Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
–– СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» устройству (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.09.2020 г. № 28);
––
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018
№
298
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
––Устав
МБУДО
«Центр
дополнительного
образования
детей
«Подлеморье»
(утв.Постановление Администрации Мо «Баргузинский район» 24.02.2016 г. № 95);
––Положение
о
единых
требованиях
к
дополнительным
общеобразовательным
программам МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»,
№ 20
от 17.06.2019 г.).
Направленность программы – естественнонаучная
Уровень программы – общекультурный (базовый).
Практическое отношение людей к природе зависит от их экологического сознания.
Процесс формирования мировоззрения включает в себя передачу опыта, традиций, знаний
и умений и ведёт в конечном итоге к изменению типа мышления. Этот процесс
продолжается всю жизнь, начинаясь с самого раннего детства.
Эколого-познавательная программа «Путешествие нерпёнка» рассматривается как
первая ступень в эколого-образовательном курсе «Байкаловедение»
2
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
Под «Байкаловедением» понимается система знаний о природных особенностях
(физико-географических и биологических) Байкала и Байкальского региона, его
уникальных экосистемах (наземных, водных и т.д.), насыщенных эндемичными и
реликтовыми видами, его геологическом и климатическом прошлом и настоящем,
истории формирования его флоры и фауны и изучение отношений «Человек - Байкал».
Актуальность
Современное
программы
состояние
базируется
экологии
озера
на
Байкал
анализе
вызывает
социальных
тревогу
у
проблем.
широкой
общественности Байкальского региона и у местных жителей, так как уникальная природа
Байкала с каждым годом всё больше и больше подвергается негативному воздействию
человека.
Новизна данной программы опирается на осознание педагогом и родителями
важности формирования экологического сознания ребёнка уже со старшего дошкольного
и младшего школьного возраста. А также понимания того, что дети уже в этом возрасте
способны оценивать экологическую ситуацию (на уровне «хорошо - плохо»), принимать
на себя часть ответственности за экологическое состояние окружающей среды и
приоритетности воспитательной работы в данном направлении.
Отличительная особенность программы «Путешествие нерпёнка» заключается в
том,
что
в
процессе
реализации
программы
предполагается
воздействие
на
интеллектуальную сферу ребёнку через эмоциональную сферу. Именно восприятие
окружающего мира на эмоциональном уровне, желание познать этот мир и ощутить себя
значимой его частицей явятся фундаментом дальнейшей работы в области воспитания,
экологического образования и формирования познавательной активности.
Адресатом программы «Путешествие нерпёнка» являются дети 6-10 летнего
возраста. Организация всей деятельности на занятиях происходит с опорой на
психологические особенности детей этого возраста (эмоциональность, значимость
собственных чувств и ощущений). Дети старшего дошкольного и младшего школьного
возраста испытывают потребность в ярких, красочных событиях, которые делают их
жизнь радостной, развивают творчество, фантазию, побуждают к активным позитивным
действиям. Поэтому особое внимание в предлагаемой программе уделяется творческой
деятельности, в процессе которой каждый ребёнок имеет возможность выразить свои
чувства, впечатления, настроения по отношению к чему-либо, применяя при этом
полученные на занятиях знания. Чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию
занятия, тем успешнее развиваются творческие способности детей, раскрываются сильные
стороны личности ребёнка, растёт его интерес к знаниям, плодотворнее протекает процесс
воспитания и обучения.
3
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
Объём программы составляет 72 часа.
Срок освоения программы – 1 год
Наполняемость в группах 25-30 человек.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Режим занятий: Программой предусматривается систематическое проведение
занятий продолжительностью 1 академическиq час 2 раза в неделю.
Формы обучения и виды занятий по программе. При проведении занятий
используются групповые, коллективные и индивидуальные очные формы обучения.
Специфической
чертой
обучения
является
его
коммуникативно-ориентированный
характер, в основе которого – различные виды взаимодействия: учителя и учащихся,
учащихся друг с другом, обучающегося с природным окружением.
Методика
проведения
практическую
занятий
предусматривает,
прежде
всего,
активную
творческую деятельность, а так же теоретическую подачу материала.
Соответствие используемых методов обучения цели, задачам, характеру и содержанию
учебного материала, уровню знаний, умений и навыков обучающихся, материальному
обеспечению,
индивидуальным особенностям,
возможностям и
подготовленности
учащихся, личностным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического
мастерства, бюджету времени является педагогически целесообразным.
Цель программы: Формирование у детей познавательного интереса к озеру Байкал и
окружающей природной территории.
Реализация цели возможна при решении следующих задач:
Воспитательных:
-Воспитывать доброе отношение к природе и стремление не причинять ей вреда.
-Воспитывать в детях любовь к родному краю.
-Воспитывать чувство ответственности за свои действия, базирующееся на знании
механизма основных природных процессов и закономерностей.
Обучающих:
-Знакомить детей с конкретными объектами байкальской природы.
-Формировать у детей начальное представление о взаимосвязях живых организмов и
среды обитания.
-Формировать начальные представления об особенностях взаимоотношений людей и
природы и возникающих при этом проблемах.
Развивающих:
-Развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний об озере
Байкал и прилегающей территории.
4
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
-Формировать потребность в общении с природой.
-Формировать навыки поведения в природе.
Ожидаемые результаты
В результате систематического обучения по программе «Путешествие нерпёнка» у
учащихся:
Будет развита потребность в творческом самовыражении.
Будет сформирован устойчивый интерес к познанию байкальской природы и
стремление к общению с ней.
Будет сформирована первоначальная система знаний о природе озера Байкал и его
побережья.
Учащиеся будут обладать такими качествами, как: любовь и уважение к природе
родного края, ответственное отношение за судьбу своей Малой Родины,
самостоятельное мышление,
Учащиеся приобретут умение отстаивать своё мнение, владеть культурой общения
со сверстниками и взрослыми.
Формы контроля
Способы определения результативности (методы, виды и формы контроля)
Методы контроля:
Диагностика успешности овладения учащимися содержанием программы осуществляется
следующими методами отслеживания результативности:
-Педагогическое наблюдение
-Педагогический анализ активности обучающихся на занятиях, результатов решения задач
поискового характера, анкетирования, тестирования, опросов, взаимоопросов, выполнения
учащимися диагностических заданий.
-Мониторинг (педагогический мониторинг и мониторинг образовательной деятельности
детей)
Виды и формы контроля:
Время проведения
В начале учебного года
В течение учебного года
Цель проведения
Формы контроля
Входной контроль
Определение уровня знаний -Беседа,
о Байкале и прибрежной -тестирование,
территории
-анализ продуктов
творческой деятельности
Текущий контроль
-Определение
степени -Педагогическое
усвоения
учащимися наблюдение,
учебного материала.
-опрос,
5
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
-Определение
готовности
детей к восприятию нового
материала.
-Мотивация
(повышение
ответственности
и
заинтересованности
воспитанников в обучении)
(для учеников).
-Выявление
детей
отстающих и опережающих
в обучении по программе,
подбор
наиболее
эффективных методов и
средств
обучения
(для
педагога).
Рубежный контроль
По окончании изучения -Определение
степени
темы
усвоения
учащимися
учебного
материала
по
блокам:
-Живой мир байкальских
вод.
-Жизнь на байкальских
берегах.
-Заповедные тропинки.
-Мы – друзья Байкала.
(1-й год обучения)
-Определение
степени
усвоения
учащимися
учебного
материала
по
блокам:
-Биологическое
разнообразие озера Байкал.
-Растительный
и
животный
мир
вокруг
Байкала.
-Особо
охраняемые
природные территории.
-Человек и Байкал
-Определение
результатов
обучения
Итоговый контроль
В конце курса обучения
-Определение
изменения
уровня знаний о Байкале и
прибрежной территории.
-Определение результатов
обучения (для детей).
