Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
1. Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
–– СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» устройству (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.09.2020 г. № 28);
–– Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ
от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
––Устав
МБУДО
«Центр
дополнительного
образования
детей
«Подлеморье»
(утв.Постановление Администрации Мо «Баргузинский район» 24.02.2016 г. № 95);
––Положение о единых требованиях к дополнительным общеобразовательным программам
МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»,
№ 20 от 17.06.2019
г.).
Направленность программы – естественнонаучная, вид деятельности – экологобиологическая.
Уровень освоения программы – ознакомительный. Программа предполагает
формирование и удовлетворение познавательного интереса детей, расширение
информированности в области окружающей природной среды.
Актуальность, педагогическая целесообразность
На начальном этапе становления человеческой личности у ребёнка появляется
потребность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что
необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Ребёнок в этот период
учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как части природы, к вещам
и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Опыт моей работы по
программе «Лесная школа» с детьми младшего школьного возраста показал, что дети не
всегда поступают правильно по отношению к животным (могут пнуть котёнка, сломать ветку,
из рогатки выстрелить по птице или собаке), к объектам природы, хотя на уроках
окружающего мира этому отводится не мало времени. Приходя на экскурсию в лес, обращала
внимание на то, что некоторые ребята, не думая о последствиях, разрушают грибницу или с
лёгкостью срывают цветы, и ветки.
Наблюдая за познаниями детей, замечала, что не все дети 6-7-9 летнего возраста могут
назвать вид дерева, встречающегося каждый день на пути, кто-то не может назвать из каких
частей состоит то или иное растение. Тем более как питается, дышит, растёт и размножается
живая природа. Данная программа будет способствовать формированию у детей младшего
школьного возраста начальных знаний по основам лесоведения, культуры поведения детей в
2
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью и ответственностью относиться к
природе своего края, что в целом способствует формированию экологической культуры
детей.
Программа модифицированная. При написании программы опиралась, прежде всего, на
уже имеющийся положительный опыт преподавания программ в данном направлении, и в
частности, на программу экологического образования детей «Наш дом – природа» Рыжовой
Н.А.; «Игровая экология» Шпотовой Т.В. и программу Бабаковой Т.А., Момотовой А.П.;
«Лес–биогеоценоз, изменяя их с учётом местных условий и адаптируя к
психологофизиологическим особенностям детей.
Программа составлена в соответствии с «Положением о единых требованиях к
дополнительным
общеобразовательным
программам
МБУДО
«Центр
дополнительного образования детей «Подлеморье» (утверждено Приказом директора № 20
от 17.06.2019 г.).
Адресат программы:
Программа предназначена для работы с детьми 6–9-ти летнего возраста.
Объём программы:
Программа рассчитана на один год обучения. Всего за год – 36 часов.
Формы и методы обучения:
— открытая беседа;
— экскурсии по посёлку, в близлежащий лес;
— игра;
— рассказ;
— ведение дневников наблюдения (для первоклассников с зарисовками);
— логические задания, загадки и т.д.;
— проведение конкурсов;
— просмотр видеоматериалов;
— практические работы.
Также используются творческие элементы: раскраски о природе, зарисовки.
Формы работы: работа в группе; работа в парах; фронтальная.
Режим занятий: Занятия по программе для учащихся младшего школьного и
дошкольного возраста обучения рассчитаны на 36 часов в год, по одному академическому
часу в неделю. Временной режим выходов на экскурсию предполагает разное время
затраченное на экскурсию, в зависимости от темы, маршрута, отдаленности рассматриваемых
природных участков.
Цель программы: Формирование у детей познавательного интереса к природе на
основе изучения леса как сообщества растений и животных.
Задачи программы:
Обучающие:
– дать знания о лесе, как целостной системе;
– дать знания о многообразии живых организмов лесов региона;
Развивающие:
– развивать умение самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать причинноследственные связи, эмоционально сопереживать;
– развивать творческое воображение;
– развивать чувство ответственности детей за свои поступки.
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к объектам природы
Планируемые результаты
Обучающиеся будут знать:
– Некоторые особенности природы родного края.
– Основные признаки времён года.
3
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
– Значение природы для человека.
– Группы растений и животных.
