Тайны слова

Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны слова», составитель Петрова А.Л.

1. Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
–– СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» устройству (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.09.2020 г. № 28);
–– Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
––Устав МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»
(утв.Постановление Администрации Мо «Баргузинский район» 24.02.2016 г. № 95);
––Положение о единых требованиях к дополнительным общеобразовательным программам
МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»,
№ 20 от 17.06.2019
г.).
Направленность программы – социально-гуманитарная, вид деятельности – русский язык.
Уровень освоения содержания программы – базовый. Программа ориентирована на
формирование знаний, умений и навыков в области русского языка, расширения их
кругозора и информированности.
Актуальность программы
Смысл любого слова, любого словесного образа может быть прояснен только тогда,
когда это слово (или словесный образ) подключён к энергетической сети всего произведения.
Тогда каждое слово-образ, каждая деталь загорится ярким светом, осветит изнутри
сокровища всего поэтического создания, и произведение предстанет перед читателем во всей
художественной полноте. Для того чтобы раскрыть ученикам всё произведение в полном
объёме, перед учителем стоят следующие задачи: организовать наблюдение за тем, как
выдающиеся мастера русского слова работают над языком своих произведений, сопоставлять
черновые варианты рукописей и окончательный текст. Такие наблюдения наглядно
показывают суть процесса совершенствования художественного текста, открывают
истинный смысл выражения «муки творчества». Наблюдение за языком художественного
произведения необходимо сочетать с поисками наиболее точной и выразительной
интонации, мимики, жестов, позы, которые помогут передать авторский замысел и
собственное отношение к художественному созданию.
Для более глубокого погружения в процесс словесного творчества учащимся
необходимо самостоятельно проводить анализ языка художественного произведения. Не
менее важной задачей для понимания творческого процесса является собственное сочинение
2

Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны слова», составитель Петрова А.Л.

в разных жанрах (стихи, небольшие прозаические фрагменты, статьи в публицистическом
жанре и др.).
Для формирования художественного вкуса юный читатель должен иметь широкий
эстетический кругозор, поэтому важной задачей преподавателя является организация
изучения литературного произведения в сравнении с произведениями других родов искусств
(живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографа и т.п.).
Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее
расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование
умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление
искусства слова.
Словесность, в широком смысле, – это словесное творчество, способность выражать
мысли и чувства устно и письменно. В узком смысле, словесность – это искусство слова,
совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных
писателями. При этом язык является материалом словесности, таким образом, следующий
курс направлен на рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических,
словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного
выражения содержания, специальных изобразительных средств языка.
Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает
способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и
выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных
высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.
В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя,
способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной
культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие
технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то,
чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с
опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных
результатов.
Отличительные особенности программы
–– Системный подход к содержанию материала.
–– Развитие межпредметных связей: элементы программы легко интегрируются с такими
предметами как литература, история, культурология.
–– Обучает навыкам решения разнообразных практических задач.
–– Поддерживает сознательный творческий уровень усвоения других школьных дисциплин.
Программа является модифицированной, при написании программы опиралась,
прежде всего, на уже имеющийся положительный опыт преподавания программ в данном
направлении, и в частности, на программу по стилистике и работе с текстом А.И. Власенкова
и Л.М. Рыбченковой.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся
14–18 лет, по
индивидуальному плану. Программа написана с учётом возрастных особенностей старших
школьников. К таким особенностям можно отнести следующие изменения:
– Физиологические изменения.
– Изменения в отношении к взрослым людям.
– Межличностные взаимодействия в подростковом коллективе.
Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к
утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности»,
стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной
3

Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны слова», составитель Петрова А.Л.

