Радужный мир

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

1. Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
–– СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» устройству (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.09.2020 г. № 28);
––

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018

№

298

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
––Устав

МБУДО

«Центр

дополнительного

образования

детей

«Подлеморье»

(утв.Постановление Администрации Мо «Баргузинский район» 24.02.2016 г. № 95);
––Положение

о

единых

требованиях

к

дополнительным

общеобразовательным

программам МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»,

№ 20

от 17.06.2019 г.).
Направленность

программы

художественная,

–

вид

деятельности

–

изобразительное искусство.
Уровень освоения содержания программы – ознакомительный. Программа
предполагает удовлетворение познавательного интереса детей, развитие творческих
способностей, расширение информированности посредством изобразительного искусства.
2

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

Актуальность программы. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к
творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем
более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети
любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки
ребенок чувствует себя уверенно. Рисование необычными материалами, оригинальными
техниками

позволяет

детям

ощутить

незабываемые

положительные

эмоции.

Традиционное рисование в сочетании с нетрадиционными техниками доставляет детям
множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования
хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает
ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя
дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Практическая значимость программы. Нетрадиционный подход к выполнению
изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую
активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с
комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность.
Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а
самое главное, самовыражаться.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует активизации
творческой активности детей, учит мыслить нестандартно. Проведение занятий с
использованием нетрадиционных техник рисования развивает уверенность в своих силах,
учит детей свободно выражать свой замысел, развивает мелкую моторику рук.
Новизна программы заключается в

использовании нетрадиционных методов и

способов развития детского художественного творчества, самодельных инструментов,
природных и бросовых материалов для нетрадиционного рисования.
Отличительная

особенность

программы.

Программа

модифицированная,

составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей
Лыковой И.А.
Программа составлена в соответствии с «Положением о единых требованиях к
дополнительным общеобразовательным программам МБУДО «Центр дополнительного
образования детей «Подлеморье» (утверждено Приказом директора №20 от 17.06.2019 г.)
Адресатом программ являются дети от 5 до 7 лет. Набор учащихся на обучение по
программе – свободный, принимаются все желающие.
Объём программы составляет 72 часа.
3

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

Срок освоения программы –1 год
Наполняемость в группах 15-25 человек.
Режим занятий: два раза в неделю по 1 часу.
Формы занятий по программе: Групповая беседа, метод показа, игры, выставки,
конкурсы, экспериментирование с художественными материалами, использование стихов,
загадок, считалок, пальчиковых игр; индивидуальный подход, анализ детских работ,
создание коллективных композиций.
Цель программы: Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения
средствами изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
– учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и
художественные способности в процессе рисования;
– знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением
изображения на листе бумаги;
–

знакомить

детей

с

различными

видами

изобразительной

деятельности,

многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять
приобретённые умения и навыки, показывать детям широту их возможного применения;
Развивающие:
– развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность
в самоутверждении;
– развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное
воображение;
Воспитательные:
– формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира,
воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству; поощрять
детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства,
мысли;
– воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки
работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
– воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия, нравственных,
эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу.
Ожидаемые результаты
Результатами работы по программе должны стать:
– активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
4

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

– умение находить новые способы для художественного изображения;
– умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности;
– развитие мелкой моторики рук;
– улучшение цветовосприятия;
– концентрация внимания;
– повышение уровня воображения и самооценки;
– формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, умение
взаимодействовать друг с другом);
– формирование навыков трудовой деятельности;
Итогами проверки знаний, умений, навыков по усвоению программы является
диагностика.
Формы подведения итогов реализации программы:
Основной формой подведения итогов реализации программы является выставка детских
работ. Также для подведения итогов используются

тематические викторины, слайдовые

презентации, задания–карточки.
Определение уровня обученности по программе
С

целью

определения

уровня

обученности

освоения

программы

проводится входная (начало обучения по программе), промежуточная (в середине обучения
программы), итоговая

(конец

обучения

по

программе).

Уровень

освоения

программы

определяется по двум направлениям: оценка специальных знаний, умений и навыков и оценка
творческого развития учащихся.

