Народное пение

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

1. Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
–– СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» устройству (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.09.2020 г. № 28);
–– Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ
от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
––Устав
МБУДО
«Центр
дополнительного
образования
детей
«Подлеморье»
(утв.Постановление Администрации Мо «Баргузинский район» 24.02.2016 г. № 95);
––Положение о единых требованиях к дополнительным общеобразовательным программам
МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»,
№ 20 от 17.06.2019
г.).
Направленность программы – художественная, вид деятельности – народное пение.
Уровень освоения содержания программы – базовый. Программа ориентирована на
формирование знаний, умений и навыков в области вокального искусства (народное пение),
расширения кругозора и информированности.
Актуальность
Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной культуре,
приобщать их к творчеству, учить дорожить уникальным состоянием, оставленным нам
предшествующими поколениями; нести родниковую чистоту народного искусства и
творчества во имя духовного возрождения России.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что народная песня обладает и
воспитательной, и художественной ценностью. Она не перестаёт восхищать и удивлять нас
глубоким содержанием, совершенной формой, современностью. Простота построения
мелодий, яркая образность, юмор - все это и многое другое вызывает желание петь даже у
самых застенчивых детей. И, как следствие, раскрепощает их, порождая положительные
эмоции. Но самое важное – то, что знакомство с народными мелодиями, участие в праздниках,
обрядах пробуждают у детей интерес к национальным традициям и ко всей русской истории в
целом.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна программы «Народное пение» состоит в том, что она позволяет охватить
русский фольклор как целостное явление через изучение народных песен.
Востребованность и актуальность данной программы продиктована острой
необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой
2

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

личности, защиты и развития ее духовности. Настоящая программа отличается тем, что
музыкально - фольклорные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом
основ современнойдидактики и возрастной психологии детей, включают национальнорегиональный компонент и направлены на решение задач общеобразовательной школы в
условиях модернизации системы образования.
Данная образовательная программа рассчитана на любой социальный статус детей
имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности.
Отличительные особенности программы Программа модифицированная. При
написании программы опиралась, прежде всего, на уже имеющийся положительный опыт
преподавания программ в данном направлении, и в частности, на программу Конугуровой З.Г.
«Студия народного вокала».
Программа составлена в соответствии с «Положением о единых требованиях к
дополнительным
общеобразовательным
программам
МБУДО
«Центр
дополнительного образования детей «Подлеморье» (утверждено Приказом директора № 20
от 17.06.2019 г.).
Адресат программы. Программа предназначена для детей 7-15 лет.
Набор в объединение – свободный, принимаются все желающие, проявляющие
интерес к народному пению. Наполняемость группы 1-го года обучения – 8-14 человек.
Объём программы. Для освоения программы 1-го года обучения запланировано 144
учебных часа.
Формы занятий по программе:
Занятие – игра. Проигрывание игр-песен, игр народов России.
Занятие – беседа. Изложение теоретических сведений, иллюстрируя их примерами,
наглядными пособиями. Беседа об истории народной культуры, обрядах и обычаях.
Практические занятия. Разучивание песен, игр, осваивание основ хореографии, игра
на народных инструментах.
Занятие – постановка. (Репетиция) Отработка концертных номеров, развитие
актерских способностей.
Занятие – концерт. Выступление со своей программой.
Выездное занятие. Посещение концертов, музыкальных фестивалей, конкурсов.
Открытое занятие. Показ методической работы преподавателя перед зрителем
(педагоги – коллеги, администрация)
Самостоятельная работа. Выполнение детьми творческих заданий. Создание игровых
образов, самостоятельный выбор средств для передачи образов, пение импровизаций,
подготовка домашних заданий.
Индивидуальное занятие. Работа над постановкой голоса.
Занятие-экскурсия. Посещение концертов, музыкальных фестивалей, спектаклей,
выставок и т.д.
Срок освоения программы. Срок реализации программы – 1 год: 1-й год обучения –
144 часа.
Режим занятий: 1-й год обучения (144 ч. в год): 2 занятия в неделю по 2
академических часа.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей детей средствами
народно-песенного искусства.
Основные задачи программы:
Образовательные:
– обучение передаче формирования навыков образно-эмоционального строя
музыкального произведения;
– обучение основам певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
– формирование специальных знаний по предмету;
3