– правила поведения в лесу
– отличительные особенности древесной и травянистой растительности;
– основные виды древесной и травянистой растительности своей местности;
– ярусное расположение растительности в лесу;
– об обитателях животного мира местных лесов
– из каких частей состоит растение (корень, стебель, цветок и т.д)
– чем отличается растение от животного
Обучающиеся будут уметь:
– Различать природные и неприродные объекты,
– Различать изученные виды растений и животных.
– Подкармливать птиц в простейших кормушках.
– Ухаживать за комнатными растениями и животными.
– определять съедобные и несъедобные грибы;
Формы подведения итогов реализации программы
(система оценивания, формы контроля)
Для проверки у учащихся имеющихся и полученных знаний по программе
предполагается проведение диагностик. Входная диагностика позволяет выявить
предварительные знания, умения и навыки стартового уровня обученности детей и готовности
их к изучению данной программы.
Промежуточная диагностика включает проверку знаний по пройденным темам в
середине учебного года. Для определения стартового уровня обученности используются
общие критерии. Входная диагностика и выходная диагностика проводится по всем
изучаемым темам программы.
Для выявления уровня сформированности знаний, экологических представлений
используется адаптированная методика диагностики Воронкевич О.А. Диагностические
материалы разработаны в виде заданий-картинок, рисунков, понятных детям дошкольного и
младшего школьного возраста. Имеются разработанные игры- презентации и викториныпрезентации для опроса детей в виде игры «Крестики-нолики», «Поле чудес», «Знатоки леса».
Кроме того, чтобы проверить знания ребят предполагается проведение различных
мероприятий – викторин, конкурсов, мини-проектов, творческих заданий.
Система оценивания. Оценка эффективности результатов обучения по программе
производится по следующим критериям:
1. Ознакомление с окружающим миром (программные знания).
2. Развитие восприятия.
3. Развитие внимания.
4. Развитие памяти.
5. Развитие мышления.
Оценка уровня познавательного развития
Высокий уровень
Критерии оценки
Полное
освоение
содержания
образовательной программы (теоретические
знания,
практические
умения).
Представления
об
окружающем
мире
достаточно развернуты – знает некоторые
виды деревьев, кустарников, травянистых
растений, времена года, отличия диких
животных от домашних, что такое лес, из
каких элементов он состоит. Имеет
обобщенные
представления
о
4
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
приспособлении живых организмов к среде
обитания, представления о многообразии
растений и животных, их принадлежность к
живой природе, конкретные представления о
признаках отличающих человека от растений
и животных. Внимание устойчивое, память
хорошая, обобщающие понятия имеются,
выделяет
лишнее.
Задания
выполняет
самостоятельно, проявляет инициативу и
самостоятельность,
мотивирует
свои
действия.
Базовый (средний) уровень
Полное освоение программы, но при
выполнении
заданий
допускает
незначительные ошибки. Представления об
окружающем мире достаточно прочные, но
ограниченные
непосредственным
окружением. Знает один или два вида
растений; путает лес, парк, сад; знаком в
большей степени с домашними животными;
мало знаком с обитанием диких животных.
Память хорошая, внимание устойчивое.
Обобщающие понятия имеются, выделяет
лишнее.
Проявляет
инициативу
при
выполнении задания. Все задания в основном
выполняет правильно, допускает одну или две
ошибки, исправляет самостоятельно или с
помощью уточняющего вопроса.
Минимальный уровень (ниже среднего)
Не полностью освоил программу, допускает
существенные ошибки
при выполнении
практических заданий и теоретических
заданий.
Представления об окружающем мире есть,
путается в понятиях, сходных по родовому
свойству. Зрительная память развита лучше,
чем слуховая. Обобщает, выделяет лишнее,
может дать объяснение по наводящим
вопросам. Задания выполняет с ошибками,
которые исправляет с помощью взрослого,
темп выполнения замедлен. При выполнении
задания требуется значительная помощь со
стороны взрослого, часть заданий недоступна,
даже после использования приема «разбор
образца»
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№
п/п
1.
Название
раздела, темы
Формы
организации
занятий
Сентябрь – Раздел 1. Введение
Количество часов
Всего Теория Практика
5
Формы
аттестации
(контроля)
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
1.1
Тема 1.1.
Знакомство в
группе. Правила
поведения на
занятиях.
Техника
безопасности.
1.2. Тема 1.2. Что
такое лес?
1
1
Беседа, игра на
знакомство.
