Я-исследователь

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.

Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
–– СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» устройству (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.09.2020 г. № 28);
–– Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
––Устав МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»
(утв.Постановление Администрации Мо «Баргузинский район» 24.02.2016 г. № 95);
––Положение о единых требованиях к дополнительным общеобразовательным программам
МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье», № 20 от 17.06.2019 г.).
Направленность (профиль программы) – социально-гуманитарная, вид
деятельности – учебно-исследовательская деятельность.
Уровень освоения содержания программы – базовый. Программа ориентирована на
формирование знаний, умений и навыков в области учебных исследований, расширения их
кругозора и информированности.
Актуальность программы
Сегодня цель образования – это создание педагогических условий для развития и
саморазвития учащихся, а так же формирования у них способности самостоятельно
принимать решения.
Сегодня особенно важным в образовании является вовлечение учащихся в процесс
познания, развитие устойчивой мотивации к учению. Достичь этого невозможно без
развития, поддержки творческих начал. Творческая деятельность выступает как условия
умственного развития личности.
Современные модели образования разрабатываются на основе активных,
интерактивных форм обучения и воспитания, содействующих успешной социализации, а
также профессиональному самоопределению учащихся. Содержание деятельности
варьируется в зависимости от имеющихся потребностей, интересов субъекта образования.
Система общего образования ориентирована на формирование базовых знаний и
универсальных способностей, позволяющих человеку осуществлять осознанный и
осмысленный выбор жизненного пути. Наиболее эффективными образовательными
технологиями признаются исследовательская и проектная деятельность школьников.
Как помочь школьникам уметь доходить до сути явлений, чтобы учащиеся не
смущались собственного мнения, имели собственную позицию в любых вопросах. Ведь
2

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

очень важно научить ребенка сделать свое собственное открытие мира. Способности
развиваются, а склонности и интересы формируются только в деятельности. Способность к
самостоятельному познанию развивается в исследовательской деятельности. Вот почему
важно формировать опыт научного исследования уже в школе. Это даёт им не только
возможность совершенствования знаний, расширение кругозора, но и формирует опыт
самостоятельной деятельности по приобретению знаний.
К числу наиболее актуальных проблем относится развитие любви к русскому языку и
литературе, приобщение детей к языковым ценностям, интеллектуальное и духовное
развития личности ребенка.
Исследовательские навыки работы, в дальнейшем обеспечат способность учащихся
работать с любой информацией, выполнять исследовательские творческие работы по
различным учебным дисциплинам. Основополагающим для разработки программы стали
следующие нормативные документы: Федеральный закон от 29.12.12 г. Приказ министра
образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.№1008. «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»» и Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014
№1726-P.
Отличительные особенности программы
– Системный подход к содержанию материала.
– Развитие межпредметных связей: элементы программы легко интегрируются с такими
предметами как русский язык, литература, география, история, изобразительное искусство,
технология…
– Обучает навыкам решения разнообразных практических задач.
– Поддерживает сознательный творческий уровень усвоения других школьных дисциплин.
Программа модифицированная. При написании программы опиралась, прежде всего,
на уже имеющийся положительный опыт преподавания программ в данном направлении, и в
частности, на программу Эргашевой А.Б. «Я – исследователь», изменяя её и адаптируя к
психологофизиологическим особенностям детей и региональному компоненту.
Программа составлена в соответствии с «Положением о единых требованиях к
дополнительным общеобразовательным программам МБУДО «Центр дополнительного
образования детей «Подлеморье» (утверждено Приказом директора № 20 от 17.06.2019 г.).
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся
13–18
лет, по
индивидуальному плану. Программа написана с учётом возрастных особенностей детей
среднего школьного возраста. К таким особенностям можно отнести следующие изменения:
– Физиологические изменения.
– Изменения в отношении к взрослым людям.
– Межличностные взаимодействия в подростковом коллективе.
Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к
утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности»,
стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной
деятельности — ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к
«исключительности» входит и в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее
составляющих, как «награда», «успех». Учебная мотивация как единство познавательной
мотивации и мотивации достижения преломляется у подростка через призму узколичных
значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия.
Формы занятий по программе:
1. Активные: участие в конкурсах, увлекательные путешествия в слово, основанные на
использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии,
грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по
русскому языку;
3