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

– знание народной культуры, традиций и обрядов;
– профессиональное самоопределение учащихся в области народного пения,
подготовка наиболее одарённых учащихся к поступлению в музыкальные средние и
высшие учебные заведения.
Развивающие:
– развитие музыкального слуха: мелодического и гармонического;
– развитие чувства ритма;
– развитие памяти и внимания;
– развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления, творческих
способностей;
– развитие творческого потенциала ребёнка, его познавательно-творческой активности.
Воспитательные:
– воспитание собранности и дисциплины;
– формирование навыков сценической культуры;
– воспитание чувства коллективизма;
– воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры;
– воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные
творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в
процессе исполнительского сотрудничества;
– приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам русской
народной культуры;
– воспитание у обучающихся гражданственности и любви к Родине через изучение
народного творчества.
Ожидаемые (планируемые) результаты:
–Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому
самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в
музыкально-драматических постановках);
–Владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
–Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и
заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы,
правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить
слова – артикулировать при исполнении);
–Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
–Стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато,
правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе,
усовершенствовать свой голос;
Формой подведения результативности программы является:
–
занятия–конкурсы на повторение практических умений;
–
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов
программы);
–
отчётные концерты объединения;
–
участие в концертах, конкурсах различного уровня.
–
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в
течение учебного года, включающие:
–
результативность и самостоятельную деятельность ребенка;
–
активность;
–
аккуратность;
–
степень самостоятельности в их решении и выполнении
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
–
Открытые занятия с последующим обсуждением
4

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

–
–
–

Итоговые занятия
Концертные выступления
Конкурсы, фестивали, смотры

Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной
способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых
занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях,
смотрах.
Промежуточная аттестация
№
1
3
4

Дата проведения
Октябрь
Март
Май

Тема
«Осенний праздник»
«Весенняя капель»
«Школьная страна»

Учебно-тематический план
Первый год обучения

№
1
2
3
4

№
п/п
1.
1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.
1.6.

Название темы
Вводное занятие: Пение как вид музыкальной
деятельности
Формирование детского голоса
Работа над певческим репертуаром
Расширение музыкального кругозора и
формирование музыкальной культуры
Итого:

Количество часов
Теория
Практика
15
45

Всего
60

15
15
-

65
55
6

80
70
6

45

171

216

Учебно-тематический план
1-й год обучения
Количество часов
Формы
Всего
Теория Практик организаци
и занятий
а

Название
раздела, темы

Формы
контроля

Раздел 1. Введение в программу. Пение как вид музыкальной деятельности
Беседа,
Вводное занятие
3
2
1
Задания на
практические
определение
упражнения
навыков и
умений
/наблюдение/
практическое
2
1
1
Тема 1.2.Введение в
программу.
Теория,
Понятие об
6
3
3
Ансамблевое
практическое
ансамблевом пении
пение как одно
занятие
целое.
Теория,
Строение
6
2
4
Задания на
практическое
голосового аппарата
определение
занятие
навыков и
умений
Теория,
Правила охраны
6
3
3
Беседа
практическое
детского голоса
Понятие о

6

2

4

5

занятие
Теория,
практическое

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

1.7.

певческой установке
Звукообразование

6

2

4

занятие
Практика

Задания и
упражнения на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Слуховой
контроль за
звукообразовани
ем

1.8.

Певческое дыхание

6

2.

1

5

Беседа
практика

Задания и
упражнения на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

Раздел 2. Формирование детского голоса
Беседа
практика

2.1.

Дикция и
артикуляция

6

4

2

2.2.

Комплекс
вокальных
упражнений для
развития певческого
голоса
Пение, как вид
музыкальной
деятельности

6

-

6

6

-

6

практика

2.4.

