Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
РЕЦЕНЗИЯ
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«История. Теория и практика» педагога дополнительного образования
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»
Поповой Раисы Вячеславовны
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История.
Теория и практика» составлена в соответствии с «Положением о единых требованиях к
дополнительным общеобразовательным программам МБУДО «Центр дополнительного
образования детей «Подлеморье» (утверждено Приказом директора № 20 от 17.06.2019
г.).
Направленность программы – социально-гуманитарная. Программа соответствует
заявленной направленности. Уровень освоения содержания программы – базовый.
Программа направлена на овладение определённым базовым объёмом знаний, умений и
навыков в предметной области истории России, а также на устойчивую мотивацию
учащихся к получению знаний и выполнению действий в данной области, что отражает
содержание программы.
Программа содержит все необходимые структурные части: титульный лист,
пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы,
методическое обеспечение, список литературы.
В пояснительной записке обоснована актуальность и отличительные особенности
программы.
Указаны возраст, сроки реализации, формы и режим занятий, цели и задачи
программы. Программа соответствует действующим нормативно-правовым документам.
Цель программы сформулирована ясно и конкретно: развитие интереса к истории
России; целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации
– ОГЭ, ЕГЭ.
Цель предопределила постановку задач, решение которых вполне реально
средствами центра. Сформулированные цель и задачи программы согласованы с
содержанием и результатами программы.
Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов.
Представленный режим занятий, их количество и периодичность соответствует
требованиям СанПин 2.4.4.3172-14.
Программа содержит
планируемые результаты освоения программы, формы
подведения итогов и способы определения результативности обучения. В структуре
планируемых результатов определены знания и умения и навыки. Результаты и способы
определения результативности соотносятся с целью и задачами обучения по программе.
Педагог отмечает, что в процессе реализации программы акцент делается не столько на
приобретение дополнительной суммы знаний по предмету, сколько на развитие
способностей самостоятельно приобретать знания. Поэтому ведущими формами занятий
предусматриваются ролевые игры, круглый стол, работа с литературой, экскурсии,
составление и самостоятельное решение практических заданий. Конкретные примеры
заданий помогут учащимся подготовиться к ЕГЭ (ОГЭ) и систематизировать большой
объем исторической информации.
Учебно-тематический план (УТП) отражает содержание программы, раскрывает
последовательность изучения основных содержательных линий. Учебно-тематический
план составлен на весь период обучения, представлен в таблице. УТП определяет
количество часов по теме с распределением на теоретические и практические занятия,
включает формы организации занятий и формы контроля.
Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.
Программа обеспечена методически. Представлена совокупность необходимых
условий реализации программы, материально-техническое обеспечение.
2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
3
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
–– Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
–– Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016
«Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с учётом их особых образовательных
потребностей».
Направленность программы – социально-гуманитарная, вид деятельности –
история России.
Уровень освоения содержания программы – базовый. Программа «История. Теория
и практика» направлена на овладение определённым базовым объёмом знаний, умений и
навыков в предметной области истории России, а также на устойчивую мотивацию
учащихся к получению знаний и выполнению действий в данной области, что отражает
содержание программы.
Актуальность программы. История является одним из наиболее важных предметов
учебного плана в нравственно-патриотическом, социальном и культурологическом
аспектах. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный
опыт человечества. В ее содержании отражены все этапы культурного развития
человечества. Спрос на гуманитарное образование в обществе растёт с каждым годом, и в
каждом году все больше и больше выпускников предметом итоговой аттестации
выбирают историю в 9-ом, а затем и в 11-ом классах. В общеобразовательной школе по
общему базовому направлению изучения отводится 68 часов на каждый год обучения,
начиная с 5-го класса (2 урока в неделю). Занятия по направлению «История. Теория и
практика» способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности
4
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения,
полученные в процессе учебы, и создают условия для всестороннего развития личности.
Новизна программы заключается в том, что содержание программы акцентирует
внимание на анализ наиболее трудных вопросов курса истории, на технологию работы с
тестовыми заданиями разного типа и уровня сложности. Отработка во время практикумов,
тренингов типовых конструкций тестовых заданий позволит практически не тратить
время на экзамене на понимание инструкции, на точное оформление ответа по всем
направлениям.
