Мой первый робот

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
–– СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» устройству (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.09.2020 г. № 28);
–– Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
––Устав МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»
(утв.Постановление Администрации Мо «Баргузинский район» 24.02.2016 г. № 95);
––Положение о единых требованиях к дополнительным общеобразовательным программам
МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»,
№ 20 от 17.06.2019
г.).
Направленность программы – техническая, вид деятельности – робототехника.
Уровень освоения содержания программы – базовый. Программа направлена на овладение
определённым базовым объёмом знаний, умений и навыков в робототехнике, а также на
устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и выполнению действий в данной
области, что отражает содержание программы.
Актуальность
В начале XXI века человечество вступило в информационно-компьютерную эпоху,
которая в системе образования России начинает развиваться всё более интенсивно.
В нашем очень быстро развивающемся мире робототехника играет огромнейшую
роль. Сегодня существует масса роботов начиная с тех, которые производят в обычной
промышленности, для выполнения различных механических задач, поисково-спасательных
роботов, которые спасают жизни людей, ползая под обломками разрушенных строений, до
межпланетарных роботов-исследователей, которые зондируют просторы бесконечного
космоса. Вполне логичным можно считать тот факт, что некоторые роботы стали активно
применяться в образовательном процессе. Они были разработаны на основе конструктора
Lego и новейших технологий в области робототехники и получили название — Lego-роботы.
Lego-робот представляет собой конструктор, который помогает в курсе технологии средней
школы понять основы робототехники, в курсе информатики – наглядно реализовать сложные
алгоритмы, реализовать свои знания в механике и механических передач, принципов их
работы, основы физики, элементы математической логики, основы автоматического
управления и ряда других дисциплин технологического уровня. Используя Lego-роботы на
уроках, дети учатся основам работы с компьютерными программами и алгоритмами, создают
"умных" роботов, например роботов на базах конструкторов Lego Mindstorms NXT и Lego
Mindstorms EV3. В микрокомпьютере NXT можно как самим создавать программы, так и
2

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

использовать программное обеспечение. Программные обеспечения Lego Mindstorms NXT и
Lego Mindstorms EV3 дают возможность программировать роботов NXT при помощи USBкабеля или Bluetooth соединения. Помимо этого, благодаря Bluetooth можно управлять
роботом с помощью мобильного телефона.
Данная программа представляет собой среду визуального (графического)
программирования. Программные обеспечения LEGO MINDSTORMS NXT и Lego
Mindstorms EV3 имеют очень понятный, интуитивный интерфейс, который основан на
иконках. Для того чтобы создать программу, требуется нарисовать последовательность
иконок, которые показывают то или иное действие. Данные программные обеспечения
позволяют и учителям, и ученикам легко ориентироваться в программной среде, которые
имеют структуру «низкий - высокий», что позволяет программировать на всех уровнях, от
новичка до эксперта. Это делает программные обеспечения подходящими как 8-летним
детям, так и студентам ВУЗов.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в том, что в
настоящее время владение компьютерными технологиями рассматривается как важнейший
компонент образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач
образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной
картины мира, учебных и коммуникативных навыков. Программа «Мой первый робот» дает
возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего,
мировоззренческого, технологического характера, здоровьесбережения. Обучающиеся
получат представление о самобытности и оригинальности применения робототехники как
вида искусства, как объектов для исследований.
Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с
графическими программами, но и способствует формированию информационной, научнотехнической и эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку “уйти в виртуальный
мир”, учит видеть красоту и привлекательность реального мира. Отличительной
особенностью является и использование нестандартных материалов при выполнении
различных проектов.
Отличительные особенности программы: Программа модифицированная,
составлена на основе практикума «Первый шаг в робототехнику» Копосова Д.Г.,
«Робототехника для детей и родителей» Филипповой С.А. и курса программирования робота
Lego Mindstorms EV3 в среде EV3 Овсяницкой Л.Ю., с учётом личного опыта работы
педагога в
направлении образовательная робототехника. Программа составлена в
соответствии с «Положением о единых требованиях к дополнительным общеразвивающим
программам МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»
(утверждено Приказом директора № 20 от 17.06.2019 г.).
Программа отличается от аналогичных удачным сочетанием нескольких факторов:
– актуальностью поставленных задач;
– высокой социальной обусловленностью
– продуктивной личностной ориентацией обучающихся;
– формированием эстетического вкуса, умения видеть окружающую красоту и природу;
–опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, математике и физике,
направленное на развитие творческого мышления;
– наличие оценочно-результативного блока, позволяющего оценить эффективность
программы, уровень развития ребёнка;
– профориентация обучающихся;
– использование на занятиях новейших компьютерных технологий и оборудования.
Адресат программы. Программа рассчитана для детей от 7 до 18 лет. Программа
может корректироваться в процессе работы с учётом возможностей материальнотехнической базы, возрастных особенностей обучающихся, их способностей усваивать
материал.
Условия набора детей в коллектив, наполняемость: обучающиеся, поступающие в
3

