Практическое обществознание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическое обществознание», составитель Попова Р.В.

Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
–– Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
––Устав МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»
(утв.Постановление Администрации Мо «Баргузинский район» 24.02.2016 г. № 95);
––Положение о единых требованиях к дополнительным общеобразовательным
программам МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»,
№ 20
от 17.06.2019 г.).
Направленность программы – социально-гуманитарная, вид деятельности –
обществознание.
Уровень
освоения
содержания
программы
–
базовый.
Программа
«Обществознание» направлена на овладение определённым базовым объёмом знаний,
умений и навыков в предметной области обществознание, а также на устойчивую
мотивацию учащихся к получению знаний и выполнению действий в данной области, что
отражает содержание программы.
Актуальность программы. Значение обществознания в образовании определяется
ролью гуманитарной науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы
развития общества в целом. Спрос на гуманитарное образование в обществе растёт с
каждым годом, и в каждом году все больше и больше выпускников предметом итоговой
аттестации выбирают обществознание в 9-ом, а затем и в 11-ом
классах. В
общеобразовательной школе по общему базовому направлению изучения отводится 34
часа на каждый год обучения, начиная с 6-го класса (один урок в неделю). В 10-11 классах
по 2 часа в неделю – 68 часов в год. И этого недостаточно для определения целостной
картины современного общества и процессов, связанных с ним. Занятия по направлению
«Обществознание» способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к
деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить
знания и умения, полученные в процессе учебы, и создают условия для всестороннего
развития личности. Также занятия объединения являются источником мотивации учебной
2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическое обществознание», составитель Попова Р.В.

деятельности учащихся, дают им знания о социальной картине мира, и навык
практического решения поставленных задач, что в будущем сопутствует успешной сдачи
итоговой аттестации. А решение нестандартных задач и проведение экспериментальных
заданий, связанных с разными сферами общества, способствуют пробуждению и
развитию у учащихся устойчивого интереса к обществознанию.
Новизна программы заключается в том, что включение в программу вопросов,
связанных с ролью человека в обществе, структуру общества и общественной жизни,
позволят учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу
человека и его возможностей в социуме.
Отличительная особенность программы «Практическое обществознание»
заключается в том, что в процессе реализации программы акцент делается не столько на
приобретение дополнительной суммы знаний по предмету, сколько на развитие
способностей самостоятельно приобретать знания. Поэтому ведущими формами занятий
предусматриваются ролевые игры, круглый стол, работа с научно-популярной
литературой, экскурсии, составление и самостоятельное решение практических задач. И в
дополнение программа позволит отработать основные понятия по обществознанию с
учётом возрастных особенностей из разделов: социология, политика, право, экономика.
Программа модифицированная, дополняет пропедевтический курс обществознания
8-9, 10-11 классов автора Л.Н. Боголюбова, который содержит много информации о роли
человека и сферах общества, в доступной форме излагается материал. Программа
предусматривает углубление и расширение материала. Значительное количество времени
отводится на решение практических задач и подготовку к итоговой аттестации.
Программа составлена в соответствии с «Положением о единых требованиях к
дополнительным общеобразовательным программам МБУДО «Центр дополнительного
образования детей «Подлеморье» (утверждено Приказом директора № 20 от 17.06.2019
г.).
Адресатом программ являются учащиеся подросткового возраста (14-18 лет),
обладающие определённым багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках
обществознания, истории, финансовой грамотности. Это учащиеся 8-9-х классов (14-15
лет), когда происходит становление нового уровня самосознания «Я» – концепции,
выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое
сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. А также
учащиеся 10-11-х классов (16-18 лет), старшего подросткового возрастного периода, когда
происходит формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному
построению, корректировке и реализации перспектив своего личностного,
профессионального, жизненного развития. Все занятия по программе построены с учётом
этих возрастных особенностей учащихся, их интересов, потребностей физического и
психологического развития. Набор учащихся на обучение по программе - свободный,
принимаются все желающие. Наполняемость в группах 15-20 человек.
Срок освоения программы – 1 год (9 месяцев, 36 недель)
Объём программы составляет 108 часов.
Режим занятий:1-й год обучения – 1 раз в неделю по 3 часа.
Формы обучения и виды занятий по программе:
Программой предусмотрено сочетание коллективных, групповых, индивидуальных
форм проведения занятий. На занятиях применяется дифференцированный подход,
зависящий от уровня знаний и возраста ребёнка.
Виды занятий – лекции, практические и семинарские занятия, деловые игры.
Специфической чертой обучения является его системно-деятельностный подход,
который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.
Обучение организовано так, что целенаправленно ведет за собой развитие учащихся.
3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическое обществознание», составитель Попова Р.В.

