СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
ЧАСТЬ 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ…………………………………………………………………4
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ, ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧРЕЖДЕНИЯ…………………………………………………………………………………………...4
2. СОДЕРЖАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………………...........................7
3. КАДРЫ И УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ…………………………………………….23
4. МАТЕРИАЛЬО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………….................................................26
ЧАСТЬ 2. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ……….30
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем отчёте приведены результаты проведения самообследования деятельности
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного образования детей «Подлеморье» за 2024 г.
Отчёт по самообследованию составлен на основании документов:
– п. 3 часть 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 217-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г.
№ 462
«Об
утверждении порядка проведения самообследования образовательной
организацией»;
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013
года № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации,
подлежащей самообследованию».
В процессе самообследования была осуществлена оценка учебно-воспитательной
деятельности центра, системы управления,
образования,
содержания и качества дополнительного
качества кадрового, учебно-методического обеспечения, материально-
технической базы.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 14 июня 2013 г. № 462 в структуру отчёта включены аналитическая часть и результаты
анализа показателей деятельности центра «Подлеморье».
3
ЧАСТЬ 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ, ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1.Информационная карта
Год основания
Наименование ОУ (по Уставу):
Государственный статус ОУ:
Место нахождения ОУ
– юридический адрес (по Уставу);
– телефон
– эл. адрес
– официальный сайт:
– Устав
Общая характеристика ОУ
1994 г.
полное наименование:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей
«Подлеморье»
краткое наименование: МБУДО «Центр дополнительного
образования детей «Подлеморье»
Тип: учреждение дополнительного образования детей;
Вид: центр
671623, Республика Бурятия, Баргузинский район,
п. Усть-Баргузин, ул. Советская, д. 44.
(30131) 91-5-53
podlemore@mail.ru; mbu_podlemore@govrb.ru
https://podlemore.buryatschool.ru
Учредительные документы
Утверждён Постановлением Администрации муниципального
образования «Баргузинский район» № 95 от 24.02.2016 г.
Учредитель
(название органа власти,
юридического или физического лица)
Учредителем учреждения является
муниципальное образование
«Баргузинский район». Функции и полномочия Учредителя от имени
муниципального образования «Баргузинский район» осуществляет
Администрация Муниципального образования
«Баргузинский район».
Функции и полномочия Учредителя в области формирования
муниципального задания и финансового обеспечения его выполнения
осуществляет МКУ «Управление образования Администрации МО
«Баргузинский район»
– свидетельство о внесении в единый
государственный реестр юридических
лиц
Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц о
внесении записи о государственной регистрации изменений,
вносимых в учредительные документы юридического лица от
16.03.2016 г. за государственным регистрационным номером (ГРН)
2160327111613, выдан межрайонной инспекцией Федеральной
налоговой службы № 9 по Республике Бурятия
Выдано Министерством РФ по налогам и сборам
Серия 03 № 001681820; ИНН 0301002749 (поставлена на учёт
02.02.2001 г.)
– свидетельство о постановке на учёт
юридического лица в налоговом
органе по месту нахождения на
территории РФ
Документы на имущество (указать
название, дату, номер документа)
Заключение Госпожнадзора о
соблюдении требований пожарной
безопасности
Санитарно-эпидемиологическое
заключение территориального
управления Роспотребнадзора
Лицензия на осуществление
образовательной деятельности
Свидетельство о государственной регистрации права серия 03-АА
№ 430011 от 03.02.2014 г.
Вид права – оперативное управление.
Заключение № 19 от 23.01.2014 г. «О соответствии требованиям
пожарной безопасности муниципального бюджетного
образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей «Подлеморье».
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 03.БЦ.06.110.М.000790.12.13 от 16.12.2013 г.
Лицензия № 2065 от 03.03.2014 г.
/бланк: серия 03Л01 № 0000556/
Директор – Иванова Ульяна Ивановна;
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Ёлшина Елена Владимировна.
4
1.2. Направления деятельности
Цель деятельности центра: Развитие мотивации личности к познанию и создание условий
для эффективной самореализации и личностного роста детей, реализация дополнительных
образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основные направления деятельности центра:
– Учебно-воспитательное /программно-проектная деятельность по естественнонаучному,
художественному, туристско-краеведческому, техническому, социально-педагогическому
профилям; учебно-исследовательская деятельность, организация и проведение массовых
воспитательных мероприятий, проектов, природоохранных акций, конкурсов, конференций,
олимпиад/.
– Информационно-методическое /создание необходимых условий для достижения нового
современного
качества
дополнительного
образования
детей
через
методическое
сопровождение и оказание практической помощи педагогам в реализации дополнительных
общеобразовательных программ, организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности; обобщении и распространении педагогического опыта; проведение для
педагогов обучающих семинаров и практикумов и т.п./
– Познавательный отдых детей /организация и проведение программы выходного дня и
каникул «Байкал у нас один», «Родной край у Байкала», организация и проведение
исследовательских экспедиций, походов выходного дня и экскурсий/.
Организация
учебно-исследовательской
и
практической
деятельности
по
экологическому образованию и воспитанию, реализация деятельностного подхода, как
наиболее важной составляющей экологического образования является приоритетным
направлением деятельности центра.
Учащиеся центра ежегодно участвуют в мероприятиях районного, республиканского,
федерального и международного уровня, становясь лауреатами и призёрами.
С 2020 года центр участвует в мероприятии по созданию новых мест дополнительного
образования в образовательных учреждениях в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребёнка» национального проекта «Образование» и получил оборудование для
развития программ естественнонаучной, технической и художественной направленностей.
В рамках всероссийского проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта
«Образование» в центре в период с 2020 по 2024 г. созданы 767 новых мест дополнительного
образования.
5
2.
СОДЕРЖАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Приводится информация о реализуемых дополнительных общеразвивающих программах, их
содержании и полноты реализации, результативности. Проводится оценка
информационно-методического обеспечения реализуемых программ.
Приводится анализ внутренней системы оценки качества образования и кадрового
обеспечения.
Приводятся сведения об организации повышения квалификации
педагогического состава, анализ возрастного состава педагогов.
Образовательная деятельность центра «Подлеморье» осуществляется на основании
бессрочной лицензии на право ведения образовательной деятельности № 2065 от
03.03.2014г. /серия 03Л01 № 0000556/.
2.1.Сохранность контингента учащихся
В 2024-2025 учебном году реализуется 30 дополнительных общеразвивающих
программ, списочная численность обучающихся на 01.05.2025 г. составила 1547 человек
(физ. лиц – 1098). Занимающихся в двух и более объединениях – 449 человек. 61 % учащихся
центра проживают в социально-незащищённых семьях. Охват обучающихся с особыми
образовательными потребностями (дети-инвалиды) – 5 человек. Учащиеся с ограниченными
возможностями здоровья занимаются в основных группах с детьми по дополнительным
общеразвивающим
программам
(дополнительные
адаптированные
программы
не
реализуются).
Общие сведения о контингенте учащихся представлены в таблицах 1, 2, 3, 4.