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и
склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года
обучения могут быть зачислены в группу второго и третьего года обучения.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения – 12 человек; второй год
обучения – 10-12 человек; третий год обучения – 8-10 человек, четвертый год – 6-10 человек.
Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется
увеличением объёма и сложности изучаемого материала.
Сроки реализации. Срок освоения программы – 4 года, объём программы – 792 часа.
Объём программы: составляет 792 часа (1-й год – 144 часа, 2-й год – 216 часов, 3-й год – 216
часов, 4-й год – 216 часов).
Режим занятий:
– 1-й год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа,
– 2-й год обучения: 2 раза в неделю по 3 часа,
– 3-й год обучения: 2 раза в неделю по 3 часа,
– 4-й год обучения: 2 раза в неделю по 3 часа.
Формы обучения и виды занятий по программе: индивидуальные, групповые,
фронтальные, сочетание группового обучения с индивидуальным подходом. Занятия могут
быть теоретическими, практическими, комбинированными в зависимости от постановки
дидактических целей
Цель программы: обучение учащихся основам робототехники, проектированию и
конструированию мобильных роботов, ориентация на получение специальностей связанных
с программированием, робототехников.
Создание условий, обеспечивающих социально-личностное, познавательное, творческое
развитие ребенка в процессе изучения основ робототехники с использованием
компьютерных технологий.
Задачи программы:
Обучающие:
– познакомить учащихся со спецификой работы над различными видами моделей роботов на
простых примерах (Лего-роботов), промышленной робототехники
– научить различным технологиям создания роботов, механизмов, в том числе
промышленной робототехнике;
– научить добиваться высокого качества изготовленных моделей (добротность, надежность,
привлекательность);
– научить составлять программы для роботов различной сложности;
– формирование творческой личности с установкой на активное самообразование.
Развивающие:
– развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация;
алгоритмическое и логическое мышление, устную и письменную речь, память, внимание,
фантазию;
– развить у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой
инициативы;
– развить глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;
– ориентировать учащихся на использование новейших технологий и методов организации
практической деятельности в сфере моделирования;
– развить способности программировать;
– приобретение навыков коллективного труда;
– организация разработок научно-технологических проектов;
– ранняя ориентация на инновационные технологии и методы организация практической
деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения;
Воспитательные:
4

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

– воспитать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере истории
российской техники;
– воспитать высокую культуру труда обучающихся;
– сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией;
– воспитывать ценностное отношение к предмету информатика, взаимоуважение друг к
другу, эстетический вкус, бережное отношение к оборудованию и технике,
дисциплинированность.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу первого года обучения учащиеся будут знать:
–простейшие основы механики и робототехники;
–основные виды конструкций, соединение деталей;
–последовательность изготовления конструкций, простейших моделей роботов;
– технику безопасности в компьютерном классе;
уметь:
–определять, различать и называть детали конструктора;
–конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по схеме;
–отличать новое от уже известных моделей;
–делать выводы в результате совместной работы группы учащихся; сравнивать и
группировать модели роботов и их образы;
–излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений;
К концу второго года обучения учащиеся будут знать:
– интерфейс программы Lego Mindstorms NXT, настройки программного интерфейса;
– способы создания простейших программ в среде Lego Mindstorms NXT;
– основные приёмы работы с линейным алгоритмом;
– простейшие основы механики, робототехники;
–виды конструкций (алгоритм с ветвлением, алгоритмы с применением цикла), соединение
сложных деталей;
–последовательность изготовления сложных конструкций;
уметь:
– создавать простейшие модели роботов;
– работать в среде Lego Mindstorms NXT;
– работать в среде Lego Mindstorms EV3;
– создавать стандартные модели роботов по образцу и написать для них программы;
– разработать творческие модели;
– использовать возможности графического редактора и текстового редактора для
оформления проектных работ по робототехнике.
К концу третьего года обучения учащиеся будут знать:
– простейшие основы механики, робототехники;
– виды конструкций, соединение сложных деталей;
– последовательность изготовления сложных конструкций;
– целостное представление о мире техники;
– как реализовать свой творческий замысел;
– алгоритм создания презентаций, слайд-шоу.
уметь:
– работать в среде Lego Mindstorms NXT;
– работать в среде Lego Mindstorms EV3;
– создавать стандартные модели роботов по образцу и написать для них программы;
– разработать творческие модели;
– создавать рисунки, коллажи, презентации, слайдшоу;
– использовать возможности Paint, Word, Power Point, Lego Mindstorms NXT и EV3 для
5

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

разработки проектных работ по робототехнике.
К концу четвертого года обучения учащиеся будут знать:
– основы механики, робототехники;
– виды конструкций, соединение сложных деталей;
– основы программирования в среде Lego Mindstorms EV3
– целостное представление о мире техники;
– алгоритм создания исследовательской работы.
уметь:
– работать в среде Lego Mindstorms EV3;
– создавать сложные модели роботов и разрабатывать для них программы;
– разработать творческие модели, в том числе промышленные;
– создавать рисунки, плакаты, презентации, слайдшоу для защиты проектов;
– использовать возможности Paint, Word, Power Point, Lego Mindstorms EV3 для разработки
проектных работ по робототехнике.
Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, беседа, фронтальный
опрос, тестирование, контрольная работа, практическая работа, презентация и защита
творческого проекта, конкурсные мероприятия.
Диагностика результата, контроль за прохождением образовательной программы.
Интерес детей к
моделированию роботов, развитие творческих способностей
диагностируется путем наблюдений за ребёнком на занятиях, во время выполнения
практических заданий, при подготовке к олимпиадам, конкурсам и выставкам и участии в
них.
Реализации воспитательных задач, обозначенных в образовательной программе,
способствует пропаганда достижений творческого объединения «БайкалРоб» при участии
его учащихся в муниципальных, республиканских, всероссийских, международных
мероприятиях и конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
Реализация программы направлена также и на профориентацию талантливой
молодежи на инженерно-конструкторские специальности.
Формой оценки качества знаний, умений и навыков, являются:
– конкурсы, викторины, выставки;
– тематический (обобщающий) контроль (тестирование);
– контроль по зачётным заданиям (тестирование по всем темам), конкурс, выставка,
портфолио.
– самостоятельное проектирование и конструирование моделей роботов.
– презентация и защита собственного проекта, модели.
– текущие и плановые соревнования.
Оценка эффективности результатов обучения по программе производится по
следующим критериям:
–– стабильный интерес учащихся к научно-техническому творчеству;
–– массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности;
–– результативность по итогам внутригрупповых, муниципальных, республиканских,
всероссийских, международных конкурсов, выставок;
–– проявление самостоятельности в творческой деятельности.
–– теоретическая подготовка ребёнка оценивается во время защиты своего проекта, а также
при проведении устного опроса, тестирования:
– теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана);
– владение специальной терминологией;
– знание правил и алгоритмов деятельности.
–– Практическая подготовка учащегося:
– практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным
разделам учебно-тематического плана);
6