Методика проведения занятий предусматривает активную практическую
деятельность, а также теоретическую подачу материала. Соответствие используемых
методов обучения цели, задачам, характеру и содержанию учебного материала, уровню
знаний, умений и навыков обучающихся, материальному обеспечению, индивидуальным
особенностям, возможности и подготовленности учащихся, личностным качествам
педагога, его подготовленности и уровню методического мастерства, бюджету времени
является педагогически целесообразным.
Цель программы: развитие интереса к обществознанию; расширение
представления учащихся об обществе и сфер общественной жизни; развитие навыка
решения практических и качественных задач, их аргументация.
Задачи программы:
Воспитательные:
– воспитание уважения к обществу и человеку, отношения к науке об обществе как
к элементу общечеловеческой культуры.
Обучающие:
– способствовать развитию и поддержанию познавательного интереса к изучению
обществознанию;
– научить учащихся решать качественные задачи нестандартными методами;
Развивающие:
– развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научнопопулярной литературой;
–развитие познавательных интересов учащихся при выполнении исследований с
использованием информационных технологий.
– развитие умений практически применять знания в жизни;
– развитие творческих способностей;
– формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы.
Ожидаемые результаты
В результате систематического обучения по программе «Практическое
обществознание» учащиеся:
– будут знать: понятийный аппарат по курсу обществознания, основные сферы
общественной жизни и ориентироваться в них.
– будут уметь систематизировать полученные знания, анализировать документы,
работать с диаграммами и таблицами; делать выводы.
– сформируют навык распределения времени на выполнение заданий, представлять
результаты в виде аргументированных сочинений.
– будут владеть достаточны багажом знаний для успешной сдачи единого
государственного экзамена по обществознанию.
Формы подведения итогов реализации программы:
Методы контроля:
– педагогическое наблюдение;
– педагогический анализ активности обучающихся на занятиях, результатов решения
задач поискового характера, анкетирования, тестирования, опросов, выполнения
учащимися диагностических знаний;
– мониторинг (педагогический мониторинг и мониторинг образовательной
деятельности обучающихся)
Виды и формы контроля:
В течение учебного года проводятся три диагностических среза:
–стартовая или входная диагностика позволяет выявить предварительные знания,
умения и навыки стартового уровня обученности обучающихся и готовности их к
изучению данного курса;
4

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическое обществознание», составитель Попова Р.В.