Отличительная особенность программы «История. Теория и практика»
заключается в том, что в процессе реализации программы акцент делается не столько на
приобретение дополнительной суммы знаний по предмету, сколько на развитие
способностей самостоятельно приобретать знания. Поэтому ведущими формами занятий
предусматриваются ролевые игры, круглый стол, работа с научно-популярной
литературой, экскурсии, составление и самостоятельное решение практических задач.
Конкретные примеры заданий помогут учащимся подготовиться к ЕГЭ (ОГЭ) и
систематизировать большой объем исторической информации.
Программа модифицированная, дополняет пропедевтический курс истории России
6-11 классов автора Е.В. Пчелова. Программа предусматривает углубление и расширение
материала. Значительное количество времени отводится на решение практических задач,
тестовых заданий и подготовку к итоговой аттестации.
Программа составлена в соответствии с «Положением о единых требованиях к
дополнительным общеобразовательным программам МБУДО «Центр дополнительного
образования детей «Подлеморье» (утверждено Приказом директора № 20 от 17.06.2019
г.).
Адресатом программ являются учащиеся подросткового возраста, обладающие
определённым багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках
обществознания, истории, финансовой грамотности. Это учащиеся 8-9-х классов (14-15
лет), когда происходит становление нового уровня самосознания «Я» – концепции,
выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое
сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. А также
учащиеся 10-11-х классов (16-18 лет), старшего подросткового возрастного периода, когда
происходит формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному
построению, корректировке и реализации перспектив своего личностного,
профессионального, жизненного развития. Все занятия по программе построены с учётом
этих возрастных особенностей учащихся, их интересов, потребностей физического и
психологического развития. Набор учащихся на обучение по программе - свободный,
принимаются все желающие. Наполняемость в группах 15-20 человек.
Срок освоения программы – 1 год (9 месяцев, 36 недель)
Объём программы составляет 108 часов.
Режим занятий:1-й год обучения – 1 раз в неделю по 3 часа.
Формы обучения и виды занятий по программе:
Программой предусмотрено сочетание коллективных, групповых, индивидуальных
форм проведения занятий. На занятиях применяется дифференцированный подход,
зависящий от уровня знаний и возраста ребёнка.
Виды занятий – лекции, практические и семинарские занятия.
Специфической чертой обучения является его системно-деятельностный подход,
который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.
Обучение организовано так, что целенаправленно ведет за собой развитие учащихся.
Методика проведения занятий предусматривает активную практическую
деятельность, а также теоретическую подачу материала. Соответствие используемых
методов обучения цели, задачам, характеру и содержанию учебного материала, уровню
5
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
знаний, умений и навыков обучающихся, материальному обеспечению, индивидуальным
особенностям, возможности и подготовленности учащихся, личностным качествам
педагога, его подготовленности и уровню методического мастерства, бюджету времени
является педагогически целесообразным.
Цель программы: развитие интереса к истории России; целенаправленная и
качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ, ЕГЭ.
Задачи программы:
Воспитательные:
– воспитание уважения к истории своего государства и всемирной истории;
Обучающие:
– способствовать развитию и поддержанию познавательного интереса к изучению
истории;
– систематизировать и обобщить знания об истории России и всемирной истории;
– развить навыки критического анализа учебного текста;
Развивающие:
– развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научнопопулярной литературой;
–развитие познавательных интересов учащихся при выполнении исследований с
использованием информационных технологий.
– развитие умений практически применять знания в жизни;
– развитие творческих способностей;
– формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы.
Ожидаемые результаты
В результате систематического обучения по программе «История. Теория и
практика» учащиеся:
- будут знать (понимать):
основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до
наших дней;
выдающихся деятелей отечественной истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развитии;
изученные виды исторических источников
- будут уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной
и всеобщей истории;
использовать данные исторических и современных источников при ответе на
вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных
источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при составлении плана и написании
творческих работ (в том числе сочинений);
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
6
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой
культуры
Формы подведения итогов реализации программы:
Методы контроля:
– педагогическое наблюдение;
– педагогический анализ активности обучающихся на занятиях, результатов решения
задач поискового характера, анкетирования, тестирования, опросов, выполнения
учащимися диагностических знаний;
– мониторинг (педагогический мониторинг и мониторинг образовательной
деятельности обучающихся)
Виды и формы контроля:
В течение учебного года проводятся три диагностических среза:
–стартовая или входная диагностика позволяет выявить предварительные знания,
умения и навыки стартового уровня обученности обучающихся и готовности их к
изучению данного курса;
–промежуточная диагностика позволяет выявить достигнутый на данном этапе
уровень обученности обучающихся, соответствие его прогнозируемому и на этой основе
оценить успешность выбранных форм и методов обучения, а также при необходимости
скорректировать их;
–итоговая диагностика позволяет определить качество усвоения программы
обучающимися, реально достигнутый уровень обученности детей в объединении.