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

2. Полуактивные: практические занятия в помещениях, экскурсии. Проведение
конференций, викторин; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания,
выступают с сообщениями; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие
работы.
3. Пассивные лекции, беседы, систематизация материала.
Срок освоения программы, количество учебных часов: курс рассчитан на 144 часа
(4 часа в неделю). Продолжительность работы программы: 1 год.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа
Цель программы: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у
них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных
способностей, развитие и реализация потенциала личности; приобретение опыта
индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.
Задачи курса:
– Развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес к чтению
художественной и публицистической литературы;
– воспитывать активного, интеллектуального читателя, раскрыть интересы и
склонности учащихся в научно – поисковой деятельности;
– организовать самостоятельную исследовательскую работу; разработать и
реализовать исследовательские проекты; сформировать умения работать с информацией
(сбор, систематизация, хранение, использование
Программа предусматривает не только теоретическое овладение содержанием курса,
но и собственную исследовательскую деятельность учащегося по выбранной им теме, а так
же защиту исследовательской работы в классе или на научно – практической конференции.
Программа занятий объединения рассчитана на детей 5 – 10 классов и обеспечивает
овладение начальными исследовательскими навыками, навыками представления, защиты
работы, которые будут необходимы им в дальнейшем. Заниматься исследованиями могут
все учащиеся, но, по сути, программа ориентирована на работу с одарёнными детьми.
Большую часть программы составляет самостоятельная исследовательская
деятельность учащихся по анализу содержания, языка литературного произведения при
обязательном системном конструировании их педагогом – руководителем. Проектноисследовательская деятельность школьников 5 – 10 классов при изучении курса «Я –
исследователь» имеет отличительные особенности:
– имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и
возрастные особенности детей;
– в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено
психологическими особенностями школьников 5 – 10 классов;
– проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся
самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано
с обеспечением безопасности учащихся;
– проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать
формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в
группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
– проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что
обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском,
анализом, оценкой информации;
– реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к
различным видам деятельности.
Работа учащихся рассчитана на 4 часа учебного времени. Защита работ
предполагается на научно-практической конференциях разного уровня.
Программа включает примерный перечень исследовательских работ. Сегодня
особенно важным в образовании является вовлечение учащихся в процесс познания,
4

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

развитие устойчивой мотивации к учению. Достичь этого невозможно без развития,
поддержки творческих начал. Творческая деятельность выступает как условия умственного
развития личности.
Как помочь школьникам уметь доходить до сути явлений, чтобы учащиеся не
смущались собственного мнения, имели собственную позицию в любых вопросах. Ведь
очень важно научить ребенка сделать свое собственное открытие мира. Способности
развиваются, а склонности и интересы формируются только в деятельности. Способность к
самостоятельному познанию развивается в исследовательской деятельности.
Вот почему важно формировать опыт научного исследования уже в школе. Это дает
им не только возможность совершенствования знаний, расширение кругозора, но и
формирует опыт самостоятельной деятельности по приобретению знаний.
Ожидаемые (планируемые) результаты:
– Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация,
целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск
гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или
метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
– Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе,
выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности,
изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
– Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить
компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в
Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и
передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и
поиск.
Личностные результаты освоения обучающимися можно считать следующее:
– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их
происхождении и назначении;
– формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества
(человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом;
– формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности
школьников.
Содержание проектной деятельности школьников формируется путем отбора
доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний.
Коммуникативные действия
Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров
по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
– основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации,
выбор проекта, работа над ним, презентация);
– понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
– основные источники информации;
– правила оформления списка использованной литературы;
– способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
– источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы
Интернета).
5