–промежуточная диагностика позволяет выявить достигнутый на данном этапе
уровень обученности обучающихся, соответствие его прогнозируемому и на этой основе
оценить успешность выбранных форм и методов обучения, а также при необходимости
скорректировать их;
–итоговая диагностика позволяет определить качество усвоения программы
обучающимися, реально достигнутый уровень обученности детей в объединении.
Также формами подведения результативности программы являются:
– самостоятельная работа (индивидуальные задания репродуктивного и творческого
характера);
– разработка и презентация проектов;
– соревнования внутри группы, учреждения;
– работа с готовыми материалами.
Система оценивания:
Оценка эффективности результатов обучения по программе базового уровня
производится по следующим критериям:
Теоретическая подготовка:
– теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана);
– владение специальной терминологией;
– знание алгоритмов деятельности.
Практическая подготовка учащегося:
– практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным
разделам учебно-тематического плана);
– творческие навыки.
Кроме того, отслеживается сформированность ключевых компетенций, таких как:
Познавательные:
– умение подбирать и анализировать спец. литературу
– умение пользоваться компьютерными источниками информации;
– умение осуществлять проектную работу;
Коммуникативные:
– умение слышать и слушать педагога, принимать во внимание мнение других
людей;
– умение участвовать в дискуссии, аргументировано защищать свою точку зрения;
– сформированность навыков осуществления совместной деятельности;
Кроме этого, учитываются результаты участия учащихся в различных мероприятиях:
на уровне детского объединения; на уровне учреждения; на муниципальном уровне; на
региональном (республиканском) уровне; на межрегиональном уровне.
Для проверки уровня знаний, умений и навыков по программе разработан
диагностический материал – тесты, комплекс самостоятельных и проверочных работ.
В результате мониторинга программы, определяется количество учащихся,
освоивших программу на:
– Высоком уровне – высокий образовательный результат, полное освоение
содержания образовательной программы (теоретические знания, практические умения),
имеет достижения на разных уровнях.
– Базовом уровне – полное освоение программы, но при выполнении заданий
допускает незначительные ошибки; имеет достижения на разных уровнях.
– Минимальном уровне – не полностью освоил программу, допускает существенные
ошибки при выполнении практических заданий и теоретических заданий.

5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическое обществознание», составитель Попова Р.В.

Учебно-тематический план
Раздел
1
2
3
4
5

№
п/п

Название
Человек и общество
Экономика
Социальные отношения
Политика
Право

Название раздела,
темы

Всего

Количество часов
24
21
18
24
21
итого 108

Количество часов
Формы
Теория Практика организации
занятий

Формы
контроля

Раздел 1. Человек и общество

1.
1.1.

Вводное занятие

3

2

1

Беседа,
практические
упражнения

Задания на
определение
навыков и умений
/наблюдение/

1.2.

Человек как результат
биологической и
социокультурной
эволюции

3

2

1

Лекция,
практические
упражнения

Проведение
первичной
диагностики
знаний

1.3.

Виды знаний. Понятие
истины. Мышление и
деятельность человека

3

2

1

Лекция,
практические
упражнения

Практическая
работа

1.4.

Потребности и интересы
человека. Свобода и
ответственность.
Системное
строение
общества, его институты.

3

2

1

Лекция,
практические
упражнения

Педагогическое
наблюдение

1.5.

Понятие
культуры.
Формы и разновидности.
Наука. Образование.

3

2

1

Лекция,
практические
упражнения

Практическая
работа

1.6.

Религия.
Мораль.

Искусство.

3

2

1

Практическая
работа.

1.7.

Понятие общественного
прогресса.
Многовариантность
общественного развития.

3

2

1

Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения

1.8.

Угрозы XXI века.
Контрольное
тестирование по Разделу
1.

3

1

2

Закрепление
знаний

Тестирование

Экономика и
экономическая наука.
Факторы производства.
Факторные доходы.
Экономические системы.

3

2

Лекция,
практические
упражнения

Наблюдение,
устный опрос.

3

2

Лекция,
практические
упражнения

Работа в группах

2.
2.1.

2.2.

Раздел 2. Экономика
1

1

6

Педагогическое
наблюдение.
Рассуждение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическое обществознание», составитель Попова Р.В.

2.3.

Рынок. Спрос и
предложение.
Постоянные и
переменные затраты
Банковская система.
Бизнес. Ценные бумаги.

3

2

1

Лекция,
практические
упражнения

Практическая
работа. Работа с
графиками.

3

2

1

Наблюдение,
устный опрос.

2.5.