Таблица 1
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Программа
Кол-во групп
Художественная направленность
Слово о Байкале, экотеатр
6
Живая кисть
5
Живая кисть (Баянгол)
2
«Радужный мир»
1
Рукодельница
3
Лесная сказка
2
Хореографическое объединение «Фуэте»
4
Народное пение
1
Эстрадное пение
1
ВСЕГО:
25
Техническая направленность
Мой первый робот
6
3D моделирование
3
Первый шаг в робототехнику
2
БайкалРоб (Улюн)
2
ВСЕГО:
13
Естественнонаучная направленность
Юный исследователь
1
Байкаловедение
2
Лесная школа
4
Лесовичок
1
Занимательная физика (центр)
4
Лесная школа (Гусиха)
1
Друзья леса (школьное лесничество, Юбилейный)
1
6
Кол-во учащихся
127
49
40
31
43
35
47
10
13
395
118
45
42
34
239
13
28
65
31
78
30
38
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Биологическое краеведение (Уро)
Путешествие нерпёнка, 3в
Путешествие нерпёнка, 3г
2
1
1
ВСЕГО:
20
Социально-гуманитарная
направленность
Арт-медиа
3
Играй и развивайся, д/с Золотая рыбка
2
Играй и развивайся, д/с Ёлочка
2
Английский без границ
4
Тайны слова
3
Я - исследователь
1
Школа актива и лидерства
2
Мой проект
4
Практическое обществознание
1
История. Теория и практика
1
Школьная газета НОМТО
1
ВСЕГО:
24
Туристско-краеведческая направленность
Мой отчий край – долина Баргузина
2
Юный гид-экскурсовод
1
ВСЕГО:
3
ВСЕГО:
85
47
25
24
379
34
71
58
70
80
10
39
64
20
9
37
492
32
10
42
1547
874 дев.
673 мал.
Возрастной состав занимающихся
Таблица 2
Наименование
Численность учащихся
Всего
из них девочек
из них мальчиков
3
2
1
5-9 лет
579
281
298
10-14 лет
624
370
254
15-17 лет
329
215
114
18 лет
12
6
6
1547
874
673
До 5 лет
Возрастной состав занимающихся (физ. лица)
Таблица 3
Наименование
Численность учащихся
Всего
из них девочек
из них мальчиков
3
2
1
5-9 лет
425
203
222
10-14 лет
436
246
190
15-17 лет
226
130
96
8
4
4
1098
585
513
До 5 лет
18 лет
7
Количество учащихся по направленностям обучения
Таблица 4
Охват детей дополнительным
образованием
Численность обучающихся, чел.
Общее количество
Количество физических лиц
обучающихся
(уникальных)
239
186
В группах технической
направленности
В группах естественнонаучной
направленности
В группах художественной
направленности
В группах туристскокраеведческой направленности
В группах социальногуманитарной направленности
379
285
395
245
42
33
492
349
1547
1098
Возрастной состав по направленностям программ (весь списочный состав)
Таблица 5
Программы
художественной
направленности
Программы
технической
направленности
Программы
естественнонаучной
направленности
Программы социальногуманитарной
направленности
Программы туристкокраеведческой
направленности
ВСЕГО:
1.
2.
3.
4.
5.
до 5
лет
1/1
5-6
лет
20/37
7-9
лет
80/140
10-12
лет
88/129
13-15
лет
48/78
16-18
лет
8/10
ВСЕГО
1/1
51/56
44/54
62/88
20/29
8/11
186/239
18/33
61/82
69/85
116/141
21/38
285/379
91/106
90/124
30/53
85/120
46/82
349/492
0
0
15/21
11/14
7/7
33/42
180/232
275/400
264/376
280/382
90/148
1098/1547
7/7
9/9
245/395
Количество учащихся и групп по годам обучения
Таблица 6
Группы
по годам обучения
п/п
1.
Групп 1-го года
обучения
2.
Групп 2-го года
обучения
Количество групп и учащихся
Примечание
Количество
групп
41
Число
учащихся, чел
854
Количество
часов
133
21
456
114
8
Средняя наполняемость
групп 1-го года обучения
примерно 11-15 чел.
Средняя наполняемость
групп 2-го года обучения
3.
Групп 3-го года
обучения
10
149
54
4.
Групп 4-го года
обучения
6
73
20
5.
Групп 5-го года
обучения
2
15
7
80
1547
328
ВСЕГО:
примерно 10-12 чел.
Средняя наполняемость
групп 3-го года обучения
примерно 10-12 чел.
Средняя наполняемость
групп 4-го года обучения
примерно 10-12 чел.
Средняя наполняемость
групп 5-го года обучения
примерно 8-10 чел.
Полнота реализации дополнительных общеразвивающих программ составила – 89 %
Наполняемость объединений и сохранность контингента представлена в таблице 7.
Таблица 7
№
п/п
Название объединения
/программы/
Кол-во учащихся
На 01.01.2024 г.
На
20.04.2025 г.
Выбыло
Прибыло
8
27
25
30
12
28
15
7
10
6
31
15
0
0
0
5
3
114
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Лесная школа
Мой первый робот
14
65
31
127
49
40
31
28
13
118
10.
Мой первый робот
БайкалРоб (Хилгана, новые места)
Мой первый робот
БайкалРоб (Улюн, новые места)
Занимательная физика (наш)
251
–
0
0
54
34
20
0
105
581
78
–
30
0
3
0
24
110
72
61
17
15
45
56
34
129
70
47
45
10
35
32
15
54
9
26
0
5
15
56
19
73
7
12
28
0
5
32
49
43
79
80
10
53
38
42
10
49
38
47
15
60
0
4
0
0
9
20
0
0
7
5
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Лесовичок (один год об.)
Слово о Байкале
Живая кисть
Живая кисть (Баянгол, новые места)
Радужный мир (один год об.)
Байкаловедение
Юный исследователь
Занимательная физика (Баргузин, новые
места)
Арт-медиа
Играй и развивайся
Английский без границ
Хореография
3D моделирование
Юный гид-экскурсовод
Лесная сказка
Мой отчий край – долина
Баргузина
Рукодельница
Тайны слова
Я - исследователь
Путешествие нерпёнка
Друзья леса (Юбилейный)
Биологическое краеведение (Уро)
67
27
137
79
52
59
38
17
9
Первый шаг в робототехнику
(Адамово)
Лесная школа (Гусиха)
Народное пение
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Эстрадное пение
Школа актива и лидерства
Мой проект
Практическое обществознание
История. Теория и практика
Школьная газета НОМТО
ИТОГО:
42
42
0
0
34
12
13
53
13
29
12
1611
30
10
13
39
64
20
9
37
1547
4
2
0
14
0
9
3
0
0
0
0
51
0
0
37
1– программы не проводится в 2024-2025 уч/г.
* – процент сохранности контингента: количество учащихся на конец года х 100/количество учащихся на начало года
(680х100/700)
Сохранность / стабильность состава учащихся/, S = (К-н – К-в) :К-н х 100, где: (К-н) – кол-во учащихся на начало
учебного года; (К-в)– кол-во учащихся, выбывших в течение учебного года.
В целом по учреждению сохранность контингента за период с 01.01.2024 по 20.04.2025
составила 88%.
Анализ контингента учащихся по возрасту (табл. 4) свидетельствует о том, что дети
возрастной категории от 16 до 18 лет мало посещают объединения центра. В основном, это
программы, которые способствуют повышению уровня школьных знаний, необходимых для
сдачи итоговой аттестации, в нашем центре это такие программы как английский язык,
физика,
практическое
обществознание
и
история.