Также формами подведения результативности программы являются:
– самостоятельная работа (индивидуальные задания репродуктивного и творческого
характера);
– разработка и презентация проектов;
– соревнования внутри группы, учреждения;
– работа с готовыми материалами, решение тестов.
Система оценивания:
Оценка эффективности результатов обучения по программе базового уровня
производится по следующим критериям:
Теоретическая подготовка:
– теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана);
– владение специальной терминологией;
– знание алгоритмов деятельности.
Практическая подготовка учащегося:
– практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным
разделам учебно-тематического плана);
– творческие навыки.
Кроме того, отслеживается сформированность ключевых компетенций, таких как:
Познавательные:
– умение подбирать и анализировать спец. литературу
– умение пользоваться компьютерными источниками информации;
– умение осуществлять проектную работу;
– умение выполнять тестовые задания.
Коммуникативные:
7
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
– умение слышать и слушать педагога, принимать во внимание мнение других
людей;
– умение участвовать в дискуссии, аргументировано защищать свою точку зрения;
– сформированность навыков осуществления совместной деятельности;
Кроме этого, учитываются результаты участия учащихся в различных мероприятиях:
на уровне детского объединения; на уровне учреждения; на муниципальном уровне; на
региональном (республиканском) уровне; на межрегиональном уровне.
Для проверки уровня знаний, умений и навыков по программе разработан
диагностический материал – тесты, комплекс самостоятельных и проверочных работ.
В результате мониторинга программы, определяется количество учащихся,
освоивших программу на:
– Высоком уровне – высокий образовательный результат, полное освоение
содержания образовательной программы (теоретические знания, практические умения),
имеет достижения на разных уровнях.
– Базовом уровне – полное освоение программы, но при выполнении заданий
допускает незначительные ошибки; имеет достижения на разных уровнях.
– Минимальном уровне – не полностью освоил программу, допускает существенные
ошибки при выполнении практических заданий и теоретических заданий.
Учебно-тематический план
№
п/п
Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика организации
занятий
Название раздела,
темы
Раздел 1. Русь в древности и средневековье.
1.
1.1.
Древняя Русь. От Рюрика
до Ярослава Мудрого
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
1.2.
Русь при Ярославичах.
Владимир Мономах.
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
1.3.
Экономические
и
политические причины
раздробленности.
Политическая
история
княжества:
Юрий
Долгорукий,
Андрей
Боголюбский, Всеволод
Большое гнездо.
Монголо-татарское иго.
От битвы на Калке до
стояния на реке Угре.
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
1.5.
Натиск с запада.
3
2
1
1.6.
Завершение объединения
русских земель вокруг
Москвы и формирование
единого
Российского
государства.
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
1.4.
Формы
контроля
8
Проведение
первичной
диагностики
знаний.
Практическая
работа
Практическая
работа. Работа с
историческими
источниками
Практическая
работа. Работа с
историческими
источниками
Практическая
работа. Работа с
историческими
источниками,
картами
Практическая
работа
Практическая
работа.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
1.7.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10.
4.
4.1.
Контрольное
тестирование по Разделу
1.
3
Иван Грозный.
Внутренняя и Внешняя
политика. Теория
«Москва — Третий
Рим».
Смутное время.
Пресечение царской
династии Рюриковичей.
3
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
Первое и второе
ополчение. Избрание на
царство Михаила
Фёдоровича Романова.
Итоги Смутного времени
Внутренняя и внешняя
политика Михаила
Федоровича
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
Внутренняя и внешняя
политика Алексея
Михайловича. Культура
и наука 17 века. Борьба
за престол.
Контрольный тест по
Разделу 2.
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
3
-
1
Закрепление
знаний
Петр I. Внешняя
политика. Северная
война.
3
Петр I. Внутренняя
политика. Народные
движения.
Эпоха дворцовых
переворотов. Екатерина
I, Петр II
3
2
1
3
2
1
Анна Иоанновна. Иван
(Иоанн) Антонович.