-Получение сведений для
совершенствования
образовательной программы
и методов обучения (для
педагога)
6
-письменная творческая
самостоятельная работа
-Творческая работа,
-соревнование,
-конкурс,
-праздник,
-олимпиада,
-презентация творческих
работ,
-тестирование,
-анкетирование,
-опрос,
-взаимоопрос,
-зачёт,
-контрольное занятие,
-открытое занятие.
-Выставка,
-конкурс,
-праздник,
-соревнование,
-презентация творческих
работ,
-тестирование,
-зачёт,
-открытое занятие,
-контрольное занятие
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
Содержание программы
Основные содержательные линии по программе курса:
1. Живой мир байкальских вод.
2. Жизнь на байкальских берегах.
3. Заповедные тропинки.
4. Мы – друзья Байкала.
Учебно-тематический план
№
п/п
Название темы
1.
Вводное
занятие.
Знакомство
с
программой.
Входная
диагностика
(определение
уровня знаний
о Байкале и
прибрежной
территории)
Место, где я
живу
1
-
1
Занятие-игра
1
-
1
Контрольное
занятие
1
-
1
–
1.1. Нерпа
единственное
млекопитающее
Байкала
3
1
2
1.2. Путешествие на
дно Байкала
3
1
2
2.
3.
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
организации
занятий
Введение в программу
Формы
аттестации
(контроля)
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
Нетрадиционное
занятие экскурсия
1. Живой мир байкальских вод
7
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Занятие
формирования
первоначальных
предметных
навыков,
овладения
предметными
умениями
Занятие
повторения
предметных
знаний
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Занятие
Беседа;
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
творческой
деятельности
взаимоопрос,
творческая
работа
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
1.3. Рыбное царство
3
1
2
1.4. Растительный
мир
озера
Байкал
5
2
3
1.5. Кто где живёт?
2
1
1
1.6. Кто
питается?
чем
2
1
1
Итоговое занятие по
блоку «Живой мир
байкальских вод»
1
-
1
обобщения и
систематизации
предметных
знаний
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Занятие
обобщения и
систематизации
предметных
знаний
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Занятие
обобщения и
систематизации
предметных
знаний
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Занятие
обобщения и
систематизации
предметных
знаний
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Занятие
обобщения и
систематизации
предметных
знаний
Контрольное
занятие
Анализ
продуктов
творческой
деятельности;
Педагогическое
наблюдение
2. Жизнь на байкальских берегах
2.1. Дом, в котором
они живут
2
1
1
8
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Устный опрос;
Конкурс;
Анализ
продуктов
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
лесах
2.2. В
Байкала
у
8
3
5
2.3. Такие разные
пернатые
(Птицы Байкала
и побережья)
4
2
2
больше
2.4. Кого
всех на свете?
(Насекомые)
2
1
1
2.5. Враги и друзья
2
1
1
2.6. Лесные
заповеди
2
1
1
9
Занятие
обобщения и
систематизации
предметных
знаний
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Занятие
обобщения и
систематизации
предметных
знаний
Творческое
интегрированное
занятие
Нетрадиционное
занятие экскурсия
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Занятие
повторения
предметных
знаний
Нетрадиционное
занятие решения
практических
проектных задач
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Занятие
повторения
предметных
знаний
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Занятие
обобщения и
систематизации
предметных
знаний
Занятие
формирования
первоначальных
творческой
деятельности
Беседа;
педагогическое
наблюдение
самостоятельная
работа
открытое
занятие
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
2.7. Огонь – враг
природы
2
1
1
Итоговое занятие по
блоку «Жизнь на
байкальских
берегах»
1
-
1
предметных
навыков
овладения
предметными
умениями
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Занятие
повторения
предметных
знаний
Контрольное
занятие
Анализ
продуктов
творческой
деятельности;
Педагогическое
наблюдение
3. Заповедные тропинки
такое
3.1. Что
заповедник?
3.2. Охраняемые
территории
Байкала
1
1
3
1
2
3.3. Баргузинский
заповедник
2
1
1
3.4. Забайкальский
Национальный
парк
4
2
2
Итоговое занятие по
блоку «Заповедные
тропинки»
1
-
1
Творческое
занятие
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Творческое
занятие
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Нетрадиционное
занятие экскурсия
Занятие
первичного
предъявления
новых знаний
Контрольное
занятие
Педагогическое
наблюдение;
опрос
Беседа;
Взаимоопрос
анализ
продуктов
творческой
деятельности
Конкурс;
Педагогическое
наблюдение
4. Мы – друзья Байкала
4.1. Человек и
Байкал
4
2
2
10
Творческое
занятие
Занятие
обобщения и
Опрос,
взаимоопрос,
педагогическое
наблюдение;
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
4.2. Байкал в
рисунках,
стихах,
легендах,
сказках
10
2
8
Итоговое занятие по
блоку « Мы – друзья
Байкала»
Итоговое занятие по
программе.
Выходная
диагностика.
Всего часов:
1
-
1
1
-
1
72
25
47
систематизации
анализ
предметных
продуктов
знаний
творческой
Занятие решения
деятельности;
практических
самостоятельная
проектных задач
работа
Презентация
Занятие
творческих
обобщения и
работ;
систематизации
взаимоопрос;
предметных
беседа;
знаний
праздник
Занятие
формирования
первоначальных
предметных
навыков,
овладения
предметными
умениями
Творческое
интегрированное
занятие
Творческое
комбинированное
занятие
Контрольное
Праздник;
занятие
педагогическое
наблюдение
Контрольное
Тестирование
занятие
Конкурс;
Педагогическое
наблюдение
Содержание учебно-тематического плана
№
Название тем
Теория
Практика
Формы
контроля
Введение в программу
1
2
Вводное
занятие.
Знакомство
программой.
Входная
диагностика
-
Игры на знакомство и
сплочение
детского
коллектива
-
Рисунок-тест
или
Тестирование
письменный тест (по Анализ продуктов
выбору) «Определение
творческой
с
11
Педагогическое
наблюдение
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
уровня
знаний
о
Байкале и прибрежной
территории»
3 Место, где я
Экскурсия
на
живу
побережье оз. Байкал.
Игра «Что я расскажу
своему новому другу о
Байкале»
1. Живой мир байкальских вод
1.1. Нерпа
– Основные термины Просмотр
единственное
и понятия:
видеофильма
млекопитающее млекопитающее,
«Байкальская нерпа»
Байкала
эндемик, белёк,
(ознакомление
с
куматкан, хубунок, образом
жизни
и
аргал
повадками
байкальской нерпы);
Просмотр презентации
«Иркутский
нерпинарий»
Творческое
задание
«Соедини точки и
найди ответ» (Назови
единственное
млекопитающее,
обитающее в озере
Байкал)
Знакомство
с
искусством
оригами
(поделка «Байкальская
нерпа»
по
предложенной схеме)
(ознакомление
с
внешним
строением
байкальской нерпы)
1.2. Путешествие на Основные термины Просмотр
дно Байкала
и понятия: фауна,
видеофильма «Байкал
флора,
– колодец планеты»
глубоководные
(знакомство с живыми
организмы,
организмами,
организмыобитающими в озере
санитары
Байкал: губка, черви,
водные
насекомые,
гаммариды);
Творческое
задание
«Определи «лишнего»
представителя
байкальской фауны»;
«Выбери
верное
утверждение» (работа
с
сигнальными
карточками);
Творческое
задание
12
деятельности
Педагогическое
наблюдение
Беседа;
самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа;
педагогическое
наблюдение
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
«Найди ошибки»;
Экологическая
игра
«Угадай животное»
Рыбное царство Основные термины Теоретические занятия Педагогическое
и понятия:
с
просмотром
наблюдение;
миграции, соровые
видеопрезентаций:
беседа;
рыбы, байкальские -Омуль
–
самая анализ продуктов
рыбы,
знаменитая
рыба
творческой
живородящие
Байкала
деятельности
рыбы, промысловые -Байкальский осётр –
рыбы, ихтиолог.
Царь-рыба.
-Голомянка
уникальная
рыба
Байкала
-Рыбы-хищники
-Эндемичные
рыбы
Байкала
Игра-лото «Обитатели
озера Байкал»
Творческое
задание
«Что
перепутал
художник?»