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

– сборка робота из робототехнических конструкторов LEGO9797/ EV3
– умение моделировать конструкцию робота в 3D
– качество сделанной модели
Кроме того, отслеживается сформированность ключевых компетенций, таких как:
Познавательные:
– умение подбирать и анализировать спец. литературу
– умение пользоваться компьютерными источниками информации;
– умение осуществлять проектную работу, конструкторскую работу;
Коммуникативные:
– умение слышать и слушать педагога, принимать во внимание мнение других
людей;
– умение участвовать в дискуссии, аргументировано защищать свою точку зрения;
– сформированность навыков осуществления совместной деятельности;
Кроме этого, учитываются результаты участия учащихся в различных мероприятиях:
на уровне детского объединения; на уровне учреждения; на муниципальном уровне; на
региональном (республиканском) уровне; на межрегиональном уровне.
В течение учебного года проводится контроль: входной (собеседование), текущий
(индивидуальные задания репродуктивного и творческого характера, самостоятельная
работа, наблюдение, разработка технических (творческих) проектов, подготовка моделей к
выставкам и конкурсным мероприятиям, мониторинг), промежуточный и итоговый
(соревнование, участие в конкурсных мероприятиях, презентация и защита работ).
В результате мониторинга программы определяется количество учащихся, освоивших
программу на:
– Высоком уровне – высокий образовательный результат, полное освоение содержания
образовательной программы (теоретические знания, практические умения), имеет
стабильные творческие достижения на региональном уровне.
– Базовом уровне – полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает
незначительные ошибки; имеет достижения на разных уровнях (внутри объединения,
учреждения и т.д.)
– Минимальном уровне – не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки
при выполнении практических и теоретических заданий.
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№
п/п

Название
раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
организации
занятий

Формы
аттестации
(контроля)

Раздел 1. Введение

1.
1.1

Вводное занятие.
Техника
безопасности в
компьютерном
классе.
Материалы и
инструменты.
Инструктаж по
ТБ.

2.1.

Основные
понятия и
термины в
робототехнике

2

1

1

Беседа,
презентация,
Экскурсия по
центру

Раздел 2. Основные понятия и термины
2
2
Беседа,
презентация,

Опрос, наблюдение

Опрос, беседа

Раздел 3. Робототехника. Правила работы с наборами конструктора Lego
7

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

3.1.

Робототехника и 14
её законы.
Правила работы
с наборами
конструктора
Lego. Робот
Mindstorms NXT

4.1.

Интеллектуальн
ые роботы.
Справочные
системы.

4

4.2.

Проекты

34

2

12

Беседа,
практическая
работа

Раздел 4. Искусственный интеллект
2
2
Практическая
работа, занятиедемонстрация,

4

30

Практические
занятия

Задания на
определение
навыков и умений
фронтальные,
индивидуальные
/наблюдение,
опрос,
тестирование/
Задания на
определение
навыков и умений
фронтальные,
индивидуальные
/наблюдение,
опрос,
тестирование/
Демонстрация и
защита проектов,
опрос, наблюдение

Раздел 5. Имитация
5.1.
5.2.

5.3.

Роботы –
симуляторы
Алгоритм и
композиция

2

2

0

2

2

0

Проекты

16

0

16

Занятиепрезентация

Практическая
работа

Раздел 6. Роботы в промышленности, космосе, науке
6.1.
Роботы в
Беседа,
2
2
–
промышленности,
демонстрационное
космосе, науке
занятие
Раздел 7. Концепткар. Моторы для роботов. Кольцевые автогонки.
Беседа
7.1. Понятие
2
2
-

Опрос
Задания на
определение
навыков и умений
фронтальные,
индивидуальные
/наблюдение,
опрос,
тестирование/
Наблюдение,
презентация,
опрос
Опрос, беседа

Опрос, беседа

концепткар
7.2.

Сервопривод

7.3.

Тахометр

8.1.
8.2.

8.3.

10

2

8

Беседа,
практическое
занятие

2
2
Беседа
Раздел 8. Компьютерное моделирование
Модели и
2
2
0
Беседа,
моделирование
презентация
Цифровой
4
2
2
Беседа,
дизайнер
практическая
работа
Пропорция.
4
2
2
Беседа,
Метод
практическая
пропорции
работа
8

Опрос, беседа,
практическое
задание
Опрос, беседа

Беседа, опрос
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

8.4.

Проекты
«Пентагон».
Проект
«Пчеловод».

22

2

20

Практические
занятия

Раздел. 9. Всё есть число. Итерации....
9.1. Магия чисел
1
1
0
Беседа
9.2. Проект
4
2
2
Беседа,
«Счастливая
практическая
восьмерка».
работа
9.3. Вспомогательны
3
3
0
Беседа
е алгоритмы
9.4. Вложенные
4
2
2
Беседа,
циклы
практическое
занятие
9.5. Проект
4
2
2
Практическое
«Правильный
занятие
тахометр»
Раздел. 10. Проект «Мой робот»
10.1. Проект «Мой
2
1
1
робот»
Раздел. 11. Итоговое занятие
11.1. Подведение
2
–
2
Практическое
итогов работы
занятие,
детского
выставка
объединения за
моделей роботов
учебный год.
Выставка работ
воспитанников.
ИТОГО за год: 144
40
104

Задания на
определение
навыков и умений
фронтальные,
индивидуальные
/наблюдение,
опрос,
демонстрация
моделей/

Опрос, беседа
Опрос,
наблюдение
Опрос, беседа,
наблюдение
Анкетирование,
опрос
Опрос,
наблюдение

