Эстрадное пение

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
–– Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
––Положение о единых требованиях к дополнительным общеобразовательным программам
МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»,
№ 20 от 17.06.2019
г.).
1.

Направленность программы – художественная, вид деятельности – эстрадное пение.
Уровень освоения содержания программы – базовый. Программа направлена на овладение
определённым базовым объёмом знаний, умений и навыков в области вокального
творчества.
Актуальность
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий
большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря
пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные
способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность
просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память.
Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические
функции, обогащаются представления об окружающем, ребёнок учится взаимодействовать
со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой
жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система важно,
чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя
комфортно, пел легко и с удовольствием. Пение как
Программа предусматривает освоение простого технического приема – эстрадного
пения, развития голоса, развитие музыкальной памяти, чувство ритма, сценического
мастерства, умение импровизировать.

2

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

В программу включены ознакомительные знания по охране голоса и голосового
аппарата, типы и виды певческого дыхания, знакомство с творчеством композиторов,
слушание классической музыки.
Актуальность образовательной программы заключается в художественноэстетическом развитии обучающихся, приобщении их к эстрадной музыке, раскрытии в
детях разносторонних способностей.
Также творческая деятельность обучающихся создает своеобразную эмоционально
наполненную среду увлечений детей и педагога, в которых осуществляется инициатива
самих обучающихся. Профессиональные навыки певца в данной программе неразрывно
связаны с игрой, импровизацией, развитием умения слышать, видеть, чувствовать музыку,
выражать эмоции жестами, мимикой, движением, донести смысл, характер произведение до
зрителей.
При освоении данной программы у воспитанников формируется художественная и
духовная культура, развивается творческая активность.
Эстрадно-воспитательная деятельность детей находит разнообразные формы
выражения в конкурсах и выступлениях.
Новизна заключается в том, что программа синтезирует в себе несколько
направлений: сценическая речь, вокал и сценическое, мастерство. Вводятся элементы танца
(хореографии). Создаются музыкально-театральные композиции. Дети познают культуру
речи и слова.
Программа предусматривает создание на занятиях такой образовательной среды,
которая позволит научить детей быть творческими личностями способными к восприятию
новизны, умению импровизировать. Воспитать также качества личности, которые помогут ей
чувствовать себя сильной и свободной, смело владеть ситуацией, к любой проблеме
подходить творчески.
Отличительная особенность. Программа модифицированная, составлена на основе
программы по вокалу «Гармония» педагога дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ г.
Тимашевска Медведь Л.Н. Программа составлена в соответствии с «Положением о единых
требованиях к
дополнительным общеобразовательным программам МБУДО «Центр
дополнительного образования детей «Подлеморье» (утверждено Приказом директора
№
14 от 01.09.2021 г.).
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом
развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают
физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Цель и задачи программы:
Развитие и реализация творческого потенциала и музыкальных способностей детей
через искусство эстрадного вокала.
В соответствии с обозначенной целью решаются следующие задачи.
Воспитательные:
–формирование ценностных ориентаций воспитанников (истина, добро, красота,
гуманизм);
–воспитание патриотизма, любви к Родине;
–формирование уважительного отношения к чужому труду;
–воспитание способности к сотрудничеству и взаимопониманию в творческой
деятельности с другими;
–воспитание социально-психологического чувства удовлетворения от своего
творчества;
–воспитание в детях чувство собственного достоинства, гордость и скромность.
Развивающие:
–развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в
вокально-эстрадном жанре;
3