деятельности — её предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к
«исключительности» входит и в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее
составляющих, как «награда», «успех». Учебная мотивация как единство познавательной
мотивации и мотивации достижения преломляется у подростка через призму узколичных
значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия.
Формы занятий по программе:
1. Активные: участие в конкурсах, увлекательные путешествия в слово, основанные
на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии,
грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по
русскому языку;
2. Полуактивные: практические занятия в помещениях, экскурсии. Проведение
конференций, викторин. занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные
задания, выступают с сообщениями; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои
творческие работы.
3. Пассивные лекции, беседы, систематизация материала.
Срок освоения программы, количество учебных часов, режим занятий: курс
рассчитан на 72 часа в год. Продолжительность работы программы: 1 год.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа
Цель: формирование личности, способной к сотрудничеству и культурному
взаимодействию средствами активизации познавательной деятельности учащихся и
развитию индивидуальных способностей в русском языке
Задачи курса:
1.
обобщение и систематизация знаний по лексике, фонетике, грамматике,
стилистике;
2.
содействие речевому развитию старшеклассников, воспитание чувства языка;
3.
формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников;
интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие.
4.
Помочь учащимся овладеть определённой системой филологических понятий,
которые обеспечат осознание языковых истоков образности и выразительности
художественного текста.
5.
Содействовать пониманию учащимися художественного текста через
восприятие словесно-художественных образов.
6.
Создавать условия для эмоционально-эстетического восприятия текста,
укреплять потребность к речевому самосовершенствованию.
7.
Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык
Ожидаемые (планируемые) результаты:
Личностные:
– понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности;
– использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка.
– Метапредметные:
– формирование основы для понимания особенностей разных культур и
воспитания уважения к ним;
– воспитание и развитие у детей важности изучения родного языка в
современном мире и потребности пользоваться им как средством общения,
познания, самореализации и социальной адаптации.
Образовательные (предметные):
– совершенствование
видов
речевой
деятельности,
обеспечивающих
эффективное овладение разными учебными предметами;
– обогащение активного и потенциального словарного запаса;
4

Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны слова», составитель Петрова А.Л.

– расширение объёма используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
– овладение основными нормами речевого этикета, приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
– стремление к речевому совершенствованию;
– формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Программа курса предполагает развитие следующих умений и навыков:
– умение проводить многоаспектный анализ текста;
– умение самостоятельно составлять задание к тексту;
– создавать свой текст, писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с
использованием разных типов речи;
– совершенствовать навыки выразительного чтения текста.
Формы подведения итогов реализации программы: выполнение зачётной работы
(лингвистический анализ текста).
Формы контроля: консультация, участие в конкурсах исследовательских работ.
Способы определения результативности:
виды проверки и оценки знаний и навыков учащихся:
– текущие проверки и оценка знаний, практических навыков по завершению каждого
раздела программы;
– годовые отчётные мероприятия.
Система оценивания. Оценка эффективности результатов обучения по программе
производится по следующим критериям:
Теоретическая подготовка:
– теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана);
– владение специальной терминологией;
– знание правил и алгоритмов деятельности.
Практическая подготовка учащегося:
– практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным
разделам учебно-тематического плана);
– творческие навыки (самостоятельно созданные и проанализированные тексты)
Кроме того, отслеживается сформированность ключевых компетенций, таких как:
Познавательные:
– умение подбирать и анализировать спец. литературу
– умение пользоваться компьютерными источниками информации;
– умение создавать и анализировать тексты разных типов и жанров;
Коммуникативные:
– умение слышать и слушать педагога, принимать во внимание мнение других людей;
– умение участвовать в дискуссии, аргументировано защищать свою точку зрения;
– сформированность навыков осуществления совместной деятельности;
Кроме этого, учитываются результаты участия учащихся в различных мероприятиях:
на уровне детского объединения; на уровне учреждения; на муниципальном уровне; на
региональном (республиканском) уровне; на межрегиональном уровне.
В течение учебного года проводится контроль: входной (собеседование), текущий
(индивидуальные задания репродуктивного и творческого характера, самостоятельная
работа, наблюдение, разработка творческих проектов, промежуточный и итоговый (участие
в конкурсных мероприятиях, презентация работ, мониторинг).
В результате мониторинга программы, определяется количество учащихся,
освоивших программу на:

5

Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны слова», составитель Петрова А.Л.

Высоком уровне – высокий образовательный результат, полное освоение содержания
образовательной программы (теоретические знания, практические умения), имеет
стабильные творческие достижения на региональном уровне.
– Базовом уровне – полное освоение программы, но при выполнении заданий
допускает незначительные ошибки; имеет достижения на разных уровнях (внутри
объединения, учреждения и т.д.)
– Минимальном уровне – не полностью освоил программу, допускает существенные
ошибки при выполнении практических и теоретических заданий.
Учебно-тематический план

№
п/п Название раздела,
темы
1.
1.1

Количество часов
Всего Теория Практика

Введение в курс 8
«Тайны слова»
Введение
2

2

Формы
организа
ции
занятий

Формы
контроля

Беседа

анкеты

1.2

Примерная тематика и 2
жанры
будущих
текстов;

1

1

Беседа

тесты

1.3

Консультирование по 2
выбору текстов для
работы

1

1

Беседа

1.4

Консультирование по 2
выбору текстов для
работы

1

1

Беседа

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

2.