Опрос,
презентация
моделей

Содержание программы
1-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе.
Знакомство с учениками. Правила поведения в компьютерном классе. Права и обязанности
учащихся детского объединения. Задачи детского объединения. Техника безопасности.
Организационные вопросы. Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ.
Тема 2. Введение. Основные понятия и термины.
Тема 3. Роботы. Что такое роботы? Робот Mindstorms NXT. Правила работы. Сборочный
конвейер. Проект Валли. Культура производства. Робототехника. Робототехника и её законы.
Передовые направления в робототехнике. Программа для управления роботом. Графический
интерфейс пользователя. Проект «Незнайка». Первая ошибка. Как выполнять несколько дел
одновременно.
Тема 4. Искусственный интеллект. Тест Тьюринга и премия Лёбнера. Искусственный
интеллект. Интеллектуальные роботы. Справочные системы. Исполнительное устройство
(блок Движение). Проект «Первые исследования». Роботы и эмоции. Эмоциональный робот.
Экран и звук. Проект «Встреча». Конкурентная разведка. Ожидание. Проект
«Разминирование». Парковка в городе. Плотность автомобильного парка. Проблема
9

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

парковки в мегаполисе. Проект «Парковка». Космические исследования. Космонавтика.
Роботы в космосе. Проект «первый спутник». Проект «Живой груз». Исследование Луны.
Гравитационный маневр. Проект «Обратная сторона Луны».
Тема 5. Имитация. Роботы – симуляторы. Алгоритм и композиция. Свойства алгоритма.
Система команд исполнителя. Проект «Выпускник». Звуковые имитации. Звуковой редактор
и конвертер. Проект Послание». Проект «Пароль и отзыв».
Тема 6. Роботы п промышленности, космосе, науке
Тема 7. Концепт–кары. Моторы для роботов. Что такое концепт – кар. Минимальный
радиус поворота. Как может поворачивать робот NXT. Настройки для поворотов. Кольцевые
автогонки. Сервопривод. Тахометр. Проект «Тахометр».
Тема 8. Компьютерное моделирование. Модели и моделирование. Цифровой дизайнер.
Первая 3D- модель. Правильные многоугольники. Углы правильных многоугольников.
Проект «Квадрат». Пропорция. Метод пропорции. Проект «Пентагон». Проект «Пчеловод».
Тема 9. Всё есть число. Итерации. Магия чисел. Проект «Счастливая восьмерка».
Вспомогательные алгоритмы. Вложенные циклы. Вспомогательные алгоритмы. Проект
«Правильный тахометр».
Тема 9. Проект «Мой робот»
Тема 10. Итоговое занятие. Подведение итогов работы детского объединения за учебный
год. Выставка работ учащихся.
Учебно-тематический план
2-й год обучения
№
п/п
1.
1.1

Название
раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
организации
занятий

Формы
аттестации
(контроля)

Раздел 1. Введение
Вводное
занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Правила
поведения в
кабинете
робототехники
при работе с
компьютерами и
конструкторами.

2

1

1

Лекция,
презентация,
демонстрация

Опрос, наблюдение,
тестирование

Раздел 2. Конструирование. Программирование
2.1.

2.2.

2.3.

2.4.
2.5.

Правило
работы с
конструктором
Lego
Знакомство со
средой
программирова
ния Mindstorms
NXT.
Составление
простейшей
программы по
шаблону
Датчики и их
параметры
Разработка и

4

2

2

Лекция,
практическое
занятие

Наблюдение,
опрос

4

2

2

Практическое
занятие,
демонстрация
презентации

Опрос,
практическое
задание

12

4

8

Лекция,
практическое
занятие

Наблюдение,
практическое
задание

6

2

4

18

2

16

Практическое
занятие
Практическое

Наблюдение,
опрос,
Задания на

10

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

сбор
собственных
моделей

занятие,
презентация

определение
навыков и умений
фронтальные,
индивидуальные
/наблюдение,
опрос,
практические
задания,
презентация
модели/

Раздел 3. Программирование в среде Mindstorms NXT
3.1.

Визуальные
языки
программирова
ния

4

2

2

Беседа,
практическая
работа

3.2.

Работа в среде
программирова
ния
Mindstorms
NXT
Знакомство со
средой
программирова
ния
Mindstorms
EV3.
Составление
программы по
шаблону.
Составление
программ с
использованием
разных датчиков

34

4

30

Практическая
работа

22

2

20

Презентация,
практическое
занятие.

Опрос, беседа.

34

4

30

Практические
занятия,
презентации

Задания на
определение
навыков и умений
фронтальные,
индивидуальные

3.3.

3.4.

3.5.

Проекты по
теме
«Дорожное
движение»

Задания на
определение
навыков и умений
фронтальные,
индивидуальные
/наблюдение,
опрос,
практические
задания/
Наблюдение,
практические
задания, опрос.

/наблюдение, опрос,
практические
задания,
демонстрация
модели/

26

6

20

Проект,
практическое
занятие

Задания на
определение
навыков и умений
фронтальные,
индивидуальные
/наблюдение, опрос,
практические
задания,
демонстрация и
защита модели/

4.1.

Разработка
собственных
моделей в группах,
подготовка к
мероприятиям.

Раздел 4. Проектная деятельность в группах
Практикум,
38
14
24

11

Наблюдение,
опрос, защита
проекта,
демонстрация

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Выставка.
Соревнования

модели, участие в
соревнованиях.
Раздел 5. Итоговые занятия

5.1.

Сборка
собственных
моделей.
Выставка работ
учащихся.