Экскурсия по
центру
1
1
Рассказ. Ролевая
игра «Пошёл
как-то в лес…»
Работа в
тетрадях.
Опрос в ходе
игры.
Экскурсия.
Рассказ.
Опрос в ходе
экскурсии
1.3. Тема 1.3.
Входная
диагностика
1
1.4.
1
Тема 1.4.
1
1
«Знакомство с
древесной
растительность
ю посёлка»
2
2.1.
Всего
4
Тема 2.1.
1
1
3
Октябрь – Раздел 2. Что такое лес
0,5
0,5
Рассказ- беседа,
Из чего состоит
лес. Этажи леса
(ярусы),
2.2.
Тема 2.2.
Тема 2.3.
1
1
Экскурсия на
пришкольный
участок. Рассказ.
Опрос в ходе
экскурсии.
1
0,5
0,5
Рассказ. Беседа.
Работа в
тетрадях
Фронтальная
игра-опрос о
теме.
1
Рассказ. Беседа.
Работа с
раздаточным
материалом в
тетрадях.
Кустарники,
деревья,
травянистые
растения. Общее
и различия.
2.4.
Тема 2.4.
1
Влияние
погодных
условий на
растения.
Времена года в
лесу.
3
3.1.
Всего часов
4
Тема 3.1.
1
Тема 3.2.
1
Устный опрос.
Игра – загадка.
1
3
Ноябрь – Раздел 3. Осень в лесу
1
Осень в жизни
растений
3.2.
Устный опрос.
игра.
«Хвойные и
лиственные
деревья».
Знакомство с
деревьями,
беседа
2.3.
Устный опрос.
Заполнение
бланков входной
диагностики.
1
Животный мир
6
Экскурсия на
пришкольный
участок.
Игра – опрос
«Угадай дерево
Экскурсия на
пришкольный
Заполнение
карточек
…».
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
участок.
Наблюдение за
птицами,
насекомыми
Раскрашивание
осенних
природных
картинок, по
экскурсионным
наблюдениям
Рассказ. Работа в
тетрадях.
осенью
3.3.
Тема 3.3.
1
1
1
1
Раскраски об
осенней поре.
3.4.
Тема 3.4.
Почему улетают
птицы?
4
4.1.
Всего часов
4
Тема 4.1.
1
2
2
Декабрь – Раздел 4. В гости к зиме
1
Экскурсия в
Лесные
растения зимой.
зимний лес.
Рассказ-беседа
наблюдений в
ходе экскурсии.
Опрос об осенних
изменениях в
окружающей
среде.
Устный опрос.
Кроссворд в
картинках.
Опрос в ходе
экскурсии.
4.2.
Тема 4.2.
«Угадай дерево».
Отличия деревьев
в зимний период.
1
1
Рассказ.
Зарисовки
различных видов
деревьев.
Работа с
карточками
определителями.
4.3.
Тема 4.3.
1
1
Практическая
работа. Опрос в
ходе работы.
1
1
Работа с
наглядным
материалом
коллекциями
засушенных
листьев.
Практическая
работа
коллекцией
веточек
деревьев,
кустарников
Хвойные,
лиственные
породы.
4.4.
Тема 4.4.
Определение
вида дерева по
безлиственной
веточке.
5
5.1.
5.2.
Устный опрос.
Зарисовки на
память.
Всего часов
4
4
Январь – Раздел 5. Строение растения
Тема 5.1.
Из чего состоит
растение.
Корень, стебель,
лист, цветок,
плод.
1
1
Рассказ. Ролевая
игра «Если-бы я
был деревом…»
Опрос в ходе
игры.
Тема 5.2.
1
1
Коллективная
ролевая игра.
Изображение
внутренних
частей дерева,
происходящих в
Опрос в ходе
игры.
Построим
дерево.
7
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
5.3.
Тема 5.3.
1
1
Лес чудес.
5.4.
Тема 5.4.
1
1
Промежуточная
диагностика.
6
6.1.
Всего часов
4
1
3
Февраль – Раздел 6. Как появляются растения
Тема 6.1.
1
1
1
1
1
1
Семена.
Главные
отличия.
6.2.
Тема 6.2.
Где зимуют
семена?
6.3.
Тема 6.3.
«Путешествие
семечка…»
6.4.
Тема 6.4.
1
1
Всего часов
Тема 7.1.