Анна Леопольдовна.
Внутренняя и внешняя
политика Елизаветы
Петровны
Петр III. Итоги
Семилетней войны
3
2
1
3
2
1
3
2
1
Внутренняя политика
Екатерины II. Восстание
Е.И. Пугачева.
Внешняя политика
Екатерины II.
3
2
1
3
2
1
Правление Павла I.
Культура и
общественная мысль 18
века.
Контрольный срез по
Разделу 3.
3
2
1
3
-
3
Александр I.
Внутренняя и внешняя
политика. Отечественная
3
-
3
Закрепление
знаний
Раздел 2. Россия в XVI-XVII вв.
2
1
Лекция,
практические
упражнения
Раздел 3. Россия в XVIII вв.
2
1
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Закрепление
знаний
Раздел 4. Россия в XIX – начале XX вв.
2
1
Лекция,
практические
упражнения
9
Тестирование
Практическая
работа.
Практическая
работа. Работа с
историческими
источниками
Практическая
работа.
Практическая
работа. Работа с
историческими
источниками
Практическая
работа
Тестирование
Практическая
работа. Работа с
историческими
источниками,
картами
Практическая
работа.
Практическая
работа. Работа с
историческими
источниками.
Рассуждение.
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа.
Практическая
работа
Практическая
работа
Тестирование в
формате огэ (егэ)
Практическая
работа. Работа с
историческими
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
4.2.
война 1812 г.
Николаевское
самодержавие:
государственный
консерватизм.
Внутренняя и внешняя
политика
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
4.3.
Преобразования
Александра II.
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
4.4.
«Народное
самодержавие»
Александра III.
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
4.5.
Правление Николая II.
Крах империи.
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
4.6.
Контрольный срез по
Разделу 4.
3
-
3
Россия в 1920-1930-х гг.
3
5.2.
Великая Отечественная
война. Послевоенное
время.
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
5.3.
СССР в 1953 – середине
60-х гг.20 века
3
2
1
5.4.
СССР в середине 60-х середине 80-х гг. 20 века
3
2
1
5.5.
Перестройка в СССР.
3
2
1
5.6.
Россия в конце 20 –
начале 21 века.
3
2
1
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
3
-
3
108
62
46
5.
5.1.
5.7.
Контрольный срез по
Разделу 5.
Итоговое занятие
Итого часов:
Закрепление
знаний
Раздел 5. Россия в XX – начале XXI вв.
2
1
Лекция,
практические
упражнения
Закрепление
знаний
источниками
Практическая
работа. Работа с
историческими
источниками.
Практическая
работа. Работа с
историческими
источниками.
Практическая
работа. Работа с
историческими
источниками.
Практическая
работа. Работа с
историческими
источниками.
Тестирование в
формате огэ (егэ)
Работа с
документами.
Практическая
работа
Работа с
документами.
Практическая
работа
Практическая
работа. Решение
задач.
Практическая
работа. Решение
задач.
Практическая
работа. Решение
задач.
Практическая
работа. Работа с
историческими
источниками.
Тестирование в
формате огэ (егэ)
Содержание программы
Раздел 1. Русь в древности и средневековье.
Тема 1.1. Древняя Русь. От Рюрика до Ярослава Мудрого
Предпосылки создания Древнерусского государства: общественное расслоение, появление
княжеской власти. Новгород и Киев. Утверждение династии Рюриковичей. Эволюция
внутриполитической организации и рост международного влияния Руси при Игоре, Ольге
и Святославе. Военные походы князей. Русско-византийские отношения. Личность князя
Владимира. Борьба за киевский престол. Приход Владимира к власти. Походы князя
Владимира. Расширение территории государства. Крещение Руси. Значение принятия
христианства. Борьба за власть сыновей Владимира. Личность князя Ярослава.
Внутренняя и внешняя политика Ярослава. Развитие просвещения. Начало русского
законодательства, Русская Правда.
Тема 1.2. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах.
10
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Княжеские съезды. Владимир
Мономах – последний правитель единого государства. Военные походы князя. Борьба с
половцами. Устав Владимира Мономаха. Основные социальные слои древнерусского
общества: князья, дружинники, бояре, духовенство, горожане и землепашцы-общинники.
Княжеская власть, городское вече.
Тема 1.3. Экономические и политические причины раздробленности. Политическая
история княжества: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое
гнездо.
