Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в
силу с 28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
–– Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
––Положение о единых требованиях к дополнительным общеобразовательным
программам МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»,
№
20 от 17.06.2019 г.).
Направленность программы – естественнонаучная, вид деятельности – экологобиологическая.
Уровень освоения содержания программы – ознакомительный.
Программа
предполагает удовлетворение познавательного интереса учащегося, расширение его
информированности в данном направлении; ориентирует на «пробуждение» интереса и
потребности дальнейшего изучения выбранного направления.
Актуальность
Изучение природы родного края имеет большое образовательное и воспитательное
значение, учит наблюдать и чувствовать, приобщает детей исследовательской
деятельности, формирует практические умения и навыки. Основная задача программы
– сформировать у детей такой интерес к природе, который бы в дальнейшем определил
их экологически грамотное отношение с миром природы и окружающей средой в
целом. Ведущее направление деятельности по программе – экологическое образование
детей непосредственно в природе. Только на основе собственных наблюдений,
исследований и проектов, практической деятельности возможно экологическое
воспитание.
Курс программы раскрывает многообразие живой природы родного края (на примере
Республики Бурятия, Баргузинского района), особенности сред жизни и факторов,
влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты
антропогенного воздействия на флору и фауну нашей местности.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу
экскурсии, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно
воздействовать
на личность
учащегося:
тренировать
память, развивать
2
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной
деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Отличительные особенности программы
Программа модифицированная. При написании программы опиралась, прежде
всего, на уже имеющийся положительный опыт преподавания программ в данном
направлении, в частности на программу Бабаковой Т.А., Момотовой А.П. «Лес –
биогеоценоз» изменяя её и адаптируя к психолого физиологическим особенностям
детей и региональному компоненту. Основой программы являются рекомендации
Т.А.Ловковой и Н.П.Тихоновой: Т. А. Ловкова, Н. П. Тихонова. Краеведческий модуль
в преподавании биологии.
Программа составлена в соответствии с «Положением о единых требованиях к
«Центр
дополнительным
общеобразовательным
программам
МБУДО
дополнительного образования детей «Подлеморье» (утверждено Приказом директора
№ 20 от 17.06.2019г.).
Программа проводится на базе Уринской средней общеобразовательной школы.
Адресат программы. Программа предназначена для детей 9-14 летнего
возраста, которых интересует мир живой природы, лесных комплексов, взаимосвязей в
окружающей среде. Набор в объединение – свободный, принимаются все желающие,
проявляющие интерес к изучению природы. Наполняемость группы 1-го года обучения
– 12-15 человек.
Объём программы. Для освоения программы запланировано 216 учебных часа
(1 год обучения).
Формы занятий по программе:
работа в малых группах; работа парами; индивидуальная; фронтальная. Практические
и теоретические занятия, экскурсии, практические занятия в природе, практикумы,
игровые тематические занятия, занятие-конкурсы, занятия с элементами рисования и
т.п. Программа проводится на базе Уринской средней общеобразовательной школы.
Срок освоения программы. Срок реализации программы – 1 год: 216 часов.
Режим занятий: 2 занятия в неделю по 3 часа.
Программой предусмотрены походы или практические занятия на местности. Время
проведения походов или занятий на местности – 4-8 часов. Временной режим выходов
на экскурсию предполагает разное время, затраченное на экскурсию, в зависимости от
темы, маршрута, отдаленности рассматриваемых природных участков.
Цель: воспитание любви к своему краю, стране; формирование основ экологической
культуры.
Задачи:
1. Ознакомление с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире,
стране, области, районе.
2. Освоение знаний об основных жизненных формах, видах, экологических
группах растений, грибов, лишайников, о необходимых мерах их охраны,
рационального использования хозяйственно-ценных видов в стране, области, районе.
3. Овладение умениями: работать с определителями растений, применять знания о
видах животных, растений, грибов, лишайников.
4. Формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворения интереса к
изучению природы родного края.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
–воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
–формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
3
познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
–сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы);
–эстетического отношения к живым объектам;
–формирование личностных представлений о целостности природы,
–формирование толерантности и миролюбия;
–формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
–формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с
учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной,
общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах
деятельности;
–формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей,
–формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты:
–формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
–развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
–знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
–формирование умения работать с различными
источниками биологической
информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими
словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности
–формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий.
–формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
– объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия
популяций, видов, сообществ в мире, стране, области
– объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области
– определять по гербариям древесные и кустарниковые породы растений, травянистые
растения
– сравнивать растения, грибы, лишайники различных систематических экологических
групп по одному или нескольким предложенным критериям
– оформлять результаты экскурсий
– формулировать выводы на основе собранного материала
– давать характеристику растениям разных систематических групп
– прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое
разнообразие области
4
– применять знания для обоснования мер охраны видов, природных сообществ
– использовать знания для разработки экологического проекта по охране растений,
грибов, лишайников области.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с приборами и инструментами
Формы подведения итогов реализации программы (система оценивания,
формы контроля). Формой подведения результативности программы является:
– творческая работа;
– участие в эколого-биологических конференциях, олимпиадах и конкурсах;
– практические задания;
– участие в проектной и исследовательской деятельности.
Система оценивания.
Оценка эффективности результатов обучения по
программе производится по следующим критериям:
Теоретическая подготовка:
– теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана);
– владение специальной терминологией;
– знание правил и алгоритмов деятельности.
Практическая подготовка учащегося:
– практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным
разделам учебно-тематического плана);
– владение специальным оборудованием и инструментами;
– творческие навыки (качество творческого детского продукта /реферат, проект/
Кроме того, отслеживается сформированность ключевых компетенций, таких
как:
Познавательные:
– умение подбирать и анализировать спец. литературу
– умение пользоваться компьютерными источниками информации;
– умение осуществлять исследовательскую, проектную работу;
Коммуникативные:
– умение слышать и слушать педагога, принимать во внимание мнение других
людей;
– умение выступать перед аудиторией, вести диалог;
– умение участвовать в дискуссии, аргументировано защищать свою точку
зрения;
– сформированность навыков осуществления совместной деятельности, умение
договариваться о распределении ролей и функций.
Кроме этого, учитываются результаты участия учащихся в различных
мероприятиях: на уровне детского объединения; на уровне учреждения; на
муниципальном уровне; на региональном (республиканском) уровне; на
межрегиональном и всероссийском уровне.
Для проверки уровня знаний, умений и навыков по программе разработан
диагностический материал – тесты, комплекс самостоятельных и проверочных работ.
5
Учебно-тематический план
(по месяцам)
1-й год обучения
№
п/п
Название
раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
организации
занятий
Формы
аттестации
(контроля)
Сентябрь
1.
Раздел 1. Введение
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
Тема 1.1.
Знакомство с
биологическим
краеведением в
группе. Входная
диагностика.
Техника
безопасности
Тема 1.2.
Введение
исторический
обзор. Вклад
ученых в
изучение
Бурятии.
Тема 1.3.
Взаимодействие
человека с
природой.
Тема 1.4.
Методы
исследования.
Феносигналы.
Тема 1.5.
Понятие
о
биоиндикации
Тема 1.6.
Экскурсия
«Природа
родного края и
методы
ее
исследования».
Всего часов
4
2
2
Беседа, игра на Устный опрос
знакомство.
4
3
1
Рассказ. Беседа.
Устный опрос
4
2
2
Экологическая
игра.
Устный опрос
4
2
2
Рассказ.
Открытая беседа
Письменный
тест
4
3
1
Рассказ. Беседа
Устный опрос
4
1
3
Экскурсия в лес.