1
3
Март – Раздел 8. Такие разные животные
1
1
Просмотр
Тема 7.2.
Конкурсная
программа
Устный и
письменный
опрос.
Устный опрос.
Опрос в ходе
экскурсии.
Игра –
викторина.
Письменный
опрос
(заполнение
опросных
бланков)
4
Отличия и
сходства
животных и
растений.
7.2.
Рассказ. Осмотр
коллекции семян
древесных
растений,
зарисовки.
Экскурсия в
Осмотр семян
древесных
растений,
сохранившихся
на ветках, в
шишках.
Рассказ о
распространении
семян.
Рассказ. Работа в
тетрадях.
Рост и развитие
травянистых и
древесных
растений,
жизненный
цикл.
7
7.1.
нём процессов
(сердцевина,
древесина, луб и
т.д.)
Мероприятиеконкурс по
пройденным
темам.
Опрос-беседа по
пройденным
темам.
Заполнение
диагностических
бланков.
фильма. Рассказ.
1
1
Встреча со
специалистами
ФГБУ
«Заповедное
Подлеморье».
Животные
местного леса
8
Опрос в ходе
беседы.
Опрос в ходе
беседы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
7.3.
Тема 7.3.
1
1
1
1
Рассказ о
животных
обитающих на
ООПТ
Забайкальского
национального
парка.
Рассказ. Беседа.
Приспособленно
сть животных и
птиц к условиям
региона.
7.4.
Тема 7.4.
Птицы нашего
посёлка.
8
8.1.
Всего часов
4
Тема 8.1.
1
1
1
1
Тема 8.2.
Здравствуй
весна!
8.3.
Тема 8.3.
1
1
Растения
весной.
8.4.
Тема 8.4.
1
1
Что происходит
с неживой
природой
весной?
Праздничное
мероприятие,
посвященное
Дню Птиц.
Экскурсия по
посёлку. Рассказ.
Экскурсия.
Обсуждение
наблюдений.
Заполнение
бланков
наблюдений.
1
3
Май – Раздел 9. Охрана природы
Тема 8.1. От кого
и зачем нужно
охранять
природу…
1
1
9.2.
Тема 8.2.
Пожароопасный
период.
Возникновение
пожаров.
1
0,5
9.3.
Тема 8.3.
1
1
Сбережём лес от
9
Беседа –опрос в
ходе экскурсии.
Практическая
работа.
4
0,5
Викторина о
птицах
Беседа по итогам
весенней
экскурсии.
Всего часов
9
9.1.
Заполнение
бланков
наблюдений.
2
2
Апрель – Раздел 8. Здравствуй, весна!
Птичий
праздник
8.2.
Экскурсия по
посёлку
«Наблюдения за
птицами»
Презентационная
игра-викторина
«Угадай
животное»
Встреча со
специалистами
УстьБаргузинского
лесничества.
Рассказ, беседа.
Беседа.
Демонстрация
видеофильма.
Ролевая игра.
Заполнение
кроссвордов.
Подготовка
противопожарны
Самостоятельная
работа.
Опрос в ходе
занятия.
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
пожаров!
9.4.
Тема 8.4.
Выходная
диагностика.
Завершающее
мероприятие « Лес наш дом!»
Всего часов
Итого часов за
год
1
4
36
1
1,5
10,5
х листовок.
Письменный
опрос. Игра –
викторина.
Заполнение
опросных бланков.
2,5
25,5
Содержание учебно-тематического плана
Сентябрь
Раздел 1. Введение Тема 1.1. Знакомство в группе. Правила поведения на занятиях. Техника
безопасности.
Теория. Знакомство с правилами поведения в центре, на территории двора центра
«Подлеморье». Техника безопасности.
Практическая игровая часть: Игра на знакомство. Знакомство с педагогом и между собой –
«Кто я …», «Я люблю гулять по лесу…» и т.д.
Тема 1.2. Что такое лес? Теория: рассказ-беседа о лесе. Лес – дом для животных, птиц,
насекомых. Лес: деревья, кустарники, травянистые растения. Роль почвы, воды, солнечной
энергии. Практика: Ролевая игра «Пошёл как-то в лес…» (путешествие по лесным
тропинкам, игроки объясняют правила поведения в лесу). В ходе игры закрепление
пройденного материала.
Тема 1.3. Входная диагностика. Определение уровня имеющихся у учащихся знаний и умений.