Рынок труда.
Безработица. Инфляция

3

2

1

2.6.

ВВП. Роль государства в
экономике. Налоги и
бюджет
Мировая экономика.
Контрольный тест по
Разделу 2.

3

2

1

3

2

1

Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Закрепление
знаний

2.4.

2.7.

3.
3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.
4.
4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

4.8.
5.
5.1.

Социальная
стратификация и
мобильность.
Социальные группы.
Этнические общности.
Межнациональные
отношения, конфликты и
пути их решения.
Конституционные
принципы национальной
политики в Российской
Федерации
Социальный конфликт.
Социальные нормы.
Социальный контроль.
Семья и брак.
Социальная роль семьи.
Социализация индивида
Контрольный срез по
Разделу 3.

3

Раздел 3. Социальные отношения
2
1

Практическая
работа
Практическая
работа. Работа с
графиками.
Тестирование

Лекция,
практические
упражнения

Наблюдение,
устный опрос.

3

2

1

Лекция,
практические
упражнения

Практическая
работа

3

2

1

Лекция,
практические
упражнения

Педагогическое
наблюдение.
Рассуждение

3

2

1

Практическая
работа

3

2

1

3

-

3

Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Закрепление
знаний

Власть. Государство и
его функции

3

2

Политическая система.
Типология политических
режимов.
Демократия.
Гражданское общество и
государство.
Политическая элита.
Политические партии и
движения
СМИ в политической
системе. Избирательная
кампания в РФ.
Политический процесс.
Политическое участие.
Политическое лидерство
Органы государственной
власти РФ.
Федеративное
устройство РФ.
Контрольный срез по
Разделу 4.

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

-

3

Право. Система
российского права.
Юридическая
ответственность

3

2

Раздел 4. Политика
1

Раздел 5. Право
1

7

Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Закрепление
знаний
Лекция,
практические
упражнения

Практическая
работа в группах.
Тестирование в
формате огэ (егэ)
Наблюдение,
устный опрос.
Практическая
работа
Практическая
работа
Индивидуальные
задания.
Практическая
работа
Игра
«Политический
процесс»
Практическая
работа.
Составление схем
управления.
Тестирование в
формате огэ (егэ)
Наблюдение,
устный опрос.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическое обществознание», составитель Попова Р.В.

5.2.

Конституция РФ.
Основы
конституционного права.

3

2

1

Лекция,
практические
упражнения

5.3.

Гражданское право.
Трудовое право

3

2

1

5.4.

Семейное право.
Административная
юрисдикция.
Экологическое право
Гражданский процесс.
Уголовный процесс.
Международное право
Правоохранительные
органы.

3

2

1

Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения

Работа с
документами.
Практическая
работа
Практическая
работа. Решение
задач.
Практическая
работа. Решение
задач.

3

2

1

3

2

1

3

-

3

Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Закрепление
знаний

Практическая
работа. Решение
задач.
Практическая
работа.
Составление схем.
Тестирование в
формате огэ (егэ)

108

65

43

5.5.

5.6.

5.7.

Контрольный срез по
Разделу 5.
Итоговое занятие
Итого часов:

Содержание программы

Раздел 1. Человек и общество.
1.1.Вводное занятие
ОГЭ (ЕГЭ) как форма итоговой аттестации по обществознанию. Познакомить учащихся
со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена. Ознакомительная беседа о
том, что будут ребята изучать в течение года. Подготовка расписания занятий. Экскурсия
по центру, дворовой территории. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Тема 1.2 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мировоззрение. Его
виды и формы. Общество как форма жизнедеятельности людей.
Тема 1.3. Виды знаний. Понятие истины. Мышление и деятельность человека.
Знания. Истина. Мышление и деятельность человека
Тема 1.4. Потребности и интересы человека. Свобода и ответственность.
Системное строение общества, его институты.
Человек и его потребности. Свобода и ответственность человека и гражданина.
Системное строение общества. Важнейшие социальные институты.
Тема 1.5. Понятие культуры. Формы и разновидности. Наука. Образование.
Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование
– сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры.
Молодежные субкультуры
Тема 1.6. Религия. Искусство. Мораль.
Основные понятия религия, мировые религии. Искусство и его формы. Современное
искусство. Мораль. Добро и зло. Моральные качества.
Тема 1.7. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного
развития.
Общественный прогресс. Общество. Формы и стадии развития общества.
Тема 1.8. Угрозы XXI века. Контрольный срез по разделу 1.
Проблемы современного мира.
Повторение и закрепление материала.
Раздел 2. Экономика
Тема 2.1. Экономика и экономическая наука. Факторы производства. Факторные
доходы.
8