12

2

10

ИТОГО за год:

216

47

169

Занятиепрезентация

Задания на
определение
навыков и умений
фронтальные,
индивидуальные
/наблюдение,
опрос, зачёт,
практические
задания,
демонстрация и
защита моделей/

Содержание программы
2-й год обучения
Тема 1: Введение. Правила поведения и ТБ в кабинете робототехнике и при работе с
конструкторами.
Тема 2: Конструирование. Правила работы с конструктором Lego. Основные детали.
Спецификация. Знакомство с NXT. Кнопки управления. Сбор непрограммируемых моделей.
Передача и запуск программы. Составление простейшей программы по шаблону. Параметры
мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с
датчиками. Датчики и их параметры: Датчик касания; Инфракрасный передатчик; Датчик
освещенности. Модель «Выключатель света». Сборка модели. Разработка и сбор
собственных моделей. Демонстрация моделей.
Тема 3: Программирование. Визуальные языки программирования. Уровни сложности.
Работа в среде программирования
Mindstorms NXT. Знакомство со средой
программирования Mindstorms EV3. Передача и запуск программ. Окно инструментов.
Изображение команд в программе и на схеме. Работа с пиктограммами, соединение команд.
Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор
назад; стоп Составления программы по шаблону. Составление программ на различные
траектория движения. Сборка модели с использованием мотора. Составление программ с
использование датчика касания. Составление программ с использование ультразвукового
датчика. Составление программ с использование датчика освещенности. Составление
программ с использование датчика звука Сборка модели с использование лампочки.
Линейная и циклическая программа. Составление программы с использованием параметров,
зацикливание программы. Условие, условный переход. Сбор разных моделей. Составление
программы с использованием нескольких датчиков. Работа по теме «Дорожное движение».
Построение и программирование модели «Лифт». «Червячная передача» и «Основы
электричества». «Автомобиль, следующий черной линии».
Тема 4: Проектная деятельность в группах. Разработка собственных моделей в группах,
подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках
которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование
группой разработчиков. Изучение полей для тестирования моделей роботов. Презентация
моделей. Выставки. Соревнования.
Тема 5: Повторение изученного в течение учебного года. Итоговое занятие. Выставка
работ учащихся.
Учебно-тематический план
3-й год обучения
12

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

№
п/п
1.
1.1

Название
раздела, темы

Формы
организации
занятий
Раздел 1. Введение
1
Лекция,
презентация

Количество часов
Всего Теория Практика

Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Правила
поведения в
кабинете
робототехники
при работе с
компьютерами и
конструкторами.

3

2

Формы
аттестации
(контроля)
Опрос,
наблюдение

Раздел 2. Робототехника и мехатроника. Робототехнические конструкторы
Робототехника и
мехатроника.
Основные
понятия. EVA
робот.
Спортивная
робототехника.
Составление
простой
программы для
спортивного
робота
«Сумоист».
Модели роботов
для езды по
линии

3.1.

Конструкторы
компании Lego.
Сравнение
конструкторов
типа NXT и EV3.
Аппаратный и
программный
состав
конструкторов
LEGO на базе
конструкторов
NXT 2 и EV3.

4.1.

Работа с набором
Lego Mindstorms
EVA-3. Изучение
среды управления
и
программировани
я.

6

3

3

Лекция,
презентация,
практическое
занятие

Опрос, беседа,
наблюдение,
практические
задания.

6

2

4

Лекция,
Практическое
занятие

Наблюдение,
опрос, зачёт по
программировани
ю

5

-

5

Практическое
занятие, беседа

Наблюдение,
опрос,
демонстрация
моделей роботов

Раздел 3. Наборы Lego Mindstorms NXT
Лекция,
9
2
7
презентация,
практическое
занятие

Задания на
определение
навыков и умений
фронтальные,
индивидуальные
/наблюдение,
опрос,
тестирование/

Раздел 4. Конструирование и программирование мобильного робота
38

8

30

Практическая
работа, занятиедемонстрация

13

Задания на
определение
навыков и умений
фронтальные,
индивидуальные
/наблюдение,
опрос,
тестирование/

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

4.2.

Конструирование 38
8
30
Практическая
Наблюдение,
и
работа, занятиеопрос,
программировани
демонстрация
тестирование,
е роботов
практические
высокой
задания,
сложности
демонстрация и
«Слон»,
защита готовой
«Крокодил»
модели.
Раздел 5. Разработка творческих проектов. Презентация моделей. Соревнования

5.1.

Сборка и
12
программировани
е моделей для
соревнований в
формате
«Кегельринг»
Проект
12
автоматизированн
ого
устройства/устано
вки или робота
для трассы
«Лабиринт».
Разработка
24
собственных
творческих
проектов

5.2.

5.3.

5.4.

6.1.

7.1.

7.2.

8.1.

-

12

Занятиепрезентация,
практическая
работа

Опрос,
демонстрация
моделей

2

10

Практическое
занятие

Наблюдение,
опрос,
демонстрация
модели

4

20

Практические
занятия

Наблюдение,
опрос,
демонстрация и
защита
собственных
проектов
Подготовка к
24
4
20
Практические
Опрос,
робототехнически
занятия
наблюдение,
м соревнованиям.
практические
Выставки
задания,
демонстрация
моделей роботов.
Раздел 6. Работа в средах программирования Lego Mindstorms EV3
Сборка и
24
4
20
Практическое
Опрос,
исследование
занятие
наблюдение,
моделей
практические
роботов на
задания
выбор.
Раздел 7. Будущее робототехники
Передовые
6
3
3
Лекция,
Беседа, опрос.
направления в
презентационное
робототехнике
занятие
XXI века.
Обзор
6
3
3
Презентационное
Беседа, опрос.
образовательных
занятие
сайтов по
робототехнике
Раздел 8. Показательные выступления. Итоговое занятие.
Выставка
3
3
Выставка
Демонстрация
творческих работ.
творческих работ
моделей, участие в
Соревнования
робототехнически
х соревнованиях

ИТОГО за год:

216

45

171
14

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Содержание программы
3-й год обучения
Тема 1: Введение. Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с
конструкторами.
Тема 2: Введение в робототехнику и мехатронику. Что значит конструировать? Что значит
программировать? Мехатроника. Основные понятия. Что такое ЕВА-робот. Фестиваль
мобильных роботов. Олимпиады роботов. Что такое спортивная робототехника: бои роботов
(неразрушающие). Программирование. Составление простой программы для спортивного
робота «Сумаист». Конструирование. Модель робота для езды по линии. Что такое
конструкторы и «самодельные» роботы.
Тема 3: Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT. Теоретическое сравнение
конструкторов типа NXT и EVA-3. Информация о имеющихся конструкторах компании
ЛЕГО. Их функциональные назначения и отличия. Демонстрация имеющихся наборов.
Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3. Аппаратный и программный состав
конструкторов LEGO на базе конструкторов NXT 2 и EVA-3.
Тема 4: Конструирование и программирование творческого робота. Изучение среды
управления и программирования. Работа
с набором Lego Mindstorms EVA-3.
Конструирование и программирование робота «Слон». Сборка робота высокой сложности:
робот «Крокодил». Загрузка готовых программ для управления роботом. Редактирование
программ и тестирование роботов. Регулирование параметров, при которых программы
работают без ошибок. Создаём робота по алгоритму "Четырехколёсный робот".
Программирование робота высокой сложности: робот «Крокодил».
Тема 5: Проектная деятельность в группах. Разработка творческих проектов.
Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для
соревнований в формате «Кегельринг». Разработка творческих проектов. Проект
автоматизированного устройства/установки или робота для трассы «Лабиринт».
Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с
ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект.
Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Изучение полей
для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.
Тема 6: Работа в средах программирования Lego Mindstorms EVA-3. Сборка и
исследование моделей роботов на выбор.
Тема 7: Передовые направления в робототехнике XXI века. Интернет материалы.
Обзор образовательных сайтов по робототехнике.
Тема 8: Показательные выступления. Итоговое занятие. Выставка творческих работ
обучающихся. Соревнования.
Учебно-тематический план
4-й год обучения
№
п/п
1.
1.1

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
организации
занятий

Формы
аттестации
(контроля)

Раздел 1. Введение
Вводное занятие.
Техника
безопасности.
Материалы и
инструменты.
Инструктаж по ТБ.

2

1

1

лекция,
презентация.

Опрос, наблюдение

Раздел 2. Характеристики робота Lego Mindstorms EV3
2.1.

Образовательные
роботы.
Характеристики

10

4

6

15

Лекция,
презентация,
практическое

Опрос, беседа,
практическое
задание

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

робота Lego
Mindstorms EV3.
Создание первого
проекта.

занятие

Раздел 3. Программирование робота в среде EV3
3.1.

Моторы.
Программирование
движений по
различным
траекториям

20

4

16

лекция,
практическое
занятие

Работа с
подсветкой,
экраном и звуком
Работа с данными
Работа с датчиками
Работа с файлами,
создание
подпрограмм

20

4

16

Практическое
занятие

Задания на
определение
навыков и умений
фронтальные,
индивидуальные
/наблюдение,
опрос,
тестирование/
Наблюдение,
опрос

60

10

50

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос

Раздел 4. Основные виды соревнований и элементы заданий
4.1.

Соревнование
«Сумо», Робот –

63

13

50

сканер штрих–
кодов, слалом,
движение по линии,
линии «Зигзаг».
Пропорциональное
линейное
управление,
нелинейное
управление
движением. Проезд
инверсии.

Практическая
работа, занятиедемонстрация,

Задания на
определение
навыков и умений
фронтальные,
индивидуальные
/наблюдение,
опрос,
тестирование,
практическая
работа/

Раздел 5. Конструирование и программирование
5.1.

Изучение среды
лекция, занятиеОпрос, беседа
4
2
2
управления и
презентация
программирования.
Загрузка готовых
программ, их
редактирование.
Создание робота
Практическое
Наблюдение,
10
2
8
«Погрузчик».
занятие
опрос,
Программирование
практические
шагающего робота.
задания
Раздел 6. Проектная деятельность. Программирование мобильных моделей роботов
Конструирование и
программирование
робота: сборка и
программирование

10

2

8

16

лекция,
практическое
занятие.

Задания на
определение
навыков и умений
фронтальные,

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

моделей для
соревнований в
формате
«Лестница»

Разработка
собственных
моделей роботов в
группах
Презентация
моделей. Выставки.
Соревнования.

5

-

5

Практическое
занятие

5

-

5

Выставки,
соревнования,
презентации

индивидуальные
/наблюдение,
опрос,
тестирование,
практические
задания/
Наблюдение,
опрос, защита
моделей
Защита моделей,
участие в
соревнованиях

Раздел 7. Передовые направления в робототехнике XXI века
Интернет
материалы. Обзор
образовательных
сайтов по
робототехнике.
Сборка
собственных
моделей. Выставка
творческих работ
учащихся
ИТОГО за год:

4

3

216

2

2

лекция,
презентационное
занятие

Раздел 8. Итоговое занятие
Практическое
3
занятие, выставка.

44

Опрос, беседа

Презентация
моделей,
наблюдение,
опрос.

172

Содержание программы
4-й год обучения
Тема 1: Введение. Правила поведения и ТБ в кабинете информатики при работе с наборами,
деталями, моделями конструктора Лего.
Тема 2: Характеристики робота Lego Mindstorms EV3.Создание первого проекта.
Тема 3: Программирование робота в среде EV3.
Моторы. Программирование движений по различным траекториям. Работа с подсветкой,
экраном и звуком. Работа с экраном. Работа с подсветкой кнопок на блоке EV3. Работа со
звуком. Программные структуры. Цикл с постусловием. Структура «Переключатель». Работа
с данными. Типы данных. Проводники. Переменные и константы. Математические операции
с данными. Другие блоки работы с данными. Логические операции данными. Работа с
датчиками. Датчик касания. Датчик цвета. Датчик гироскоп. Датчик ультразвука.
Инфракрасный датчик. Датчик определения угла/ количества оборотов и мощности мотора.
Работа с файлами. Совместная работа нескольких роботов. Создание подпрограмм.
Тема 4: Основные виды соревнований и элементы заданий.
Соревнование «Сумо». Робот – сканер штрих – кодов. Слалом (объезд препятствий).
Программирование движения по линии. Калибровка датчиков. Алгоритм движения по линии
«Зигзаг» (дискретная система управления). Алгоритм «Волна». Пропорциональное линейное
управление. Нелинейное управление движением по косинусному закону. Поиск и подсчет
перекрестков. Проезд инверсии.
Тема 5: Конструирование и программирование. Изучение среды управления и
программирования. Загрузка готовых программ для управления роботом. Редактирование
программ и тестирование роботов. Регулирование параметров, при которых программы
работают без ошибок. Создание робота «Погрузчик» по алгоритму "Лестница".
Программирование робота высокой сложности: шагающий робот.
17