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

Учащиеся должны уметь:
– выделять объект исследования;
– разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
– выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
– работать в группе;
– пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
– вести наблюдения окружающего мира;
– планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
– работать в группе.
– правильно и уместно использовать в устной и письменной речи однозначные и
многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, исконно русские и
заимствованные слова, синонимы и антонимы;
Формы подведения итогов реализации программы: выполнение зачётной работы
(определение предмета, объекта, гипотезы исследования; составление плана исследования;
представление документации по экспериментальной части работы; составление картотеки по
обработке научной литературы и т.д.).
Задания для самостоятельной работы:
1. Определение темы и проблемы поиска по выбранным темам исследования.
2. Определение объекта и предмета поиска.
3. Выдвижение гипотезы исследования.
4. Формулирование цели и задачи исследования.
5. Определение содержания, структуры, виды исследования.
6. Составление индивидуального рабочего плана исследования.
7. Практика работы в библиотеке. Самостоятельный поиск материалов для
исследования в Интернете.
8. Составление плана беседы и подготовка вопросов для интервью с учениками,
учителями, родителями в соответствии с поставленными исследовательскими задачами.
9. Составление анкет различного типа для разных респондентов с целью сбора
информации необходимой для решения конкретной научной проблемы.
10. Проведение устных и письменных опросов, тестирования, обработка полученных
данных и их презентация.
11. Подготовка и защита рефератов.
Формы контроля:
консультация, доклад, защита исследовательских работ,
выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская
конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Способы определения результативности:
виды проверки и оценки знаний и навыков учащихся:
– текущие проверки и оценка знаний, практических навыков по завершению каждого
раздела программы;
– годовые отчётные мероприятия.
Одной из форм подведения итогов является результативность участия в
исследовательских конференциях от районного до международного уровней.
Система оценивания. Оценка эффективности результатов обучения по программе
производится по следующим критериям:
Теоретическая подготовка:
– теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана);
– владение специальной терминологией;
– знание правил и алгоритмов деятельности.

6

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

Практическая подготовка учащегося:
– практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным
разделам учебно-тематического плана);
Кроме того, отслеживается сформированность ключевых компетенций, таких как:
Познавательные:
– умение подбирать и анализировать спец. литературу
– умение пользоваться компьютерными источниками информации;
– умение осуществлять проектную работу;
Коммуникативные:
– умение слышать и слушать педагога, принимать во внимание мнение других
людей;
– умение участвовать в дискуссии, аргументировано защищать свою точку зрения;
– сформированность навыков осуществления совместной деятельности;
Кроме этого, учитываются результаты участия учащихся в различных мероприятиях:
различных уровне.
В течение учебного года проводится контроль: входной (собеседование), текущий
(индивидуальные задания репродуктивного и творческого характера, самостоятельная работа,
наблюдение, разработка творческих проектов, подготовка работ к конкурсным мероприятиям,
мониторинг), промежуточный и итоговый (участие в конкурсных мероприятиях, презентация
работ, мониторинг).
В результате мониторинга программы, определяется количество учащихся,
освоивших программу на:
– Высоком уровне – высокий образовательный результат, полное освоение содержания
образовательной программы (теоретические знания, практические умения), имеет
стабильные творческие достижения на региональном уровне.
– Базовом уровне – полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает
незначительные ошибки; имеет достижения на разных уровнях (внутри объединения,
учреждения и т.д.)
– Минимальном уровне – не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки
при выполнении практических и теоретических заданий.
Учебно-тематический план
№
п/п
1.
1.1
1.2

1.3

2.
2.1

Количество часов
Название раздела, Всего Теория
Практика
темы
Я – исследователь, 3 часа
Я – исследователь.
3
1
1

Формы
организации
занятий
Беседа

Формы
контроля

анкеты

Диагностика
1
Беседа
интеллектуальных
способностей
Диагностика
1
Беседа
интеллектуальных
способностей
Что такое исследование? Общие требования к исследованию, 2 часа

тесты

Что такое
исследование?

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

2

1

Беседа

7

тесты

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

2.2

Общие требования
к исследованию.

3.
3.1

Какие бывают исследования? Структура исследования, 4 часа
Какие бывают
4
1
Беседа,
исследования?

3.2

Структура
исследования

1

3.3

Структура
исследования

1

3.4

Структура
исследования

1

4.
4.1

Удивительный вопрос
Постановка
2
вопроса.

4.2

Актуальность темы,
или как выбрать
тему исследования?

5.
5.1

Цели и задачи исследования
Цели исследования 2
1

5.2

Задачи
исследования

6.
6.1

Коллективная работа
Определение темы 6
и проблемы поиска
по теме.

6.2

Определение темы
и проблемы поиска
по теме.

1

1

Беседа

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
/наблюдение/
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
/наблюдение/
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
/наблюдение/

Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
/наблюдение/

Беседа

1

Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Беседа

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений

1

8

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

умений

6.3

6.4

6.5

Определение
объекта и предмета
поиска.

умений

Формулирование
цели и задачи
исследования.

1

1

7.2

Источники
информации:
рефераты, тезисы

1

7.3

Источники
информации:
рефераты, тезисы

7.4

Источники
информации:
интернет, цитаты

7.
7.1

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

Источники
информации:
интернет, цитаты

7.6

Источники
1
информации:
научно –
популярная
литература.
Источники
информации:
научно –
популярная
литература.
Практика работы в библиотеке
Отбор и
6
1
составление списка
литературы по теме
исследования.