Устный опрос
24
11
13
Октябрь
1
Рассказ. Беседа
Устный опрос
1
Рассказ. Беседа.
Решение
кроссвордов.
2.
2.1
2.2
Раздел 2. Флора родного края
Тема 2.1.
4
3
Разнообразие
растений.
Флора.
Зональность.
Тема 2.2.
4
3
Разнообразие
растений:
6
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
водоросли, мхи,
папоротникообр
азные.
Тема 2.3.
4
Разнообразие
растений:
голосеменные,
покрытосеменн
ые.
2
2
Экологическая
Отгадывание
игра «Хвойные и загадок
лиственные
породы
деревьев»
Тема 2.4.
4
Сезонные
изменения
в
жизни растений.
Фенологические
наблюдения.
Тема 2.5.
Ядовитые
растения.
Тема 2.6.
4
Изучение
лекарственных
трав Бурятии по
гербарным
экземплярам.
Тема 2.7.
4
Изучение
ядовитых
и
лекарственных
трав села Уро.
1
3
Рассказ. Беседа. Устный опрос
Экскурсия в лес.
1
3
Рассказ. Беседа.
2
2
Рассказ. Беседа. Интеллектуальна
Экскурсия в лес. я
игра
–
распознавание
растений
по
гербарным
образцам.
Всего часов
12
12
24
Распознавание
растений
по
гербарным
образцам
Ноябрь
2.8
2.9
2.10
Тема 2.8.
4
Практическое
значение
дикорастущих
растений.
Правила сбора,
хранения
и
заготовки.
Тема 2.9.
4
Определение
деревьев
и
кустарников в
осенне-зимний
период.
Тема 2.10.
2
Структура
Красной книги
2
2
Рассказ. Беседа.
1
3
Маршрутная
В ходе беседы
экскурсия. Через фронтальный
лес к выход к опрос.
реке Уро.
1
1
Рассказ. Беседа.
7
Устный опрос
Устный опрос.
2.11
Бурятии.
Тема 2.11.
2
Обобщающее
мероприятие по
теме
«Флора
родного края».
1
1
Рассказ. Работа в Отгадывание
тетрадях.
загадок.
3.
Раздел 3. Грибы и лишайники. Биологическое разнообразие грибов.
Практическое значение.
3.1
Тема 3.1. Грибы. 4
2
2
Экскурсия в лес. Заполнение
Биологическое
бланков
разнообразие
наблюдений.
грибов.
3.2
Тема 3.2.
4
1
3
Экскурсия в лес. Определение
Практическое
съедобных
и
значение
ядовитых
грибов.
грибов.
3.3
Тема
3.3. 4
2
2
Рассказ. Беседа.
Работа
с
Биологическое
гербарными
разнообразие
образцами.
Лишайников.
24
10
14
Всего часов
Декабрь
4.
Раздел 4. Фауна родного края.
Рассказ,
Экологические
4.1
Тема 4.1.
4
2
2
просмотр видео раскраски.
Разнообразие
материала.
животных.
Фауна.
2
Устный опрос.
4.2
Зональность.
4
2
Рассказ. Беседа.
Тема 4.2.
Зональное
распределение
животного мира
Бурятии.
4.3
Тема 4.3.
4
2
2
Просмотр
Самостоятельная
Основные
видеоматериала. лабораторная
группы
Рассказ
работа.
животных.(бесп
озвоночные.)
Молюски.
4.4
Тема 4.4.
4
2
2
Рассказ. Осмотр Настольная
Насекомые.
коллекции
логическая игра.
насекомых.
4.5
Тема 4.5.
4
2
2
Просмотр
Викторина.
Ракообразные
видеоматериала.
Рассказ
4.6
Тема 4.6.
4
2
2
Просмотр
Викторина.
Паукообразные.
видеоматериала. Подготовка
Промежуточная
Рассказ
отчёта. Тестовые
диагностика.
письменные
задания
8
Всего часов
24
12
Тема 4.7.