Методы контроля:
– педагогическое наблюдение;
– педагогический анализ активности обучающихся на занятиях, анализ творческой
работы.
Определение уровня обученности по программе. С целью определения уровня
обученности

освоения

программы

проводится входная (начало

обучения

по

программе), промежуточная (в середине обучения программы), итоговая (конец обучения по
программе).
Уровень освоения программы определяется по оценке творческого развития учащихся.
Критериями оценки служат:
– Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками).
– Мышление.
– Воображение.
– Оригинальность исполнения.
5

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

– Творческая активность.
Критерии оценки решаются в двух аспектах: качественном и количественном.
С точки зрения качественного аспекта проводится анализ динамики развития качества
творческих работ от первой до последней.
С точки зрения количественного аспекта результативность может быть зафиксирована в
виде тестов. Наиболее эффективны

следующие тестовые методики:

«тест творческого

мышления» П.Торренса, имеющий целью измерение так называемого коэффициента творчества и
«Методика изучения детской креативности» Е.Туник.
Организация, формы и виды контроля:
Учитывая возраст детей, основные формы контроля усвоения материала: фронтальный
опрос, выполнение творческих заданий и коллективных работ, краткие опросы в форме тестов,
викторины.

Учебно-тематический план
№
п/п

1.

2.
3.

4.

5.

Количество часов
Название раздела, темы

Всего

Вводное занятие.
Знакомство с
предметом ИЗО,
техника безопастности
«В гостях у королевы
Кисточки»
«Цветные стихи» в
картинках
(осенняя тематика)

1

«Что могут краски»
Беседа:
Изобразительные
свойства акварели.
«Волшебная палитра»

Теория

Практика

Сентябрь
0,5
0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

6.

«Разноцветная дуга»
Беседа и просмотр
иллюстраций «Что
такое цветовой
спектр».

1

1

7.

«Коврик для котика»
Занятие с
музыкальным
сопровождением
«Клубочек для кота»

1

1

1

1

8.

6

Формы организации
занятий

Формы
аттестации
(контроля)

Игра на знакомство.
Беседа.
Практическая часть

Наблюдение.
Входная
диагностика

Знакомства с разными
видами мазка;
Рисованиеэксперементирование с
разными цветами
спектра;
Основные цвета,
смешение красок,
цветовая гамма (тёплая,
холодная)
Рисование с
постепенным
смешиванием красок
Знакомство с цветовым
спектром.
Отработка приёма:
проведение
непрерывных
красочных линий.
Орнамент в квадрате,
отработка навыка
аккуратной работы.
Ритм цветовых пятен
Отработка приёма:
рисование кругов в

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение,
самостоятельная
работы
Наблюдение

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

Занятие-диалог,

разных направлениях.
Плавное движение.
Красить приёмом:
размыть пятно.

Индивидуальная
работа

Итого: сентябрь
9.

Беседа «Осень»

8
1

0,5
0,5

7,5
Октябрь
0,5
демонстрация
иллюстративного
материала.
Смешение тёплых
цветов.
Ход работы: от светлого
к тёмному.
1
Отработка приёма:
примакивание кисти
боком
1
Беседа. Передача чувств
через иллюстративный
материал. Образ дождя,
ограниченная палитра,
выбор цветовой гаммы
(тёплая, холодная или
смешанная).
1
Рисование пальчиками
и тонкой кистью

10. «Осень. Листопад»

1

11. «Грустный дождик»

1

12. «Кисть рябины»

1

13. «Ежиная семейка»

1

1

Рисование штриховкой
и восковыми мелками;

14. «Листик желтый,
листик красный»

1

1

Нанесение гуаши на
листья, отпечатывание,
создание композиции;

15.

1

1

1

1

Умение располагать
рисунок в рамке листа,
отрабатывание нажима
на карандаш.
Умение работать друг с
другом,
прислушиваться к
другим, правильно
располагать
композицию на
большом формате.

«Картинка в рамочке»

16. «В осеннем лесу»
коллективная работа

Итого: октябрь
17. «Грибы на пенёчке»

8
1

0,5

творческой
работы.

7,5
3. Ноябрь
1
Создание коллективной
7

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

18. «Выросла репка
большая-пребольшая»

1

1

19. «Мышка-норушка»

1

1

20. «Град, град!»

1

1

21. «Светлячок
(по мотивам
стихотвореня
Г. Лагздынь)»

1

22. «Сороконожка в
магазине»

1

1

23. «Полосатые полотенца
для лесных
зверушек»

2

1

Итого: ноябрь

8

24. «Выпал беленький
снежок»

1

25. «Узоры снежинок»

1

0,5

0,5

1,5

композиции из грибов.
Рисование грибов из 3-х
частей (ножка, шляпка,
травка).
Создание сказочной
композиции, рисование
репки и домика .
Рисование овальной
формы, дорисовывание
необходимых
элементов, создание
сказочного образа.
Изображение тучи и
града ватными
палочками с
изменением частоты
размещения пятен
(пятнышки на туче
близко друг к другу,
град на небе -более
редко, с просветами.
Знакомство с явлением
контраста. Рисование
светлячка (по
представлению) на
бумаге чёрного или
тёмно-синего цвета.
Развитие воображения
Рисование сложных по
форме изображений на
основе волнистых
линий. Согласование
пропорций фона (листа
бумаги) и задуманного
образа.
Рисование узоров из
прямых и волнистых
линий на длинном
прямоугольнике.
Развитие чувства ритма
(чередование в узоре 23 цветов или разных
линий)

7,5
Декабрь
1
Монотипия, рисование
пальчиком;

1
8

Орнамент в кругу.

Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

Отработка приёма:
смешанные цвета с
белилами.
Тонирование листа «по
– мокрому», рисование
ватной палочкой;

Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

26. «Узоры на стекле»

1

1

27. «Зимний лес»

1

1

28. «Веселые снеговики»

1

0,5

29. «Портрет снегурочки»

1

1

Пропорции человеческого
лица.
Подбор цветовой гаммы,
смешение цветов,
композиционное решение.

30. «Ёлочка-красавица»

1

1

Рисование пальчиками,
акварель + восковые
мелки

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

31. «К нам едет Дед
Мороз»

1

0,5

1

Занятие проходит под
музыкальное
сопровождение
«Зимние этюды». Показ
хода работы по этапам.
Изобразить фигуру
человека в одежде.
Контраст тёплых и
холодных цветов.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

8

0,5

Рисование с
использованием
восковых мелков
прямыми и круговыми
штрихами.
Рисование с
отображением
характерных
особенностей внешнего
вида;
Занятие на фантазию и
воображение детей.
придумать «Снежную
птицу»
Холодная цветовая
гамма. Орнаментальная
композиция.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Итого: декабрь
32. «Заюшкина избушка»

1

7,5
Январь
1

33. «Снегирь»

1

1

34. «Снежная птица зимы»

1

1

9

Ограниченная палитра,
холодная цветовая
гамма. Изобразительное
свойство гуаши.
Рисование с
использованием
шаблона;

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

35. «Дом снежной птицы»

1

1

36. «Хрупкие снежинки»

1

1

37. «Кто живёт под
снегом?»

1

38. «Веселые медвежата»

1

1

39. «Зимний лес»

1

0,5

Итого: январь

8

40. «Весёлый поезд»

2

41. «Золотая рыбка»

2

42. «Декоративные
дорожки»

1

43. «Солнышко, нарядись»

1

44.

1
«Плыви кораблик»

45. «Посмотри в свое
окно»

1

0,5

0,5

0,5

1

Придумать свой дом
для птицы
Ритм геометрических
пятен. Отработка
приёма: линия, зигзаг
Рисование ватной
палочкой и
зубочистками.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Урок-игра развитие
воображения.
Холодные и тёплые
цвета. Преимущество к
холодным цветам.
Рисование медведя и
елок (тычок жесткой
кистью, оттиск
скомканной бумагой).
Коллективная работа,
традиционное
рисование на формате
а1;
Закрепление знаний о
холодных цветах, их
смешении

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

7,5
Февраль
1
Ритм цветовых
геометрических пятен.
Отработка приёма:
основные цвета.
1,5
Отработка приёма:
волнистые линии,
закрепление навыка:
примакивание кистью.
1
Знакомство с
элементами
декоративной росписи;
составление
композиции по теме
1
Рисование с
использованием
декоративных
элементов;
1
Рисование в технике
«монотипия», печать

2

10

Рисование на заданной
форме восковыми
мелками с

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

Итого: февраль

8

0,5

46

«Цветные фантазии»

1

7,5
Март
1

47

«Моя мама»

1

1,5

48

«Новое платье для
мамы»

1

1

49

«Цветы и травы»

1

0,5

1

50. «Птичий двор»

1

1

51. «Волшебная птица
весны»

2

1

52. «На что похожа
клякса»

1

1

Итого: март
53. «Цветы и бабочки»

8

0,5

1

0,5

7,5
Апрель
1

11

последующим
тонированием
акварелью.

работы.