Формирование
детского голоса

6

2

4

Беседа,
практика

2.5.

Работа над
певческим
репертуаром
Расширение
музыкального
кругозора и
формирование
музыкальной
культуры
Расширение
музыкального
кругозора и
формирование
музыкальной
культуры

6

-

6

Практика

6

3

3

Теория,
практика

Что такое
народное
творчество.

6

3

3

Теория,
практика

Задания и
упражнения на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

2.3.

2.6.

2.7.

3.

Раздел 3. Расширение музыкального кругозора
и формирование музыкальной культуры

6

Упражнения
для дикции,
скороговорки.
Упражнения
Слуховой
контроль за
звукообразован
ием
Задания на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Задания и
упражнения на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

3.1.

Постановка голоса

6

-

6

Практика

Задания и
упражнения на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Слуховой контроль
за звукообразованием

3.2.

Работа над
расширением
диапазона:
(грудной, головной
регистр)

6

-

6

Практика

Наблюдение
Упражнения

3.3.

Знакомство с
исполнительской
традицией
разных областей
России.

6

6

-

Урок, беседа

Понятие и
традиция
народов севера.

3.4.

Разбор поэтического
и нотного текста
песен.

6

3

3

Теория,
практическое
занятие

3.5.

Разучивание
концертных
произведений.

8

-

8

3.6.
4.

Наблюдение,
упражнения.

Раздел 4. Работа над певческим репертуаром
Строение
голосового аппарата
и
Особенностимехани
зма
голосообразования.
Упражнения на
развитие певческого
дыхания

6

3

3

Урок, теория

В чем
особенности
звукоизвлечени
я в народной
манере пения.

6

-

6

Практическое
занятие

Разучивание
простейших
произведений.
Развитие интонации

6

-

6

Практическое
занятие

Наблюдение,
Упражнения на
развитие
певческого
дыхания
Наблюдение

6

-

6

Практическое
занятие

4.5.

Разучивание
скороговорок

8

-

8

Практика

4.6.

Разучивание
песенного
материала,
Повторение

6

-

6

Практика

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

7

Упражнения на
развитие
интонации
Наблюдение,
проговаривание
скороговорок
на время
Слуховой
контроль за
звукообразовани
ем

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

пройденного.
Строение и гигиена
голосового
аппарата.
Пение учебнотренировочного
материала.

6

3

3

Беседа,
практика

Беседа

6

3

3

Беседа,
практика

Прослушивани
е

Разбор поэтического
и нотного текста
песен.

8

4

4

Беседа,
практика

5.2.

Простейшие
элементы
импровизации

6

2

4

Теория,
практика

Задания и
упражнения на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Упражнения,
наблюдение

5.3.

Сценическая речь

6

6

-

Теория

5.4.

Знакомство с
исполнительской
традицией
разных областей
России

8

5

3

Беседа,
практическое
задание

5.5.

Актерское
мастерство

6

6

-

теория

5.6.

Разучивание
концертных
произведений

8

-

8

Практика

5.7. Отчетные концерты
Итого часов:

3

-

3

Практика

4.7.

4.8.

5.
5.1.

216

69

Четкое
произношение
согласных
звуков,
упражнения;
прослушивание
Беседа, тест.

Задания и
упражнения на
определение
навыков и
умений
/наблюдение/
Наблюдение,
прослушивание

147

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие: пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие об ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской
деятельности. Общее понятие вокальных ансамблях, хоровом пении. Организация занятий с
вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом
пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический,
тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
1.2.
Строение
голосового
аппарата.
Основные
компоненты
системы
голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный
аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование
8

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние
резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.3. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные
особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный,
мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков.
Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного
диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование
приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста),
большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений,
пение в неподходящих помещениях.
1.4. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы.
Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в
процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за
ней.
Тема 2. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая,
придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование.
Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato.
Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной,
смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха,
удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука»
на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные
упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и
челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных
движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование
высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания.
Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на
укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их
«округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание
различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с
ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с
сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого
уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при
постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного
аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема 3. Работа над певческим репертуаром.
Тема 4. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной
культуры.
4.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха
учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать
качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также 
индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе
прослушивания аудио- и видеозаписей.
4.2. Посещение концертов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов,
стендов с фотографиями. Сбор материалов для архива.
9

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.