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическое обществознание», составитель Попова Р.В.

Экономика и ее понятия в широком и узком смыслах. Производство и его факторы.
Факторные доходы.
Тема 2.2. Экономические системы.
Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем. Измерители
экономической деятельности.
Тема 2.3. Рынок. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты
Понятие рынок. Внутренний и мировой ынок. Спрос и предложение. Равновесная цена.
Затраты.
Тема 2.4. Банковская система. Бизнес. Ценные бумаги.
Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Функции банка. Бизнес и его формы.
Ценная бумага и ее виды.
Тема 2.5. Рынок труда. Безработица. Инфляция
Труд. Инфляция. Безработица. Уровень занятости.
Тема 2.6. ВВП. Роль государства в экономике. Налоги и бюджет
Валовой внутренний продукт, валовой национальный продут. Роль государства в
экономике. Государственный бюджет. Налоги. Неравенство доходов и экономические
меры социальной поддержки.
Тема 2.7. Мировая экономика. Контрольный срез по разделу 2.
Мировая экономика: мировое хозяйство и международная торговля.
Повторение и закрепление материала.
Раздел 3. Социальные отношения
Тема 3.1. Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы.
Социальные статусы и роли.
Тема 3.2. Этнические общности. Межнациональные отношения, конфликты и пути
их решения
Нации и межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его решения
Тема 3.3. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации
Конституция РФ. Основные положения Конституции РФ. Национальная политика РФ.
Сохранение этнического многообразия в стране.
Тема 3.4. Социальный конфликт. Социальные нормы. Социальный контроль
Виды социального конфликта и пути их решения. Социальная норма, ее функции.
Субъекты. Социальный контроль и его функция. Отклоняющееся поведение.
Тема 3.5. Семья и брак. Социальная роль семьи. Социализация индивида
Понятия семья, брак с узком и широком смыслах. Типы семьи. Роль семьи в социализации
ребенка. Социализация индивида. Этапы социализации.
Тема 3.6. Контрольный срез по Разделу 3.
Повторение и закрепление материала.
Раздел 4. Политика.
Тема 4.1. Власть. Государство и его функции.
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Формы
государства.
Тема 4.2. Политическая система. Типология политических режимов
Формы правления и формы территориально-государственного устройства. Политические
режимы.
Тема 4.3. Демократия. Гражданское общество и государство.
Демократический режим и его особенности. Гражданское общество и правовое
государство. Участие граждан в политике и управлении.
Тема 4.4. Политическая элита. Политические партии и движения.
Политические партии и движения. Элита.
Тема 4.5. СМИ в политической системе. Избирательная кампания в РФ.
9

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическое обществознание», составитель Попова Р.В.