«Растягивание»
воскового мелка,
сочетание воска и
акварели
Беседа с показом
детских работ
и рассказ о маме по
своим работам.
Творческая,
индивидуальная работа.
Рисование на готовой
форме с
использованием
элементов
декоративной росписи

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Игра-урок «Мы
гномики» каждый
гномик рисует свою
полянку.
Изобразительные
свойства графических
материалов:
фломастеров, мелков.
Ритм пятен.
Отработка умения
правильно строить и
компановать птицу,
Традиционное
рисование акварелью
Беседа: «Весна» с
использованием
иллюстративного
материала.
Тёплая палитра. Пятно,
линия, точка.
Рисование в технике
«кляксография»,
дорисовывание тонкой
кистью

Беседа: Декоративноприкладное искусство,
показ иллюстраций о

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

54. «Подснежники»

1

1

55. «Сказочная птица»

1

1

56. «Веселые осминожки»

1

1

57. «Волшебный
карандашик»

1

1

58. «Солнышко,солнышко,
раскидай колечки!»

1

1

59. «Ручеёк и кораблик»

1

1

60. «Почки и листочки»

1

0,5

Итого: апрель
61. «Божья коровка»

8
1

0,5

7,5
Май
1

12

декоративноприкладном искусстве.
Декоративное
рисование. Композиция
в круге.
Тонирование листа «по
сырому», рисование
подснежников
пальчиками
Рисование крыльев и
хвоста ладошками

работы.

Рисование
выразительного,
эмоционального образа
жука «солнышко»

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Рисованиедекоративных Наблюдение.
осминогов ладошкой в
Анализ
технике восковые мелки творческой
+ акварель
работы.
Рисование восковыми
Наблюдение.
мелками с
Анализ
последующим
творческой
покрытием акварелью
работы.
Развитие чувства
Наблюдение.
формы и ритма
Анализ
Самостоятельный
творческой
работы.
выбор материалов и
средств
художественной
выразительности для
создания образа
фольклорного
солнышка
Составление
Наблюдение.
композиции из
Анализ
нескольких элементов
творческой
разной формы (ручеёк и работы.
кораблики). Развитие
чувства формы и
композиции.
Освоение
Наблюдение.
изобразительноАнализ
выразительных средств творческой
для передачи
работы.
трансформации образа:
рисование ветки с
почками и листочками.

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

62. «Флажки»

1

1

63. «Филимоновские
игрушки»

1

64. «Цыплята и
одуванчики»

1

1

65. «Красивое платье»

1

1

66. «Волшебный букет»

1

1

67. «Радуга-дуга, не давай
дождя!»

1

0,5

0,5

1

13

(божьей коровки), на
основе зелёного
листика, вырезанного
воспитателем. Развитие
чувства цвета и формы.
Рисование флажков
разной формы
(прямоугольных,
пятиугольных,
полукруглых). Развитие
чувства формы и цвета.
знакомство с
филимоновской
игрушкой, нанесение
цветных пятен приёмом
«примакивание».
Развитие «зрительской»
культуры и
художественного вкуса.
Создание монохромной
композиции на цветном
фоне. Рисование цыплят
и одуванчиков
нетрадиционными
способами (пальчиками,
ватными палочками,
тряпочкой
Познакомить детей с
работой ателье мод;
нарисовать красивую
одежду, развивать
эстетическое
восприятие; обратить
внимание на то, что
искусство окружает нас
повсюду.
Рисование сказочных
цветов с
использованием
элементов
декоративной росписи
Самостоятельный
выбор детьми техники
рисования
Самостоятельное и
творческое отраже-ние
представлений о
красивых при-родных
явлениях разными
изобрази-тельновыразительными
средствами

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

68. «Праздничный салют»

1

1

0,5
Итого: май
8
7,5
Итоговая работа (Самостоятельная работа, итоговый
контроль)

Всего за год: 72 часа

14

Рисование
праздничного салюта,
используя восковые
мелки, акварель или
гуашь; провести с
детьми беседу о
празднике

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

Содержание программы 1-го года обучения
№
согласн
о УП

1.

2.

3.

4

5

6

Название
тем

Теория

Вводное
занятие.
Знакомст
во с
предмето
м ИЗО

Встреча с группой детей в
центре. Инструктаж по
технике безопасности на
занятиях.

Игра на знакомство.
Экскурсия по центру,
дворовой территории.
Практика на освоение
цветовой гаммы

Педагогическое
наблюдение
взаимоотношения
учащихся друг с
другом.
Выявление
заинтересованнос
ти

В гостях
у
королевы
кисточки
Цветные
стихи в
картинках
(осенняя
тематика)

Знакомство с
«кисточкой»; какой
формы бывает кисть

Отработка умений
правильно держать
кисточку в руке.
Знакомство с видами мазка.
Рисованиеэксперементирование с
разными цветами спектра;

Наблюдение.
Анализ продукта
творческой
деятельности
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Основные цвета, смешение
красок, цветовая гамма
(тёплая, холодная)

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Рисование с постепенным
смешиванием красок

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Обсуждение стихов на
тему :«Осень», беседа с
детьми о красках, цветах
осени, расширение
кругозора цветовой
палитры
«Что
Беседа: Изобразительные
могут
свойства акварели
краски»
Изучение понятий
«теплый» цвет,
«холодный» цвет
Волшебна Продолжение темы «Что
я палитра могут краски» повторение
основных цветовых
составляющих
«Разноцве Беседа и просмотр
тная
иллюстраций «Что такое
дуга»
цветовой спектр».