8.
8.1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

7.5

7.7

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Определение
содержания,
структуры, виды
исследования.
Составление
индивидуального
рабочего плана
исследования.
Источники информации
Источники
7
информации:
статьи, доклады

6.6

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

1

1

умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

9

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

8.2

8.3

8.4

8.5

8.6

9.
9.1

Отбор и
составление списка
литературы по теме
исследования.
Самостоятельный
поиск материалов
для исследования в
Интернете.
Самостоятельный
поиск материалов
для исследования в
Интернете.
Обучение работе с
бумажными
носителями
(источниками)
информации
Обучение работе с
бумажными
носителями
(источниками)
информации
Методы исследования
Наблюдение и
3
эксперимент

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

9.2

Наблюдение и
эксперимент

1

9.3

Опыты

1

умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

10. Беседа и интервью как способ подготовки исследовательской работы
Задания на
10.1 Проведение
7
1
Беседа,
интервью в
практические определение
навыков и
группах.
упражнения
умений

10.2 Интервьюирование.
Определение
понятия
«интервью»
10.3 Виды интервью:
интервью-диалоги
(беседы)

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений

10.4 Интервьюмонологи,
интервью-мнения,

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

10.5 Коллективные

1

Беседа,

10

умений
Задания на

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

практические определение
навыков и
упражнения

(массовые)
интервью,
интервьюсообщения,
10.6 Интервьюзарисовки, анкеты,
10.7

умений

1

«Интервью с
письмами в руках»,
прямые линии.

11. Анкета и опрос
11.1 Определение
понятия
анкетирование.

1

7

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

11.2 Составление анкет,
опросов.

1

Беседа,
практические
упражнения

11.3 Проверка анкеты.

1

Беседа,
практические
упражнения

11.4 Сбор ответов.

1

Беседа,
практические
упражнения

11.5 Анализ
результатов.

1

Беседа,
практические
упражнения

11.6 Анализ
результатов.

1

Беседа,
практические
упражнения

11.7 Написание отчета.

1

Беседа,
практические
упражнения

умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений

12
Проведение устных и письменных опросов, тестирования, анкет.
Задания на
12.1 Проведение устных 7
1
Беседа,
и письменных
практические определение
навыков и
опросов
упражнения
12.2 Проведение устных
и письменных
тестов

1

12.3 Проведение
опросов и тестов

1

12.4 Обработка

1
11

умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

практические определение
навыков и
упражнения

полученных
данных

умений

12.5 Обработка
полученных
данных
12.6 Презентация
данных

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений

12.7 Презентация
данных

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

13. Этапы исследования
13.1 Изучение теории
6
вопроса

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

умений

13.2 Изучение теории
вопроса
13.3 Поиск своих путей
решения проблемы
на основе анализа
текста отдельных
произведений
13.4 Сбор материала

умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

1

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

умений

13.5 Сбор материала

13.6 Анализ собранного
материала
14. Как написать введение
14.1 Основные
4
требования к
оформлению:
введение.
14.2 Основные
требования к
оформлению:
введение.
14.3 Практическая
работа. Пишем
введение

1

умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

12

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

14.4 Практическая
работа. Пишем
введение

1

умений

15. Объект и предмет исследования
15.1 Теория об объекте
4
1
исследования
15.2 Теория о предмете
исследования

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

15.3 Исследование
объектов в
проектах учащихся

1

15.4 Исследование
объектов в
проектах учащихся

1

16. Что такое гипотеза
16.1 Понятие о гипотезе 2

1

17. Теоретическая и практическая значимость работы
17.1 Формулирование
2
1
значимости своего
исследования

18.2 Практическое
задание,
направленное на
развитие
анализировать свои
действия и делать
выводы.
19. Как оформить работу

умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

16.2 Формулирование
гипотезы своего
исследования

17.2 Практическая
работа.
Оформление
исследовательской
работы.
18. Как сделать вывод
18.1 Игра «Найди
2
ошибки
художника».

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

1

13

умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

19.1 Основные
требования к
оформлению
19.2 Оформление своей
работы

2

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

1

умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

20. Как подобрать и подготовить слайды для представления работы
Задания на
20.1 Требования к
5
1
Беседа,
презентации.
практические определение
навыков и
упражнения
20.2 Работа с
компьютером,
иллюстрациями

1

Беседа,
практические
упражнения

20.3 Подбор материалов
для составления
презентаций.