Устный опрос, беседа с детьми на тему «Что такое лес?». Ответы на заданные вопросы дети
рисуют. Обсуждение ответов с детьми.
Тема 1.4. Знакомство с древесной растительностью посёлка. Экскурсия. Маршрут экскурсии
предполагает наблюдение различных видов деревьев в посёлке Усть-Баргузин. Осмотр
древесной растительности произрастающей в палисадниках частных домов, в центральном
парке и т.д. Выполнение задания на узнавание пород деревьев.
Раздел 2. Что такое лес
Тема 2.1. Из чего состоит лес. Этажи леса (ярусы)
Структурное расположение растительности в лесу игровая рассказ-беседа. Закрепление
материала в форме опроса.
Тема 2.2. «Хвойные и лиственные деревья». Знакомство с деревьями, беседа
Экскурсия. Осмотр деревьев на участке, сравнение листьев деревьев (березы, тополя,
черёмухи, или ели, сосны, кедра, лиственницы и др., но не более 3–4-х деревьев)
Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев
на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.
Сбор листьев и укладка на просушку.
Тема 2.3. Кустарники, деревья, травянистые растения. Общее и различия.
Рассказ о разнообразии растений, отличительных особенностях деревьев, кустарников,
травянистых растениях. Работа в тетрадях – разукрашивание раскрасок по теме. Игра
викторина.
Тема 2.4. Влияние погодных условий на растения. Времена года в лесу.
Просмотр видеофильма о влияние времён года на лесные экосистемы. Заполнение таблицы
наблюдений за погодными условиями. Разгадывание загадок по теме.
Раздел 3. Осень в лесу
Тема 3.1. «Осень в жизни растений».
Экскурсия. Обследование определенной территории и определение видового состава
деревьев, с помощью определительных карточек. Игра-опрос «Угадай дерево...»
10
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
Сбор плодов и листьев определяемых деревьев, только опавших на землю.
Тема 3.2. «Животный мир осенью».
Экскурсия. Наблюдение за птицами, насекомыми на пришкольном участке.
Заполнение карточек «Отличительные признаки птиц»
Практическая работа. Сбор перьев птиц для коллекции.
Тема 3.3. «Раскраски об осенней поре»
Раскрашивание природных картинок по экскурсионным наблюдениям. Опрос об осенних
изменениях в окружающей среде.
Тема 3.4. «Почему улетают птицы»
Просмотр видеофильма о перелётных и зимующих птицах. Разгадывание кроссворда в
картинках. Устный опрос.
Раздел 4. В гости к зиме
Тема 4.1. «Лесные растения зимой»
Экскурсия в зимний лес. Рассказ-беседа о происходящих изменениях зимой.
Осмотр деревьев, произрастающих неподалеку от центра «Подлеморье» в сравнении с
деревьями, растущими в лесной зоне центрального парка п. Усть-Баргузин. Условия зимовки
деревьев. Рассматривание веток деревьев и кустарников. Различия веток разных деревьев и
разных кустарников. Обсуждение: как зимой можно по веткам определить дерево или
кустарник. Опрос в ходе экскурсии.
Тема 4.2. «Угадай дерево. Отличия деревьев в зимний период»
Рассказ об отличительных признаках деревьев в зимний период. Зарисовки деревьев. Работа с
карточками определителями.
Тема 4.3. «Хвойные, лиственные породы»
Работа с раздаточным материалом. Определение вида дерева по листьям. Практическая
работа - составление коллекции листьев древесных растений. Устный опрос в ходе занятия .
Тема 4.4. «Определение вида дерева по безлиственной веточке»
Знакомство с коллекцией веточек деревьев, кустарников. Определение вида по безлиственной
веточке. Устный опрос с применением наглядных пособий. Зарисовки по памяти.
Раздел 5. Строение растения
Тема 5.1. «Из чего состоит растение. Корень, стебель, лист, цветок, плод»
Рассказ. Ролевая игра «Если-бы я был деревом…» - представление структурного
расположения строения дерева в игре, изображая руки – ветви, ноги корни, ладони –листья,
туловище – ствол.
Опрос-беседа в ходе игры.
Тема 5.2. «Построим дерево»
Подвижная массовая игра, в ходе которой, участники изображают различные части дерева и
процессы, происходящие в нём: стержневой корень, придаточные корни, сердцевину,
древесину, луб, камбий и кору. Опрос в ходе игры.