7

Коврик
для
котика

Занятие с музыкальным
сопровождением. Показ
хода работы по этапам

8

Клубочек
для кота

9

Осень

Занятие-диалог,
Индивидуальная работа
Повторение формы: круг,
-Что бывает круглым
Как правильно нарисовать
круг(клубок) с помощью
приема «размытое пятно»
Беседа
демонстрация

Практика

Знакомство с цветовым
спектром.
Отработка приёма:
проведение непрерывных
красочных линий.
Орнамент в квадрате,
отработка навыка
аккуратной работы. Ритм
цветовых пятен
Отработка приёма:
рисование кругов в разных
направлениях. Плавное
движение.
Красить приёмом: размыть
пятно.
Смешение тёплых
цветов.
15

Формы контроля

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

иллюстративного
материала.
Продолжение темы
«Осень»
Обсуждение
иллюстративного
материала
Беседа. Передача чувств
через иллюстративный
материал.

10

Осень.
Листопад

11

Грустный
дождик

12

Кисть
рябины

13

Ежиная
семейка

14

Листик
желтый,
листик
красный

15

Картинка
в рамочке

16

«В
осеннем
лесу»
коллектив
ная
работа

Коллективное обсуждение
данной темы, Учить детей
работать в команде,
поддерживать
дружелюбную обстановку
в коллективе, научить
детей уважительно
относиться к друг другу

17

Грибы на
пенёчке

18

«Выросла
репка
большая-

Просмтор иллюстраций
Беседа : Из каких форм
состоит гриб, и как
правильно его
компановать
Просмотр разных
иллюстраций к сказке
«Репка»

Показ и обсуждение
зрительного ряда:
иллюстраций с
изображением рябины, и
других плодов
характерных для времени
года –«осень»
Как правильно построить
и закомпоновать ежа,
несколько ежей
Что такое штриховка?
Правильное нанесение
штриха в рисунке
Какие бывают листья,
листья разных форм,
обсуждение выбора цвета
для печати, какую
композицию можно
создать с помощью
данной техники
Как правильно определять
границу(рамку) рисунка,
правильная компановка

Ход работы: от светлого к
тёмному.
Отработка приёма:
примакивание кисти боком

творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Образ дождя, ограниченная
палитра, выбор цветовой
гаммы (тёплая, холодная
или смешанная).
Рисование пальчиками и
тонкой кистью, выбор
цветовой гаммы-«теплой»
или «холодной»,
заполнение фона путем
смешивания сложых
цветосочетаний
Рисование штриховкой
восковыми мелками;

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Нанесение гуаши на листья, Наблюдение.
отпечатывание, создание
Анализ
композиции;
творческой
работы.

Умение располагать
рисунок в рамке листа,
отрабатывание нажима на
карандаш.
. определение выбора
цветовой гаммы,
правильное определение
центра композиции,
использование в работе
ранее изученных
традиционных и
нетрадиционных техник
рисования
Создание коллективной
композиции из грибов.
Рисование грибов из 3-х
частей (ножка, шляпка,
травка).
Создание сказочной
композиции, рисование
репки и домика .
16

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

19

пребольш
ая»
Мышканорушка

20

Град,
град!»

21

«Светляч
ок
(по
мотивам
стихотвор
еня
Г.
Лагздынь
)»
Сороконо
жка в
магазине

22

23

Полосатые
полотенца

для
лесных
зверушек

24

Выпал
беленьки
й снежок

25

Узоры
снежинок

26

Узоры на
стекле

27

Зимний
лес

работы.
Занятие с музыкальным
сопровождением, детям
предлагается
инсценировать «мышкунарушку»
Беседа о таком природном
явлении как град, и с
помощью каких
нетрадиционных техник и
цветовых сочетаний
можно его изобразить
Знакомство со
стихотворением
«Светлячок»
Просмотр иллюстраций