Основные
группы
животных
(позвоночные).
Тема 4.8.
Рыбы
4
2
2
Рассказ. Беседа.
Устный опрос.
4
2
2
Заполнение
бланков
наблюдений
4.9
Тема 4.9.
Земноводные
4
2
2
4.10.
Тема 4.10.
Рептилии
4
2
2
4.11.
Тема 4.11.
Птицы.
4
2
2
Рассказ,
просмотр видео
материала.
Наблюдения за
рыбками
в
школьном
аквариуме.
Рассказ,
просмотр видео
материала.
Рассказ,
просмотр видео
материала.
Рассказ,
просмотр видео
материала.
4.12.
Тема 4.12.
Млекопитающи
е
4
2
2
Всего часов
24
12
12
Февраль
Тема 4.13.
4
Сезонные
изменения
в
жизни
животных.
Фенонаблюдени
я за животными.
Тема 4.14.
2
Промысловые
животные
области
.
Тема 4.15.
2
Сельскохозяйст
венные
животные края
2
2
Рассказ. Беседа
Устный опрос
1
1
Рассказ.
Просмотр
видеоматериала.
Беседа.
Викторина.
1
1
Рассказ.
Просмотр
видеоматериала.
Беседа.
Устный опрос
Тема 4.16.
2
2
Самостоятельная
Опрос
4.7
4.8
4
12
Январь
9
Решение
кроссворда
Решение
кроссворда
Викторина.
Определение
голосов птиц.
Рассказ,
Устный опрос
просмотр видео
материала.
с
Охраняемые
животные
нашего
края
(животные
«Красной
книги», редкие и
исчезающие
виды).
Тема 4.17.
4
Опасные
животные
нашего
края
(клещи,
насекомые,
змеи,
земноводные).
Тема 4.18.
4
Правила
поведения
в
природе (меры
предосторожнос
ти и первая
доврачебная
помощь).
работа
с применением
определителями наглядного
материала
2
2
Рассказ.
Просмотр
видеоматериала.
Беседа
Решение
кроссворда
2
2
Рассказ. Беседа.
Устный опрос
Тема
4.19. 4
Практическая
работа:
«Изучение
следов
жизнедеятельно
сти животных»
2
2
Экскурсия
в Устный опрос.
зимний
лес. Выставка
Фото съёмка.
фотографий.
Всего часов
12
12
24
5.
5.1
5.2
Март
Раздел 5. Организм и среда
Тема 5.1.
4
2
Экологические
факторы и среда
обитания.
Тема 5.2.
4
2
Природные
сообщества.
2
Рассказ. Беседа.
Устный опрос
2
Рассказ.
Просмотр
видеоматериала.
Беседа.
Экскурсия в лес.
Фото-съёмка.
Решение
кроссворда
5.3
Тема 5.3.
Наземные
природные
сообщества.
4
2
2
5.4.
Тема 5.4.
4
2
2
10
Рассказ.
Устный опрос.
Подготовка
отчёта. Тестовые
письменные
задания.
Игра-викторина
5.5.
5.6
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
Историческая
смена
природных
сообществ.
Тема 5.5.
4
Изменение
ландшафта
в
результате
деятельности
человека.
Тема 5.6.
4
Экологические
проблемы или
как
человек
изменил Землю.
Всего часов
24
Просмотр
видеоматериала.
Беседа.
2
2
Рассказ.
ИграПисьменная
презентация.
работа.
Видеопрезентаци
я.
2
2
Рассказ.
Просмотр
фильма.
Устный опрос.
12
12
Рассказ.
Просмотр
видеоматериала.
Беседа.
Устный опрос.
Рассказ. Беседа.
Викторина
презентация
Рассказ.
Экологическая
игра.
Тест
Апрель
Раздел 6. Охрана природы родного края
Тема 6.1.