Тема 5.3. Лес чудес. Мероприятие-конкурс по пройденным темам.
Мероприятие, посвященное защите и охране природы. Проводиться в форме устного журнала.
Состоит из нескольких страниц - «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт», « Дары леса», «Остров
загадок и шуток», «Сбережем родную планету»- страница правил поведения в лесу.
Подведение итогов, награждение победителей.
Тема 5.4. Промежуточная диагностика. Опрос-беседа по пройденным темам: Что такое
природа? Что такое лес? Сколько у деревьев бывает стволов? Назови хвойное дерево. Назови
лиственное дерево. Паук – это насекомое или животное? Из названных животных назови
обитателя местного леса. Из списка древесных растений назови кустарник. Какие листики у
брусники? Нужен ли речке лес?
Раздел 6. Как появляются растения
Тема 6.1. «Семена. Главные отличия»
Рассказ о появлении растений от семян. Осмотр коллекции семян древесных растений,
зарисовки семян. Опрос в ходе беседы.
11
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
Тема 6.2. «Где зимуют семена?»
Экскурсия в лес. Осмотр деревьев. Определение местоположения семян. Осмотр семян
древесных растений, сохранившихся на ветках, в шишках. Сбор шишек для коллекции.
Тема 6.3. «Путешествие семечка…»
Осмотр коллекции семян в центре «Подлеморье». Визуальное определение семян древесных
растений. Определение семян на память. Рассказ о распространении семян. Игра -викторина
Тема 6.4. «Рост и развитие древесных растений, жизненный цикл»
Просмотр видеофильма а росте и развитии растения. Заполнение карточек наблюдений о
развитии растений, после просмотра фильма.
Радел 7. Такие разные животные
Тема 7.1. «Отличия и сходства животных и растений»
Рассказ о сходстве и различии животных и растений. Просмотр фильма. Опрос в ходе беседы
по теме.
Тема 7.2. «Животные местного леса»
Экскурсия в Визит-центр ФБГУ «Заповедное Подлеморье, беседа со специалистами. Просмотр
документального фильма о животных Забайкальского Национального парка, беседа о
животных местного леса. Экскурсия по экспозиционному залу Визит-центра .
Тема 7.3. «Приспособленность животных и птиц к условиям Баргузинского региона»
Рассказ о местообитании различных видов животных и птиц, их покровительственной окраске,
адаптированности к почвенным и климатическим условиям. Игра-викторина «Угадай
животное».
Тема 7.4. «Птицы нашего посёлка»
Экскурсия по территории посёлка с целью наблюдений за поведением различных птиц. Беседа
в ходе экскурсии. Заполнение бланков наблюдений.
Раздел 8. Здравствуй, весна!
Тема 8.1. «День Птиц!» Праздничное мероприятие, посвященное Дню Птиц.
Мероприятие-викторина состоит из нескольких конкурсов: Открытие праздника; 1
конкурс. Птицы в песнях народа; 2 конкурс. Узнаешь ли ты птиц? ( показываем слайды); 3
конкурс. Красноречия (подготовленные стихи, рассказы о птицах); 4 конкурс. Игра – составим
слово; 5 конкурс. Нарисовать плакат на тему: «Берегите птиц». Подведение итогов
мероприятия, награждение команды победителей, заключительная песня о птицах.
Тема 8.2. «Здравствуй весна!» Экскурсия по посёлку.
Экскурсия по посёлку – осмотр деревьев в палисадниках местных жителей, наблюдение
изменений снежного покрова, температуры воздуха, солнечной активности в сравнении с
осенней и зимней порой. Заполнение бланков наблюдений.
Тема 8.3. «Растения весной»
Беседа по итогам весенней экскурсии
Выявление изменений, которые произошли весной в жизни растений, в работе людей;
выяснение причин, которые предопределяют эти изменения; охрана здоровья весной;
раскрытие значения пребывания на свежем воздухе для укрепления и здоровья; расширение
понятий деревья, кусты, травянистые растения; Развитие наблюдательности учеников;
составление календаря фенологических наблюдений за началом цветения деревьев (по
тетради).
Тема 8.4. «Что происходит с неживой природой весной?»