Политическая история княжества: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод
Большое гнездо. Начало истории Москвы. Рост политического влияния владимирских
князей в русских землях. Своеобразие культуры Владимиро-Суздальской земли.
Памятники письменности, архитектуры и живописи. Природные и хозяйственные
особенности Северо-Западной Руси. Территория и население. Общественно-политический
строй Новгородской земли: социальные слои и система государственного управления.
Тема 1.4. Монголо-татарское иго. От битвы на Калке до стояния на реке Угре.
Создание державы Чингисхана. Первое столкновение русских войск с монголами – битва
на Калке. Хан Батый и его походы. Героическая оборона русских городов. Образование
Золотой Орды. Последствия нашествия для русских земель и всей Восточной Европы.
Куликовская битва. Дмитрий Донской. Нашествие Тохтамыша. Стояние на реке Угре.
Тема 1.5. Натиск с запада.
Угроза для русских земель с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Александр
Невский.
Тема 1.6. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование
единого Российского государства.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого
Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная
система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Тема 1.7. Контрольный срез по разделу 1.
Повторение и закрепление материала.
Раздел 2. Россия в XVI-XVII вв.
Тема 2.1. Иван Грозный. Внутренняя и Внешняя политика. Теория «Москва —
Третий Рим».
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада.
Появление Земских соборов. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г.
«Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость
фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Создание единой денежной
системы. Начало закрепощения крестьянства. Внешняя политика России в XVI в.
Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири. Приказ Казанского
дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская
война. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий
Рим». Учреждение патриаршества.
Тема 2.2. Смутное время. Пресечение царской династии Рюриковичей.
Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции
сопредельных государств.
Тема 2.3. Первое и второе ополчение. Избрание на царство Михаила Фёдоровича
Романова. Итоги Смутного времени
Подъём национально-освободительного движения. Народные
ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор
1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство
Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Тема 2.4. Внутренняя и внешняя политика Михаила Федоровича
11
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие
приказного строя. Отношения со Швецией и Речью Посполитой.
Тема 2.5. Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича. Культура и наука
17 века. Борьба за престол.
Соборное уложение 1649 г. Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и
Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской
политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав
России Левобережной Украины. Переяславская рада.
Тема 2.6. Контрольный срез по разделу 2.
Повторение и закрепление материала.
Раздел 3. Россия в XVIII вв.
Тема 3.1. Петр I. Внешняя политика. Северная война.
Регентство царевны Софьи. Характер возможных реформ и неудачи крымских военных
походов. Устранение Софьи и начало самостоятельного правления Петра I (1689).
Сподвижники молодого Петра. Азовские походы 1695—1696 гг. Неудачи в начале войны
и их преодоление. Начало военной реформы и процесса создания в России регулярной
армии, военного флота. Рекрутские наборы. Первые победы 1701—1704 гг. и их значение.
Основание Санкт-Петербурга. Битва у Лесной. Сражение под Полтавой и его
историческое значение. Полководческое искусство Петра I. Причины неудачи Прутского
похода русских войск. Морские сражения и победы русского флота в 1714—1720 гг., их
значение. Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей.
Каспийский поход 1722—1723 гг.: цели и результаты. Причины и историческое значение
победы России в Северной войне.
Тема 3.2. Петр I. Внутренняя политика. Народные движения.
Реформа высших органов власти: Сенат, коллегии, органы надзора и суда.
Административно-территориальная реформа. Усиление централизации и бюрократизации
управления. Изменение роли Русской православной церкви в государстве и обществе в
результате упразднения патриаршества и учреждения Синода. Налоговая реформа и
сословная политика Петра I. Указ о единонаследии, Табель о рангах. Значение указа о
единонаследии и Табели о рангах. Формирование системы абсолютизма. Восстание в
Астрахани как пример казацких мятежей на юге России. Восстание под руководством
Кондратия Булавина: причины, социальный состав и требования восставших, ход
восстания и причины его поражения. Башкирское восстание.
Тема 3.3. Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина I, Петр II
Восшествие на престол Екатерины I. Причины и сущность дворцовых переворотов.
Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Усиление влияния А.Д. Меншикова
при дворе. Вступление на престол Петра II. Личность молодого императора. Борьба
дворянских группировок за влияние на Петра II. Крушение политической карьеры А.Д.
Меншикова. Вексельный устав 1729 г.