На
программах
технической
направленности также мало остаётся старшеклассников. Основные причины, по которым
дети старшего возраста не посещают объединения дополнительного образования (на
основании нашего опроса) – это отсутствие свободного времени, загруженность в школе.
Кроме этого, возможно, нет интересных современных программ для данной возрастной
категории, а также профориентационных программ и педагогов, готовых их реализовывать.
Также причина малого количества детей старшего школьного возраста, посещающих
дополнительное образование, возможно, не только в том, что не хватает качественных
образовательных современных программ, квалифицированных педагогов, но и в том, что
современных детей, возможно, не устраивает такая форма получения образования, как
постоянные
обязательные
занятия.
Самой
глобальной
проблемой
можно
считать
компьютерную зависимость, просмотр бесчисленного количества каналов на телевидении,
вместо привычного живого общения.
По сравнению с прошлым годом, количество детей в старшей возрастной категории
стало меньше на 21 человек, что составило 9% от общего количества учащихся.
Дополнительные общеразвивающие программы сегодня будут востребованными и
стабильными только в случае их очевидной социальной значимости, поэтому они должны
иметь внятный результат и позитивный отзыв у детей и родительской общественности.
10
Анализ посещаемости объединений детьми показывает, что наполняемость групп в
течение учебного года, в основном, стабильна. Снижается посещаемость в зимнее время
года, особенно в январе и феврале, при наступлении холодов; при аттестации в школе в
конце каждой четверти (контрольные работы); и при отсутствии педагога на длительный
период (болезнь, курсы, учебный отпуск).
Фактическая посещаемость занятий детьми в отчётном году составила 89 % (таблица 8).
Посещаемость занятий детьми /сводная таблица за 2024 -2025 учебный год/
Таблица 8
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Фактическая посещаемость занятий учащимися,
2024-2025 уч. год
Объединение
(в %, в целом по объединению, среднее значение)
Сентябрь, октябрь,
Декабрь, январь,
Март, апрель, май
ноябрь
февраль
Лесная школа
Лесовичок (один год об.)
Слово о Байкале
Живая кисть
Радужный мир (один год об.)
Байкаловедение
Юный исследователь
Юный гид-экскурсовод
Мой первый робот
3D моделирование
Занимательная физика
Арт-медиа
Играй и развивайся
Английский без границ
Хореография
Лесная сказка
Мой отчий край – долина Баргузина
Рукодельница
Школа актива и лидерства
Мой проект
Практическое обществознание
История. Теория и практика
Тайны слова (Усть-Баргузинская СОШ)
Я–исследователь (Усть-Баргузинская СОШ)
Народное пение
Эстрадное пение
Лесная школа (Гусиха)
Живая кисть (Баянгол)
Мой первый робот /БайкалРоб (Хилгана)
Мой первый робот/БайкалРоб (Улюн)
Занимательная физика (Баргузин)
Путешествие нерпёнка (Баргузин)
Друзья леса (Юбилейный)
Биологическое краеведение (Уро)
Первый шаг в робототехнику (Адамово)
Школьная газета НОМТО
В связи с вышеназванным
97
98
85
89
94
91
95
92
91
93
93
84
96
75
95
93
92
91
91
92
92
98
91
98
96
95
96
96
89
95
93
97
82
97
96
91
93
82
86
81
64
96
85
95
89
85
90
90
67
84
68
74
88
94
79
82
84
91
92
85
95
85
84
88
89
83
87
91
86
87
90
87
89
85
92
92
89
79
96
88
93
88
95
95
86
63
89
82
98
88
96
86
88
91
97
100
90
95
86
86
93
91
87
92
87
89
87
90
85
89
89
ежегодно педагогическим коллективом центра
проводится большая работа по сохранению и привлечению контингента учащихся (дни
11
открытых
дверей,
общественностью,
экскурсий,
вводные
организация
походов
и
др.
программы
и
тематических
мероприятий).
экскурсии,
работа
с
выставок
в
творческих
Педагоги
пересматривают
родительской
объединения,
содержание
образовательных программ, применяют в деятельности активные формы и методы работы.
Сегодня дополнительные общеразвивающие программы отличаются содержательностью,
вариативностью, гибкостью. Параллельно с изучением основного программного материала
педагоги ведут проектную деятельность с детьми по выбранным направлениям. Проектная и
исследовательская деятельность становится приоритетным направлением в реализации
образовательных программ, что позволяет детям включиться в интересное, социальнозначимое дело, вызывая живой интерес.
Качество реализации дополнительных общеразвивающих программ
Одним из очевидных приоритетов развития системы дополнительного образования
становится обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с
интересами детей, потребностями семьи и общества, что нашло отражение в концептуальных
нормативных документах. Первоочередной задачей в деле обновления его содержания
представляется уточнение особенностей содержания дополнительной общеразвивающей
программы – основного документа педагога дополнительного образования детей. Для
грамотного
построения
образовательной
деятельности,
педагоги
центра
способны
проектировать программу мониторинга своей образовательной деятельности, умеют
осуществлять
рефлексию
движения
личности
учащегося
в
результате
освоения
образовательной программы и способны к дальнейшему планированию своей работы с
учётом данных, полученных в ходе мониторинга. В течение учебного года проводится
входная, промежуточная и итоговая диагностика.
Анализ результатов диагностики
результативности
образовательных программ показывает, что в
программ прослеживается
положительная динамика, а значит,
программы интересны детям, выбранные формы и методы работы дают хороший результат.
В целом, можно отметить, что на первом году обучения доля учащихся, осваивающих
программу на базовом уровне составляет от 53 до 72%; на высоком уровне – от 15 до 30%, на
минимальном (начальном) уровне от 10 до 20%. На втором и последующих годах обучения,
в основном, происходит увеличение доли учащихся, освоивших программу на высоком и
базовом уровне и соответственно, уменьшение количества учащихся на минимальном
уровне. На последнем году обучения (для программ от 3-х лет обучения и выше), в
основном, остаются мотивированные дети, и процент освоения программы на низком уровне
сводится к 0.
12
Одна из приоритетных задач центра – это работа по формированию системы
поддержки детских инициатив, социально-значимых идей и проектов учащихся и педагогов,
выстраивание индивидуальной траектории развития
в работе с талантливыми детьми.
Педагоги естественнонаучного профиля, таких объединений как «Лесная школа»,
«Байкаловедение», «Юный исследователь», объединения художественной направленности
«Живая кисть», «Практическое обществознание» выстраивают индивидуальную работу с
детьми, занимающимися учебно-исследовательскими проектами, определившимися с
выбором профессии, организуют дополнительную подготовку отдельных детей или команды
для участия в профильных олимпиадах и конференциях. Такая индивидуальная работа даёт
хорошие результаты.
Посещение занятий и мероприятий показывает, что уровень и качество преподавания
педагогов вырос, можно отметить творческий подход педагогов к проведению занятий,
разнообразие методов и приёмов преподавания с учётом специфики своей деятельности;
акцент на личностно-ориентированный подход в общении, а именно, педагоги планируют
занятие так, чтобы оно было направлено не на выяснение того, что знает учащийся, а на то,
насколько развиты его «сила ума», наклонности и способность рассуждать, критически
мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Среди разнообразия
педагогических технологий, наиболее приоритетными, универсальными у педагогов центра
являются метод проектов,
коллективно-творческое дело, интерактивные игровые
технологии, практикумы, тренинги и дифференцированный подход к обучению.