Практическая работа
«Отгадай и раскрась»
Растительный
Основные термины Теоретическое занятие
Беседа;
мир
озера и понятия:
«Растения – жители
взаимоопрос,
Байкал
водоросли,
Байкала»
педагогическое
настоящие водные Творческая
работа
наблюдение
растения,
«Засели
Байкал анализ продуктов
прибрежно-водные растениями»
творческой
растения
деятельности
Кто где живёт?
Основные термины Занятие «Жизнь в Анализ продуктов
и понятия: место
толще вод и на дне
творческой
обитания, зона
Байкала» (найти на
деятельности
жизни (придонная, рисунке
и
устно
толща воды,
описать байкальские
прибрежная),
растения и животных)
экосистема
Практическая работа.
Аппликация
«Зоны
жизни»
(На схеме
вертикального разреза
озера
Байкал
обозначить
зоны
жизни и «заселить» их
байкальскими
организмами)
Кто
чем Основные термины Занятие
«Обитатели
Беседа;
питается?
и понятия:
Байкала и их роль в
взаимоопрос;
«пищевая цепь»,
экосистеме»
педагогическое
«цепь питания»,
Аппликация «Кто чем
наблюдение;
«пищевая сеть»;
питается?»
анализ продуктов
(составление
цепи
творческой
13
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
питания байкальских
деятельности;
организмов)
творческая работа
Работа с карточками
Итоговое занятие по
блоку «Живой мир
байкальских вод»
-
Игра-экологическое
Анализ продуктов
лото
«Живой мир
творческой
байкальских
вод»;
деятельности;
Групповая творческая Педагогическое
работа «Байкальская
наблюдение
мозаика»
2. Жизнь на байкальских берегах
2.1. Дом, в котором Основные термины Занятие с элементами
Устный опрос;
они живут
и понятия: лесные
рисования «Что такое
Конкурс;
ярусы, древостой,
лес?»
Анализ продуктов
подрост, подлесок, Загадки о лесе и
творческой
лесная подстилка
лесных обитателях
деятельности
Командный
конкурс
«Крестики-нолики»
(на тему: знатоки леса)
2.2. В
лесах
у Основные термины Животный
и
Беседа;
Байкала
и понятия: флора,
растительный
мир анализ продуктов
фауна,
байкальской
творческой
псаммофиты
прибрежной
деятельности;
(растения,
территории;
устный опрос;
произрастающие
Знакомство
с
педагогическое
на песках).
типичными
наблюдение
представителями
животного
мира
лесной зоны (Бурый
медведь, Соболь, Лось,
Рысь, Изюбрь, Лисица,
Заяц)
Знакомство
с
типичными
представителями
альпийской
зоны
(Горностай,
Черношапочный
сурок,
Северный
олень,
Северная
пищуха,
Полёвки,
Снежный
баран,
Снежный
барс,
Красный волк)
Чтение книги Семён
Устинов «В лесах у
Байкала»
Чтение
и
раскрашивание
книжки-раскраски для
дошкольников
и
младших школьников:
14
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
2.3. Такие
разные
пернатые
(Птицы Байкала
и побережья)
Основные термины
и понятия: птицы
зимующие, птицы
перелётные, птицы
водные, птицы
околоводные,
орнитолог.
15
Мясищева Л.В. «Про
сурка»
Экологическая
игра
«Узнай по описанию»
Знакомство
с
типичными
представителями
растительного
мира
лесной зоны (Ель,
Кедр, Пихта, Сосна
обыкновенная,
Лиственница
сибирская, Брусника,
Черника,
Малина,
Голубика, Папоротник,
Бадан,
Смородина,
Жимолость)
Знакомство
с
типичными
представителями
растительного
мира
альпийской
зоны
(Кедровый
стланик,
Берёза
карликовая,
мхи, лишайники)
Растения,
произрастающие
на
байкальских песках.
Презентационный
материал:
Дикорастущие цветы
байкальских
побережий и гор;
Животный
мир
байкальских
побережий и гор;
Знакомство с видовым
составом
птиц,
обитающих на Байкале
и
прибрежной
территории.
-Водные птицы (Чайка,
Баклан, Утка)
-Околоводные птицы
(птицы
побережья)
(Оляпка, Трясогузка,
Серая цапля, Кулик)
-Птицы леса (Чёрная
ворона,
Дятел,
Кедровка, Поползень,
Клёст, Глухарь, )
Оригами
(поделка
Педагогическое
наблюдение;
беседа;
конкурс
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
2.4. Кого
больше Основные термины
всех на свете? и понятия:
(Насекомые)
насекомое,
энтомолог.
2.5. Враги и друзья
Основные термины
и понятия:
растительноядное
животное,
травоядное
животное, хищное
животное, жертва
2.6. Лесные
заповеди
Основные термины
и понятия: Красная
книга, редкие
животные
2.7. Огонь –
природы
«Ворон»
по
предложенной схеме)
КВН «Наши пернатые
друзья»
Природоохранная
акция
«Поможем
зимующим
птицам»
(изготовление
и
развешивание
кормушек)
Видовой
состав
насекомых
Насекомые: враги и
друзья
Насекомые-вредители
(Хвойный
усач,
Короед, Шелкопряд,
Лиственничная муха,
лиственничная
листовёртка)
Экологическая
игра
«Загадки о насекомых»
(закрепление знаний о
характерных
чертах
различных насекомых)
Экологическая
игра
«Хищник-жертва»
Самостоятельная
работа «Что перепутал
художник?»
Основные термины и
понятия:
хищное
животное,
травоядное животное
Беседа;
педагогическое
наблюдение;
опрос
Педагогическое
наблюдение;
самостоятельная
работа
Формулирование
Анализ продуктов
правил поведения в
творческой
лесу и их обсуждение;
деятельности;
Знакомство с Красной открытое занятие
книгой;
Оформление выставки
рисунков
«Не
навреди!»
Самостоятельная
работа
«Экологический
светофор» (раскраска с
заданием)
Беседа
с
Беседа;
использованием
педагогическое
видеопрезентации
наблюдение;
«Нет Пожару в лесу!»
анализ продуктов
враг Основные термины
и понятия: пожар,
костёр, огонь
16
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
Правила
поведения
творческой
при пожаре
деятельности
Работа с раскрасками
«Помоги лесовичку не
пропустить огонь в
лес»
Итоговое занятие по
Открытое
занятие Анализ продуктов
блоку «Жизнь на
«Лесовичок – хозяин
творческой
байкальских берегах»
леса»
деятельности;
Педагогическое
наблюдение
3. Заповедные тропинки
3.1. Что
такое Основные термины Чтение рассказа Софьи Педагогическое
заповедник?
и понятия:
Агеевой «Заповедные
наблюдение;
заповедник, охрана, тропинки»
опрос
инспектор,
Рисование
браконьер
иллюстраций
к
произведению
3.2. Охраняемые
территории
Байкала
Основные термины
и понятия: ООПТ
(особо охраняемые
природные
территории),
древний человек,
наскальные
рисунки, ходульные
деревья
3.3. Баргузинский
заповедник
Основные термины
и понятия:
заповедник,
экспедиция
3.4. Забайкальский
Национальный
парк
Основные термины
и понятия:
Национальный
парк, Подлеморье,
Ушканьи острова
Итоговое занятие по
Знакомство с ООПТ
Байкальского региона
Видеопрезентация
«Памятники природы
на Байкале» (Шаманкамень, Мыс Бурхан,
Утёс
Саган-Заба,
пещера Мечта, Бухта
Песчаная)
Знакомство с легендой
о
происхождении
Шаман-камня
Баргузинский
заповедник – первый
заповедник в России
(Просмотр фрагментов
видеофильма
«Заповедное
ожерелье»)
Соболь
–
символ
Баргузинского
заповедника
Экскурсия в визитцентр
«Заповедное
подлеморье»
Просмотр
видеопрезентаций:
- флора ЗНП
- фауна ЗНП
- орнитофауна ЗНП
Экологические игры
Конкурсная программа
17
Педагогическое
наблюдение;
Беседа;
взаимоопрос
Педагогическое
наблюдение;
беседа:
анализ продуктов
творческой
деятельности
Педагогическое
наблюдение;
беседа
Конкурс;
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
блоку
«Заповедные
тропинки»
4.1. Человек и
Байкал
4.2. Байкал в
рисунках,
стихах,
легендах,
сказках
Итоговое занятие по
блоку «Мы – друзья
«По
заповедным
тропинкам»
4. Мы – друзья Байкала
Основные термины Просмотр
и понятия:
видеофильма «У края
листовка, призыв
чарующей бездны»
Разработка и создание
листовки в защиту
озера Байкал
Основные термины
и понятия:
традиция
Чтение книг:
- Софья Бунтовская
«Экологически чистые
сказки
с
берега
Байкала»
- Сост. С.Н. Асламова
«Слово о Байкале»
(мифы,
легенды,
сказки и сказания,
наставления)
Зайцева
И.В.,
Интигринова
Т.П.,
Протопопова
И.В.