Экскурсия. Исследование явлений произошедших в неживой природе с приходом весны, в
марте. Выяснение потемнения снежных отвалов, появления луж, проталин. Наблюдение за
появлением кучевых облаков, увеличения продолжительности дневного времени суток.
Раздел 9. Охрана природы
Тема 9.1. От кого и зачем нужно охранять природу…
Беседа со специалистами Усть-Баргузинского лесхоза, рассказ о мероприятиях проводимых
работниками природоохранных организаций по охране лесных угодий. Заполнение
тематического кроссворда.
12
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
Тема 9.2. Пожароопасный период. Виды пожаров. Беседа, игра.
Демонстрация видеофильма о весеннем противопожарном периоде в лесной зоне. Виды
пожаров. Ролевая игра. «Пожарная команда» - по сигналу команда бежит на место
предполагаемого возгорания, и пытаются потушить пожар, соблюдая правила игры.
Тема 9.3. «Сбережём лес от пожаров»
Просмотр и обсуждение анимационного противопожарного видеоролика. Беседа с
инспектором Усть-Баргузинского лесничества. Подготовка противопожарных листовок.
Тема 9.4. Сбережём лес живым…Выходная диагностика.
Выходная диагностика по пройденным темам - заполнение опросных бланков.
Заключительное мероприятие – развешивание листовок противопожарного характера на
территории посёлка.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
1.
2.
Срок освоения программы
Объём программы
1 год
Полный объём учебных часов – 36.
3.
4.
Даты начала и окончания учебного года
Количество учебных недель
1 сентября –– 31 мая
36 недель в год
5.
6.
7.
Режим занятий
Количество учебных дней/занятий
Сроки и продолжительность каникул
8.
Сроки мониторинговых исследований
(начало и конец уч.года)
1раз в неделю по 1 часу.
4 занятия в месяц, 36 занятий в год
Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
(в зависимости от утверждённых
праздничных дней ежегодно)
с 1 по 20 сентября;
с 25 апреля по 30 мая.
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, оформленный в
соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный необходимой мебелью (стол
письменный, стулья ученические). Компьютер, цифровой USB микроскоп, фотоаппарат.
Тематические наглядные пособия, настольные игры.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования центра, имеющий высшее
профессиональное образование /Восточно-Сибирский технический университет (ВСГТУ), г.
Улан-Удэ, ФГБОУ ВО «Бурятская сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова
(профессиональная переподготовка); большой опыт работы руководителя школьного
лесничества.
Методические обеспечение
Методическое обеспечение программы «Лесовичок» разработано по тематическому
принципу и предусматривает определение задач познавательного, развивающего и
воспитательного характера.
Используются игры по методике Дж. Корнелла «Давайте наслаждаться природой
вместе с детьми», авторские разработки педагогов центра, народные игры, ролевые игры,
станционные игры).
Справочная литература:
–– Нейштадт М.И. Определитель растений – Государственное Учебно-педагогическое
издательство министерства просвещения, Москва, 1963;
–– Определитель растений Бурятии /Аненхонов О.А., Пыхалова Т.Д. и др. – Улан-Удэ, 2001;
13
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
–– Лесное хозяйство: Терминологический словарь/ Под общей ред. А.Н. Филипчука. М.:
ВНИИЛМ, 2002.
Наглядные пособия:
–– коллекция растений двора центра;
–– гербарий растений травянистой растительности участка территории Школьного
лесничества;
–– коллекция листьев древесных растений п. Усть-Баргузин;
–– коллекция семян древесных и кустарниковых растений;
–– коллекция минеральных удобрений;
–– главнейшие вредители хвойного леса.
Настольная игра «Познаю растения», «Учимся запоминать», «Экологическое лото».
CD-диски:
–– Флора и фауна Байкала;
–– Ушканьи острова;
–– Растительность Забайкальского Национального Парка;
–– Животные Забайкальского национального парка;
–– Видеосериал Байкал. Легенды Великого озера;
–– Дикорастущие цветы байкальских побережий и гор;
–– Животный мир байкальских побережий и гор;
–– Противопожарные агитационные материалы, проект ФОРЕСТ.
С целью развития мышления, наблюдательности ребят в структуру мероприятий
включены нестандартные текстовые задания, загадки, кроссворды, ребусы, тесты.
Для детей разработаны экологические сказки;
–– «Сказка о Сосне»;
–– «Сказка о дереве – родственнице тополя»;
–– Книжки-раскраски (пособие из серии «Учимся думать», «Времена года», « Разбитая
тарелка»)).