Качеству реализации дополнительных общеразвивающих программ способствует и
полученное оборудование в рамках реализации проекта «Успех каждого ребёнка»
национального
проекта
«Образование».
Это
позволило
сделать
занятия
более
привлекательными, интересными, появилась возможность на более высоком уровне
оттачивать своё мастерство юным художникам, артистам, проводить учебные исследования
и
практические
работы
в
природе,
моделировать трёхмерные объекты;
конструировать
и
программировать
роботов;
проводить и участвовать в онлайн-мероприятиях.
Осваивать новые знания стало интереснее и доступнее, так как многие, к примеру,
физические явления можно продемонстрировать, пронаблюдать, увидеть собственными
глазами. В целом, у учащихся повышается мотивация к занятиям по данным направлениям и,
в конечном итоге, повышается качество реализации дополнительных общеразвивающих
программ.
13
Центр
активно
взаимодействует
с
организациями
других
ведомств.
Такое
межведомственное взаимодействие способствует эффективной реализации дополнительных
общеразвивающих программ, проектов.
Так, совместно с Усть-Баргузинским лесхозом, уже более 20 лет работает школьное
лесничество «Росток». При поддержке лесхоза проводятся конкурсы юных лесников,
учебно-исследовательские конференции, посадки, акции по уборке лесных массивов от
мусора, праздники и занятия на природоохранную тематику. При поддержке специалистов
лесного хозяйства проводится подготовка детей на слёты школьных лесничеств и учебноисследовательские конференции. Таким образом, создано ресурсное обеспечение для
реализации образовательных программ не только «Лесная школа», но и других программ
естественнонаучной направленности. В отчётном году при поддержке лесничества
проводились мероприятия к международному Дню леса, серия акций и мероприятий на
противопожарную и природоохранную тематику, ребята приняли участие в республиканской
природоохранной акции «Сохраним леса Байкала», в интернет-конкурсе «Птичья столовая»,
в республиканском слёте школьных лесничеств и республиканском и всероссийском этапах
всероссийского лесного конкурса «Подрост».
В рамках сетевого взаимодействия с Усть-Баргузинской средней школой и с детскими
садами
посёлка
для
детей
дошкольного
возраста
педагогами
центра
проводятся
дополнительные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности –
«Лесовичок»,
художественной
направленности
–
«Радужный
мир»
и
социально-
гуманитарной направленности «Играй и развивайся». Программы для дошкольников
развивают эстетические чувства, память, мелкую моторику, способность концентрироваться,
сострадать, воспитывают аккуратность и ответственность, что в целом формирует основы
нравственности и развивает интеллект.
Реализация деятельностного подхода, а именно организация учебно-исследовательской,
проектной, практической природоохранной деятельности по экологическому образованию,
является приоритетным направлением деятельности центра. Учащиеся детских объединений
«Я – исследователь», «Лесная школа», «Байкаловедение», «Школа актива и лидерства»,
«Практическое
обществознание»,
объединение
робототехники
занимаются
учебно-
исследовательскими проектами, практической проектной деятельностью.
Ежегодно примерно 30-50% учащихся принимают участие в мероприятиях разного
уровня. Данные об участии детей в 2024-2025 уч. году в конкурсах, конференциях
представлены в таблицах 9 и 10. 33% учащихся приняли участие в мероприятиях в 2024-2025 у.году
14
Таблица 9
№
п/п
Дата
1.
02.09.20
24г.05.09.20
24г.
2.
23.09.20
24 г.
3.
26.09.20
25 г.
27-29.09.
2024 г.
4.
5.
15.10.24г
.17.10.24г
.
6.
17
октября
2024 г.
20
октября
2025 г.
23.10.20
24г.
7.
8.
9.
Сентябр
ьдекабрь
2024
10.
30
октября
2024 г.
11.
Ноябрь
2024
12.
15.11.20
24 г.
13.
14.
декабрь
20254 г.
Мероприятие/
организатор
I Межрегиональный слёт школьных
лесничеств в Республике Бурятия
(Очное)
Республиканское агентство лесного
хозяйства
Министерство образования и науки
Республики Бурятия
ГБУ ДО «Ресурсный экологобиологический центр Республики
Бурятия»
Международный конкурс «Старт
инноваций»
Международный инновационный
проект «Моя отчизна»
Конкурс лесников
Региональный этап Школы актива в
рамках мероприятий регионального
отделения «Движение первых»
МАУ ДО ДОЦ «Огонёк», г. Улан-Удэ,
II Всероссийский детский
экологический форум
г. Челябинск (очное)
Министерство экологии Челябинской
области,
Министерство образования и науки
Челябинской области, Фонд поддержки
и развития экологических инициатив
«КОМПАС» (г. Москва),
Администрация г. Челябинск
Республиканский форум
«Медиапрофориентация. Республика
Бурятия» в г. Улан-Удэ
Конкурс изделий декоративноприкладного творчества «Золотая
осень»
Всероссийская олимпиада «Эколята
– молодые защитники природы»
Министерство просвещения
Российской федерации
ФГБОУ ДО «Федеральный центр
дополнительного образования и
организации отдыха и оздоровления
детей»
Участие в V Международной детскоюношеской премии «Экология –дело
каждого» Проект
«Учёт естественного
лесовосстановления под пологом
соснового древостоя на территории
Забайкальского национального парка».
Республиканская научно-практическая
конференция «Первые шаги»,
г. Улан-Удэ на базе МАОУ «СОШ № 47
им. Калашникова И.К.»
Участие в Республиканской очнозаочной олимпиаде «Лесная
инициатива»
II-я конференция «Движение первых» в
Баргузинском районе, с. Баргузин
Международный экологический
диктант
Республиканская природоохранная
акция «Сохраним леса Байкала»
Номинация «Лесной патруль»
Организация и проведение экологопросветительского конкурсного
мероприятия «Сохраним живую ель»
Уровень
Межрегиональн
ый
Количеств
о
участнико
в
4
Международны
й
1
Учреждение
36
Региональный
4
Результат
(участие, наличие победителей, призеров,
лауреатов с указанием Ф.И. обучающего
(воспитанника))
диплом IIIстепени в оминации Лесное
многоборье (конкурс – Таксация леса)
Грамота в номинации «Лесоведение и
лесовостановление»
За теоретический этап, тестирование по
лесным дисциплинам команда вышла на
третье место
(https://vk.com/public216680535?w=wall216680535_161
Педагог Поставит Т.А.
2-е место
педагог Попова Р.В.
3 места
педагог Поставит Т.А.
Участие
педагог Быкова Е.К.
Всероссийский
3
https://vk.com/rebcrb?w=wall50337860_3486, Ребята в составе команды
Республики Бурятия.
Победители в номинации «Лучший
проект по сохранению растений»,
команда Республики Бурятия,
https://vk.com/rebcrb?w=wall50337860_3449
педагог – Поставит Т.А.