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Тема 6: Проектная деятельность в группах. Конструирование и программирование
мобильного робота: сборка и программирование моделей для соревнований в формате
«Лестница».
Разработка
творческих
проектов.
Проект
автоматизированного
устройства/установки или робота для трассы «Лабиринт». Разработка собственных
моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и
утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование
модели, ее программирование группой разработчиков. Изучение полей для тестирования
моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.
Тема 7: Передовые направления в робототехнике XXI века. Интернет материалы.
Обзор образовательных сайтов по робототехнике.
Тема 8: Повторение изученного в течение учебного года. Итоговое занятие. Выставка
творческих работ обучающихся.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарно-учебный график
Срок освоения программы
Объём программы

Даты начала и окончания учебного года
Количество учебных недель
Режим занятий

Количество учебных дней/занятий
Сроки и продолжительность каникул

Сроки мониторинговых исследований
(начало и конец уч.года)

4 года (36 месяцев, 144 недели)
Полный объём учебных часов – 792.
Первый год обучения – 144 часа;
Второй год обучения – 216 часов;
Третий год обучения – 216 часов;
Четвёртый год обучения – 216 часов.
1 сентября –– 31 мая
36 недель в год;
всего за 4 года обучения – 144 недели
1-й год обучения – 144 часа
(2 раза в неделю по 2 часа);
2-й, 3-й, 4-й годы обучения – 216 часов
(2 раза в неделю по 3 часа)
8 занятий в месяц, 72 занятия в год
Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
с 31 декабря по 8 января (в
зависимости от утверждённых
праздничных дней ежегодно)
с 1 по 20 сентября;
с 25 апреля по 30 мая.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, учебная мебель (столы и
стулья), стол для сборки роботов, набор полей, системы хранения, компьютер (1 шт.),
мобильный компьютер, 15 шт., оснащенный компьютерными программами: среда EV3
программирования робота Lego Mindstorms EV3, среда NXT 2 программирования робота
Lego Mindstorms NXT, интерактивная панель.
Специальное оборудование: LEGOMINDSTORMSEducation9797, 9 шт.
LEGO MINDSTORMSEducationEV3, 3 шт., Набор ресурсный LEGO EV3, 1 шт., Набор ресурсный
LEGO9596, 4 шт. Базовый набор для изучения промышленной робототехники, ресурсный
набор для изучения промышленной робототехники, беспроводная камера набора для
изучения промышленной робототехники, Набор для создания программируемых моделей и
гусеничных роботов, дополнительный набор для создания конвейеров, дополнительный
набор сложных зубчатых передач, дополнительный набор звездочек и цепь, дополнительный
18

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

набор внедорожных шин, набор моторов для базового набора для изучения промышленной
робототехники, дополнительный набор моторов и сервоприводов, дополнительный набор
всенаправленных колес, Дополнительный набор с джойстиком, дополнительный набор с
захватом
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования центра, имеющий высшее
профессиональное образование /ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»/,
стаж работы в направлении «Образовательная робототехника» более 10 лет и педагоги
общеобразовательных учреждений Баргузинского района по профилю.
Методическое обеспечение программы
Программа
рассчитана
на изучение материала под контролем педагога с
обязательным освоением основных навыков и приёмов практической работы с ПК,
соблюдением всех правил по ТБ. Занятия детского объединения носят характер
теоретических и практических занятий на компьютеризированных рабочих местах.
Основной упор сделан именно на практические занятия.
Программа дополнительного образования разработана с использованием
существующих методов и приемов обучения, а также новейших разработок в области
робототехники. Программа следует основным тенденциям в развитии
современной методики обучения информатики и робототехники:
– повышения мотивации учения;
– коммуникативной направленности;
– индивидуального подхода к детям.
Групповые занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть:
– приветствие, организационный момент;
– творческая разминка.
Основная часть:
– теоретический материал по теме занятия;
– разбор инструментов и деталей по теме;
– просмотр видеоматериалов;
– сборка и программирование моделей роботов;
– выполнение творческих заданий на компьютере;
– выставка, защита работ учащихся.
Заключительная часть:
– закрепление пройденного материала в виде игр, речевых ситуаций;
– ориентировка на следующее занятие.
Методы и приёмы, используемые педагогом, отражают его организующую,
обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность
ознакомления, тренировки и применения учебного материала.
К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение.
Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является
контроль, включающий коррекцию и оценку. Через показ и объяснение осуществляется
ознакомление ребенка с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается
готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые
творческие навыки. При использовании метода тренировки особое место отводится
контролю, так как происходит формирование навыка, действие с учебным материалом
должно быть доведено до автоматизма. Педагог осуществляет контроль во время
наблюдения за работой детей либо по средствам тестов.
Каждый из методов реализуется в системе приемов, применяемых в процессе обучения.
Важно, чтобы эти приемы ставили ребенка перед необходимостью решения мыслительных
задач, к познавательной активности и помогали ребенку усваивать полученные знания и
применять их на практике.
19