Примерный репертуарный список
«Заинька по синичкам» русская народная песня в обработке А. Абромовского
«Комарочек», русская народная песня в обработке А. Абромовского
«Прялица» русская народная песня в обработке А. Абромовского
«Блины» русская народная песня в обработке А. Абромовского
«Посеяли девки лен» обр. А. Егорова
«Не летай, соловей» обр. А. Лядова
«Сеяли девушки яровой хмель» русская народная песня в обработке А. Егорова
«Ты рябинушкабелкудрявая» русская народная песня в обработке А. Егорова
«Как во поле, поле белой лен» русская народная песня в обработке А. Егорова
«Я пойду ли, молоденька» русская народная песня в обработке А. Лядова
«Земелюшка чернозем» русская народная песня в обработке А. Лядова
«Сидит дрёма» обр. А. Лядова
«Дома ль воробей» обр. А. Юрлова
«Как кума-то к куме» рус. нар. песня
«Козлик» обр. В. Добровольского
«Как о матери любимой» обр. В. Попова
«Летел соколик» рус. нар. песня
«Старенький дедка» рус. нар. песня
«Ой, на дворе дождь» обр. Л. Абелян
«В сыром бору тропина» рус. нар. песня
«Гори, гори ясно» рус. нар. песня
«На лугу было, на лужочке» рус. нар. песня
«Горы крутые, высокие» рус. нар. песня
«Как по лугу» рус. нар. песня
«Как по мостику было, мосточку» рус. нар. песня
«На улице гагара да кулик» рус. нар. песня
«На горе, горе петухи поют» обр. М. Иорданского
«Возле речки, возле мосту» обр. Н. Будашкина
«Узник» обр. Н. Римского-Корсакова
«Я на камушке сижу» обр. Н. Римского-Корсакова
«Во поле береза стояла» обр. Т. Попатенко
«Как на тоненький ледок» обр.П. Чайковского
«Перед весной» рус. нар. песня
«Добрый ветер» рус. нар. песня
«Утром не спится» И. Гурник
«Игра в цветы» рус. нар. песня
«Часы» Зыгеревич А.
«Солнце подари» Лишка Р.
«Дидель-дудель-дидель» Лоранд И.
«Песенка капели» Сокор М.
«Весна пришла» Эрдман Г.
«Эй, лошадка, гоп, гоп, гоп»
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график

1.
2.

Срок освоения программы
Объём программы

1год (9 месяцев, 36 недель)
Полный объём учебных часов – 72.

3.

Даты начала и окончания учебного года

1 сентября –– 31 мая

10

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

4.
5.

Количество учебных недель
Режим занятий

36 недель в год
1 раза в неделю по 2 часа

6.
7.

Количество учебных дней/занятий
Сроки и продолжительность каникул

8.

Сроки мониторинговых исследований
(начало и конец уч.года)

4 занятий в месяц, 36 занятия в год
Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
с 31 декабря по 8 января (в
зависимости от утверждённых
праздничных дней ежегодно)
с 1 по 20 сентября;
с 25 апреля по 30 мая