1

Беседа,
практические
упражнения

20.4 Подбор и вставка
иллюстративного
материала.

1

Беседа,
практические
упражнения

20.5 Создание слайдов.
1
Составление
комментариев для
слайда
21. Как сделать компьютерную презентацию
21.1 Правила
6
1
подготовки
презентации в
программе Power
Point.
21.2 Создание слайдов.
1
Составление
комментариев для
слайда.
21.3 Подготовка
1
презентации
исследования.
21.4 Подбор и вставка
готового текста.

1

21.5 Представление и
защита
исследовательской
работы с помощью
презентации.
21.6 Представление и
защита

1

1
14

Беседа,
практические
упражнения

умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

исследовательской
работы с помощью
презентации.
22. Подготовка и защита работы
22.1 Подведение итогов 2
1

22.2 Защита
исследовательских
работ.

упражнения

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

23. Задания для самостоятельной работы
23.1 Выбор детьми темы 2
1
исследовательской
работы.
23.2 Коллективные и
индивидуальные
исследования. Как
выбрать друга по
общему интересу?
24. Какими могут быть проекты
24.1 Виды проектов.
2
1

24.2 Отличия,
особенности
проектов.
25. Консультации детей
25.1 Проведение
8
консультаций.
Беседа, ответы на
вопросы детей.
25.2 Проведение
консультаций .
Беседа, ответы на
вопросы детей.
25.3 Проведение
консультаций.
Беседа, ответы на
вопросы детей.
25.4 Проведение
консультаций .
Беседа, ответы на
вопросы детей.
25.5 Проведение
консультаций.
Беседа, ответы на
вопросы детей.
25.6 Проведение

навыков и
умений

1

умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений

1
15

Беседа,

Задания на

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

25.7

25.8

26.
26.1

26.2

26.3

26.4

26.5

26.6

26.7

26.8

27.
27.1

консультаций .
Беседа, ответы на
вопросы детей.
Проведение
консультаций.
Беседа, ответы на
вопросы детей.
Проведение
консультаций.
Беседа, ответы на
вопросы детей.
Практическая работа
Выбор
8
необходимой
литературы по теме
проекта.
Выбор
необходимой
литературы по теме
проекта.
Выбор
необходимой
литературы по теме
проекта.
Выбор
необходимой
литературы по теме
проекта.
Выбор
необходимой
литературы по теме
проекта.
Выбор
необходимой
литературы по теме
проекта.
Выбор
необходимой
литературы по теме
проекта.
Выбор
необходимой
литературы по теме
проекта.
Оформление работы
Работа на
8
компьютере

практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

умений

27.2 Работа на
компьютере

16

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

умений

27.3 Работа на
компьютере

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

27.4 Работа на
компьютере

1

Беседа,
практические
упражнения

27.5 Работа на
компьютере

1

Беседа,
практические
упражнения

27.6 Создание
презентации.

1

Беседа,
практические
упражнения

27.7 Создание
презентации.

1

Беседа,
практические
упражнения

27.8 Создание
презентации.

1

Беседа,
практические
упражнения

умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений

28.

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и
второстепенное.
Задания на
28.1 Что такое
4
1
Беседа,
логические
практические определение
навыков и
операции
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

28.2 Мыслительный
эксперимент «Что
можно сделать из
куска бумаги?»
28.3 Составить рассказ
по готовой
концовке.

1

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

28.4 Составить рассказ
по готовой
концовке.

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

умений

умений

29. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
29.1 Что такое анализ и 4
1
синтез

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

29.2 Игра «Найди
ошибки
художника».

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

29.3 Практическое

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

умений

задание,
направленное на
17

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

развитие
анализировать свои
действия и делать
выводы
29.4 Практическое
задание,
направленное на
развитие
анализировать свои
действия и делать
выводы

умений

1

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

30. Как сделать сообщение о результатах исследования
30.1 Требования к
4
1
сообщению.

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

30.2 Составление плана
работы.

1

30.3 Составление плана
работы.

1

30.4 Составление плана
работы.

1

31. Оформление работы
31.1 Работа на
7
компьютере

Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения

1

31.2 Работа на
компьютере

1

Беседа,
практические
упражнения

31.3 Работа на
компьютере

1

Беседа,
практические
упражнения

31.4 Работа на
компьютере

1

Беседа,
практические
упражнения

31.5 Работа на
компьютере

1

Беседа,
практические
упражнения

31.6 Создание
презентации.