4
2
2
Система охраны
природы
(законодательст
во,
государственны
е
и
общественные
организации по
охране
природы).
Тема 6.2
4
2
2
Красная книга
Р.Ф.,
охраняемые
территории.
Тема 6.3.
4
3
1
Виды
охраняемых
территорий:
заповедник,
заказники,
памятники
природы.
Тема 6.4.
4
3
1
Дендрологическ
ие
парки
и
ботанические
сады.
Рассказ.
ИграПисьменная
презентация.
работа.
Видеопрезентаци
я.
Тема 6.5.
Национальные
парки,
Просмотр
видеоматериала.
Письменная
4
2
2
11
Игра-викторина.
-
6.6
природные
парки.
Тема 6.6.
4
Резерват,
лечебнооздоровительны
е
местности.
Всего часов
24
работа.
2
2
12
12
Экологическая
игра.
Устный опрос в
ходе игры
Май
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.11
6.12
6.13
Тема 6.7.
Охраняемые
территории
Бурятии:
заповедники
Тема 6.8.
Заказники,
памятники
природы.
Тема 6.9.
Дендрологическ
ие
парки
и
ботанические
сады.
Тема 6.10.
Экскурсия
«Весенние
явления
в
природе».
Тема 6.11.
Экскурсия.
Парк-музей
«Светлая
поляна».
Тема 6.11.
Правила друзей
природы.
Разработка
природоохранн
ых
знаков,
аншлагов.
Тема 6.12.
Размещение
природоохранн
ых знаков в
лесной зоне
Тема 6.13.
Выходная
диагностика.
2
1
1
Рассказ.
ИграВидеопрезентаци презентация.
я.
2
1
1
Индивидуальное
представление
докладов.
Устный опрос,
письменные
задания.
2
1
1
Рассказ.
Просмотр
видеофильма.
Устный опрос.
2
Экскурсия
по Устный опрос.
реке Уро. Фото Подготовка
съёмок.
отчёта. Тестовые
письменные
задания.
Экскурсия
на Осмотр
побережья
оз. достоприм
Байкал.
Фото ечательностей.
съёмка.
2
6
2
4
4
2
2
Практическая
работа.
Отбор
лучших
экземпляров для
размещения
в
лесной зоне.
2
Экскурсия в лес.
Устный опрос.
1
Письменная
работа.
Творческая
Письменный
тест
по
растительному и
2
2
1
12
6.14
Тема 6.14.
Заключительное
мероприятие
Всего
Всего часов за год:
2
1
1
24
216
9
92
15
124
подготовка
в
группе
к
заключительном
у мероприятию
Участие
в
итоговом
игровом
мероприятии с
привлечением
дошкольников.
животному миру
Бурятии.
Подготовка
презентации.
.
Содержание программы
Тема 1. Введение в биологическое краеведение.
Предмет биологического краеведения. Исторический обзор изучения природы родного
края. Вклад учёных в изучение Бурятии. Природные условия и причины
биологического разнообразия Бурятии (географическое положение области, климат,
почва, рельеф, гидрология).
Методы исследования (наблюдения, описание, сравнение, измерение, метод полевого
сбора, эксперимент). Фенология как наука. Феносигналы. Понятие о биоиндикации.
Экскурсия: «Природа Родного края и методы ее исследования».
Тема 2. Флора Бурятии области
Разнообразие растений. Флора. Зональное распределение растительности в Бурятии.
Ботанико-географические подрайоны Республики Бурятии. Основные группы растений:
водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Сезонные
изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Ядовитые,
лекарственные, пищевые растения и их значение. [Сельскохозяйственные растения
края]. Охраняемые растения нашего края. Структура Красной книги. Растения Красной
книги, редкие и исчезающие виды Бурятии.
Практические работы:
1. Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.
2. Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период.
Тема 3. Грибы и лишайники
Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение (съедобные, ядовитые,
паразитические). Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы.
Тема 4. Фауна Бурятии
Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира Бурятии.
Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные,
паукообразные);
позвоночные
(рыбы,
земноводные,
рептилии,
птицы,
млекопитающие). Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за
животными. Промысловые животные области. [Сельскохозяйственные животные края].
Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие
виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения
в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).
Практическая работа: «Изучение следов жизнедеятельности животных»
Тема 5.Организм и среда
Общее понятие об экологических факторах, приспособленность организмов к среде
обитания. Природные сообщества Бурятии: лес, поле, степь, водоем, луг и т.д.
Историческая смена сообществ.
Изменение ландшафта в результате деятельности человека.
13
Тема 6.Охрана природы родного края
Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные
организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Виды
охраняемых
территорий:
заповедник,
заказники,
памятники
природы,
дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки, природные парки,
резерват, лечебно-оздоровительные местности.
Охраняемые территории Бурятии: заповедники, заказники, памятники природы,
дендрологические парки и ботанические сады.
Экскурсия «Весенние явления в природе».
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарно-учебный график
Срок освоения программы
Объём программы
1 год (9 месяцев, 36 недель)
Полный объём учебных часов – 216.
Даты начала и окончания учебного 1 сентября –– 31 мая
года
Количество учебных недель
36 недель в год.
Режим занятий
один год обучения – 216 час.
(2 раза в неделю по 3 часа);
Количество учебных дней/занятий
Сроки и продолжительность каникул
8 занятий в месяц, 72 занятия в год
Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
с 31 декабря по 8 января (в
зависимости
от
утверждённых
праздничных дней ежегодно)
Сроки мониторинговых исследований с 1 по 20 сентября;
(начало и конец уч.года)
с 25 апреля по 30 мая
Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, учебная мебель (столы и
стулья), компьютер; гербарные папки, гербарный пресс; лупы, компасы, микроскоп,
тематические наглядные пособия, настольные игры для природоведческих и
лесопознавательных занятий.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, имеющий высшее
педагогическое образование /ФГБО ВПО «Бурятский государственный университет»
г. Улан-Удэ, учитель биологии.
Методическое обеспечение
Для проведения игровых занятий используются методики Дж. Корнелла
«Давайте наслаждаться природой вместе с детьми». Имеется справочная литература:
определители растений, терминологические словари, Красная книга растений и
животных России и Бурятии, а также тематическая подборка CD и DVD дисков (Флора
и фауна Байкала; Ушканьи острова, Растительность Забайкальского национального
парка, Дикорастущие цветы байкальских побережий и гор, Животный мир байкальских
побережий и гор, Противопожарные агитационные материалы и др.). Имеется подборка
видеофильмов экологической направленности Иркутской Региональной Общественной
Организации «Байкальская экологическая волна» (Колодец планеты, У края чарующей
14
бездны, Подводный мир Байкала, Фильмы о природе и для природы о человеке и для
человека и др.).
Для проведения исследовательской работы и практических занятий в природе
имеются простейшие методики геоботанического описания леса, методические пособия
по полевой экологии ассоциации «Экосистема»; «Наблюдения в лесу» –
международная программа «Forest Watch»; Комплексный мониторинг лесных
экосистем Костроминой О.А.
Интернет-ресурсы: Forest.ru: все о российских лесах http://www.forest.ru; БиоДан —
Тропинка в загадочный мир http://www.biodan.narod.ru; Живые существа: электронная
иллюстрированная энциклопедия http://www.livt.net; Редкие и исчезающие животные
России http://www.nature.ok.ru; Экологическое образование детей и изучение природы
России http://www.ecosystema.ru и др.
Формы, методы, приёмы. При реализации программы используются
объяснительно-иллюстративные
методы,
методы
проблемного
обучения,
исследовательские методы, метод проектной деятельности, методы стимулирования и
мотивации, методы контроля. Чаще используются такие, как: открытая беседа, рассказ;
экскурсии в лес, на территорию школьного лесничества и т.д.; игра (по методике Дж.