«Экологические
традиции
народов
севера Баргузинской
долины»
Элиасов
Л.Е.
«Байкальские легенды
и предания».
Рисование
иллюстраций
к
прочитанным
произведениям
Выставка
рисунков
«Байкал мой – Байкал
наш»;
Творческие
задания
(скопируй
байкальскую нерпу по
квадратам; угадай по
тени, кто изображён на
рисунке; найди две
одинаковых рыбы)
Конкурс
чтецов
«Славлю Тебя, о мой
Байкал!»
Экологический
праздник
«Мы
–
18
Педагогическое
наблюдение
Опрос,
взаимоопрос,
педагогическое
наблюдение;
анализ продуктов
творческой
деятельности;
самостоятельная
работа
Презентация
творческих работ;
анализ продуктов
творческой
деятельности;
самостоятельная
работа;
опрос;
взаимоопрос;
педагогическое
наблюдение;
беседа;
праздник
Праздник;
педагогическое
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
Байкала»
Итоговое занятие по
программе. Выходная
диагностика
друзья Байкала!»
Выходная диагностика
(Тест «Что я узнал о
Байкале и прибрежной
территории»);
Филворд «Что я знаю о
Байкале?»
Конкурсная программа
«Знатоки Байкала»
-
наблюдение
Тестирование
Конкурс;
Педагогическое
наблюдение
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарно-учебный график
Срок освоения программы
1 год (9 месяцев, 72 недель)
Объём программы
Полный объём учебных часов – 72 ч
Даты начала и окончания учебного года
1 сентября –– 31 мая
Количество учебных недель
72 недель в год;
Режим занятий
(1 раз в неделю по 2 часа )
Количество учебных дней/занятий
4 занятий в месяц, 36 занятий в год
Сроки и продолжительность каникул
Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
с 31 декабря по 8 января (в
зависимости от утверждённых
праздничных дней ежегодно)
Сроки мониторинговых исследований
(начало и конец уч.года)
с 1 по 20 сентября;
с 25 апреля по 30 мая.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, учебная мебель (столы и
стулья); компьютер, интерактивная панель.
Кадровое обеспечение. Учителя начальных классов МБОУ «Баргузинская средняя
общеобразовательная школа», образование высшее педагогическое.
Методическое обеспечение программы
Педагогическая технология
Сущность технологии:
Основными принципами работы по программе «Путешествие нерпёнка» являются:
19
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
-Опора
на
психологические
особенности
детей
6-10-летнего
возраста
(эмоциональная значимость собственных чувств и ощущений).
-Ориентация на потребность ребёнка чувствовать и выражать свои чувства.
-Создание и поддержание атмосферы творчества на занятиях.
-Реализация потребности ребёнка в развитии.
Следование этим принципам определяет особенности построения учебно-воспитательного
процесса:
-Общение ребёнка с педагогом на позиции «личность-личность».
-Организация на каждом занятии творческой деятельности детей, в процессе
которой каждый ребёнок имеет возможность выразить свои впечатления, чувства,
настроение по отношению к чему-либо, применяя при этом полученные на занятиях
знания.
-Право выбора ребёнком на участие во всех видах деятельности.
-Применение на занятиях самых разнообразных форм, методов и приёмов
вовлечения детей в активную деятельность (музыкальная и театральная деятельность,
экологические игры, сказки, широкое использование художественного слова, стихи,
загадки, чтение литературы), а также интерактивного метода и метода проектного
обучения.
-Дополнительные занятия вне программы в форме экологических праздников,
экскурсий, природоохранных акций.
Методические рекомендации к организации занятий по программе
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала и
активную практическую деятельность.
Занятия
организованы
в
соответствии
с
дидактическими
требованиями
к
современному занятию, с учётом психологических требований, возрастных особенностей
обучающихся, гигиенических требований к занятию.
При проведении занятий используются групповые, коллективные и индивидуальные
формы обучения.
Используемые методы обучения соответствуют задачам, характеру и содержанию
учебного материала, уровню знаний, умений и навыков обучающихся, материальному
обеспечению,
индивидуальным особенностям,
возможностям и
подготовленности
учащихся, личностным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического
мастерства, бюджету времени.
В ходе занятий используются следующие методы:
-словесные;
20
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
-наглядные;
-практические.
Специфической чертой обучения является его коммуникативно-ориентированный
характер, в основе которого – различные виды взаимодействия: учителя и учащихся,
учащихся друг с другом, обучающегося с социоприродным окружением. В связи с этим,
основу методики изучения курса составляют интерактивные методы и методы
проблемного обучения.
Наряду со стационарными занятиями изучение курса предполагает использование
других форм обучения, таких как экскурсии, экологические праздники, природоохранные
акции.
В
ходе
работы по
программе
используются
технологии,
способствующие
формированию устойчивой познавательной активности учащихся:
-Интерактивные (мозговой штурм, дебаты, дискуссии, игровое моделирование, ролевые
игры и т.д.);
-Проектный метод обучения;
-Технология «Непрерывный поток познания» Дж. Корнелла;
-Технология Open space («Открытое пространство»).
Обеспечение программы методическими видами продукции
Диагностические материалы
- «Определение уровня знаний о Байкале и прибрежной территории» (тесты для
проведения входной и выходной диагностики)
- Беседа с элементами игры «Что я расскажу своему новому другу из другого города о
Байкале?»
- Филворд «Что я знаю о Байкале?»
Разработки игр
- Угадай животное
- Лото «Обитатели озера Байкал»
- Живой мир байкальских вод
- Загадки о насекомых
- Хищник-жертва
Разработки бесед
- Место, где я живу
- Растения – жители Байкала
- Жизнь в толще вод и на дне Байкала
- Обитатели Байкала и их роль в экосистеме
21
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
- Животный и растительный мир байкальской прибрежной территории
Разработки творческих заданий:
- Соедини точки и найди ответ
- Найди ошибки
- Что перепутал художник?
- Выбери верное утверждение
- Определи «лишнего» представителя байкальской фауны
- Отгадай и раскрась
- Оригами (поделка «Байкальская нерпа», «Ворон»)
- Засели Байкал растениями
- Аппликация «Зоны жизни»
- Аппликация «Кто чем питается?»
- Байкальская мозаика
- Экологический светофор
Разработки конкурсов, КВН, экологических праздников, природоохранных акций,
открытых занятий
- Крестики-нолики (на тему «Знатоки леса»)
- Наши пернатые друзья
- По заповедным тропинкам
- Знатоки Байкала
- Мы – друзья Байкала
- Поможем зимующим птицам
- Лесовичок – хозяин леса
Учебный материал на СD, DVD-дисках:
Байкальские фантазии /видовой фильм;
Байкал - колодец планеты – ИНЦ СО РАН Байкальский музей;
Подводный мир Байкала;
У края чарующей бездны;
Байкальская нерпа
Дикорастущие цветы байкальских побережий и гор;
Животный мир байкальских побережий и гор;
Презентации Роwer Point:
ФГУ «Забайкальский национальный парк»;
Орнитофауна Забайкальского национального парка;
22
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
Флора Забайкальского национального парка;
Животный мир Забайкальского национального парка.