Республиканск
ий
5
Участие
педагог Быкова Е.К.
Учреждение
30
3 призовых места
педагог Михайлова О.М.
Всероссийский
45
Дипломы призёров – 4 чел.
Сертификат – Селиванов Владислав
(очное участие)
https://1ecol.ru/
педагог – Поставит Т.А.
Международны
й
10
Республиканск
ий
1
Грамота в номинации:
педагог Иванова Н.И.
Республиканск
ий
20
Диплом I степени –
2 чел.
Диплом II степени – 2 чел.
Муниципальны
й
Международны
й
10
Республиканск
ий
15
33
22
8 дипломантов
Диплом III степени (командный) 8 чел.
15.
16.
Ноябрьдекабрь
2024г.
декабрь
2024 г.
17.
07.02.20
25 г.
18.
январьмарт
2025 г.
февраль
2025 г.
19.
20.
февраль
2025
21.
5.03.202
5 г.
07.03.20
25 г.
22.
23.
24.
25.
16.04.20
25 г.
17
апреля
2025 г.
24.04.20
25 г.
26.
25.04.20
25 г.
27.
апрель
2025 г.
28.
апрель
2025 г.
29.
30.
26.04.20
25 г.
Участие в III Всероссийской олимпиаде
по естественно-научной грамотности
Учреждение
25
Новогодний конкур декоративноприкладного творчества «Корона для
Снегурочки»
Всероссийский конкурс по
конструированию и робототехнике
«Робо квант»
Республиканская природоохранная
акция «Зимующим птицам –нашу
заботу!»
Республиканский этап НПК
«Национальное Достояние России»
Учреждение
18
3 победителя
педагог Михайлова О.М.
Всероссийский
15
1 место, победитель в номинации
«»Робот-техника»
2-е место –3 чел.педагог-Евдокимов А.П.
Республиканск
ий
45
Республиканск
ий
3
Республиканска
я
3
Учреждение
19
Всероссийский
19
Районный
42
Учреждение
19
Научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
г. Улан-Батор, МОНГОЛИЯ
Научно-практическая конференция
«Первые шаги»
Усть-Баргузинская СОШ
Республиканский конкурс детского
рисунка «Сохраним лес от пожаров»
Международны
й
12
Районный
7
7 призёров
Республиканск
ий
20
2-е место – 1 чел.
3-е место – 1 чел.
педагог Пучкова А.А.
Конкурс рисунков «Мир заповедной
природы» Грач – птица года
в рамках всероссийской акции «Марш
парков»
В рамках Марша парков: Конкурс «Ода
Байкалу»
Конкурс театральных коллективов
«Подлеморье – Земля талантов» в
рамках всероссийской акции «Марш
парков»
Республиканск
ий
35
Олимпиада «Байкальская перспектива»
всероссийский этап - ФГБОУ ВПО
«Бурятский государственный
университет»
Конкурс декоративно-прикладного
творчества «Букет для мамы»
3-й Всероссийский открытый детскоюношеский конкурс трёхмерного
моделирования и печати «3D как
современное искусство»
Районный смотр-конкурс творческих
коллективов «Город мастеров»
Конкурс декоративно-прикладного
творчества «Пасхальная мозаика»
1 –е место, 4-е место,
– Попова Р.В.
1- призер по истории
1- призер по праву
педагог-Попова Р.В.
3 победителя
педагог Михайлова О.М.
1-е место – Евдокимов Александр
2-е место – Колодин Алексей, Афанасьев
Александр, Кривогорницев Степан, Рапин
Данил, Фролов Александр.
педагог Евдокимов Антон Павлович
3 пебедителя
педагог Михайлова О.М.
4 призёра
педагог Пучкова А.А.
Всероссийский
5
1 победитель
Республиканск
ий
20
1-е место
педагог Серебрякова М.И.
Таблица 10
Общее количество участников мероприятий/
количество учащихся, занявших призовые места
Год
20222023
20232024
20242025
всего
участник
ов/победи
телей
Внутренние
мероприяти
я
Муниципальный
уровень
Региональный
/Республиканский/
уровень
Межрегиональный
уровень
Всероссийский
/федеральный/
уровень
Международный
67/21
97/42
153/39
12/1
60/12
59/23
448/138
158/36
110/85
151/34
–
115/61
95/27
629/243
122/12
59/21
251/76
14/1
52/11
13/5
511/126
Воспитательная работа
Воспитательная работа центра строится по принципу «Знание – убеждение –
поведение». Принцип основывается на предположении, что приобретаемые знания
16
отражаются на убеждениях, влияют на формирование ценностных ориентаций и, в конечном
счёте, ведут к изменению поведения.
В центре сложилась своя система воспитательных мероприятий по направлениям:
экологическое; гражданско-патриотическое; здоровый образ жизни.
Воспитательные мероприятия организуются и проводятся с учётом профиля,
воспитательных возможностей, возрастных особенностей, интересов и запросов детей.
Большинство мероприятия носят комплексный характер и не ограничиваются одним
днём. Мероприятия включают в себя выставки просмотра литературы, рисунков (например,
к Дню Победы), циклы тренингов, ролевых, деловых игр, коллективно-творческих дел,
природоохранных акций, разнообразных конкурсов и видео-презентаций.
Сегодня организация массовых воспитательных мероприятий выходит на более
высокий
уровень.
Педагогами
организуются
арт-проекты
–
это
особая
форма
воспитательного мероприятия, которая синтезирует разнообразные виды деятельности всех
его участников: это и знакомство с новой информацией, обогащённое использованием
приёмов
театрализации,
художественного
чтения,
прослушивания
музыкальных
произведений, аудио и видео сопровождение, диалоги-обсуждения проблем, связанных с
темой арт-проекта, разнообразные интерактивные игры.
Всё это обеспечивает более
глубокое восприятие материала через образ, усиливает
эмоциональное воздействие,
обеспечивает погружение в тему.
Природоохранные акции, социальные проекты и массовые мероприятия проводятся с
привлечением родителей, общественности посёлка, спонсоров. В организации мероприятий
по профилю (например, конкурс юных лесников, экологические проекты «Ёлочка, живи»,
«Экологическая сказка», конференция учебно-исследовательских работ «Родной край у
Байкала» и др.) участвуют наши партнёры – специалисты Усть-Баргузинского лесхоза и
ФБГУ «Заповедное Подлеморье», что делает их более содержательными и профессионально
ориентированными.
В отчётном году традиционно были проведены такие мероприятия центра как день
открытых дверей «Палитра центровской жизни» с целью знакомства с деятельностью
детских объединений, мероприятие к Дню работников леса «Нет профессии нужнее»; серия
мероприятий, приуроченных Дню Байкала, Дню учителя «По зову сердца», Дню матери
«Любовью материнской мы согреты», новогодние мероприятия и др. Мероприятия
проводились с привлечением партнёров (Усть-Баргузинский лесхоз, Забайкальский
национальный парк) и с участием родителей.
17
Очень полюбилась детям такая форма проведения мероприятий, как квесты. Серия
заданий, задач, которые необходимо решить для достижения цели очень увлекает и
затягивает. В отчётном году прошли квесты: «Детство – дело серьёзное», к Дню Великой
Победы «Герои Победы».