1

Беседа,
практические
упражнения

31.7 Создание
презентации.

1

Беседа,
практические

18

умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

упражнения
32. Мини конференция по итогам собственных исследований
32.1 Выступления
2
1
Беседа,
учащихся с
практические
презентацией своих
упражнения
проектов.
32.2 Выступления
1
Беседа,
учащихся с
практические
презентацией своих
упражнения
проектов.
33. Анализ исследовательской деятельности. Моя лучшая работа.
33.1 Анализ своей
3
1
Беседа,
проектной
практические
деятельности
упражнения
33.2 Анализ своей
проектной
деятельности

1

33.3 Анализ своей
проектной
деятельности

1

Итого:

144
часа

19

Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
определение
навыков и
умений

Задания на
определение
навыков и
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений
Задания на
Беседа,
практические определение
навыков и
упражнения
умений

95

49

умений

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

Содержание программы
Тема 1. Я – исследователь. Занятия 1.1-1.3
Вводное занятие. Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Диагностика
интеллектуальных способностей (тесты, анкеты).
Тема 2. Что такое исследование? Общие требования к исследованию. Занятие 2.12.2 Основы организации научно-исследовательской работы учащихся. Что представляет
собою исследование школьника в рамках программы кружка? Под исследованием
проблемы понимается поиск информации в различных публикациях, ее накопление и
переработка.
Цели и задачи школьного исследования. Близкая и отдалённая перспектива. Выбор
темы исследования. Цель раздела — ознакомить с основными понятиями научного
исследования.
Тема 3. Какие бывают исследования? Структура исследования. Занятия 3.1-3.4
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования.
Памятка «Как выбрать тему».
Тема 4. Удивительный вопрос. Занятия 4.1.-4.2
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Постановка вопроса. Вопрос. Виды вопросов. Актуальность темы, или как выбрать
тему исследования? Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».
Правила совместной работы в парах.
Тема 5. Цели и задачи исследования. Занятия 5.1.-5.2.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для
достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 6. Коллективная работа. Занятия 6.1.-6.6.
Определение темы и проблемы поиска по теме. Определение объекта и предмета
поиска. Формулирование цели и задачи исследования. Определение содержания, структуры,
виды исследования. Составление индивидуального рабочего плана исследования.
Тема 7. Источники информации. Занятие 7.1.-7.7.
Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со
взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и
словарями. Беседа. Правила общения. Обучение работе с бумажными носителями
(источниками) информации:
Источники научной информации. Правила работы в библиотеке. Различные приемы
чтения: предварительное чтение; знакомство с приложениями; выборочное чтение;
ускоренное
чтение;
беглый
просмотр;
работа
с
текстом.
Поиск материалов по исследовательской деятельности в электронных ресурсах. Цель раздела
– научить школьников правильно работать с источниками информации. Понятия: источник
информации.
Тема 8. Практика работы в библиотеке. Занятие 8.1.-8.6.
Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Самостоятельный
поиск материалов для исследования в Интернете.
Тема 9. Методы исследования. Занятия 9.1.-9.3.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет
исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и
экспериментами.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты.
Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение,
эксперимент, опыт. Характеристика основных методов исследовательской работы. Способы
сбора информации. Работа с источниками. Интервью, анкетирование, блиц-опросы. Анализ и
систематизация материала
20