Иркутский нерпинарий
Омуль – самая знаменитая рыба Байкала
Байкальский осётр – Царь-рыба
Голомянка – уникальная рыба Байкала
Рыбы-хищники
Эндемичные рыбы Байкала
Картографический материал:
Атлас
Байкала.
Российская
академия
наук
Сибирское
отделение
Межведомственный научный совет по программе «Сибирь» Федеральная служба
геодезии и картографии России. – Москва, 1993.
Атлас. Центральная экологическая зона Байкальской природной территории. –
Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Федеральное агентство
геодезии и картографии. – Москва, 2006;
Природопользование Республики Бурятия;
Республика Бурятия;
Восточное побережье озера Байкал;
Экологическое зонирования Байкальской природной территории;
Особо Охраняемые природные территории Байкальского региона;
Забайкальский национальный парк.
Фотоматериал (из архива Центра «Подлеморье»)
Список литературы
нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(с изменениями на 25.12.2023 г.) (редакция, действующая с 1 января 2024 г.) Об
образовании в Российской Федерац ии от 29 декабря 2012 - docs.cntd.ru
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Утв. Приказом Министерства
просвещения РФ от 27.06.2022 г. № 629), ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/351746582;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ
от
31.03.2022
г.
№
678-р),
ссылка
на
документ
http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf ;
23
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38), ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/561232576;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»), ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/573500115;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования
детей
и
взрослых»,
ссылка
на
документ
https://docs.cntd.ru/document/542623974;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», ссылка на документ
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf;
Литература для педагога
1.
Байкал. Атлас. Под ред. Галазия Г.И. – РАН СО. – Федеральная служба геодезии и
картографии. Москва. 1993 г.
2.
Байкал, Баргузинский заповедник. Фотоальбом. – изд. Акционерное общество
«ЦЕПРУСС» и МГП «Северные просторы». Москва, 1993
3.
Биологические ресурсы Забайкалья и их охрана. – Улан-Удэ: БФ СО АН СССР,
2004 – 196с.
4.
Бойков Т.Г. Охрана редких растений бассейна озера Байкал. – Улан-Удэ: БНЦ СО
РАН, 1993 – 208с.
5.
Второв П.П., Дроздов Н.Н., Определитель птиц. – М.: Просвещение, 1980 – 126с.
6.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – 3-е издание., испр. доп. – М: Мысль.
1988. – 285 с., ил.
7.
Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2006
году». Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Федеральная служба
по надзору в сфере природопользования. Москва, 2007.
8.
Гурулёв С.А. Что в имени твоём, Байкал? – Новосибирск: Наука, 1982. – 108 с.
9.
Денисова А.Н. Образовательный проект: Пресная вода: Учебно-методическое
пособие / Отв. ред. Э.В. Гирусов. Улан-Удэ: «Бэлиг», 2003. – 200с.
24
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
10.
Забелина Н.М. Национальный парк. – М.: Мысль, 1987 – 166с.
11.
Зайцева И.В., Интигринова Т.П., Протопопова И.В. Экологические традиции
народов севера Баргузинской долины. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1999. – 48 с.
12.
Земля – наш общий дом. Выпуски 3-й и 4-й. – Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999 –
84с.
13.
Играя, обучаемся. Выпуски 1-й и 2-й. – Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999 – 146с.
14.
Калмыков Н.П. Доисторические животные у озера Байкал. – Улан-Удэ: Изд-во
Бурятского госуниверситета, 2002. – 232 с., ил.
15.
Капустин А. Баргузин – страницы истории. – Баргузин, 1990 – 26 с.
16.
Кожов М.М. Очерки по Байкаловедению.
– Восточно-сибирское книжное
издательство, 1972 – 252 с.
17.
Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале:
спецкурс для общеобразоват. учеб. заведений. – Иркутск, 2006. – 224 с.
18.
Лесные и околоводные птицы. – М.: СОПР, 2005 – 254с.
19.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. – М.:
«Устойчивый мир», 1999 – 296с.
20.
ООПТ
и
сохранение
биоразнообразия
Байкальского
региона.
Материалы
региональной науч.-практ. Конф., посвящ 15-летию государственного природного
заповедника «Байкало-Ленский». – Иркутск: «Листок», 2001г. – 151 с.
21.
Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология, и её гуманистическая
модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144с.
22.
Слово о Байкале. Мифы, предания, легенды, сказки, сказы и сказания, наставления
/ Составитель С.Н. Асламова. Художественное оформление А.И. Шелтунов, Н.А.
Шелтунов. – Иркутск: ГУК Редакция журнала «Сибирячок», 2004. – 224 с.
23.
Стариков П.С. Рыбы Бурятии.Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2005 –
32 с.
24.
Тулохонов А.К. Байкальский регион: проблемы устойчивого развития. –
Новосибирск: «Наука» и СИФ РАН, 1996 – 274с.
25.
Центральная экологическая зона Байкальской природной территории. Атлас.
Министерство природных ресурсов Российской Федеоации. Федеральное агенство
геодезии и картографии. Москва, 2006 г.
26.
Человек у Байкала и среда его обитания (Материалы I-й Международной
конференции по экологическим проблемам Байкальского региона) – Улан-Удэ, 1991. – 178
с.
25
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
27.
Элиасов Л.Е. Байкальские легенды и предания. Фольклорные записи. – 2-е доп. и
перераб. изд. – Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1984. – 256с., с ил.
28.
Этноэкологические традиции народов Прибайкалья. – Улан-Удэ, 2004. – 62 с
Литература для учащихся
1.
Агеева
С.
Н.
Заповедные
тропинки.
Иркутск:
ЗАО
Восточно-Сибирская
издательская компания, 2000 – 22 с.
2.
Байкал. Атлас. Под ред. Галазия Г.И. – РАН СО. – Федеральная служба геодезии и
картографии. Москва. 1993 г.
3.
Байкал, Баргузинский заповедник. Фотоальбом. – изд. Акционерное общество
«ЦЕПРУСС» и МГП «Северные просторы». Москва, 1993
4.
Баргузинский заповедник. Фотоальбом. – Новосибирск: изд. Агенства печати
Новости, 1984 – 34 с.
5.
Бунтовская С.Н. Экологические чистые сказки с берега Байкала. Кн. 2. ЗАО
Восточно-Сибирская издательская компания, 2000 – 44 с.
6.
Второв П.П., Дроздов Н.Н., Определитель птиц. – М.: Просвещение, 1980 – 126с.
7.
Гурулёв С.А. Что в имени твоём, Байкал? – Новосибирск: Наука, 1982. – 108 с.
8.
Зайцева И.В., Интигринова Т.П., Протопопова И.В. Экологические традиции
народов севера Баргузинской долины. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1999. – 48 с.
9.
Земля – наш общий дом. Выпуски 3-й и 4-й. – Новосибирск: ИСАР-Сибирь,
1999 – 84 с.
10.
Играя, обучаемся. Выпуски 1-й и 2-й. – Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999 – 146с.
11.
Калмыков Н.П. Доисторические животные у озера Байкал. – Улан-Удэ: Изд-во
Бурятского госуниверситета, 2002. – 232 с., ил.
12.
Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных. – 2-е
изд., перераб и доп. – Улан-Удэ, издательский дом «Информполис», 2005. – 328 с.
13.
Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды растений и грибов.
– 2-е изд., перераб и доп. – Новосибирск: Наука, 2002. – 340 с.
14.
Ласуков Р. Звери и их следы: карманный определитель. – М.: Рольф, 1999 – 172с.
15.
Ласуков Р. Лекарственные растения: карманный определитель. – М.: Рольф, 1999.
16.
Лесные и околоводные птицы. – М.: СОПР, 2005 – 254с.
17.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. – М.:
«Устойчивый мир», 1999 – 296с.
18.