Активно учащиеся центра включаются в патриотические акции, такие как «Письмо и
посылка солдату», «Мы вместе – мы едины». Традиционно прошла серия мероприятий,
посвящённых 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, которая началась в
январе с мероприятий, посвящённых блокаде Ленинграда, в том числе акция «Блокадный
хлеб». В апреле-мае к Дню Великой Победы проводился арт-проект: «Помним сердцем…», в
рамках которого традиционно прошли мероприятия: викторина «По страницам Великой
Отечественной войны», конкурс чтецов «В строю бессмертного полка», конкурс детского
рисунка «Этих дней не смолкнет слава», акция «Георгиевская ленточка», акция «Окна
Победы», патриотическая акция «Стена памяти», героико-патриотический квест «Герои
Победы», конкурс детского рисунка «Мир глазами детей». Все мероприятия способствовали
гражданско-патриотическому воспитанию, сохранению исторической памяти.
В апреле более 60 учащиеся творческих объединений центра приняли успешное
участие в районном смотре-конкурсе «Город мастеров», посвящённому 80-летию Победы в
Великой Отечественной войне.
Ежегодно
учащиеся
объединения
«Лесная
школа»
принимают
участие
во
всероссийской акции «Сад памяти». В этом году они участвовали в уходовых мероприятиях
на уже заложенных скверах памяти.
В мае традиционно состоялось итоговое мероприятие (завершение учебного года)
«Планета детства», на котором состоялось чествование выпускников центра, которые
закончили обучение по выбранным программам. В этом году выпускников – 12 человек.
Взаимодействие с родителями
Современные родители рассматривают учреждения дополнительного образования
детей не только как место для досуга своего ребёнка, развития его интересов, хобби, но и,
прежде всего, заинтересованы в образовательных результатах, успехах детей. Поэтому
установление партнёрских отношений, общности интересов – важная составляющая
деятельности педагога дополнительного образования. У каждого педагога центра наработан
свой опыт взаимодействия с родителями и свои формы сотрудничества. Принцип открытости
и социального партнёрства – вот основа организации деятельности с родителями.
Ориентируясь на многообразие форм общения с родителями и на свой личный
педагогический опыт и интуицию, педагоги центра вовлекают родителей в образовательное
18
пространство, в деятельность детских объединений. Работа с родителями
строится по
следующим направлениям: диагностическая работа по изучению семьи (составление
характеристик семей: состав, сфера деятельности, социальный уровень); вовлечение
родителей в процесс жизнедеятельности учреждения (проведение родительских собраний,
оформление тематических уголков для родителей, проведение
занятий с партнёрским
участием родителей, проведение совместных мероприятий общего досуга, дни открытых
дверей, выставки совместных работ детей и родителей, привлечение родителей к
организации поездок на мероприятия разного уровня). Кроме того, каждый педагог проводит
индивидуальную работу с родителями по вопросам воспитания, знакомит родителей с
успехами ребёнка, с проблемами, возникающими в процессе обучения. Активно
используются
интернет-ресурсы,
где
освещается
деятельность
центра
и
детских
объединений. Прослеживается позитивная динамика мотивации родителей к участию в
совместной деятельности. Педагогический коллектив понимает, что родители доверили нам
самое ценное – своих детей и старается оправдать их доверие.
КАДРЫ И УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Управление центром осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об
образовании в Российской федерации», иными нормативно-правовыми актами, Уставом
центра, локальными актами центра на принципах единоначалия и самоуправления,
демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и
здоровья человека, свободного развития личности.
Управление в центре осуществляется на основе сотрудничества педагогического,
детского и родительского коллективов.
Управляющая система представлена персональными – директор, заместитель директора
по УВР и коллегиальными органами управления (педагогический совет, методический
совет).
Основные условия эффективности работы центра мы видим в:
— создании чёткой организационной структуры;
— создании коллектива педагогов-единомышленников;
— высоком профессионализме педагогических кадров;
— правильно построенной модели мотивации и стимулирования педагогического труда;
— обеспечении инновационного развития центра;
— осуществлении стратегического планирования;
— научно-методическом обеспечении деятельности;
— чёткой системе управленческого и педагогического контроля.
19
3.1. Характеристика кадрового обеспечения учреждения.
В новых изменившихся социально-экономических условиях, в условиях модернизации
образования, в том числе и дополнительного, общество и государство предъявляют к
педагогическим кадрам, уровню их профессиональной компетентности новые требования.
Для нас профессионализм педагога – это результат большой целенаправленной работы
над собой, совершенствование своего методического потенциала. Современный педагог
дополнительного образования должен быть направленным на детей, стремиться к
партнёрским отношениям со своим учащимся и родителям, владеть необходимыми знаниями
для
разработки
коммуникативными
дополнительной
качествами,
общеразвивающей
владеть
техникой
программы,
исследовательской
и
обладать
проектной
деятельности, анализировать, а самое главное – быть увлечённым своим делом.
В 2024-2025 уч. году в центре работает 29 человек, из них 23 – педагогические
работники (в том числе 10 внешних совместителей); 2 – административно-управленческий
персонал; 4 – технический персонал.
Администрация: директор, заместитель директора по учебной работе. Из 13
чел.
педагогического состава (штатные работники): 9 имеют высшее образование, 4 – среднее
профессиональное. Педагогов с высшей квалификационной категорией – 1, I-й категорией –
4. Педагогов, имеющих квалификационные категории – 77% от общего количества
педагогов.
Качественный состав педагогического коллектива (штатные работники)
Таблица 11
2024 г.
Педагогический состав
Имеют категорию
Из них:
— высшую
— первую
человек
%
13
5
100
38
1
4
8
31
Кадровый состав педагогических работников по пед. стажу (штатные работники)
Таблица 12
Стаж работы
в данном учреждении
До 1 года
1-3 года
3-5 лет
6-10 лет
11-15 лет
16-25 лет
Свыше 25
ИТОГО:
2024 г.
человек
1
0
2
2
1
2
5
13
20
%
8
0
15
15
8
16
38
100
Кадровый состав педагогических работников по пед. стажу (совместители)
Таблица 12.1.
Стаж работы
в данном учреждении
До 1 года
1-3 года
3-5 лет
6-10 лет
11-15 лет
16-25 лет
Свыше 25
ИТОГО:
2024 г.
человек
0
1
1
2
3
2
1
10
%
0
10
10
20
30
20
10
100
Возрастной состав педагогов (штатные работники)
Таблица 13
Возрастной состав
2024 г.
человек
1
5
1
2
4
13
От 19 до 25 лет
От 26 до 35 лет
От 35 до 45 лет
От 46 до 55 лет
Выше 55
ИТОГО:
%
8
38
8
15
31
100
Возрастной состав педагогов (совместители)
Таблица 13.1
Возрастной состав
2024 г.
человек
0
2
5
3
0
10
От 19 до 25 лет
От 26 до 35 лет
От 35 до 45 лет
От 46 до 55 лет
Выше 55
ИТОГО:
%
0
20
50
30
0
100
Среди штатных педагогов мужчин – 1, женщин – 12. Средний возраст педагогов –42
года.
В 2024-2025 г.г. курсы повышения квалификации прошли 5 человек.