СМИ в политической системе. Система выборов в РФ. ЦИК.
Тема 4.6. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство.
Основы политического процесса в РФ. Участие граждан в политической жизни.
Политический лидер.
Тема 4.7. Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство РФ.
Система разделения властей. Правительство РФ. Федеральное Собрание РФ. Суды.
Президент РФ. Федерация. Устройство РФ.
Тема 4.8. Контрольный срез по Разделу 4.
Повторение и закрепление материала.
Раздел 5. Право
Тема 5.1. Право. Система российского права. Юридическая ответственность
Понятие право. Право и его роль в жизни общества и государства Структура системы
российского права. Юридическая ответственность и ее виды. Виды правонарушений.
Виды наказаний.
Тема 5.2. Конституция РФ. Основы конституционного права.
Конституция РФ. Основные положения. Поправки в Конституцию. Субъекты
гражданского права. Основы Конституционного строя РФ.
Тема 5.3. Гражданское право. Трудовое право
Основы гражданского права. Имущественные и неимущественные отношения. Трудовое
законодательство. Права и обязанности работника, работодателя.
Трудовое
и
семейное
законодательство.
Административное
и
уголовное
законодательство.
Тема 5.4. Семейное право. Административная юрисдикция. Экологическое право
Семья. ЗАГС. Брак и бракоразводный процесс. Права и обязанности членов семьи.
Административное право. Административная ответственность. Экологическое право и
ответственность.
Тема 5.5. Гражданский процесс. Уголовный процесс. Международное право.
Гражданский иск. Истец. Ответчик. Процесс гражданского дела. Уголовная
ответственность. Преступление. Виды уголовной ответственности. Международное
гуманитарное право.
Тема 5.6. Правоохранительные органы.
Прокуратура. Адвокат. МВД. Полиция. Судебная система. Права и обязанности граждан
РФ.
Тема 5.7. Итоговое тестирование
Тестирование в формате ОГЭ (ЕГЭ).
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарно-учебный график
Срок освоения программы
Объём программы
Даты начала и окончания учебного года
Количество учебных недель
Режим занятий
Количество учебных дней/занятий
Сроки и продолжительность каникул

10

1 год (9 месяцев, 36 недель)
Полный объём учебных часов – 108
часов в год.
1 сентября –– 31 мая
36 недель в год;
1 год обучения – 108 часов
(1 раз в неделю по 3 часа);
4 занятий в месяц, 36 занятия в год
Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
с 31 декабря по 8 января (в
зависимости от утверждённых
праздничных дней ежегодно)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическое обществознание», составитель Попова Р.В.

Сроки мониторинговых исследований
(начало и конец уч.года)

с 1 по 20 сентября;
с 25 апреля по 30 мая.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, учебная мебель (столы и
стулья), компьютер, ноутбук, звуковые колонки, интерактивная панель.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования центра, имеющий высшее
педагогическое образование /ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
г. Улан-Удэ, педагогическое образование/.
Методическое обеспечение
Сущность технологии:
Основными принципами работы по программе «Практическое обществознание»
являются:

Опора на психологические особенности обучающихся 12-18-летнего возраста
(формирование собственного «Я», удовлетворение в стремлении понять себя и свою
значимость в обществе, создание ситуации «успеха»).

Ориентация на потребность в формировании внутренней готовности обучающихся
к осознанному и самостоятельному построению перспектив своего личностного,
профессионального, жизненного развития.

Следование этим принципам определяет особенности построения учебновоспитательного процесса:

Организация занятий направленная на активную практическую деятельность, с
возможностью развития познавательного интереса к предмету.

Использование заданий, позволяющих применять теоретические знания на
практике.

Применение разнообразных форм, методов и приёмов вовлечения обучающихся в
активную деятельность (мозговой штурм, интеллектуальный марафон, игра,
импровизация, предметная эстафета, ролевые игры и т.д.).
Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели – улучшению качества
обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в
информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным
возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а
также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Технология проблемного обучения создание под руководством педагога проблемных
ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями,
навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога
самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе
которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются
способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое
мышление и другие личностно значимые качества.
В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися
ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно
исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают
способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения,
анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

11

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическое обществознание», составитель Попова Р.В.