Тема 3.4. Анна Иоанновна. Иван (Иоанн) Антонович. Анна Леопольдовна.
«Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Создание Кабинета
министров. Роль Э.И. Бирона, Б.К. Миниха, А.И. Остермана и А.П. Волынского. Участие
России в войне за польское наследство. Русско-турецкая война 1735—1739 гг.: причины,
ход военных действий, итоги. Правление «Брауншвейгской фамилии».
Тема 3.5. Внутренняя и внешняя политика Елизаветы Петровны
Личность императрицы Елизаветы Петровны, её сподвижники. Новые права и привилегии
дворянства. Вопрос о наследовании престола. Экономическая и финансовая политика.
Деятельность П.И. Шувалова. Ликвидация внутренних таможен, усиление роли
косвенных налогов. Создание Дворянского и Купеческого банков. Распространение
монополий в промышленности и внешней торговле. Русско-шведская война 1741—1743
12
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
гг. Абоский мирный договор. Причины и начало Семилетней войны. Участие России в
Семилетней войне. Победы русских войск.
Тема 3.6. Петр III. Итоги Семилетней войны
Правление Петра III. Личность императора. «Манифест о вольности дворянства».
Изменение позиции России в конце войны в связи с вступлением на престол Петра III.
Причины, ход и итоги переворота 28 июня 1762 г.
Тема 3.7. Внутренняя политика Екатерины II. Восстание Е.И. Пугачева.
Личность императрицы Екатерины II. Идеалы Просвещения и просвещённый абсолютизм.
Особенности просвещённого абсолютизма в России. Секуляризация церковного
землевладения. Уложенная комиссия: состав, деятельность, причины роспуска. Идеи
просвещённого абсолютизма в «Наказе» императрицы. Губернская реформа и сословная
политика Екатерины II. Восстание Е.И. Пугачёва (1773—1775)
Тема 3.8. Внешняя политика Екатерины II.
Русско-турецкие войны 1768—1774 гг. и 1787—1791 гг. Отношения России и Речи
Посполитой в XVIII в. Участие России в разделах Речи Посполитой вместе с империей
Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы Речи Посполитой. Вхождение в
состав России территории Украины и Белоруссии. Присоединение Литвы и Курляндии.
Борьба Польши за национальную независимость. Освоение Новороссии.
Тема 3.9. Правление Павла I. Культура и общественная мысль 18 века.
Внутренняя политика Павла I: военная реформа, Акт о престолонаследии, Указ о
трёхдневной барщине и др. Внешняя политика Павла I: цели и направления. Причины и
характер войны с Францией в составе антифранцузской коалиции в 1798— 1799 гг.
Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Победы русского флота под
командованием Ф.Ф. Ушакова. Предпосылки недовольства политикой Павла I в верхах
российского общества и дворцовый переворот 11 марта 1801 г. Русская культура, наука,
общественная мысль после Петра Великого.
Тема 3.10. Контрольный срез по разделу 3.
Повторение и закрепление материала.
Раздел 4. Россия в XIX – начале XX вв.
Тема 4.1. Александр I. Внутренняя и внешняя политика. Отечественная война 1812
г.
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный
комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М.
Сперанский.
Отечественная война 1812 г.
Тема 4.2. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. Внутренняя
и внешняя политика
Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг.
Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование
профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального
реформаторства.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная
Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в
Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война.
Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г. Декабристы – дворянские
революционеры. Культура и этика декабристов. Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг.
Тема 4.3. Преобразования Александра II.
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу.
Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и
городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и
развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в
правовом строе страны. Конституционный вопрос.
13
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны.
Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Россия на Дальнем Востоке.
Тема 4.4. «Народное самодержавие» Александра III.
Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение
общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие.
Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать
и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в
экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика.
Консервация аграрных отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов.
Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Тема 4.5. Правление Николая II. Крах империи
«Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический
терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа
«Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма. Русско-японская
война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение. П.А. Столыпин. Россия в
преддверии мировой катастрофы. Октябрьская революция.
Тема 4.6. Контрольный срез по разделу 4.
Повторение и закрепление материала.
Раздел 5. Россия в XX – начале XXI вв.
Тема 5.1. Россия в 1920-1930-х гг. Формирование советской государственности.