Что такое текст

2.1

Текст и его роль в 2
жизни человека.

1

1

Беседа

2.2

Текст и его признаки

2

1

1

Беседа

2.3

Абзац.
текста.

Микротема 2

1

1

Беседа

8

6

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение

Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны слова», составитель Петрова А.Л.

2.4

Связь предложений в 2
тексте.

3.

Слово в словаре и 8
слово в тексте.

навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

1

2

Беседа

2

1

1

Беседа,

3.2

Лексика. Этимология 2
слов.

1

1

3.3

Словари.
статья.

Словарная 2

1

1

Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

3.4

Фразеологизмы.
2
Однозначные
и
многозначные слова

1

1

Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

4

От
текста
к 8
постижению
авторского замысла
Тема текста и его 2
основная мысль

1

1

1

1

Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

3.1

Слово в словаре
и в тексте

4.1

4.2

Эпиграф.
Опорные 2
(ключевые слова).

7

Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны слова», составитель Петрова А.Л.

4.3

План текста. Как его 2
составить

1

1

4.4

Простой и сложный 2
план текста

1

1

5.

План и его роль в 8
тексте
Тема текста. Заглавие, 2
его роль в тексте.

1

1

5.1

.

5.2

Композиция текста. 2
Композиция
повествовательного
текста.

1

1

5.3

Композиция
описания
рассуждения

текста- 2
и

1

1

5.4

Проблема
текста. 2
Составление текста по
предложенному плану

1

1

6.

Средства
художественной
выразительности
их роль в тексте.

Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия

Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений

8
и

6.1

Средства
художественной
выразительности

2

1

1

6.2

Лексические средства 2
художественной
выразительности.

1

1

8

Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны слова», составитель Петрова А.Л.

ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия

/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

6.3

Грамматические
и 2
словообразовательны
е
средства
художественной
выразительности.

1

1

6.4

Морфологические
синтаксические
средства
художественной
выразительности.

и 2

1

1

Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

7.

8
Стилистические
возможности
языковых средств.
Понятие
о 2
стилистических
возможностях слов

1

1

Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение

7.1

7.2

Слова и устойчивые 2
сочетания слов.

1

1

7.3

Многозначность
2
слова.
Омонимы.
Заимствованные
слова.

1

1

7.4

Книжные
Термины.

1

1

8.

Лексические
средства
выразительности
Диалектизмы.
Профессионализмы

8

2

1

1

Эмоциональноэкпрессивно

2

1

1

8.1

8.2

слова. 2

9

Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны слова», составитель Петрова А.Л.

окрашенные слова

8.3

Фразеологизмы.
Крылатые слова
выражения.

2

1

1

1

1

и

8.4

Стилистические
ресурсы грамматики.

2

9.

Тезис, его виды

8

9.1

Вступительная часть 2
текстов

1

1

9.2

Тезис. Вид тезиса.

2

1

1

9.3

Тезис – утверждение 2
и
риторическое
восклицание.

1

1

9.4

Тезис - цитата и 2
риторический вопрос.

1

1

37

35

Итого 72

10

ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия

навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия
Беседа,
практиче
ские
упражнен
ия

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

–

Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны слова», составитель Петрова А.Л.