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

–развитие творческого потенциала личности воспитанников;
–развитие познавательной активности и способности к самообразованию
–развитие
умения контактировать со сверстниками в совместной творческой
деятельности;
–развитие общего культурного и музыкального уровня;
–развитие профессиональных певческих навыков (устойчивое дыхание на опоре,
высокую вокальную позиционное интонирование, ровность звучания, расширении
диапазона, дикционные навыки и ясную артикуляцию);
–развитие музыкальности (музыкальный слух, память, чувство ритма);
–развитие творческих способностей (фантазию, воображение, эмоциональность,
сообразительность, артистизм, инициативность);
Обучающие:
–знакомство с классической музыкальной культурой;
–обучение профессиональным навыкам вокала;
–вооружение специальными знаниями, необходимых для вокально-исполнительской
деятельности;
–обучение принципам сценического поведения;
–формирование навыков самостоятельного совершенствования и применения
полученных знаний и умений в практической деятельности.
Адресат программы: Возраст детей, участвующих в реализации программы – 8-15
лет. Группы комплектуются в составе 8-12 человек.
При зачислении ребёнок исполняет песню, которую хорошо знает.
Полезно прослушать её в разных тональностях, что позволит выявить у поющего
характер и качество голоса, диапазон, точность интонации.
Сроки реализации: 1 год, 216 часов.
Режим занятий: три раза в неделю по 2 часа.
Формы организации учебной деятельности: Формы и методы организации
деятельности детей ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
– фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработки
определенного певческого приема);
– групповая (разделении на мини группы для подготовки к концертам и конкурсам,
другим мероприятиям);
– коллективная (выполнение работы для подготовки к концертам и конкурсам, другим
мероприятиям).
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать
мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения,
постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с
более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому
многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно,
раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и
растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его
вокальному опыту, принимать участие в концертах.
Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем
компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить
динамическую картину творческого развития воспитанника. В структуре планируемых
результатов определяются ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в
отношении опорной системы знаний, умений и навыков воспитанники овладевают на
уровне:
Актуального развития
(исполнительская деятельность – хорошо исполненное произведение).
4

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Зоны ближайшего развития («перспективные действия» - находящиеся еще в стадии
формирования, что лежит в основе дальнейшего развития детей в области вокально–
исполнительского творчества).
Предметные результаты – уровень освоения воспитанниками базовых понятий
вокально–исполнительской деятельности опыт по получению новых знаний в области
эстрадного вокала.
Метапредметные результаты:
–умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
–умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные
возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения
запланированных результатов;
–владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
–смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
–умение создавать, применять и преобразовывать музыкальные знаки и символы для
решения учебных и познавательных задач;
–умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников,
например в дуэтах, трио, квартетах, квинтетах, взаимодействовать и работать в
ансамблях.
–формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий, работа с аппаратурой, микрофонами; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
– занятия–конкурсы на повторение практических умений;
– занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов
программы);
– отчётные концерты объединения;
– участие в концертах, конкурсах различного уровня.
– Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в
течение учебного года, включающие:
– результативность и самостоятельную деятельность ребенка;
– активность;
– аккуратность;
– творческий подход к знаниям;
– степень самостоятельности в их решении и выполнении
Личностные результаты:
– чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных
ценностей многонационального российского общества;
– целостный, социально ориентировочный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
– уважительное отношение к иному мнению. Истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими и достигать в нем
взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
– компетентность в решении моральных проблем на основе личного выбора,
осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
– коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно –
5

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

исследовательской, творческой и других видах деятельности;
– участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных и этнокультурных особенностей4
– признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
– принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
– Открытые занятия с последующим обсуждением
– Итоговые занятия
– Концертные выступления
– Конкурсы, фестивали, смотры
Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной
способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых
занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях,
смотрах.
Учебно-тематический план
№
п/п

Название
раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Формы
Формы
организаци
контроля
Практика и занятий
1
Беседа,
Задания на
практика
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
3
Беседа
Практическая
Практика
работа.
Наблюдение

1.

Вводное занятие

3

2

2.

Введение,
знакомство с
голосовым
аппаратом.

8

5

3.

Певческая
установка.
Дыхание.

8

2

6

Практическ
ие занятия

Упражнения
на дыхание.
Наблюдение

4.

Распевание

8

-

8

Практическ
ие занятия

5.

Овладение
собственной
манерой
вокального
исполнения.

8

2

6

Теоретичес
кие и
практическ
ие занятия

Практические
упражнения.
Наблюдение
Практическая
работа.
Наблюдение

6.

Выявление
индивидуальных
красок голоса.

7

3

4

7.

Работа над
музыкальным

8

-

8

Теоретичес
кие и
практическ
ие занятия
Практическ
ие занятия

6

Практическая
работа.
Наблюдение
Практическая
работа.

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

произведением.

Наблюдение

8.

Манера
исполнения

8

-

8

Практика

9.

Дикция.
Артикуляция.

8

2

6

Беседа,
практическ
ое занятие

10.

Гигиена
певческого голоса

8

4

4

11.

Работа над
сценическим
образом

8

4

4

12.

Понятие о
формировании
певческого тона

7

4

3

13.

Управление
8
вдохом и выдыхом

2

6

14.