Анализ кадрового состава говорит о
педагогов
дополнительного
образования
профессионализме педагогов. У большинства
сформированы
потребность
и
мотивации
профессионального роста, создана готовность к работе в инновационном режиме и
взаимозаменяемости. Рядом с опытными педагогами работают молодые педагоги, которые
всегда могут рассчитывать на помощь и поддержку профессионалов.
Сегодня невозможно представить работу учреждения вне его связи с окружающей
средой.
Как уже говорилось выше, для успешной реализации своих образовательных
программ мы активно используем не только собственные, но и привлечённые ресурсы таких
организаций как Усть-Баргузинский лесхоз,
школьного лесничества и
КИЦ «Байкал». Например, территория
поселковая парковая зелёная зона активно используется как
21
учебная исследовательская площадка для проведения образовательной программы «Лесная
школа». Традиционно хорошие отношения связывают центр с Усть-Баргузинской средней
общеобразовательной школой, Забайкальским национальным парком, образовательными
учреждениями Баргузинского района: детскими садами, Баргузинским Домом детского
творчества. В настоящее время партнёрские отношения вышли на качественно новый
уровень, появились новые совместные проекты и программы; проводятся конференции,
акции, конкурсы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-административный корпус расположен в п. Усть-Баргузин, по улице
Советская, 44.
Для проведения образовательных программ имеется 7 учебных кабинетов. Учебные
кабинеты оснащены необходимым оборудованием (столы, стулья,
средства наглядной
агитации). В небольшом количестве имеется учебное оборудование (компасы, микроскоп,
таксационные приборы, классные доски, лабораторная посуда, учебные стенды). Для
проведения летних полевых практик и организации походов имеется полевое снаряжение –
палатки, спальники, коврики, костровое оборудование и посуда. В ноябре 2017 г. получили
высокотехнологичное оборудование для развития программа технической направленности:
3D сканер, 3D принтер, лазерный гравёр, станок настольный сверлильный, шлифовальный
станок, набор образовательный «Амперка» для изучения прикладного программирования и
робототехники (5 шт.), набор «Робоняша» для создания роботизированных колесных
платформ (1 шт.), 5 ноутбуков и 3 компьютера для программирования роботов и занятий 3 D
моделированием.
Имеется учебная литература по направлениям (естественнонаучное, туристскокраеведческое,
художественное,
техническое,
социально-педагогическое),
научно-
популярные издания; нормативные документы; картографический материал.
Учебный
методический
материал
на
СD-дисках:
Экологические
исследования
школьников в природе; Учебно-методические видеофильмы Ассоциации «Экосистема»,
методические пособия по полевой экологии /для учителей и педагогов дополнительного
образования/;
Экологические
практикумы:
Комплексная
экологическая
практика
школьников. Учебно-методическое пособие. Под. Редакцией проф. Л.А. Коробейниковой.
Информатизации образовательного процесса способствует наличие компьютеров (19),
оргтехники (ксерокс, 5 принтеров), мультимедийный проектор, фотоаппарат, музыкальный
центр. 70% педагогов владеют современными информационными технологиями. Имеется
электронная почта, сайт центра.
22
В декабре 2019 г. центр включился в региональный проект «Успех каждого ребёнка»
национального проекта «Образование» по созданию новых мест дополнительного
образования
детей.
Три
кабинета
технической
направленности
(МЕЙКЕР)
и
естественнонаучной направленности (ТОПОС) и художественной направленности были
отремонтированы и оформлены в соответствии брендбуком.
Для реализации дополнительных общеразвивающих программ в рамках всероссийского
проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» в сентябре-ноябре
2020 г., в 2022 г. и в 2023 г. было получено оборудование и укомлектованы мебелью и
средствами обучения три кабинета. Полученное оборудование:
Интерактивные панели, ноутбуки (6 шт.) для реализации программ естественнонаучной
направленности микроскопы: цифровой USB микроскоп, микроскоп стереоскопический (бинокуляр),
фотоаппарат, специальное лесоизмерительное оборудование – мерные вилки, высотомер, буссоль.
Цифровая лаборатория по экологии, гербарные папки и пресс; методические пособия по экологии,
тематические наглядные пособия и др. Для программы по робототехнике – стол для сборки
роботов, шкафы для хранения, наборы для изучения прикладного программирования и
робототехники «Амперка», (5 шт.), образовательный комплект для создания роботизированных
колесных платформ «Робоняша», робототехнические наборы LEGOMINDSTORMSEducation (9 шт.),
ресурсные наборы, 3D принтер Pikaso Desianer, лазерный гравёр Kamach 53, 3D сканер Sense,
принтер настольный для печати трехмерных объектов PICASO 3DDesinger. В 2022 г. – Базовый
набор для изучения промышленной робототехники, ресурсный набор для изучения промышленной
робототехники, беспроводная камера набора для изучения промышленной робототехники, Набор
для создания программируемых моделей и гусеничных роботов, дополнительный набор для создания
конвейеров, дополнительный набор сложных зубчатых передач, дополнительный набор звездочек и
цепь, дополнительный набор внедорожных шин, набор моторов для базового набора для изучения
промышленной робототехники, дополнительный набор моторов и сервоприводов, дополнительный
набор всенаправленных колес, Дополнительный набор с джойстиком, дополнительный набор с
захватом. Для занятий изобразительным искусством получены мольберты, софиты, подиум для
натюрмортов, наборы гипсовых моделей – геометрических фигур, орнаментов, капителей, голов;
натюрмортный фонд (в комплекте бытовые предметы, драпировки и т.д.). Юные физики получили
комплекты лабораторных работ «Сила тока», «Механика», «Геометрическая оптика», «Тепловые
явления», «Электричество», «Магнетизм»; Комплекты для лабораторных работ по переменному
току, постоянному току, электростатике, гидростатике и плавание тел, магнитным полям,
звуковым волнам, квантовой физике (3 шт.); набор «Юный физик»; набор «Магнетизм»; микроскоп,
ноутбук. В 2023 г. - видеокамера, Активная акустическая система FREE SOUND BOOMBOX
(система звукоусиления); радиосистема (головные и ручные микрофоны); Прожектор светодиодный
(белый, смена цвета, ультафиолет), звуковые колонки; DMX контроллер (интерфейс для управления
световым оборудованием); Стробоскоп (прибор светодиодный импульсного свечения); ширма.
Проблемы: Из-за острой нехватки собственных учебных площадей педагоги по
хореографии и вокалу проводят занятия на базе учреждения культуры поселения. По этой же
причине мы не можем принять на работу специалистов (нет учебных кабинетов).
Имеющиеся кабинеты очень маленькие, нет актового зала для проведения мероприятий.
Отсутствие финансирования затратоёмких программ дополнительного образования
детей, таких как хореографическое объединение, очень тормозит их развитие.
Отсутствие собственного транспорта также сдерживает развитие как каждой
программы в отдельности, так и в целом учреждения.
23
К проблемам можно также отнести и невозможность полностью удовлетворить
известный социальный заказ детей из-за недостатка квалифицированных кадров, в частности
в
технической
направленности;
также
неразвитости
материальной
базы.
Конкурентоспособность некоторых сегодняшних форм дополнительного образования детей
снижается по причине развития инновационных игровых возможностей досуга. В настоящее
время детям доступны широкие возможности в выборе развлечений, а также других форм
интересного времяпрепровождения, которые не требуют серьёзных усилий.