Корнелла «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»); полевая
самостоятельная работа; анкетирование с анализом и обсуждением; наблюдение,
ведение дневников; проект; логические задания, загадки и т.д.; проведение
конкурсов; просмотр и обсуждение видеоматериалов; практические работы; тестовые
задания, самостоятельная работа с литературой, определителями, разгадывание
тематических кроссвордов. Для детей младшего возраста применяются раскраски о
природе, зарисовки с натуры и т.д.
Экологические исследования школьников в природе. Учебно-методические
видеофильмы – Ассоциация «Экосистема»:
–– методические пособия по полевой экологии /для учителей и педагогов
дополнительного образования/:
- часть 1: Осенний сезон;
- часть 2: Зимний сезон;
- часть 3: Весенний сезон;
- часть 4: Летний сезон.
Справочная литература:
– Нейштадт М.И. Определитель растений – Государственное Учебно-педагогическое
издательство министерсва просвещения, Москва, 1963;
– Определитель растений Бурятии /Аненхонов О.А., Пыхалова Т.Д. и др. – Улан-Удэ,
2001;
– Лесное хозяйство: Терминологический словарь/ Под общей ред. А.Н. Филипчука. М.:
ВНИИЛМ, 2002.
CD-диски:
– Флора и фауна Байкала;
– Ушканьи острова;
– Растительность Забайкальского Национального Парка;
– Животные Забайкальского национального парка;
– Видеосериал Байкал. Легенды Великого озера;
– Дикорастущие цветы байкальских побережий и гор;
– Животный мир байкальских побережий и гор;
– Противопожарные агитационные материалы, проект ФОРЕСТ.
Интернет-ресурсы:
1.
Forest.ru: все о российских лесах http://www.forest.ru;
2.
БиоДан — Тропинка в загадочный мир http://www.biodan.narod.ru;
15
3.
Живые
существа:
электронная
иллюстрированная
энциклопедия
http://www.livt.net; Редкие и исчезающие животные России http://www.nature.ok.ru;
4.
Экологическое
образование
детей
и
изучение
природы
России
http://www.ecosystema.ru и др.
5.
Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»
http://bio.1september.ru;
6.
BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии
http://www.biodat.ru;
7.
FlorAnimal: портал о растениях и животных http://www.floranimal.ru;
8.
Forest.ru: все о российских лесах http://www.forest.ru;
9.
Биология:
сайт
преподавателя
биологии
А.Г.
Козленко
http://www.kozlenkoa.narod.ru
10. БиоДан — Тропинка в загадочный мир http://www.biodan.narod.ru;
11. Живые
существа:
электронная
иллюстрированная
энциклопедия
http://www.livt.net;
12. Занимательно о ботанике. Жизнь растений http://plant.geoman.ru;
13. Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие
http://nrc.edu.ru/est/;
14. Мир животных http://animal.geoman.ru;
15. Палеоэнтомология в России http://www.palaeoentomolog.ru;
16. Экологическое
образование
детей
и
изучение
природы
России
http://www.ecosystema.ru;
17. http://ecosystema.ru – Экологический центр «Экосистема».
Список литературы
нормативно-правовые документы
1.
Нормативно-правовые документы. Федеральный закон Российской Федерации
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (ред. от
02.07.2021 г.), ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/902389617 ;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Утв. Приказом Министерства
просвещения
РФ
от
27.06.2022
г.