Музыкальная
форма

8

-

8

Теоретичес
кие и
практическ
ие занятия
Практическ
ие и
теоретическ
ие занятия
Теоретичес
кие и
практическ
ие занятия
Теоретичес
кие и
практическ
ие занятия
Практическ
ое занятие

15.

Артикуляция

8

-

8

16.

«Эстрадная песня - 8
жанр песенного
искусства».

2

6

17.

Дикция

8

2

6

18.

Нюансировка

8

2

6

7

Практическ
ие занятия

Практическая
работа.
Наблюдение
Работа над
четким
приозношение
м гласных.
Наблюдение
Практическая
работа.
Наблюдение
Наблюдение

Практическая
работа.
Наблюдение
Практические
упражнения.
Наблюдение
Распевка.
Практические
упражнения.
Наблюдение
Практические
упражнения.
Наблюдение
Практические
упражнения.
Наблюдение
Опрос
Практические
упражнения.
Наблюдение

Теоретичес
кие и
практическ
ие занятия
Теоретичес
кие и
практическ
ие занятия
Теория,
Исполнение
практика вокальных
упражнений с
динамическим
ии
агогическими
оттенками:
forte, piano,
creshendo,

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

diminuendo;
19.

Звуковедение

7

5

2

20.

Регистр

8

4

4

21.

Дыхание

8

4

4

22.

«Жанры
вокального
искусства».

8

6

2

23.

Артикуляция

8

4

4

24.

Импровизация

7

-

7

25.

Интонирование

8

2

6

26.

Мотив, период,
предложение,
фраза

8

4

4

27.

Анализ
музыкальных
произведений

8

4

4

28.

Партия, партитура

8

4

4

29.

Многоголосие

8

-

8

30.

«Приёмы
эстрадного
вокала»

8

-

8

31.

Мотив, период,
предложение,
фраза

8

5

3

Беседа,
практика

32.

Ансамбль и строй

8

-

8

Практическ Практические
ое
упражнения.

8

Беседа,
практическ
ое занятие
Теоретичес
кие и
практическ
ие занятия
Теоретичес
кие и
практическ
ие занятия
Теоретичес
кие и
практическ
ие занятия
Теория
Практика

Практические
упражнения.
Наблюдение
Практические
упражнения.
Наблюдение
Практические
упражнения.
Наблюдение
Опрос, беседа.

Практические
упражнения.
Наблюдение
Практическ Практические
ие занятия упражнения.
Наблюдение
Беседа,
Практические
практика
упражнения.
Наблюдение
Теоретичес Практические
кие и
упражнения.
практическ Наблюдение
ие занятия
Теоретичес Практические
кие и
упражнения.
практическ Наблюдение
ие занятия
Теория,
Практические
практика
упражнения.
Наблюдение
Теоретичес Практические
кие и
упражнения.
практическ Наблюдение
ие занятия
Практика
Практические
упражнения.
Наблюдение
Практические
упражнения.
Наблюдение

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

33.

Динамические
оттенки

8

4

4

34.

Сложности в
многоголосии

8

–

8

35.

Итоговая
аттестация.
Занятие-концерт

8

–

8

36.

Концертноконкурсная
деятельность

8

–

8

ВСЕГО:

216

90

Наблюдение
Теория,
Практические
практика
упражнения.
Наблюдение
Практическ Практические
ое
упражнения.
Наблюдение
Занятие
Занятиеконцерт
концерт.
Прослушиван
ие.
Репетиция
концертных
номеров,
работа с
микрофоном.
Анализ
прошедших
выступлений.
126

Содержание программы
Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих
навыков. 2 Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных
вокальных навыков. 3. Распевание. 4. Работа над музыкальным произведением. Манера
исполнения. 5. Дикция. Артикуляция. 6. Гигиена певческого голоса. 7. Сценическая
культура и сценический образ. 8. Концертно – исполнительская деятельность
Перечень разделов:
Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих
навыков. Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения
звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима
звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или
флейтовый. Регистровый порог. Механизм перевода регистра. Звуковедение: гласные и
согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению
гласных. Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий
лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход
от носового звука к гласному. Рупор. «Зевок» и полузевок». Практические занятия:
Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.
Координационно – тренировочные занятия.
Блок1. Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе
без оценки качества звуков. Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины
тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до
«си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины. Упражнение 3.
Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая
деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.
Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по
всему лицу. Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание
звука, вибрации «ммм»). Упражнение 6. Вибрация внутри тела. Блок 2.Комплекс № 1.
Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании. Комплекс
№ 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от
восприятия звука своего голоса. Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового
9