Экономический и политический кризис н. 20-х гг. Экономическая политика красных и
белых. Переход к НЭПу. Образование СССР. Международное положение и внешняя
политика в 1920е г. Политическое развитие и духовная жизнь в 1920-е г.
Социалистическая
индустриализация.
Коллективизация
сельского
хозяйства.
Политическая система и духовная жизнь в СССР. Внешняя политика в 1930-е г.
Тема 5.2. Великая Отечественная война. Послевоенное время.
Начало Великой Отечественной войны. Немецкое наступление и предпосылки корен.
перелома. Советский тыл. Коренной перелом в ходе войны. Народы СССР в борьбе с
фашизм. Завершение войны. Восстановление экономики. Политическое развитие.
Внешняя политика.
Тема 5.3. СССР в 1953 – середине 60-х гг.20 века
Холодная война. Идеология и культура. Изменение политической системы. Экономика в
СССР в 1953 – 1964 гг. Карибский кризис. «Оттепель» в духовной жизни. Политика
мирного сосуществования.
Тема 5.4. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. 20 века.
Консервация политического режима. Экономика «развитого» социализма. Общественная
жизнь. Политика разрядки. Политические и экономические реформы.
Тема 5.5. Перестройка в СССР.
Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг. Гласность. Российская экономика на пути к
рынку. Политическая жизнь.
Тема 5.6. Россия в конце 20 – начале 21 века.
Политика Б. Н. Ельцина, В.В. Путина. Чеченская война. Реформы во внутренней
политике. Отношения со странами Европы и Азии, США.
Тема 5.7. Контрольный срез по разделу 5. Итоговое занятие.
Повторение и закрепление материала. Тестирование в формате ОГЭ, ЕГЭ.
14
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарно-учебный график
Срок освоения программы
Объём программы
Даты начала и окончания учебного года
Количество учебных недель
Режим занятий
Количество учебных дней/занятий
Сроки и продолжительность каникул
Сроки мониторинговых исследований
(начало и конец уч.года)
1 год (9 месяцев, 36 недель)
Полный объём учебных часов – 108
часов в год.
1 сентября –– 31 мая
36 недель в год;
1 год обучения – 108 часов
(1 раз в неделю по 3 часа);
4 занятий в месяц, 36 занятия в год
Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
с 31 декабря по 8 января (в
зависимости от утверждённых
праздничных дней ежегодно)
с 1 по 20 сентября;
с 25 апреля по 30 мая.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, учебная мебель (столы и
стулья), компьютер, ноутбук, звуковые колонки, интерактивная панель.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования центра, имеющий высшее
педагогическое образование /ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
г. Улан-Удэ, педагогическое образование/.
Методическое обеспечение
Сущность технологии:
Основными принципами работы по программе «История и практика» являются:
Опора на психологические особенности обучающихся 14-18-летнего возраста
(формирование собственного «Я», удовлетворение в стремлении понять себя и свою
значимость в обществе, создание ситуации «успеха»).
Ориентация на потребность в формировании внутренней готовности обучающихся
к осознанному и самостоятельному построению перспектив своего личностного,
профессионального, жизненного развития.
Следование этим принципам определяет особенности построения учебновоспитательного процесса:
Организация занятий направленная на активную практическую деятельность, с
возможностью развития познавательного интереса к предмету.
Использование заданий, позволяющих применять теоретические знания на
практике.
Применение разнообразных форм, методов и приёмов вовлечения обучающихся в
активную деятельность (мозговой штурм, интеллектуальный марафон, игра,
импровизация, предметная эстафета, ролевые игры и т.д.).
Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели – улучшению качества
обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в
информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным
возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а
также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
15
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
Технология проблемного обучения создание под руководством педагога проблемных
ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями,
навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога
самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе
которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются
способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое
мышление и другие личностно значимые качества.
В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися
ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно
исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают
способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения,
анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
Методические рекомендации к организации занятий по программе
При подготовке к занятиям необходимо учитывать психологические особенности
возраста. Используются упражнения - проблематизации на взаимодействие,
формирование интереса к содержанию занятий, друг к другу, педагогу. На занятиях часто
задаваемыми вопросами являются вопросы, активизирующие мышление учащихся: как ты
думаешь?,..аргументируй?, из своих наблюдений сделай вывод? и т. д.;
Занятия должны быть организованы в соответствии с дидактическими требованиями
к современному занятию, с учётом психологических требований, возрастных
особенностей обучающихся, гигиенических требований к занятию.