Рисование овальной
формы, дорисовывание
необходимых элементов,
создание сказочного образа.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Изображение тучи и града
ватными палочками с
изменением частоты
размещения пятен
(пятнышки на туче близко
друг к другу, град на небе более редко, с просветами.
Знакомство с явлением
контраста. Рисование
светлячка (по
представлению) на бумаге
чёрного или тёмно-синего
цвета. Развитие
воображения

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Беседа о сложных формах Рисование сложных по
в изображении насекомого форме изображений на
«сороконожки»
основе волнистых линий.
Согласование пропорций
фона (листа бумаги) и
задуманного образа.
Диалог: как интереснее
Рисование узоров из
изобразить орнамент, с
прямых и волнистых линий
помощью каких деталей,
на длинном
линий и пятен .
прямоугольнике. Развитие
чувства ритма (чередование
в узоре 2-3 цветов или
разных линий)
Обсуждение: какой может Монотипия, рисование
быть снег? Как добиться
пальчиком;
интересных сочетаний при
смешивании белого и
других цветов
Диалог: формы, цветовые Орнамент в кругу.
сочетания
Отработка приёма:
смешанные цвета с
белилами.
Занятие под музыкальное Тонирование листа по
сопровождение,
мокрому, рисование ватной
обсуждение хода работы
палочкой;
Беседа о цвете:
Какие холодные цвета
бывают?

Ограниченная палитра,
холодная цветовая гамма.
Изобразительное свойство
17

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

Как добиться интересных
цветосочетаний с
ограниченной палитрой
Игра «Снеговички»

гуаши.

работы.

Рисование с
использованием шаблона;

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

28

Веселые
снеговики

29

Портрет
снегурочк
и

Пропорции человеческого
лица. Как правильно
делать построение

Подбор цветовой гаммы,
смешение цветов,
композиционное решение.

30

Ёлочкакрасавица

Беседа о празднике
«Новый Год», зачем люди
украшают елку?

Рисование пальчиками,
акварель + восковые мелки

31

К нам
едет Дед
Мороз

Занятие проходит под
музыкальное
сопровождение «Зимние
этюды». Показ хода
работы по этапам.
Заюшкин Повторение сюжета
а избушка сказки, формирование
сюжета композиции на
основе сказки
Снегирь
Беседа о особенностях
анатомического строения
птиц в рисунке.

Изобразить фигуру
человека в одежде.
Контраст тёплых и
холодных цветов.

34

Снежная
птица
зимы

Холодная цветовая гамма.
Орнаментальная
композиция.

35

Дом
снежной
птицы

Занятие на фантазию и
воображение детей. Детям
предлагают придумать
свою «Снежную птицу»
Придумать свой дом для
птицы

36

Хрупкие
снежинки

Физ-минутка :Кружатся
снежинки

Рисование ватной палочкой
и зубочистками.

37

Кто
Урок-игра развитие
живёт под воображения.
снегом
Холодные и тёплые цвета
Преимущество к
холодным цветам.
Веселые
Особенности построения
медвежат схематичного
а
изображения медведя.
Правильное расположение
медведя в композиции
Зимний
Закрепление знаний о

32

33

38

39

Рисование с
использованием восковых
мелков прямыми и
круговыми штрихами.
Рисование с отображением
характерных особенностей
внешнего вида;

Ритм геометрических
пятен. Отработка приёма:
линия, зигзаг

Тема сюжета на выбор, в
холодной цветовой гамме.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Рисование медведя и елок
(тычок жесткой кистью,
оттиск скомканной
бумагой).

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

традиционное рисование

Наблюдение.

18

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

40

41

лес

холодных цветах, их
смешении

Весёлый
поезд

Урок-игра с музыкальным
сопровождением

Золотая
рыбка

Обсуждение: как
интересно оформить
композицию при помощи
волнистых линий
Знакомство с элементами
декоративной росписи

42

Декорати
вные
дорожки

43

Солнышк
о,
нарядись

44

Плыви
кораблик

45

Посмотри
в свое
окно

46

Цветные
фантазии

Знакомство с понятием
«растяжка цвета» в
технике : восковые мелки

47

Моя мама

48

Новое
платье
для мамы

49

Цветы и
травы

Беседа с показом детских
работ
и рассказ о маме по своим
работам.
Обсуждение
оригинальных идей,
эскизов, индивидуальная
работа
Игра-урок «Мы гномики»
каждый гномик рисует
свою полянку.