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

аппарата в разных режимах (регистрах). Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи
режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими
затратами, эмоциональными отражениями представлениями. Комплекс № 5. Упражнения
для осознания связи режимов с разными участками диапазона. Комплекс № 6. Упражнения
для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.
Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых
представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с
энергетическими затратами. Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора
оптимальных энергетических затрат. Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами,
не позволяющими издавать звук привычным способом. Комплекс № 10. Упражнения: язык
лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде. Комплекс № 11. Упражнения на «Н носовое». Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).
Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных
вокальных навыков. Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия,
связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения.
Малое дыхание. «Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись
в звук». Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего
через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные
аэродинамическим путем. Соотношения работы органов дыхания и гортани. Резонаторная
функция трахеи. Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.
Практические занятия: дыхательная гимнастика.
Распевание. Звук и механизм его извлечения. Правила вокальных упражнений.
Правильное дыхание. Точное интонирование. Четкое произношение. Ровность тембра всех
звуков при выполнении упражнений. Важность работы над звуком. Продолжительность
распевеваний. Требования к организации распеваний. Порядок распевок. Нотные примеры
в условной тональности. Использование скороговорки на начало распевки. Практические
занятия:
упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять
распевания.
Манера исполнения. Работа над музыкальным произведением. Вокальные
произведения разных жанров.
История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения:
романс, опера, авторская (бардовая) песня, блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэм-рок,
британский бит, джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, гэггей, «новая волна» (пост-панк,
син-поп, панк-джаз, никакая волна, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомод- рок,
пауэр-поп), современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор,
фолкрок, этническая музыка. При разучивании песенного репертуара, обращаюсь к знаниям
и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: русского языка –
умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную
интонацию при их произношении; литературы – формируется начальное понятие
художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы
художественной выразительности; изобразительного искусства – представление о
специфике решения образа в различных видах и жанрах.
Дикция. Артикуляция.
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное.
Важность умения говорить правильно в жизни человека. Восприятие искусства через
интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.
Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации. Артикуляция как
работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для
произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип.
Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция.
10

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных. Пути развития
правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и
сленговые слова и выражения. 3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка
набранного воздуха, выдыхание. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене
любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью,
дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Практические занятия:
1) Артикуляционная гимнастика. 2) Упражнения на голосовые сигналы, доречевой
коммуникации. 3) Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и
детского голоса 4) Дыхательные упражнения. 5) Тренажер самоконтроля развития дикции;
6) Упражнение на дикцию и артикуляцию.
Гигиена голоса.
Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха. Требования и условия
нормальной работы дыхательных органов. Болезни горла и носа: насморк, танзилит,
фарингит, ларингит и их влияние на голос. Воспаление трахеи: как последствие - потеря
голоса. Меры профилактики лор – болезней, их необходимость. Важность прослушивания
хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса. Требования и нагрузка на
голос. Значение эмоций. О вреде курения на голосовые связки. Защитная регулирующая и
эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля. Запреты: грудного
регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;
использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы; переход
на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного. Первая помощь голосовым
связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса. Практические
занятия: Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении; 2.
Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа, как ориентира на успех, а не
путь к стрессу; 3. Упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в
секунду); 4. Составление памятки по гигиене голоса.
Сценическая культура и сценический образ. Сценическая культура.
Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка.
Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество
людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки.
Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу
жестов. Мимика. Выражение лица, улыбка. Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя.
Практические занятия: Мимический тренинг. 2. Психологический тренинг. 3.
Упражнение «Как правильно стоять. 4. Упражнения на координацию движений.
Практическая работа по формированию сценического образа. Движения вокалистов на
сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура.
Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Практические занятия:
Просмотр и анализ выступлений вокалистов. Элементы ритмической гимнастики. Работа
над возможными вариантами движений сценического образа.
Концертно-исполнительская деятельность.
Концертно – исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных
особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора
музыкального произведения. В основе репертуара – план концертной деятельности.
Выступления на концертах и конкурсах.
Примерный репертуар:
Песня: Осень золотая. Т. Барбакуц.
Песня: Мама первое слово. Сл. Ю. Энтин. Муз. Жерар Буржоа.
Мама будь всегда со мною рядом. Сл. Муз Анастасия Чешегорова.
11