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, учебная мебель (столы и
стулья), компьютер, фотоаппарат, музыкальный центр.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования центра, имеющий
высшее профессиональное образование / Высшее, музеевед-историк; ВСГАКИ (ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусства
Методическое обеспечение программы
Программой предусматривается свободная, открытая и гибкая система определения в
группы.
Соответственно программе, проводятся различные формы занятий, но каждое занятие
имеет обязательные составные части.
Примерный план практического занятия
– Создание мотивации. Целеполагание.
– Распевание – комплекс разнообразных упражнений, готовящих к освоению
материала, отрабатывающих различные исполнительские и творческие приемы.
– Разучивание нового материала. Знакомство с произведением в исполнении
руководителя или в записи. Краткая беседа о содержании песни, ее стилевых и
жанровых особенностях. Разучивание отдельных хоровых партий, сведение их
вместе.
– Работа с выученным материалом, повторение, отработка отдельных
исполнительских приемов.
– Творческие задания – работа по импровизации и варьированию поэтического
текста, напева, движений; постановочная работа и т. п.
– Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Этапы обучения:
1 этап – организационный. На этом этапе упор делается на пробуждение и
формирование мотивации. Это должно привести к развитию любознательности и выработке
стойкого познавательного интереса, который затем перерастает в активный интерес. На
данном этапе происходит также формирование и сплочение группы.
2 этап – развивающий. На этом этапе расширяются и формируются познания,
развиваются музыкальные способности и начинает проявляться мотивация саморазвития и
самовоспитания.
3 этап – обобщающий.
4 этап – закрепляющий. На данном этапе формируются и закрепляются практические
навыки и умения, получают дальнейшее развитие творческие способности. У обучающихся
проявляется творческая активность.
11

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

5 этап – итоговый. На этом этапе развиваются и совершенствуются приобретённые
знания, умения и навыки и реализуются в творческой деятельности.
В работе над учебным материалом используются разные методы обучения: нагляднообразовательный, практический, словесный, игровой, демонстрационный.
Формы обучения: групповая, индивидуальная.
Методика обучения
Выбор методов обучения зависит от учебных целей и задач, от возраста и здоровья
обучающихся, их творческих способностей. В основу методов обучения положен личный
творческий и жизненный опыт педагога с учётом современных дидактических принципов,
форм и методов преподавания, указанных общей педагогикой.
Необходим правильный отбор методов, прежде всего повышающих детскую
познавательную и эмоциональную активность, а также создание такой развивающей среды,
которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры.
Работа в ансамбле основывается на русских обрядовых праздниках.
Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – я узнаю, когда делаю – запоминаю».
Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником
процесса познания.
В коллективе есть разработки календарных, обрядовых праздников: («Пришла Коляда
– отворяй ворота»; «Свет Христово Рождество»; «Широкая масленица»; «Красная горка»).
Это праздники, которые дают представление о быте, обычаях народа. «Проигрывая» их,
ребенок чувствует себя участником событий, которые происходили много лет назад с их
прабабушками и прадедушками. Многие считалки, прибаутки, которые используются в
сценариях этих праздников, развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют
через слово национальный характер мышления ребенка.
В работе с детьми нужно постоянно создавать игровую ситуацию. Фольклорные игры
выделяются гармоничным соединением практической педагогики, искусства и физической
культуры. Традиционные игры типа «зайчик», «козлик» и другие не содержат в себе особых
трудностей для восприятия и усвоения. Они и стали начальным этапом народно-песенной
культуры в работе ансамбля. Каждой возрастной группе соответствует близкий ей круг
образов, эмоций, представлений, привычек, а также уклад жизни ребенка и окружающая его
среда. Для старших ребят вводятся игры-песни: «Махоня», «Кострома», гадальные
«Перстень», «Чье кольцо?».
Переплетаясь с играми, народной инструментальной музыкой, сказками, танцами,
находясь с ними в самых разнообразных связях, народная песня воспринимается как синтез
искусств.
Образовательная деятельность осуществляется по типовым методикам детских
народно-певческих коллективов.
Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому пению, развить их
вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного
фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание. В его систему входит
развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяженного,
гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры
пения и говора.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время
распевания, оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой
организации коллектива, собиранию внимания певцов, подготавливает, «разогревает»
голосовой аппарат. Основной материал для распевания песенный, но большую роль играют и
специальные упражнения.
На занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу от
простого к сложному. Как это принято в народной традиции устной передачи фольклора,
разучивание и исполнение песен и упражнений должны происходить «на слух», с голоса
руководителя. При таком разучивании и исполнении внимание детей активизируется, они
12