№
629),
ссылка
на
документ
https://docs.cntd.ru/document/351746582;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р), ссылка на документ
http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf ;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38), ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/561232576;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления
детей
и
молодёжи»),
ссылка
на
документ
https://docs.cntd.ru/document/573500115;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/542623974;
16
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
ссылка
на
документ
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyuobscherazvivayuschih-program.pdf;
8. Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016
«Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с учётом их особых
образовательных
потребностей»,
ссылка
на
документ
https://dmshivanova.tls.muzkult.ru/media/2019/10/29/1265635019/MR.pdf
9. Федеральный закон «О персональных данных» (принят Государственной Думой
08.07.2006 г. (с изменениями на 14 июля 2022 г.) (редакция, действующая с 01.03.2023
г.) ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/901990046
10. Устав МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»
(утв.Постановление Администрации Мо «Баргузинский район» 24.02.2016 г. № 95);
11. Положение о единых требованиях к дополнительным общеобразовательным
программам МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»,
№
20 от 17.06.2019 г.).
Литература для педагога
1. Бабакова Т.А., Мамонтова А.П. Лес – биогеоценоз. Программа факультативного
курса – Петрозаводск, ЦНИТ, ПетрГУ, 1998 г., 18 с.
2. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы.
Методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 272 с.
3.
Гиряев Д.М. Юные лесоводы – М.: Агропромиздат. 1988 – 256 с.
4.
Емельянов А.Г. Основы природопользования: Учеб. Для студентов высших
учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
5.
Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В., Шубкина Л.С. Биологические
экскурсии: Книга для учителя – М.: Просвещение, 1983 г. – 224 с.
6.
Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. – М.: Просвещение, 1967 г.
7.
Исенко С.П. Целевые ориентиры дополнительного образования детей
(нормативно-правовые и концептуальные основы; классификация и характеристика).
Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2015. – 64 с.
8.
Лесные всезнайки. Образовательная программа. О.В. Базарева. – Усть-Баргузин:
2001.
9.
Падалко Н.В., Фёдорова В.Н. Методика обучения ботанике. – М.: Просвещение,
1982. – 351 с. С илл.
10.
Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. – М.: 2003.
11.
Скопинцева Л.С. Оценка результативности деятельности педагогов учреждений
ДО// Дополнительное образование. – 2015. – № 4. – с. 3-7.
12.
Степаненко И.И. Методическое пособие по проведению учебноисследовательской работы в системе дополнительного образования. – М.: Изд-во
МНЭПУ, 1998 – 96.
13.
Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. –
СПб.: «Паритет», 2002. – 256 с.
14.
Шейкина Е.А., Вагина Л.А. Итоговая аттестация обучающихся в учреждении
17
дополнительного образования: организация, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2012
г. – 80 с.
15.
Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в
2006 г.» - Иркутск.: Сибирский филиал ФГУНПП «Росгеолфонд» - 2007. – 420 с.
16.
Формирование личностных компетенций учащихся/ сост. Н.А. Кузнецова. –
Волгоград: Учитель, 2014. – 156 с.
Литература для детей
1. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. – М.: Просвещение, 1967 г.
2. Писаренко А.И. Записки лесничего. М.: ВНИИЛМ, 2008. – 440 с.: с илл
3. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин «100 вопросов и ответов «Животные. –
М.: ЗАО «Росмэн», 2006 г.
4. Большая энциклопедия животного мира. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
5. Всё обо всём. Насекомые и пауки. – М.: ООО Изд-во «АСТ», 2001.
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения/сост. Л.А.Багрова–М.:Тко «АСТ»,
1995.
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные/сост. П.Р. Ляхов–М.: Тко АСТ,
1999.
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Насекомые/сост. Л.А. Багрова–М.:Тко АСТ,
1995.
9. Сибирячок. Детский литературно-художественный журнал. Учредитель:
Министерство культуры и архивов Иркутской области. – ОАО ПИК «Офсет», г.
Красноярск.
10.
Свирель. Детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе.
Учредитель – редакция альманаха «Лазурь». – М.: Московская типография.
Муравейник. Детский журнал о природе для семейного чтения, Издатель ООО
11.
Издательское дело «Муравейник».
12.
Юный натуралист. Научно-популярный иллюстрированный журнал для детей
среднего школьного возраста. – М.: ООО «Редакция журнала «Юный натуралист».
18