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Методические
комплексы,
состоящие
из:
информационного
материала,
технологических и инструкционных карт; действующей выставки изделий воспитанников;
методических разработок и планов конспектов занятий;
методических указаний и
рекомендаций к практическим занятиям.
Материалы для контроля и определения результативности занятия: тесты, контрольные
упражнения; положения о конкурсах, самостоятельная проектная деятельность.
Развивающие и диагностирующие материалы: тесты, контрольные задания.
Данная программа основана на взаимосвязи процессов обучения, воспитания и
развития обучающихся. Основными принципами работы по программе являются:
– принцип научности, который заключается в сообщении знаний об устройстве
персонального компьютера, программах кодирования действий роботов и т.д.,
соответствующих современному состоянию науки;
– принцип доступности выражается в соответствии образовательного материала
возрастным особенностям детей и подростков;
– принцип сознательности предусматривает заинтересованное, а не механическое
усвоение воспитанниками знаний, умений и навыков;
– принцип наглядности выражается в демонстрации готовых моделей роботов и этапов
создания моделей роботов различной сложности;
– принцип вариативности. Некоторые программные темы могут быть реализованы в
различных видах технической деятельности, что способствует вариативному подходу к
осмыслению этой или иной творческой задачи, исследовательской работы.
Содержание занятий дифференцированно, с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей детей и подростков. В ней отражены условия для индивидуального творчества,
а также для раннего личностного и профессионального самоопределения детей, их
самореализации и саморазвития. Приведённый в программе перечень практических занятий
является примерным и может быть изменён педагогом в зависимости от желаний, интересов
детей. Теоретические и практические занятия проводятся с использованием наглядного
материала (технологические карты, разработки занятий, алгоритм выполнения задания,
видеоуроки).
Данная программа носит практико-ориентированный характер: большая часть
учебного времени затрачивается на сборки моделей роботов и их программирование.
Занятия робототехникой дают возможность организовать индивидуально-проектную и
научно-исследовательскую деятельность учащихся. Элементы игры, которые присутствуют в
первоначальном знакомстве и мотивируют ребенка, очень естественно подводят его к
познанию
сложных
фундаментальных
основ
взрослого
конструирования
и
программирования. Основной принцип организации занятий: придумать, построить,
запрограммировать, поразмышлять, продолжить. Занятия основаны на практическом выходе,
при котором ученик активно вовлечен в свой собственный учебный процесс. Вместо
простого запоминания чужих работ и достижений, ученики сталкиваются с задачами,
которые побуждают их использовать свое воображение, навык решения проблем и работа в
команде.
Планируется обязательное участие обучающихся в выставках, а также муниципальных,
республиканских, всероссийских, международных конкурсах, конференциях, массовых
мероприятиях, экскурсиях.
Информационное обеспечение:
1. Копосов Д.Г. УМК для средней школы - Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6
классов. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.–286 с.,
2. Овсяницкая Л.Ю., Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. Содержание курса
программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы,
практические примеры, секреты мастерства, г. Челябинск, РФ,2014 г.)
20

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Электронные образовательные ресурсы:
Полезные интернет-ресурсы
Сообщество увлеченных робототехникой http://nnxt.blogspot.com/p/blog-page.html
Техническая поддержка для роботов Интернет – ресурс http://www.nxtprograms.com
Современные модели роботов. Интернет – ресурс http://www.prorobot.ru
Официальные страницы и сообщества LEGO Education в России
Официальный сайт LEGO Education Russia — здесь вы найдете подробную информацию
о всех доступных решениях LEGO® Education, бесплатные методические материалы
и программное обеспечение для робототехнических наборов.
Сообщества LEGO Education в ВК, в Facebook и русскоязычный YouTube канал — свежие
новости, статьи, видео, информация о новых решениях LEGO Education, конкурсах и важных
событиях.
Академия LEGO Education — на этом сайте вы можете заказать официальные курсы
по программам LEGO Education Academy или получить доступ к дистанционным
видеокурсам.
Тематические YouTube-каналы
LEGO Wedo 2.0 Для учителей — видео-блог преподавателя робототехники, посвященный
работе с WeDo 2.0 и LEGO SPIKE Prime. В нем вы найдете понятные и подробные
инструкции по сборке и программированию роботов, примеры моделей и проекты.
Список литературы
нормативно-правовые документы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021 г.), ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/902389617 ;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями 30.09.2020 г.), ссылка
на документ https://docs.cntd.ru/document/551785916;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ от 04.09.2014 г. Т 1726-р), ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/420219217;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»
(с
изменениями
02.02.2021
г.
№
38),
ссылка
на
документ
https://docs.cntd.ru/document/561232576;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»), ссылка на
документ https://docs.cntd.ru/document/573500115;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых», ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/542623974;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», ссылка на документ
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendaciipo-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf;
8. Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016 «Методические
21

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой первый робот», составитель Кочмарёв М.В./МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов с учётом их особых образовательных потребностей», ссылка на документ
https://dmsh-ivanova.tls.muzkult.ru/media/2019/10/29/1265635019/MR.pdf
литература для педагога
3. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы.
Методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 272
4. Исенко С.П. Целевые ориентиры дополнительного образования детей (нормативноправовые и концептуальные основы; классификация и характеристика). Методическое
пособие. М.: Педагогическое общество России, 2015. – 64 с.
5. Копосов Д.Г. УМК для средней школы - Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6
классов. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.–286 с.,
6. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное
пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. –128 с.
7. Овсяницкая Л.Ю., Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. Содержание курса
программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы,
практические примеры, секреты мастерства, г. Челябинск, РФ,2014 г.)
8. Скопинцева Л.С. Оценка результативности деятельности педагогов учреждений ДО//
Дополнительное образование. – 2015. – № 4. – с. 3-7.
9. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей – СПб.: Наука, 2013.319 с.
10. Ресурсы Интернет: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii - закон об Образовании РФ.
литература для учащихся
1.
Д.Г. Копосов. Рабочая тетрадь «Первый шаг в робототехнику» для учащихся 5-6
классов, 2012 г.
2.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей – СПб.: Наука, 2013.319 с
3.
Разработанный лабораторный практикум составителем программы дополнительного
образования детей «Первый шаг в робототехнику».

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».