Из всех применяемых видов деятельности предпочтение отдается эксперименту,
игре и решению практических (жизненных) задач. Также на занятиях должна
определяться значимость в повседневной жизни того или иного явления, закона, теории и
т.д.
Специфической чертой обучения является его системно-деятельностный подход,
который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.
Обучение организовано так, что целенаправленно ведет за собой развитие обучающихся.
При организации работы упор ставится на применение проблемно-диалогических
технологий (беседы, обсуждения, дискуссии, круглый стол), технология «открытого
пространства» (групповая форма организации деятельности учащихся) и использование
ИК-технологий (наглядность, методы контроля, виртуальные лабораторные работы).
Информационное обеспечение:
Учебная литература:
- История государства Российского: жизнеописания. IX–XVI вв. – М., 2011.
- История государства Российского: жизнеописания. XVII век. – М., 2012.
- История России XX-начало XXI века. 11 класс. / Левандовский А. А., Щетинов Ю. А.,
Мироненко С. В. – М., 2011.
- История России. С древнейших времен до начала XXI в. В 2 томах. / под редакцией
Сахарова А. Н. – М., 2013.
- История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая
энциклопедия. – М., 2019.
- Страницы российской истории / сост. П. П. Афанасьев. – М., 2015.
16
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
методические виды продукции
Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен
быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие, что и реализовано в
компьютерной программе данного курса.
Диагностические материалы:
- ОГЭ. История: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. Под ред. И.А.
Артасова. – М., 2022
- ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. Под ред.
И.А. Артасова. – М., 2022
Электронные образовательные ресурсы:
Полезные интернет-ресурсы:
http://www.mon.ru.gov.ru– официальный сайт Министерства образования и науки РФ
https://soc-oge.sdamgia.ru Решу ОГЭ. Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к
экзаменам.
http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк
заданий ОГЭ, ЕГЭ.
http://alleng.me Всем, кто учится.
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
Список литературы
нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(с изменениями на 25.12.2023 г.) (редакция, действующая с 1 января 2024 г.) Об
образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 - docs.cntd.ru
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Утв. Приказом Министерства
просвещения РФ от 27.06.2022 г. № 629), ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/351746582;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ
от
31.03.2022
г.
№
678-р),
ссылка
на
документ
http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf ;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38), ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/561232576;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»), ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/573500115;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования
детей
и
взрослых»,
ссылка
на
документ
https://docs.cntd.ru/document/542623974;
17
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История и практика», составитель Попова Р.В.
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», ссылка на документ
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf;
8. Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016
«Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с учётом их особых образовательных
https://dmshпотребностей»,
ссылка
на
документ
ivanova.tls.muzkult.ru/media/2019/10/29/1265635019/MR.pdf
Литература для педагога:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Васяева, М. Н. Смутное время – время упущенных возможностей // Преподавание
истории в школе. – 2001. – № 6. – С. 22–29
.Введение в политологию: книга для учащихся старших классов / Г. С. Гаджиев – М.,
2011.
История России XX-начало XXI века. 11 класс. / Левандовский А. А., Щетинов Ю. А.,
Мироненко С. В. – М., 2011.
История России. С древнейших времен до начала XXI в. В 2 томах. / под редакцией
Сахарова А. Н. – М., 2013.
Государство и церковь в России. XX век. / Одинцов М. И. – М., 2014.
Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому государственному экзамену».
Журнал «Все для учителя», периодическое издание
Хрестоматия по истории России. – Т. 1. – М., 2005.
Хрестоматия по истории России. – Т. 2. – М., 2005.
для учащихся:
1. ОГЭ. История: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. Под ред. И.А.
Артасова. – М., 2022
2. ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. Под ред.
И.А. Артасова. – М., 2022
3. Газета «Первое сентября»;
4. История России. С древнейших времен до начала XXI в. В 2 томах. / под редакцией
Сахарова А. Н. – М., 2013.
5. Учебник по истории России под ред. Пчелова Е.В. 6-11 классы. М., 2018.
6. https://soc-oge.sdamgia.ru Решу ОГЭ. Решу ЕГЭ. Образовательный портал для
подготовки к экзаменам.
7. http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий
ОГЭ, ЕГЭ.
8. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
9. http://alleng.me Всем, кто учится.
10. http://4ege.ru Официальные демоверсии ЕГЭ.
18