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Песня Песенка сладкоежек. Сл. Андреева Н.Г Муз. Андрианова А.В
Песня: Музыка зовёт. Сл. Муз. Викторов В.
Песня: Три желания. Сл. Шевчук И. Муз. Зарицкая Е.
Песня: Далеко от дома. Сл. Муз. Любаша.
Песня: Музыка. Сл. Муз. Игорь Крутой.
Песня: Мы рисуем музыку. Сл. Муз. Обухова Е. Э.
Песня: Маленькая страна. Сл. Муз Николаев И.
Песня: Солнечные зайчики. Сл. Муз Атюрьевская Е.
Песня: Ноты из звёзд. Сл. Муз Обухова Е. Э.
Песня: Я петь хочу. Сл. Шевчук И. Муз. Зарицкая Е.
Песня: Старый рояль. Сл. Иванов А. Муз Минков Марк.
Песня: Так держать. Сл. Борисов В. Муз. Ермолов А.
Песня: Простая песенка. Сл. Муз Войтович Леонид.
Песня: Подарите мне игрушку. (неизвестен).
Песня: Светит солнышко. Сл. Борисов В. Муз. Ермолов А.
Песня: Куколка моя. Сл. Лячина Ю.
Песня: Танцуют все. Сл. Муз Алина Гросу.
Песня: Нет дороже мамы. Сл. Муз Петряшова А.
Песня: Шёл по лесу дед мороз. Сл. Александрова З. Муз. Полякова О.
Песня: Часики. Сл. Пляцковский М. Муз. Шаинский В.
Песня: Масленица (автор неизвестен)
Песня: Мы дети твои, Россия. Сл. Осошник Н. Муз. Осошник В.
Песня: Это наш край – Россия (автор неизвестен)
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
1.
2.

Срок освоения программы
Объём программы

1 год (9 месяцев, 36 недель)
Полный объём учебных часов – 216.

3.
4.

Даты начала и окончания учебного года
Количество учебных недель

1 сентября –– 31 мая
36 недель в год

5.
6.
7.

Режим занятий
Количество учебных дней/занятий
Сроки и продолжительность каникул

3 раза в неделю по 2 часа
12 занятий в месяц, 108 занятий в год
Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
с 31 декабря по 8 января (в
зависимости от утверждённых
праздничных дней ежегодно)
8.
Сроки мониторинговых исследований
с 1 по 20 сентября – входящий,
(начало и конец уч.года)
прослушивание;
декабрь – промежуточный, творческий
отчёт;
с 25 апреля по 30 мая – итоговый.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, компьютер, фотоаппарат,
музыкальный центр, костюмы концертные.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования центра, имеющий
высшее профессиональное образование / Высшее, музеевед-историк; ВСГАКИ (ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусства
12

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Методическое обеспечение
Концепции программы:
В основе программы лежат следующие ключевые идеи, на которых опирается весь
учебно-воспитательный процесс.
Идея сочетания различных видов творческой деятельности: (импровизации,
музицирование, пластического интонирования, музыкальной театрализации), которая
реализуется в разделах программы «концертная деятельность», «концертно-игровая
деятельность».Содержание данных разделов предполагает выступление воспитанников на
концертах и конкурсах.
Идея сочетания теории и практики
Практическую деятельность детей предваряет изучение теоретического материала:
освоение языка художественной выразительности (звука, тембра, движения, дикции).
Идея разновозрастного образования
Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает
своё взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир.
Глядя на младших, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает,
каким будет через год, он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они –
главные помощники педагогу. Старшие воспитанники обладают опытом, который они
передают младшим. Ребенок получает опыт.
Идея интеграции учебной и поисково–исследовательской деятельности:
Основной творческой задачей каждого ребенка является создание собственного
музыкального, художественного образа. Работа начинается с поисковой деятельности детей.
Сбор информации о композиторе, исполнителе, прослушивание записей и фонограмм по
телевидению, интернету. Постепенно у детей формируется устойчивый интерес к
самостоятельному поиску знаний. Собранный материал оформляется и систематизируется.
Идея восхождения:
Ребенок проходит весь путь от знакомства с голосовым аппаратом до создания и
демонстрации художественно музыкальных образов. Во время обучения кроме
формирования специальных знаний и умений в детях проходят личностные изменения,
расширение кругозора, формирование эстетического вкуса, повышается духовный и
нравственный уровень, уверенность в себе. За время обучения происходит восхождение
воспитанников к общечеловеческим ценностям, таким как: красота, добро, истина,
отечество.
В основу дополнительной образовательной программы «Вдохновенье» положены
следующие принципы:
–принцип непрерывного дополнительного образования как механизм обеспечения
полноты и цельности образования в целом;
–принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на изучение
музыкальной истории Отечества, музыкальной истории родного города;
–принцип творчества, помогает развивать детскую фантазию, способность принимать
нестандартные решения, неординарно мыслить и действовать;
–принцип коллективной деятельности реализуется при участии в совместных
выступлениях на коллективных праздниках, концертах, конкурсах;
–принцип индивидуальных и возрастных возможностей и способностей детей,
реализуется в индивидуальных консультациях и занятиях ребенка с педагогом;
–принцип самореализации предполагает создание творческой среды, в которой
ребенок может ощупать успех от самостоятельной деятельности, выраженной в
самостоятельных выступлениях.
Этапы обучения:
13