50

Птичий
двор

51

Волшебна Беседа: «Весна» с
я птица
использованием
весны
иллюстративного

Обсуждение: какие еще
цвета можно
задействовать в
изображении солнца
Диалог: как правильно
построить кораблик, при
помощи каих
геометрических форм
Занятие на воображение

Занятие под музыкальное
сопровождение, игра
«птички»

на формате а1;
коллективное оформление
работы
Ритм цветовых
геометрических пятен.
Отработка приёма:
основные цвета.
Отработка приёма:
волнистые линии,
закрепление навыка:
промакивание кистью.
Декоративная роспись в
традиционной технике:
акварель
Рисование с
использованием
декоративных элементов;
Монотипия, печать

Рисование на заданной
форме восковыми мелками
с последующим
тонированием акварелью.
«Растягивание» воскового
мелка, сочетание воска и
акварели
Творческая,
индивидуальная работа.

Рисование на готовой
форме с использованием
элементов декоративной
росписи
Изобразительные свойства
графических материалов:
фломастеров, мелков. Ритм
пятен.
Отработка умения
правильно строить и
компановать птицу,
Традиционное рисование
акварелью
Тёплая палитра. Пятно,
линия, точка.

19

Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

52

53

54

55

материала.
Обсуждение идей,
На что
задумок: какой
похожа
интересный сюжет можно
клякса
сделать из обычной
кляксы
Цветы и
Беседа: Декоративнобабочки
прикладное искусство,
показ иллюстраций о
декоративно-прикладном
искусстве.
Подснежн Показ иллюстраций,
ики
прослушивание
музыкальной композиции
: «Времена года»
Сказочна Обсуждение, совместные
я птица
поиски композиций,
индивидуальная работа

56

Веселые
Показ хода работы,
осминожк индивидуальная работа
и

57

Волшебн
ый
карандаш
ик
«Солныш
ко,солны
шко,
раскидай
колечки!»

58

Занятие под
муз.сопровождение «в
гостях у карандашика»
Развитие чувства формы и
ритма
Самостоятельный выбор
материалов и средств
художественной
выразительности
Обсуждение: как
можноизобразить
кораблик с помощью
определенных элементов,
как оформить фон
Литературный ряд: стихи
про осень,
Показ иллюстраций

59

Ручеёк и
кораблик

60

Почки и
листочки

61

Божья
коровка

Составление
эмоционального образа
жука «солнышко»

62

Флажки

Развитие чувства формы и
цвета.

Кляксография,
дорисовывание тонкой
кистью

Декоративное рисование.
Композиция в круге.

работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Тонирование листа по
сырому, рисование
подснежников пальчиками

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Рисование крыльев и хвоста Наблюдение.
ладошками
Анализ
творческой
работы.
Рисование ладошкой,
Наблюдение.
восковые мелки + акварель Анализ
творческой
работы.
Рисование восковыми
Наблюдение.
мелками с последующим
Анализ
покрытием акварелью
творческой
работы.
создание образа
Наблюдение.
фольклорного солнышка
Анализ
творческой
работы.

Составление композиции из
нескольких элементов
разной формы (ручеёк и
кораблики)

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Освоение изобразительновыразительных средств для
передачи трансформации
образа: рисование ветки с
почками и листочками.
Рисование (божьей
коровки), на основе
зелёного вырезанного
листика
Рисование флажков разной
формы (прямоугольных,
пятиугольных,
полукруглых).

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

20

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

63

Филимон
овские
игрушки

знакомство с
филимоновской
игрушкой. Воспитание
интереса к народному
декоративно-прикладному
искусству. Развитие
«зрительской» культуры и
художественного вкуса

Оформление силуэтов
фигурок освоенными
декоративными
элементами. Проведение
тонких прямых линий
кисточкой, нанесение
цветных пятен приёмом
«примакивание».

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

64

Цыплята
и
одуванчи
ки

Создание монохромной
композиции на цветном
фоне.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

65

Красивое
платье

Рисование цыплят и
одуванчиков
нетрадиционными
способами (пальчиками,
ватными палочками,
тряпочкой). Создание
условий для
экспериментирования с
художественными
материалами.
нарисовать красивую
одежду, развивать
эстетическое восприятие;

66

Волшебн
ый букет

67

Радугадуга, не
давай
дождя!»

68

Празднич
ный
салют

Познакомить детей с
работой ателье мод;
обратить внимание на то,
что искусство окружает
нас повсюду.
Самостоятельный выбор
Рисование сказочных
детьми техники рисования цветов с использованием
элементов декоративной
росписи
Музыкальное
Самостоятельное и
сопровождение; физтворческое отражение
минутка «капельки»
представлений о красивых
при-родных явлениях
разными изобразительновыразительными
средствами
познакомить детей с
Учить детей рисовать
Днем Великой Победы,
праздничный салют,
прививая любовь к нашей используя восковые мелки,
Родине
акварель

21

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Наблюдение.
Анализ
творческой
работы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
1.
2.