Содержание программы
1.
Введение в курс «Тайны слова»
Вводное занятие. Знакомство с программой, целями и задачами кружка
2.
Что такое текст
Понятие о тексте. Роль текста в жизни человека. Основные признаки текста. Абзац и
микротема текста. Сложное синтаксическое целое. Связь предложений в тексте.
3.
Слово в словаре и слово в тексте.
Слово в словаре и в тексте. Слово как лексическая единица. Словари и словарная статья.
Лексика. Однозначные и многозначные слова. Этимология слов. Фразеологизмы.
4.
От текста к постижению авторского замысла
Тема текста. Основная мысль текста. Эпиграф. Опорные (ключевые слова). План текста.
Памятка «Как составить план текста». Простой план текста. Сложный план текста
5.
План и его роль в тексте
Коррекция плана и обоснования темы текста. Заглавие, его роль в тексте. Композиция текста.
Композиция повествовательного текста. Композиция текста-описания. Композиция текстарассуждения. Проблема текста. Составление текста по предложенному плану.
6.
Средства художественной выразительности и их роль в тексте.
Средства художественной выразительности. Лексические средства художественной
выразительности. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Общеупотребительная и специальная
лексика. Грамматические средства художественной выразительности Словообразовательные
средства художественной выразительности. Морфологические средства художественной
выразительности. Синтаксические средства художественной выразительности.
7.
Стилистические возможности языковых средств.
Понятие стилистических возможностей языковых средств.Слова и устойчивые сочетания
слов.
Многозначность слова. Омонимы. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Славянизмы
Заимствованные слова. Книжные слова. Термины. Традиционно – поэтические слова.
Народно-поэтические слова. Разговорные слова. Просторечные слова
8.
Лексические средства выразительности
Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы, аргонизмы. Эмоционально-экпрессивно
окрашенные слова. Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения. Крылатые слова и
выражения. Стилистические ресурсы грамматики.
9.
Тезис, его виды
Вступительная часть текстов. Вступление. Вводная часть. Тезис. Вид тезиса.Тезис –
утверждение. Тезис - риторическое восклицание. Тезис – риторический вопрос. Тезис,
выраженный цитатным материалом. Тезис – небольшое отступление, подводящее к проблеме
текста.
10.
Основная часть текста
Характеристика основной части. Цельность. Связность. Логичность. Тональность.
Оценочность.Смысловые части. Развитие темы. Подтемы. Детали. Аргументы.
11. Выразительное чтение текста
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. История искусства звучащего
слова. Пауза. Логическое ударение. Движение тона. Исполнительское искусство.
Художественное чтение как способ изучения литературного произведения. Исполнительское
мастерство
12. Комплексный анализ текста
Примерная схема филологического изучения прозаического текста. Лингвистический анализ.
Лингвистический комментарий. Лингвистическое толкование. Строфика текста.Стилистика
текста.
13. Заключительная часть текстов

11

Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны слова», составитель Петрова А.Л.

Концовка. Цель заключительной части. Функции концовки. Ответ на заключительный
вопрос
Эмоциональная окраска. Слоган – призыв, как заключение. Цитата как концовка.
Убедительность концовки.
14. Создание собственного текста-повествования
Композиция текста. Работа над стилем текста. Основная мысль (идея) текста.
Художественно-выразительные средства. Лексические средства. Грамматические средства.
Богатство и лаконичность языка.
15. Создание собственного текста-описания
Создание собственного текста-описания. Композиция текста. Работа над стилем текста.
Основная мысль (идея) текста. Художественно-выразительные средства. Лексические
средства. Грамматические средства. Богатство и лаконичность языка.
16. Создание собственного текста-рассуждения
Композиция текста. Работа над стилем текста. Основная мысль (идея) текста.
Художественно-выразительные средства. Лексические средства. Грамматические средства.
Богатство и лаконичность языка.
17. Речевая культура - языковые нормы
Речевая культура-языковые нормы. Орфоэпические нормы. Орфоэпические нормы.
Лексические нормы. Грамматические нормы. Синтаксические нормы. Речевые нормы.
Пунктуация.
18. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей . Виды речевого общения. Речевая
ситуация и ее компоненты.
19. Стили языка
Функциональные стили языка. Научный стиль. Совершенствование культуры учебнонаучного общения. Официально-деловой стиль. Основные жанры официально-делового
стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официальноделового общения. Публицистический стиль, сферы его использования, назначение.
Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. Овладение
культурой публичной речи. Публичное выступление. Композиция публичного выступления.
Выбор языковых средств публичного выступления. Разговорная речь. Признаки разговорной
речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в разных сферах общения. Особенности речевого этикета в
разных сферах общения.
20. Особенности устной и письменной речи
Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и
диалогической речи. Совершенствование культуры восприятия речи. Язык художественной
литературы
21. Русский язык в современном мире
Русский язык в кругу языков народов России. Формы существования русского
национального языка. Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о
системе языка.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
1.
2.

Срок освоения программы
Объём программы

1год (9 месяцев, 36 недель)
Полный объём учебных часов – 72.

3.
4.
5.

Даты начала и окончания учебного года
Количество учебных недель
Режим занятий

1 сентября –– 31 мая
36 недель в год
1 раза в неделю по 2 часа

12

Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны слова», составитель Петрова А.Л.

6.
7.