Мясищева Л.В. Про сурка. Для детей дошкольного и младшего школьного
возраста. – Улан-Удэ, 2000. – 12 с.
26
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
19.
Слово о Байкале. Мифы, предания, легенды, сказки, сказы и сказания, наставления
/ Составитель С.Н. Асламова. Художественное оформление А.И. Шелтунов, Н.А.
Шелтунов. – Иркутск: ГУК Редакция журнала «Сибирячок», 2004. – 224 с.
20.
Стариков П.С. Байкал и его жизнь. – Улан-Удэ: Бурят. Кн. Изд-во, 1986. – 64 с.
21.
Стариков П.С. Рыбы Бурятии.Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство,
2005 – 32 с.
22.
Элиасов Л.Е. Байкальские легенды и предания. Фольклорные записи. – 2-е доп. и
перераб. изд. – Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1984. – 256с., с ил.
27
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
Приложение
Календарный учебный график
№
зан
яти
я
Раздел/Тема
занятия
Основные
элементы
занятия
Тип/
форма
занятия
1.
Вводное
занятие.
Знакомство с
программой.
Игры на
знакомство и
сплочение
детского
коллектива
Занятиеигра
2.
Входная
диагностика
Рисунок-тест Контроль
или
ное
письменный
занятие
тест (по
выбору)
«Определение
уровня
знаний о
Байкале и
прибрежной
территории»
Колво
часов
Место
проведения
Форма
контроля на
занятии
Введение в программу
Учебный
Педагогическ
кабинет
ое
наблюдение
Учебный
кабинет
35
Тестирование
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
Планируемые
результаты
Знакомство
детей в
коллективе
между собой;
знакомство
детей с
педагогом;
понимание
детьми сути
образовательной
программы
Определение
уровня знаний о
Байкале и
прибрежной
территории до
начала обучения
по программе
Дата
проведени
я
Пла Фак
н
т
Примеча
ние
/корректи
ровка
даты,
причина,
др./
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
3.
Место, где я
живу
Игра «Что я
расскажу
своему
новому другу
о Байкале»
1.1
Нерпа –
единственное
млекопитающ
ее Байкала
Просмотр и
обсуждение
видеофильма
«Байкальская
нерпа»
1.2
Нерпа –
единственное
млекопитающ
ее Байкала
Творческое
задание
«Соедини
точки и найди
ответ»
1.3
Нерпа –
Изготовление
Нетрадиц
ионное
занятие экскурсия
Побережье
озера Байкал
Педагогическ
ое
наблюдение
1. Живой мир байкальских вод
Занятие
Учебный
Беседа
первично
кабинет
го
предъявле
ния
новых
знаний
Занятие
Учебный
Самостоятель
формиров
кабинет
ная работа
ания
первонача
льных
предметн
ых
навыков,
овладения
предметн
ыми
умениями
Занятие
Учебный
Самостоятель
36
Формирование
умения
формулировать
свои мысли;
развитие
устойчивого
интереса к
познанию
Байкала и
окружающей
природной
территории
Формирование
первоначальной
системы знаний
о Байкальской
нерпе
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
единственное
млекопитающ
ее Байкала
1.4
Путешествие
на дно
Байкала
1.5
Путешествие
на дно
Байкала
1.6
Путешествие
на дно
Байкала
1.7
Рыбное
царство
поделки
«Байкальская
нерпа» по
предложенно
й схеме
(оригами)
Просмотр
фрагментов
видеофильма
«Байкал –
колодец
планеты»
повторен
ия
предметн
ых знаний
кабинет
ная работа
Занятие
первично
го
предъявле
ния
новых
знаний
Творческое
Занятие
задание
обобщени
«Определи
яи
«лишнего»
системати
представителя зации
байкальской
предметн
фауны
ых знаний
Творческое
Занятие
обобщени
задание
«Найди
яи
ошибки»;
системати
Экологическа зации
я игра
предметн
«Угадай
ых знаний
байкальского
обитателя»
Тематическая Занятие
беседа с
первично
просмотр
го
видео
предъявле
Учебный
кабинет
Педагогическ
ое
наблюдение
Учебный
кабинет
Самостоятель
ная работа
Учебный
кабинет
Самостоятель
ная работа,
педагогическо
е наблюдение
Учебный
кабинет
Педагогическ
ое
наблюдение,
беседа
37
Формирование
первоначальной
системы знаний
об обитателях
озера Байкал;
Развитие
потребности в
творческом
самовыражении
Формирование
первоначальной
системы знаний
о рыбах озера
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
1.8
Рыбное
царство
1.9
Рыбное
царство
презентаций
«Рыбы
Байкала»,
«Байкальский
осётр – Царьрыба»,
«Омуль –
самая
знаменитая
рыба
Байкала»,
зарисовки
Тематическая
беседа с
просмотром
видео
презентаций
«Голомянка –
уникальная
рыба
Байкала»,
«Рыбыхищники»,
«Эндемичные
рыбы
Байкала»
Играэкологическое
лото
«Обитатели
озера
Байкал»;
Творческое
ния
новых
знаний
Байкал;
Развитие
потребности в
творческом
самовыражении
Занятие
первично
го
предъявле
ния
новых
знаний
Учебный
кабинет
Педагогическ
ое
наблюдение,
беседа
Занятие
обобщени
яи
системати
зации
предметн
ых знаний
Учебный
кабинет
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
38
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
1.10 Растительный
мир озера
Байкал
1.11 Растительный
мир озера
Байкал
1.12 Растительный
мир озера
Байкал
1.13 Растительный
мир озера
Байкал
задание «Что
перепутал
художник?»,
Практическая
работа
«Отгадай и
раскрась»
Знакомство с
типичными
водорослями
озера Байкал
Занятие
первично
го
предъявле
ния
новых
знаний
Знакомство с Занятие
настоящими
первично
водными
го
растениями
предъявле
ния
новых
знаний
Знакомство с Занятие
прибрежнопервично
водной
го
растительност предъявле
ью
ния
новых
знаний
Дискуссия
Занятие
«растения –
обобщени
вселенцы.
яи
Хорошо это
системати
или плохо?»
зации
Учебный
кабинет
Беседа
Формирование
первоначальной
системы знаний
об обитателях
озера Байкал;
Учебный
кабинет
Беседа
Формирование
первоначальной
системы знаний
о растениях
озера Байкал;
Учебный
кабинет
Беседа
Учебный
кабинет
Взаимоопрос,
педагогическо
е наблюдение
39
Формирование
первоначальной
системы знаний
о вселенцах
озера Байкал;
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
предметн
ых знаний
1.14 Растительный
мир озера
Байкал
Творческая
работа
«Засели
Байкал
растениями»
1.15 Кто где
живёт?
Творческое
задание
«Жизнь в
толще вод и
на дне
Байкала»
1.16 Кто где
живёт?
Практическая
работа
Аппликация
или
рисование (по
выбору)
«Зоны жизни
в Байкале»
(На схеме
Занятие
обобщени
яи
системати
зации
предметн
ых знаний
Занятие
первично
го
предъявле
ния
новых
знаний
Занятие
обобщени
яи
системати
зации
предметн
ых знаний
Учебный
кабинет
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
Учебный
кабинет
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
Учебный
кабинет
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
40
Формирование
начальных
представлений
об особенностях
взаимоотношени
й людей и
природы и
возникающих
при этом
проблемах
Систематизация
знаний о
растительном
мире Байкала
Формирование
начального
представления о
взаимосвязях
живых
организмов и
среды обитания
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
1.17 Кто чем
питается?
1.18 Кто чем
питается?
вертикальног
о разреза
Байкала
обозначить
зоны жизни и
заселить их
байкальскими
организмами)
Интерактивна
я беседа
«Обитатели
Байкала и их
роль в
экосистеме»
Занятие
первично
го
предъявле
ния
новых
знаний
Занятие
обобщени
яи
системати
зации
предметн
ых знаний
Аппликация
или
рисование (по
выбору) «Кто
чем
питается»?