–– Рабочие тетради для детей 6-8 лет Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»,
первая и вторая части.
–– Наличие технических средств (компьютер, доступ в интернет источникам, имеется учебный
микроскоп и т.п.).
Интернет-источники:
Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»
http://bio.1september.ru;
BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии
http://www.biodat.ru;
FlorAnimal: портал о растениях и животных
http://www.floranimal.ru;
Forest.ru: все о российских лесах
http://www.forest.ru;
Биология: сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко
http://www.kozlenkoa.narod.ru
БиоДан — Тропинка в загадочный мир
http://www.biodan.narod.ru;
Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия
http://www.livt.net;
Занимательно о ботанике. Жизнь растений
http://plant.geoman.ru;
Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие
http://nrc.edu.ru/est/;
Мир животных
http://animal.geoman.ru;
14
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
Палеоэнтомология в России
http://www.palaeoentomolog.ru;
Редкие и исчезающие животные России
http://www.nature.ok.ru;
Экологическое образование детей и изучение природы России
http://www.ecosystema.ru;
http://www.priroda.narod.ru – Всё о природе. Энциклопедия Джеймса Трефила
http://ecosystema.ru – Экологический центр «Экосистема».
Список литературы
нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации» (ред. от
02.07.2021 г.), ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/902389617 ;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями 30.09.2020 г.), ссылка
на документ https://docs.cntd.ru/document/551785916;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ от 04.09.2014 г. Т 1726-р), ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/420219217;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»
(с
изменениями
02.02.2021
г.
№
38),
ссылка
на
документ
https://docs.cntd.ru/document/561232576;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»), ссылка на
документ https://docs.cntd.ru/document/573500115;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/542623974;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», ссылка на документ
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendaciipo-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf;
8. Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016
«Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов с учётом их особых образовательных потребностей», ссылка на
документ https://dmsh-ivanova.tls.muzkult.ru/media/2019/10/29/1265635019/MR.pdf
Литература для педагога
1. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы.
Методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 272 с.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Ч.2.
– СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 40 с., ил. – (Библиотека программы «Детство»)
3. Гиряев Д.М. Юные лесоводы – М.: Агропромиздат. 1988 – 256
4. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии:
15
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок», составитель Поставит Т.А.
Книга для учителя – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
5. Исенко С.П. Целевые ориентиры дополнительного образования детей (нормативноправовые и концептуальные основы; классификация и характеристика). Методическое
пособие. М.: Педагогическое общество России, 2015. – 64 с.
6. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. – М.: 1967.
7. Казакова О.В. Внеклассные занятия по биологии. – М.: 1961.
8. Лесное хозяйство. Терминологический словарь. – М.: 2002.
9. Лесные всезнайки. Образовательная программа. О.В. Базарева. – Усть-Баргузин: 2001.
10.
Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки
внеклассных мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266с.
11.
Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры,
викторины, классные часы, праздники, материалы для газет, стендов.- Волгоград: Учитель,
2007. – 207с.
12.
Падалко Н.В., Фёдорова В.Н. Методика обучения ботанике. – М.: Просвещение,
1982.
13.
Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. – М.: 2003.
14.
Страна лесных чудес. Программа летнего лагеря «Росток». Т.А. Поставит, Е.А.
Мудров. – Усть-Баргузин: 2006.
15.
Тартышная М.А. Лучшие сценарии школьных праздников. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2006 – 256с. (Школа развития)
Литература для детей
1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин «100 вопросов и ответов «Животные. – М.:
ЗАО «Росмэн», 2006.
2. Бианки В.В. Наши птицы – М.: Малыш, 1983 – 77с.
3. Большая энциклопедия животного мира. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
4. Всё обо всём. Насекомые и пауки. – М.: ООО «Издателство Астрель»: ООО Изд-во
АСТ», 2001.
5. Толстой Л.Н. Для детей. Рассказы, басни, сказки, былины. – М.: Детская литература,
1976 – 239с.
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения/ сост. Л.А. Багрова – М.: Тко «АСТ»,
1995.
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные/ сост. П.Р. Ляхов – М.: Тко «АСТ»,
1999.
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Насекомые/ сост. Л.А. Багрова – М.: Тко «АСТ»,
1995.
16