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

привыкают контролировать звучание собственного голоса и звучание партии, ансамбля в
целом, развивают свободу вокального интонирования. Фортепиано или баян используются (по
мере возможности) минимально: для настройки, для уточнения трудного места в партитуре.
Ввиду специфики народного пения и особенностей детского голоса особо следует
рассмотреть методы и приемы использования в занятиях с детьми специальных вокальнохоровых упражнений. Певческие навыки также формируются и в процессе работы над
разучиваемыми песнями. В работе над отдельными певческими навыками: дыханием,
звуковедением, дикцией, манерой пения - необходимо пользоваться как коллективными, так и
индивидуальными методами. Только овладев вокальными навыками, певец получает
характерные черты звучания народного голоса – это естественный «близкий» звук; дикцию,
близкую к разговорной речи; плотное грудное звучание, естественное головное
резонирование, без сильного прикрытия голоса. Хороший народный голос всегда отличается
ярким, звонким, светлым звучанием.
В основу обучения заложены современные педагогические принципы, во многом
отличающиеся от традиционной авторитарной общеобразовательной педагогики:
–
Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию
ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в
ребенке полноценного партнера, также ориентироваться на высшие общественные
понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству. Внедрение принципов
гуманизации образования позволяет развить в детях силу добра, необходимости
постоянного духовно-нравственного, физического и эстетического совершенствования.
–
Широкое привлечение игрового метода, интереса как фактора свободы
обучения.
–
Интеграция различных видов искусств (музыки, хореографии, фольклорного
театра, народных ремесел) при опоре на фольклор.
В организации педагогического процесса, используются также следующие принципы:
1.Принцип дифференциации, т.е. создание оптимальных условий для самореализации
каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, селе, с учетом возраста, пола
ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
1.
Принцип интегративности. С целью реализации принципа интеграции в работе с
дошкольниками организовывается педагогический процесс на основе тематического
планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственноэтические, естественнонаучные, художественно-эстетические.
2.
Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка
описываемых явлений и сводится к двум понятиям прошлого (давным-давно) и настоящего (в
наши дни). Это обусловлено информированностью у дошкольников исторического сознания:
они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и
проследить удаленность тех или иных событий.
3.
Принцип системности. Подразумевает четко спланированную систему: занятий,
бесед, экскурсий, игр, объединенных общей целью, проблемой.
4.
Принцип поэтапности. Система строится на основе перехода от простого к
сложному, то есть каждый этап является базой для перехода к следующему.
5.
Принцип доступности. Подразумевает подачу материала в понятной форме, с
учетом возрастных возможностей детей.
При организации педагогической работы с детьми по развитию познавательной
активности в процессе ознакомления с социальной действительностью обращается особое
внимание на следующие направления:
– Воспитание любви к родному краю, городу, селу, к дому, к семье;
– Развитие потребности в активном творческом преобразовании окружающего мира;
– Обращенность на других людей, через самоутверждение развития самосознания и
самооценки.
13

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Для решения поставленных задач используются следующие методы:
– общепедагогические:репродуктивный (вербальный и невербальный);проблемнопоисковый;креативный (творческий).
– музыкального воспитания:индивидуальный;ансамблевый.
Обеспечивают
реализацию
основных
целей,
задач
программы,
следующие педагогические принципы:
– принцип открытости процесса образования, его многообразие и содержательность
требуют обращения к достижениям отечественной культуры;
– принцип вариативности обучения с учётом личностных особенностей предполагает
обеспечение индивидуальной образовательной траектории каждому обучающемуся;
– принцип субъективности образования предписывает ориентацию на максимальную
активизацию субъектной позиции личности и формирование её опыта самопознания,
самообразования и самореализации;
– принцип гуманистической ориентации воспитания требует добровольности
включения ребёнка в ту или иную деятельность;
– принцип эвристической среды означает доминирующие творческие начала при
организации образовательной деятельности, при этом творчество рассматривается как
универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
Учет возрастных и психологических особенностей детей
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и
педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и
психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей
деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной
деятельности – основы наук. Дети в возрасте 7-15 лет проявляют готовность к усвоению системы
знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий,
понимания причинно-следственных связей. При этом современный подросток имеет свои
собственные суждения о происходящем вокруг, и его не удовлетворяет роль пассивного
слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. Он ждет востребованности
собственной учебной деятельности, что обязывает нас, педагогов, искать новые подходы к
организации этой деятельности. В связи с этим мы применяем технологии личностноориентированного образования (технология сотрудничества, метод проектов и т.д.)
Список литературы
нормативно-правовые документы
. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с
изменениями на 25.12.2023 г.) (редакция, действующая с 1 января 2024 г.) Об образовании в
Российской Федерац ии от 29 декабря 2012 - docs.cntd.ru
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (Утв. Приказом Министерства просвещения РФ от
27.06.2022 г. № 629), ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/351746582;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ
от
31.03.2022
г.
№
678-р),
ссылка
на
документ
http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf ;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»
(с
изменениями
02.02.2021
г.
№
38),
ссылка
на
документ
https://docs.cntd.ru/document/561232576;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
14