(составление
цепи питания
байкальских
организмов)
1.19 Итоговое
ИграКонтроль
занятие по
экологическое ное
блоку «Живой лото «Живой занятие
мир
мир
байкальских
байкальских
вод»
вод»;
Групповая
творческая
Учебный
кабинет
Беседа,
взаимоопрос,
педагогическо
е наблюдение
Учебный
кабинет
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
Учебный
кабинет
Творческая
работа
41
Формирование
начального
представления о
трофических
цепях и сетях и о
роли каждого
вида в
экосистеме
Систематизация
знаний о
внешнем облике
и образе жизни
байкальских
организмов
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
работа
«Байкальская
мозаика»
2.1
Дом, в
котором они
живут
2.2
Дом, в
котором они
живут
2.3
В лесах у
Байкала
2.4
В лесах у
Байкала
2. Жизнь на байкальских берегах
Беседа с
Занятие
Учебный
Опрос
элементами
первично
кабинет
рисования
го
«Что такое
предъявле
лес?»; Загадки ния
о лесе и его
новых
обитателях
знаний
Командный
Занятие
Учебный
Конкурс
конкурс
обобщени
кабинет
«Крестикияи
нолики» на
системати
тему
зации
«Знатоки
предметн
леса»
ых знаний
Беседа с
Занятие
Учебный
Беседа
видео
первично
кабинет
презентацией го
«Животный и предъявле
растительный ния
мир
новых
знаний
байкальской
прибрежной
территории»
Формирование
начального
представления о
взаимосвязи
живых
организмов и
среды обитания;
Воспитание
доброго
отношения к
природе и
стремления не
причинять ей
вреда
Формирование
первоначальной
системы знаний
о растительном
и животном
мире
байкальской
прибрежной
территории
Знакомство с
животными –
типичными
представителя
ми лесной
Формирование
первоначальной
системы знаний
о животных –
обитателях
Занятие
первично
го
предъявле
ния
Учебный
кабинет
42
Беседа,
анализ
продуктов
творческой
деятельности
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
зоны,
рисование
новых
знаний
2.5
В лесах у
Байкала
Знакомство с
животными –
типичными
представителя
ми
альпийской
зоны,
рисование
Занятие
первично
го
предъявле
ния
новых
знаний
Учебный
кабинет
Беседа,
анализ
продуктов
творческой
деятельности
2.6
В лесах у
Байкала
Творческ
ое
интегриро
ванное
занятие
Учебный
кабинет
Опрос
2.7
В лесах у
Байкала
Чтение и
обсуждение
книги Семёна
Устинова «В
лесах у
Байкала»
Чтение и
раскрашивани
е книжкираскраски
Мясищева
Л.В. «Про
сурка»
Творческ
ое
интегриро
ванное
занятие
Учебный
кабинет
Педагогическ
ое
наблюдение
43
лесной зоны;
Развитие
потребности в
творческом
самовыражении
Формирование
первоначальной
системы знаний
о животных –
обитателях
альпийской
зоны;
Развитие
потребности в
творческом
самовыражении
Развитие
устойчивого
интереса к
получению
знаний об озере
Байкал и
прилегающей
территории;
Воспитание
доброго
отношения к
природе и
стремления не
причинять ей
вреда;
Воспитание
любви к
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
2.8
В лесах у
Байкала
Экологическа
я игра «Узнай
по описанию»
Занятие
обобщени
яи
системати
зации
предметн
ых знаний
Учебный
кабинет
Педагогическ
ое
наблюдение
2.9
В лесах у
Байкала
Знакомство с
растениями –
типичными
представителя
ми
растительного
мира лесной и
альпийской
зоны
Занятие
первично
го
предъявле
ния
новых
знаний
Учебный
кабинет
Педагогическ
ое
наблюдение,
беседа
44
родному краю.
Понимание
особенностей
взаимоотношени
й человека и
природы и
возможных
возникающих
при этом
проблем;
Формирование
потребности в
творческом
самовыражении
Систематизация
знаний о
животных
байкальской
прибрежной
территории;
Формирование
потребности в
творческом
самовыражении
Формирование
первоначальной
системы знаний
о растениях –
обитателях
лесной и
альпийской
зоны;
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
2.10 В лесах у
Байкала
2.11 Такие разные
пернатые
(Птицы
Байкала и
побережья)
2.12 Такие разные
пернатые
(Птицы
Байкала и
побережья)
2.13 Такие разные
Беседа с
использовани
ем видео
презентаций
«Псаммофиты
байкала»,
«Дикорастущ
ие цветы
байкальских
побережий и
гор»,
«Животный
мир
байкальских
побережий и
гор»
Знакомство с
видовым
составом
птиц,
обитающих в
посёлке и его
окрестностях
Беседа с
использовани
ем видео
презентаций:
«Водные
птицы»,
«Околоводны
е птицы»,
«Птицы леса»
КВН «Наши
Занятие
первично
го
предъявле
ния
новых
знаний
Учебный
кабинет
Педагогическ
ое
наблюдение,
беседа
Формирование
первоначальной
системы знаний
о растениях,
произрастающих
на песках
Нетрадиц
ионное
занятие экскурсия
Посёлок и
его
окрестности
Педагогическ
ое
наблюдение
Занятие
первично
го
предъявле
ния
новых
знаний
Учебный
кабинет
Беседа
Формирование
первоначальной
системы знаний
о внешнем
строении и
образе жизни
птиц Байкала и
побережья
Занятие
Учебный
Конкурс
Систематизация
45
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
пернатые
(Птицы
Байкала и
побережья)
2.14 Такие разные
пернатые
(Птицы
Байкала и
побережья)
2.15 Кого больше
всех на свете?
(Насекомые)
2.16 Кого больше
всех на свете?
(Насекомые)
2.17 Враги и
друзья
пернатые
друзья»
Природоохра
нная акция
«Поможем
зимующим
птицам»
(изготовление
и
развешивание
кормушек)
Знакомство с
видовым
составом
насекомых.
Просмотр
видео
презентации
«Насекомые вредители»
Экологическа
я игра
«Загадки о
насекомых»
Экологическа
я игра
«Хищникжертва»
повторен
ия
предметн
ых знаний
Нетрадиц
ионное
занятие.
Занятие
решения
практичес
ких
проектны
х задач
Занятие
первично
го
предъявле
ния
новых
знаний
Занятие
повторен
ия
предметн
ых знаний
Занятие
первично
го
предъявле
ния
новых
кабинет
знаний о птицах
Байкала и
побережья
Учебный
кабинет,
территория
посёлка
Педагогическ
ое
наблюдение
Формирование
потребности в
общении с
природой;
Учебный
кабинет
Беседа, опрос
Формирование
первоначальной
системы знаний
о насекомых
побережья
Байкала
Учебный
кабинет
Педагогическ
ое
наблюдение
Учебный
кабинет
Педагогическ
ое
наблюдение
46
Формирование
первоначального
представления о
взаимосвязи
живых
организмов
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
2.18 Враги и
друзья
Самостоятель
ная работа
«Что
перепутал
художник?»
2.19 Лесные
заповеди
Самостоятель
ное
формулирова
ние правил
поведения в
лесу и их
обсуждение с
опорой на
иллюстрацио
нный
материал;
оформление
выставки
рисунков «Не
навреди!»
