаловедение. Байкал с древнейших времён до наших дней:
учебно-методическое пособие / Е. Н. Кузеванова / под ред. В.В. Тахтеева. – Иркутск, 2020.
– 220 с. ил
14.
Культовые места Баргузинской долины / Б.Ц.Гомбоев. – Улан-Удэ: Издатетельскополиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. – 187 с.
15.
Методика выразительного чтения: Учеб. пособие, 2-е изд., исправл. и дополн. –
М.: Просвещение, 1985.
16.
Омельченко Б.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп
туристов и экскурсантов: Конспект лекций. — М.: ЦРИБ «Турист», 1987.
17.
Петрова А.Н. Сценическая речь: Учеб.-метод. пособие. – М.: Искусство, 1981.
18.
Пасецкий В.М., Пасецкая-Креминская Е.К. Декабристы-естествоиспытатели. М.:
Наука, 1989. – 256 с.: ил
19.
Слово о Байкале. Мифы, предания, легенды, сказки, сказы и сказания, наставления
/ Составитель С.Н. Асламова. Художественное оформление А.И. Шелтунов, Н.А.
Шелтунов. – Иркутск: ГУК Редакция журнала «Сибирячок», 2004. – 224 с.
20.
Угрюмов Н.Ф. Баргузин – край, где мы живём. Сборник краеведческих очерков. –
п. Баргузин, 1998 г. – 176 с.
30