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

Тема 10. Беседа и интервью как способ подготовки исследовательской работы.
Занятия 10.1-10.7. Составление плана беседы и подготовка вопросов для интервью с
учениками, учителями, родителями в соответствии с поставленными исследовательскими
задачами.
Проведение интервью в группах. Интервьюирование. Определение понятия
Интервью. Виды интервью: интервью-диалоги (беседы), интервью-монологи, коллективные
(массовые) интервью, интервью-зарисовки, анкеты, интервью-мнения, интервью-сообщения,
«интервью с письмами в руках», прямые линии.
Тема 11. Анкета и опрос. Занятия 11.1-11.7. Составление анкет различного типа для
разных респондентов с целью сбора информации необходимой для решения конкретной
научной проблемы. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Методика работы в
архивах, с населением (установление контакта с другими исследователями, знаменитыми
людьми, издателями).
Анкетирование. Определение понятия анкетирование. Разработка анкеты. Проверка
анкеты. Сбор ответов. Обработка результатов. Анализ результатов. Написание отчета.
Анкетирование. Определение понятия анкетирование
Цель раздела – научить учащихся практически проводить сбор материалов для
исследования.
Тема 12. Проведение устных и письменных опросов, тестирования, обработка
полученных данных и их презентация. Занятия 12.1.-12.7. Обучение анкетированию,
социальному опросу, интервьюированию
Проверка анкеты. Сбор ответов. Обработка результатов. Анализ результатов.
Написание отчета. Анкетирование. Определение понятия анкетирование
Цель раздела – научить учащихся практически проводить сбор материалов для
исследования.
Тема 13. Этапы исследования. Занятия 13.1-13.6.
Изучение теории вопроса. Поиск своих путей решения проблемы на основе анализа
текста отдельных произведений. Сбор материала. Анализ собранного материала
Основные этапы, логика построения ученического исследования: понятие о логике
исследования, определение темы и проблемы поиска, определение объекта и предмета
поиска, выдвижение гипотезы исследования, формулирование целей и задач исследования.
Цель раздела – научить определять основные этапы ученического исследования.
Тема 14. Как написать введение? Занятие 14.1-14.4.
Основные требования к оформлению: введение.
Тема 15. Объект и предмет исследования. Занятия 15.1-15.4.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 16. Что такое гипотеза? Занятия 16.1-16.2.
Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого
мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения,
предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Тема 17. Теоретическая и практическая значимость работы. Занятия 17.1-17.2.
Практическая работа. Оформление исследовательской работы.
Тема 18. Как сделать вывод? Занятия 18.1-18.2
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие
анализировать свои действия и делать выводы. Заключение.
Тема 19. Как оформить работу? Занятия 19.1-19.2
Выполнение рисунков, поделок и т.п. Основные требования к оформлению:
титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение. Оформление списка
источников. Оформление приложений. Сноски. Оформление тезисов защиты.
21

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

Тема 20. Как подобрать и подготовить слайды для представления работы?
Занятия 20.1-20.5
Работа с компьютером, иллюстрациями. Проекты и их виды. Электронная
презентация. Требования к презентации. Подбор материалов для составления презентаций.
Создание слайдов. Составление комментариев для слайда. Подбор и вставка готового текста.
Подбор и вставка иллюстративного материала.
Тема 21. Как сделать презентацию исследовательской работы? Занятия 21.1-21.6
Правила подготовки презентации в программе Power Point. Подготовка презентации
исследования. Электронная презентация. Требования к презентации. Подбор материалов для
составления презентаций. Создание слайдов. Составление комментариев для слайда. Подбор
и вставка готового текста. Подбор и вставка иллюстративного материала. Представление и
защита исследовательской работы с помощью презентации.
Тема 22. Подготовка и защита работы. Занятия 22.1-22.2
Защита исследовательских работ. Подведение итогов
Тема 23. Задания для самостоятельной работы. Занятия 23.1-23.2. Выбор детьми
темы исследовательской работы. Беседа. Коллективные и индивидуальные исследования.
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
Тема 24. Какими могут быть проекты? Занятия 24.1-24.2
Виды проектов. Отличия, особенности проектов. Показ презентации.
Тема 25. Консультация детей. Занятия 25.1-25.8
Проведение консультаций. Беседа, ответы на вопросы детей.
Тема 26. Практическая работа (работа в библиотеке, Интернете) Занятия 26.1-26.8
Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 27. Оформление работы. Занятия 27.1-27.8.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 28. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное. Занятия 28.1-28.4
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить
рассказ по готовой концовке.
Тема 29. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Занятия 29.1-29.4
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие
анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 30. Как сделать сообщение о результатах исследования. Занятия 30.1-30.4
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 31. Оформление работы. Занятия 31.1-31.7.
Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 32. Мини конференция по итогам собственных исследований. Занятия 32.132.2.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 33. Анализ исследовательской деятельности. Занятия 33.1-33.3
Анализ собственной проектной деятельности.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Я – исследователь»
Рефлексия изученного за год. Цель: формирование навыка отбирать лучшие работы и
оформлять выставку.
Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
1.
2.

Срок освоения программы
Объём программы

1год (9 месяцев, 36 недель)
Полный объём учебных часов – 144.
22

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

3.
4.
5.

Даты начала и окончания учебного года
Количество учебных недель
Режим занятий

1 сентября –– 31 мая
36 недель в год
2 раза в неделю по 2 часа

6.
7.

Количество учебных дней/занятий
Сроки и продолжительность каникул

8.