Методические рекомендации к организации занятий по программе
При подготовке к занятиям необходимо учитывать психологические особенности
возраста. Используются упражнения - проблематизации на взаимодействие,
формирование интереса к содержанию занятий, друг к другу, педагогу. На занятиях часто
задаваемыми вопросами являются вопросы, активизирующие мышление учащихся: как ты
думаешь?,..аргументируй?, из своих наблюдений сделай вывод? и т. д.;
Занятия должны быть организованы в соответствии с дидактическими требованиями
к современному занятию, с учётом психологических требований, возрастных
особенностей обучающихся, гигиенических требований к занятию.
Из всех применяемых видов деятельности предпочтение отдается эксперименту,
игре и решению практических (жизненных) задач. Также на занятиях должна
определяться значимость в повседневной жизни того или иного явления, закона, теории и
т.д.
Специфической чертой обучения является его системно-деятельностный подход,
который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.
Обучение организовано так, что целенаправленно ведет за собой развитие обучающихся.
При организации работы упор ставится на применение проблемно-диалогических
технологий (беседы, обсуждения, дискуссии, круглый стол), технология «открытого
пространства» (групповая форма организации деятельности учащихся) и использование
ИК-технологий (наглядность, методы контроля, виртуальные лабораторные работы).
Информационное обеспечение:
Учебная литература:
- Обществознание. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред.
Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М: Просвещение, 2018
- Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред.
Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М: Просвещение, 2018
- Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ под
ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М: Просвещение, 2018
- Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ под
ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М: Просвещение, 2018
методические виды продукции
Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен
быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие, что и реализовано в
компьютерной программе данного курса.
Диагностические материалы:
- ОГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. О.А.
Котова, Т.Е. Лискова. – М.: «Национальное образование», 2022
- ЕГЭ . Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. О.А.
Котова, Т.Е. Лискова. – М.: «Национальное образование», 2022
Электронные образовательные ресурсы:
Полезные интернет-ресурсы:
https://soc-oge.sdamgia.ru Решу ОГЭ. Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к
экзаменам.
http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк
заданий ОГЭ, ЕГЭ.
http://alleng.me Всем, кто учится.

12

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическое обществознание», составитель Попова Р.В.

Список литературы
нормативно-правовые документы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с
изменениями на 25.12.2023 г.) (редакция, действующая с 1 января 2024 г.) Об образовании
в Российской Федерации от 29 декабря 2012 - docs.cntd.ru
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Утв. Приказом Министерства
просвещения РФ от 27.06.2022 г. № 629), ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/351746582;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ
от
31.03.2022
г.
№
678-р),
ссылка
на
документ
http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf ;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38), ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/561232576;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»), ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/573500115;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования
детей
и
взрослых»,
ссылка
на
документ
https://docs.cntd.ru/document/542623974;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», ссылка на документ
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf;

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Литература для педагога:
Баранов П.А. Обществознание. Полный справочник. М.: АСТ. Астрель, 2019.
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений/ под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М: Просвещение, 2018
Боголюбов Л.Н Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений/ под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М: Просвещение, 2018
Боголюбов Л.Н Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений/ под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М: Просвещение, 2018
Боголюбов Л.Н Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений/ под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М: Просвещение, 2018
Конституция РФ. М. Проспект. 2021.
Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2011
Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому государственному экзамену».
Журнал «Все для учителя», периодическое издание
13

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическое обществознание», составитель Попова Р.В.

для учащихся:
1. ОГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. О.А.
Котова, Т.Е. Лискова. – М.: «Национальное образование», 2022
2. ЕГЭ . Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. О.А.
Котова, Т.Е. Лискова. – М.: «Национальное образование», 2022
3. Газета «Первое сентября»;
4. https://soc-oge.sdamgia.ru
Решу ОГЭ. Решу ЕГЭ. Образовательный портал для
подготовки к экзаменам.
5. http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий
ОГЭ, ЕГЭ.
6. http://alleng.me Всем, кто учится.
7. http://4ege.ru Официальные демоверсии ЕГЭ.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».