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

1 этап – организационный. На этом этапе упор делается на пробуждение и
формирование мотивации. Это должно привести к развитию любознательности и выработке
стойкого познавательного интереса, который затем перерастает в активный интерес. На
данном этапе происходит также формирование и сплочение группы.
2 этап – развивающий. На этом этапе расширяются и формируются познания,
развиваются музыкальные способности и начинает проявляться мотивация саморазвития и
самовоспитания.
3 этап – обобщающий.
4 этап – закрепляющий. На данном этапе формируются и закрепляются практические
навыки и умения, получают дальнейшее развитие творческие способности. У обучающихся
проявляется творческая активность.
5 этап – итоговый. На этом этапе развиваются и совершенствуются приобретённые
знания, умения и навыки и реализуются в творческой деятельности.
В работе над учебным материалом используются разные методы обучения: нагляднообразовательный, практический, словесный, игровой, демонстрационный.
Основная форма проведения занятий по вокалу – практической занятие.
Занятие включает в себя:
– знания: обучающиеся обретают новые знания, закрепляют умения, знакомятся с
интересной информацией, и новым наглядным материалом
– умения: выполнение практических работ с закреплением полученного материала
– навыки: творческая деятельность ребенка с подведением итогов, каждый ребенок
сможет оценивать себя сам, увидеть результат того, чему он научился за 2 часа.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
– фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработки
определенного певческого приема);
– групповая (разделении на мини группы для подготовки к концертам и конкурсам,
другим мероприятиям);
– коллективная (выполнение работы для подготовки к концертам и конкурсам, другим
мероприятиям).
Список литературы
нормативно-правовые документы
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
–– Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
14

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
––Положение о единых требованиях к дополнительным общеобразовательным программам
МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»,
№ 20 от 17.06.2019
г.).
Литература для педагога
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М, 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
5. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
6. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
7. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с.
8. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.– М.: «Академия»,
2002.-352с.
9. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1
10. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
11.
Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых
студий и коллективов. М, 1988.-107с.
12. Струве
Г.
Ступеньки
музыкальной
грамотности.
Хоровое
сольфеджио./
Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. - М, 2000.
13.
Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.
14.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
15.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.
16.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост.
Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.
17. Юссон Рауль Певческий голос. - М., 1998.
18. Малышева Н.М. «О пении. Из опыта работы с певцами» - М., 1991
19. Дмитриев Л.Д. «Основы вокальной методики» - М., 1997
20. Прянишников И.А. «Советы обучающимся пению» - М., 2000
21. Емельянов В.В. «Развитие голоса, координация и тренинг» - М., 1999
22. Панофка Г.А. «Искусство пения» - М.
23. «Пение в школе 1-4 классы» М., 1999
24. «Пение в школе 5-6 классы» М., 1989
25. Алексеева О.Н. «Программа для вокального отделения детской муз.школы» - М., 2002
26. Усачева Н.П. «Палитра детских голосов» - М., 2006
27. Огородников А.Б. «Развитие муз.способностей у детей» - М., 2002
28. Емельянов В.В. «школа вокального мастерства» - М., 2002
29. Щетинин М.А. «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой» - М.,2001
30. Алексеева В.В. «Что такое искусство» - М., 2001
31. Андреев В.И. «Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития»
Литература для детей
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –
(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
2. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
15

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадное пение»/ составитель Щепина А.К.МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

3. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
4. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г.
Хинн. – М., 1998

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».