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»), ссылка на
документ https://docs.cntd.ru/document/573500115;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых», ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/542623974;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», ссылка на документ
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendaciipo-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf;
Литература для педагога
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и
викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. –
222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
2. Аракелова А.О. О реализации дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области искусств: в 2ч.: монография: сборник материалов
для детских школ искусств /Авт.-сост.А.О. Аракелова.- Москва: Минкультуры России, 2012. Ч.1.-118с., Ч.2.-123с.
3. Алиева Э. В. Теоретические основы гармоничного развития вокального слуха
младших школьников.
4. Апраксина О. А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ, 1983.
5. Битус А.Ф, Битус С.В. Певческая азбука ребёнка – Минск «ТетраСистемс», 2007.
6. Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. – Ленинград, Музыка, 1968. –
63с., ил.
7. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000. 386с., ил.
8. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре.М.,1987.
9. Добровольская Н. Н. Распевания в школьном хоре, 1-8 кл. М., «Музыка», 1969
10. Добровольская Н. Н., Орлова Н. Д. Развитие детского голоса / Материалы научной
конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков, молодежи 26-30
III 1961 / Изд. Акад. пед. наук РСФСР 1963
11. Добровольская Н. Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М.,
Музыка, 1972
12. Емельянов В. Развитие голоса, координация и тренинг. – СПб.: 2000. 263
13. Колосова Л. М., Кравцова И. А. Пособие по музыкально-эстетическому воспитанию
детей. – Белгород: Везелица. 1995. – 184 с.
14.Лебедева И. А., Благовидова О.Н. — педагог. Вопросы истории, теории, методики.
М., «Музыка», 1984
15.Луканин В. Мой метод работы с певцами. – Ленинград, Музыка, 1972. – 47с.
16.Машевский Г. П. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А. С.
Даргомыжского. Л., «Музыка», 1976
17.Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, «Академия
развития», 1997
18.Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной
школе. Методическое пособие. Л., «Музыка», 1972
19.Осеннева М.С, В.А.Самарин «Хоровой класс и практическая работа с хором» - М.,
Академия, 2003г.
20.Радугин А. А. Психология и педагогика. – М.: Центр, 2000. – 418 с.
21.Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокальнохоровым коллективом. - М.: Academia, 1999 36
22.Сафонова В. И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с
охраной детского голоса / Сб. ст. Работа с детским хором. М., «Музыка», 1981
15

Дополнительная общеразвивающая программа «Народное пение»/ составитель Щепина А.А. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

23.Сергеев Б. Программа обучения по специальности «Пение» для ДМШ и гимназий
искусств. С-Пб. Изд. «Союз художников», 2003.
24.Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
25.Струве Г. Школьный хор. М.,1981
26.Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей,
1992. – 138 с.
27.Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
28.Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. - М.,1988
Литература для детей
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и
викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век»,
2007. – 222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
2. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
3. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
4. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред.
О.Г. Хинн. – М., 1998

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».