Количество учебных дней/занятий
Сроки и продолжительность каникул

8.

Сроки мониторинговых исследований
(начало и конец уч.года)

4 занятия в месяц, 36 занятия в год
Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
с 31 декабря по 8 января (в
зависимости от утверждённых
праздничных дней ежегодно)
с 1 по 20 сентября;
с 25 апреля по 30 мая

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, оборудованный
необходимой мебелью (стол письменный, стулья ученические), доска подвесная.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования центра, имеющий
высшее педагогическое образование (учитель русского языка и литературы), опыт работы по
направлению деятельности более 20 лет.
Методическое обеспечение
Подача материала по программе ориентирована не только на усвоение специальных
знаний, но и на нравственные аспекты воспитания личности.
Активность учащихся на занятиях поддерживается подбором увлекательных тем
работы, организацией игр, использованием различных материалов, диалоговой формы
общения с учащимися, решением практических задач.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу,
работу с привлечением родителей.
Электронные и технические средства обучения:
компьютер, электронная библиотека.
Список литературы
нормативно-правовые документы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с
изменениями на 25.12.2023 г.) (редакция, действующая с 1 января 2024 г.) Об образовании в
Российской Федерац ии от 29 декабря 2012 - docs.cntd.ru
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (Утв. Приказом Министерства просвещения РФ от
27.06.2022 г. № 629), ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/351746582;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ
от
31.03.2022
г.
№
678-р),
ссылка
на
документ
http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf ;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»
(с
изменениями
02.02.2021
г.
№
38),
ссылка
на
документ
https://docs.cntd.ru/document/561232576;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»), ссылка на
документ https://docs.cntd.ru/document/573500115;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых», ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/542623974;
13

Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны слова», составитель Петрова А.Л.

7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», ссылка на документ
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendaciipo-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf;
Литература для учащихся
1.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык 10-11 классы. М.: Русское слово, 2007.
2.
Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 5-7 класс .
Научный редактор академик Шанский Н. М.-М.: Просвещение, 2002-2004;
3.
Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов А. Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8-9
классы. -М.: Просвещение, 2002-2004;
4.
Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М., Дрофа, 2004;
5.
Бабайцева В. В., Еремеева А. П., Купалова А. Ю., Лидман-Орлова Г. К. и др. Русский
язык. Практика. 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2004; Никитина Е. И. Русская речь. 5-9 классы.-М.:
Дрофа, 2004;
6.
Разумовская М. М, Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., и др. Русский язык: 5-9
классы. Под редакцией М. М. Разумовской, Леканта.- М.: Дрофа, 2003;
7.
Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2004-2007;
8.
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10
класс.- М.: Просвещение, 2004;
9.
Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык для старших классов.- М.: Вербум, 2001;
Пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством
образования РФ;
Пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену
Литература для педагога
1.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., - М., 1997.
2.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,1981.
3.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11кл. – М., 2000.
4.
Гольцова Н. Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы. Поурочное
планирование. - М.: Русское слово,2005.
5.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. - М.:
Русское слово,2008.
6.
Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой
аттестации. 10-11 классы. - Краснодар, 2008.
7.
Дейкина А.Д., Пахнова Г.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов.
- М., 2002.
8.
Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1980.
9.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. Пособие
для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
10.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
11.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1991.
12.
Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. - М.:
Русское слово,2004
13.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.
14.
Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. Дидактические материалы для
углубленного изучения русского языка. – М., 1995.
15.
Русский язык в школе. – 2004. - №6.
16.
Русский язык в школе. – 2004. - №2.
17.
Русский язык в школе. – 2004. - №1.
14

Дополнительная общеобразовательная программа «Тайны слова», составитель Петрова А.Л.

18.
Русский язык в школе. – 2002.- №6.
19.
Русский язык в школе. – 2001. - №1.
20.
Русский язык в школе. – 1999. - №5.
21.
Русский язык в школе. – 1997. - №3.
22.
Русский язык в школе. – 1996. - №4.
Методические пособия, включенные в перечень учебных и методических изданий,
допущенных Министерством образования РФ;
Методические пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки учащихся к единому
государственному экзамену.
Ресурсы Интернета.
Литература для родителей
1.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,1981.
2.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. - М.:
Русское слово,2008.
3.
Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой
аттестации. 10-11 классы. - Краснодар, 2008.
4.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
5.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1991.
6.
Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. - М.:
Русское слово,2004
7.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».