В целом, на сегодняшний день актуальным для нас остаются вопросы обновления
материально-технической базы, увеличения учебных площадей, а также содержания
дополнительного образования детей, что во многом также зависит
от материально-
технической базы, творческой инициативы педагогов, поиска новых путей, связанных с
интеграцией областей знаний, нетрадиционностью подходов и методов.
Вывод: По результатам работы и проведённого анализа деятельности, можно сделать
вывод: центр сегодня стабильно работающее учреждение дополнительного образования
детей, действующее в границах единых законодательных основ, представляет собой
образовательное пространство, имеющее свои традиции, приоритеты, ценности, уникальный
опыт работы в дополнительном образовании и воспитании детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Центр реализует основные задачи дополнительного образования детей через специально
организованный образовательный процесс, доминантой которого является развитие
мотивации ребёнка к познанию, творчеству, саморазвитию.
Образовательная деятельность находится в режиме стабильного функционирования,
что подтверждается сохранностью контингента, его увеличением, продолжительностью
деятельности детских объединений и стабильностью численности учащихся в них.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются, в
основном, в полном объёме, своевременно обновляются, корректируются в соответствии
современными требованиями. Создан и реализуется проект модели оценки эффективности
программ. О результативности учебно-воспитательной деятельности говорит качество
участия обучающихся в конкурсах, конференциях разного уровня,
комфортность
самочувствия детей в объединениях, показатели их личностного роста, профессионализм
педагогических кадров.
Успешно развиваются объединения технической направленности: робототехника и 3D
моделирование.
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта
«Образование» всего создано 767 новых мест дополнительного образования, принято 10
24
педагогов-совместителей, открыты 6
программ. Для этого были отремонтированы три
кабинета: технической направленности (МЕЙКЕР) и естественнонаучной направленности
(ТОПОС)
и
художественной
направленности,
кабинеты
оформлены в соответствии
брендбуком.
Исходя из анализа деятельности центра, приоритетными задачами на 2025-2026 уч.
год являются:
––
продолжить работу по корректировке и разработке нормативно-правовой базы
центра в связи с действующим законодательством;
––
продолжить
приведение
дополнительных
общеразвивающих
программ
в
соответствие с современными требованиями на основании Положения о единых требованиях
к программам центра;
–– совершенствование методической базы (оценка результативности ДОП), обновление
содержания дополнительных общеразвивающих программ (воспитательный раздел);
–– расширение механизмов межведомственного, сетевого взаимодействия центра с
различными учреждениями, направленных на повышение качества
дополнительного
образования и взаимную методическую поддержку (сетевые проекты и программы;
интегрированные занятия, межведомственное взаимодействие и т.п.);
–– определение перспектив развития материально-технической базы в соответствии с
потребностями центра и финансово-экономическими условиями.
25
ЧАСТЬ 2. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ
N п/п
Показатели
1.
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.1.4.
1.1.5
1.2
Образовательная деятельность
Общая численность учащихся, в том числе:
Детей дошкольного возраста (3-6 лет)
Детей младшего школьного возраста (7-9 лет)
Детей среднего школьного возраста (10-12 лет)
Детей среднего школьного возраста (13-15 лет)
Детей старшего школьного возраста (16-18 лет)
Численность учащихся, обучающихся по образовательным программам по договорам об оказании платных
образовательных услуг
Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся в 2-х и более объединениях (кружках,
секциях, клубах), в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся с применением дистанционных образовательных
технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам для детей с выдающимися
способностями, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам, направленным на работу с
детьми с особыми потребностями в образовании, в общей численности учащихся, в том числе:
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей
Дети-мигранты
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию
Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся учебно-исследовательской, проектной
деятельностью, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы,
соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне
1.3
1.4
1.5
1.6
1.6.1
1.6.2
1.6.3
1.6.4
1.7
1.8
1.8.1
Единица измерения,
человек, %
1547
241, 16%
400, 25%
376, 24%
382, 25%
148, 10%
––
449 чел.
29%
––
––
5
5
––
––
185 чел.
12 %
511 чел.
33%
181 чел.
1.8.2
На региональном уровне
1.8.3
На межрегиональном уровне
1.8.4
На федеральном уровне
1.8.5
На международном уровне
12 %
251 чел.
16 %
14
0,9%
1.9
1.9.1
Численность/удельный вес численности учащихся-победителей и призеров массовых мероприятий (конкурсы,
соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне
1.9.2
На региональном уровне
1.9.3
На межрегиональном уровне
1.9.4
На федеральном уровне
1.9.5
На международном уровне
1.10
Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих в образовательных и социальных проектах, в
общей численности учащихся, в том числе:
1.10.1
52 чел.
3%
13 чел.
0,8 %
126 чел.
8%
33 чел.
2%
76 чел.
5%
1
0,06%
Муниципального уровня
11 чел.
0,7 %
5 чел.
0,3 %
61
4%
61
4%
1.10.2
1.10.3
1.10.4
1.10.5
1.11
1.11.1
1.12
1.13
Регионального уровня
Межрегионального уровня
Федерального уровня
Международного уровня
Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной организацией, в том числе:
На муниципальном уровне
Общая численность педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей
27
–
–
–
–
0
0
13 человек
9 чел.
1.17.1
численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование
педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное
образование, в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное
образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации
присвоена квалификационная категория в общей численности педагогических работников, в том числе:
Высшая
1.17.2
Первая
1.14
1.15
1.16
1.17
1.18
1.18.1
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических
работников, педагогический стаж работы которых составляет:
До 5 лет
1.18.2
Свыше 30 лет
1.19
1.20
1.21
1.22
1.23
1.23.1
1.23.2
1.24
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических
работников в возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических
работников в возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников,
прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю
педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей
численности педагогических и административно-хозяйственных работников,
Численность/удельный вес численности специалистов, обеспечивающих методическую деятельность
образовательной организации, в общей численности сотрудников образовательной организации
Количество публикаций, подготовленных педагогическими работниками образовательной организации:
За 3 года
За отчетный период
Наличие в организации дополнительного образования системы психолого-педагогической поддержки
28
69%
3 чел.
23%
4 чел.
31%
3 чел.
23%
5 чел.
38 %
1 чел.
8%
4 чел.
31 %
10 чел.
50%
3 чел./
23 %
3 чел./
23 %
2 чел./
15 %
3 чел./
23 %
13 чел./100%
1 чел.
8%
6
6
4
нет
2.
2.1
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3
2.4
2.5
2.6
2.6.1
2.6.2
2.6.3
2.6.4
2.6.5
2.7
одаренных детей, иных групп детей, требующих повышенного педагогического внимания
Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося
Количество помещений для осуществления образовательной деятельности, в том числе:
Учебный класс
Лаборатория
Мастерская
Танцевальный класс
Спортивный зал
Бассейн
Количество помещений для организации досуговой деятельности учащихся, в том числе:
Актовый зал
Концертный зал
Игровое помещение
Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха
Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных
компьютеров
С медиатекой
Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться
широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся
29
0,02
единиц
7
0
0
0
0
0
0
0
0
0
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
0