Сроки мониторинговых исследований
(начало и конец уч.года)

8 занятия в месяц, 72 занятия в год
Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
с 31 декабря по 8 января (в
зависимости от утверждённых
праздничных дней ежегодно)
с 1 по 20 сентября;
с 25 апреля по 30 мая

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, оборудованный
необходимой мебелью (стол письменный, стулья ученические), доска подвесная, компьютер.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования центра, имеющий
высшее педагогическое образование (учитель русского языка и литературы), опыт работы по
направлению деятельности более 20 лет.
Методическое обеспечение
Подача материала ориентирована не только на усвоение специальных знаний, но и на
нравственные аспекты воспитания личности.
Активность учащихся на занятиях поддерживается подбором увлекательных тем
работы, организацией игр, использованием различных материалов, диалоговой формы
общения с учащимися, решением практических задач.
Программа предусматривает работы детей в группах, парах, индивидуальная работа,
работа с привлечением родителей.
В основу занятий положено авторское пособие Петровой А.Л. «Система развития
одарённых детей через деятельность клуба «Юный исследователь».
Электронные и технические средства обучения:
– компьютер, мультимедийный проектор
– Электронная библиотека
Словари
1. Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные
выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.
2. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М.,
1987.
3. Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.
4. Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. –
М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
5. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков,
А. В. Жуков (любое издание).
6. Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь /
В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д: Феникс; Москва: Цитадель-трейд, 2005.
7. Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение.
Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005.
8. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю.
Иванова [и др.]. – М.: Флинта; Наука, 2003.
9. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое
издание).
23

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

10. Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М.: Рус.яз.
– Медиа, 2005.
11. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В.
Бурцева. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005.
12. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник /
под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.
13. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение.
Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.:
Айрис-пресс, 2005.
14.Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н.
Тихонов. – М.: Просвещение, 1991 (и последующие издания).
15.Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М.:
Педагогика, 1984 (и последующие издания).
Список литературы
нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с
изменениями на 25.12.2023 г.) (редакция, действующая с 1 января 2024 г.) Об образовании в
Российской Федерац ии от 29 декабря 2012 - docs.cntd.ru
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (Утв. Приказом Министерства просвещения РФ от
27.06.2022 г. № 629), ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/351746582;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ
от
31.03.2022
г.
№
678-р),
ссылка
на
документ
http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf ;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»
(с
изменениями
02.02.2021
г.
№
38),
ссылка
на
документ
https://docs.cntd.ru/document/561232576;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»), ссылка на
документ https://docs.cntd.ru/document/573500115;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых», ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/542623974;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», ссылка на документ
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendaciipo-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf;
Литература для педагога
1.
Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П.
Аникин. – М., 1988.
2.
Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М.2013
24

Дополнительная общеразвивающая программа Я-исследователь, составитель Петрова А.Л.

3.
Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М.: Дет. лит., 1973.
4.
Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян.
– М.: Просвещение, 1982.
5.
Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М.: Просвещение, 1983.
6.
Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб.:
Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.
7.
Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.
8.
Кудряшова Р.И. Слово народное. Говоры Волгоградской области в прошлом и
настоящем. Волгоград: Перемена, 1997.
9.
Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.:
Дрофа, 2006.
10.
Мишлимович М.Л. Пробуждая добрые чувства. Руководство внеклассным чтением
школьников. Якутск 2009
11.
Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и
образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
12.
Орлов Л.М. Русские говоры Волгоградской области. Волгоград, Изд-во ВГПУ, 1984.
13.
Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – СанктПетербург: Авалон; Азбука-классика, 2005.
14.
Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ,
Азбука-классика, 2008.
15.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти,
2009.
16.
Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в
страну слов: учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М.: Изд. дом «Дрофа», 1995.
17.
Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.
18.
Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М.:
ИКАР, 2005.
19.
Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т.
А. Боброва. – М.: Вербум-М, 2006.
20.
В мире Пушкина. Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 200летию со дня рождения Пушкина. Якутск 2009.
21.
1Организация и методика педагогических исследований (Р.Е. Тимофеева, Якутск).
22.
Формирование личности на уроках литературы. М.Л. Мишлимович. ЯГУ,
философский факультет, Якутск 2009.
Литература для учащихся и родителей
1.
Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки /
В. П. Аникин. – М., 1988.
2.
Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М.2013.
3.
Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М.: Просвещение, 1983.
4 Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. –
СПб.: Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.
5. Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.
6. Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных
выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
7. Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –
М.: Аркти, 2009.
9. Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. –
СПб.: Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.
25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».