Срок освоения программы
Объём программы

1 год
Полный объём учебных часов – 72.

3.
4.

Даты начала и окончания учебного года
Количество учебных недель

1 сентября –– 31 мая
36 недель в год

5.
6.
7.

Режим занятий
Количество учебных дней/занятий
Сроки и продолжительность каникул

8.

Сроки мониторинговых исследований
(начало и конец уч.года)

2 раза в неделю по 1 часу.
8 занятий в месяц, 72 занятия в год
Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
(в зависимости от утверждённых
праздничных дней ежегодно)
с 1 по 20 сентября;
с 25 апреля по 30 мая.

Материально-техническое обеспечение. Просторный кабинет, учебная мебель (столы,
стулья), компьютер. Материалы и принадлежности для рисования: листы бумаги, гуашь,
трафареты, кисти разных размеров и жесткости (с коротким ворсом (тычок), ёмкости для
воды, губки, салфетки, тампон, стекло или пластик, нитки, щётка, крупа, подносы,
использованные фломастеры, печатки, штампы (подручный материал, растения, листья);
репродукции картин известных художников, изделия мастеров народных промыслов
России, тематический подбор картинок, фотографий, развивающие игры.
Кадровое

обеспечение.

Педагог

дополнительного

профессиональное образование ГБПОУ

образования

центра

/среднее

«Бурятский республиканский педагогический

колледж» г. Улан-Удэ по специальности «Изобразительное искусство и черчение».
Методическое обеспечение
Методические рекомендации к организации занятий по программе
Принципы построения занятий:
– системность занятий;
– доступность материала;
– от простого к сложному;
– повторяемость материала;
– разнообразие тематики и изобразительных техник.
Педагогическая диагностика
Показатели
художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
Общие показатели развития детского творчества:
22

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

– компетентность (эстетическая компетентность)
– творческая активность
– эмоциональность
– произвольность и свобода поведения
– инициативность
– самостоятельность и ответственность
– способность к самооценке
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах
деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А.
Флёриной, А.Е. Шибицкой):
– субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений
творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;
–

нахождение

адекватных

выразительно-изобразительных

средств

для

создания

художественного образа;
–

большая

динамика

малого

опыта,

склонность

к

экспериментированию

с

художественными материалами и инструментами;
– индивидуальный «почерк» детской продукции;
– самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов
и средств художественно-образной выразительности;
– способность к интерпретации художественных образов; » общая ручная умелость.
Экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной
художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей
и умений (И.А. Лыкова):
– восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов
(явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
– осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественноэстетических объектов с помощью воображения и эмпатии, (носителем эстетического
выступает выразительный образ как универсальная категория); интерпретация формы и
содержания, заключённого в художественную форму;
– творческое освоение «художественного языка» - средств художественно-образной
выразительности;
– самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изобразительной
деятельности;

23

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

– проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной
деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия,
прогулки, самообслуживание);
– экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью
«открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
Методика проведения диагностики
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В
отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе
свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного
выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров,
фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх
форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально,
рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку
предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка
ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы
хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на
ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности,
комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была
разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации
наблюдений экспериментаторов.
Полезные интернет-ресурсы:
https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya
тестовые материалы, тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

24

–

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

Список литературы
нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(с изменениями на 25.12.2023 г.) (редакция, действующая с 1 января 2024 г.) Об
образовании в Российской Федерац ии от 29 декабря 2012 - docs.cntd.ru
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Утв. Приказом Министерства
просвещения РФ от 27.06.2022 г. № 629), ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/351746582;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ
от
31.03.2022
г.
№
678-р),
ссылка
на
документ
http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf ;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38), ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/561232576;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»), ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/573500115;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования
детей
и
взрослых»,
ссылка
на
документ
https://docs.cntd.ru/document/542623974;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», ссылка на документ
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf;
Литература для педагога:
1. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.:
«Просвещение», 1991.
2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа
(образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие –
М.: ИД «Цветной мир», 2012.
3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия
развития, Академия холдинг», 2002.
4. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие
способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
25

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужный мир»/ составитель Лукьянова И.А.

5. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
7. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
8. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
9. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие
детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных
учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
10. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7
лет. Цветные ладошки».
11. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для
специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика».
Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
12. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуздидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
13. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников».
М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».