Знакомство с
Красной
книгой;
Самостоятель
ная работа
«Экологическ
ий светофор»
(раскраска с
заданием)
Беседа с
2.20 Лесные
заповеди
2.21 Огонь – враг
знаний
Занятие
обобщени
яи
системати
зации
предметн
ых знаний
Занятие
формиров
ания
первонача
льных
предметн
ых
навыков
овладения
предметн
ыми
умениями
Учебный
кабинет
Самостоятель
ная работа
Учебный
кабинет
Самостоятель
ная работа,
педагогическо
е наблюдение
Занятие
первично
го
предъявле
ния
новых
знаний
Учебный
кабинет
Самостоятель
ная работа
Занятие
Учебный
Беседа,
47
между собой и
со средой
обитания;
Формирование
потребности в
творческом
самовыражении
Формирование
навыков
поведения в
природе
Формирование
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
природы
2.22 Огонь – враг
природы
2.23 Итоговое
занятие по
блоку «Жизнь
на
байкальских
берегах»
использовани
ем видео
презентации
«Нет пожару
в лесу!»;
Чтение
рассказа
«Пожар в
лесу»
Творческая
работа с
раскрасками
«Помоги
лесовичку не
пропустить
огонь в лес»
Открытое
занятие
«Лесовичок –
хозяин леса»
первично
го
предъявле
ния
новых
знаний
кабинет
педагогическо
е наблюдение
Занятие
повторен
ия
предметн
ых знаний
Учебный
кабинет
Анализ
творческой
деятельности
Контроль
ное
занятие
Учебный
кабинет
Открытое
занятие
48
начальных
представлений
об особенностях
взаимоотношени
й людей и
природы и
возникающих
при этом
проблемах
Систематизация
знаний о
животных и
растениях,
обитающих
близи озера
Байкал;
Формирование
чувства
ответственности
за свои
действия,
базирующиеся
на знании
механизма
основных
природных
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
процессов и
закономерностей
3.1
Что такое
заповедник?
Чтение и
Творческ
обсуждение
ое
рассказа С.
занятие
Агеевой
«Заповедные
тропинки».
Рисование
иллюстраций
к
произведению
3.2
Охраняемые
территории
Байкала
Знакомство с
ОООП
Байкальского
региона
3.3
Охраняемые
территории
Байкала
Беседа с
видео
презентацией
«Памятники
Занятие
первично
го
предъявле
ния
новых
знаний
Занятие
первично
го
предъявле
3. Заповедные тропинки
Учебный
Педагогическ
кабинет
ое
наблюдение,
опрос
Учебный
кабинет
Педагогическ
ое
наблюдение,
беседа
Учебный
кабинет
Педагогическ
ое
наблюдение,
беседа
49
Знакомство с
конкретными
объектами
байкальской
природы;
Воспитание
доброго
отношения к
природе и
стремления не
причинять ей
вреда;
Формирование
начальных
представлений
об особенностях
взаимоотношени
й людей и
природы.
Формирование
первоначальной
системы знаний
об особо
охраняемых
природных
территориях
Формирование
первоначальной
системы знаний
о памятниках
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
природы на
Байкале»
3.4
Охраняемые
территории
Байкала
3.5
Баргузинский
заповедник
3.6
Баргузинский
заповедник
3.7
Забайкальски
й
Национальны
й парк
Забайкальски
й
Национальны
й парк
3.8
Чтение
легенды о
происхожден
ии Шаманкамня
Беседа о
первом
заповеднике
России
ния
новых
знаний
Творческ
ое
занятие
Занятие
первично
го
предъявле
ния
новых
знаний
Знакомство с Занятие
соболем, как с первично
обитателем
го
тайги и
предъявле
символом
ния
Баргузинског новых
о заповедника знаний
Экскурсия в
Нетрадиц
Визит-центр
ионное
ЗНП
занятие экскурсия
Знакомство с Занятие
флорой и
первично
го
фауной ЗНП
(просмотр
предъявле
видео
ния
презентаций) новых
знаний
природы
Учебный
кабинет
Педагогическ
ое
наблюдение
Учебный
кабинет
Педагогическ
ое
наблюдение,
беседа
Учебный
кабинет
Педагогическ
ое
наблюдение,
беседа
Визит-центр
ЗНП
Педагогическ
ое
наблюдение
Учебный
кабинет
Беседа,
педагогическо
е наблюдение
50
Формирование
первоначальной
системы знаний
о заповедном
деле России и о
Баргузинском
заповеднике
Формирование
первоначальной
системы знаний
о заповедном
деле России и о
Забайкальском
национальном
парке
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
3.9
Забайкальски
й
Национальны
й парк
3.10 Забайкальски
й
Национальны
й парк
3.11 Итоговое
занятие по
блоку
«Заповедные
тропинки»
Знакомство с Занятие
орнитофауной первично
ЗНП
го
предъявле
ния
новых
знаний
Экскурсия по Нетрадиц
экологическо ионное
й тропе
занятие «Книга
экскурсия
природы»
Конкурсная
Контроль
программа
ное
«По
занятие
заповедным
тропинкам»
4.1
Человек и
Байкал
Просмотр и
обсуждение
видеофильма
«У края
чарующей
бездны»
Творческ
ое
занятие
4.2
Человек и
Байкал
Рисование на
тему:
«Человек и
Байкал»
Занятие
обобщени
яи
системати
зации
предметн
ых знаний
Учебный
кабинет
Беседа,
педагогическо
е наблюдение
Окрестности
посёлка
Педагогическ
ое
наблюдение
Учебный
кабинет
Конкурс
4. Мы – друзья Байкала
Учебный
Опрос,
кабинет
взаимоопрос,
педагогическо
е наблюдение
Учебный
кабинет
51
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
Систематизация
знаний об ООПТ
Воспитание
любви к
родному краю
Формирование
потребности в
творческом
самовыражении
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
4.3
Человек и
Байкал
Разработка и
создание
листовки в
защиту озера
Байкал
Занятие
решения
практичес
ких
проектны
х задач
4.4
Человек и
Байкал
Распростране
ние по
посёлку
листовки в
защиту озера
Байкал
Занятие
решения
практичес
ких
проектны
х задач
4.5
Байкал в
рисунках,
стихах,
легендах,
сказках
Рисование и
оформление
выставки
рисунков
«Байкал мой –
Занятие
обобщени
яи
системати
зации
2
Учебный
кабинет
Самостоятель
ная работа;
Педагогическ
ое
наблюдение
Территория
посёлка
Педагогическ
ое
наблюдение
Учебный
кабинет
Презентация
творческих
работ;
Анализ
продуктов
52
Формирование
потребности в
общении с
природой;
Воспитание
чувства
ответственности
за свои
действия,
базирующегося
на знании
механизма
основных
природных
процессов и
закономерностей
Воспитание
чувства
ответственности
за свои
действия,
базирующегося
на знании
механизма
основных
природных
процессов и
закономерностей
Формирование
потребности в
творческом
самовыражении
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
Байкал наш»
4.6
Байкал в
рисунках,
стихах,
легендах,
сказках
4.7
Байкал в
рисунках,
стихах,
легендах,
сказках
4.8
Байкал в
рисунках,
стихах,
легендах,
сказках
Выполнение
творческих
заданий:
«Скопируй
байкальскую
нерпу по
квадратам»,
«угадай по
тени», «найди
две
одинаковых
рыбы»
Чтение и
обсуждение
произведений
из книги С.
Бунтовской
«Экологическ
и чистые
сказки с
берега
Байкала»
Чтение и
обсуждение
произведений
из книги С.
Бунтовской
«Экологическ
и чистые
сказки с
берега
предметн
ых знаний
Занятие
формиров
ания
первонача
льных
предметн
ых
навыков,
овладения
предметн
ыми
умениями
Творческ
ое
интегриро
ванное
занятие
Творческ
ое
интегриро
ванное
занятие
Учебный
кабинет
2
творческой
деятельности
Самостоятель
ная работа
Учебный
кабинет
Опрос,
взаимоопрос,
педагогическо
е наблюдение
Учебный
кабинет
Опрос,
взаимоопрос,
педагогическо
е наблюдение
53
Развитие
устойчивого
интереса к
получению
знаний об озере
Байкал и
прилегающей
территории;
Воспитание
доброго
отношения к
природе и
стремления не
причинять ей
вреда;
Воспитание
любви к
родному краю.
Понимание
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
4.9
Байкал в
рисунках,
стихах,
легендах,
сказках
4.10 Байкал в
рисунках,
стихах,
легендах,
сказках
4.11 Байкал в
рисунках,
стихах,
легендах,
сказках
4.12 Байкал в
рисунках,
стихах,
легендах,
сказках
4.13 Байкал в
рисунках,
стихах,
Байкала»
Изучение
экологически
х традиций
народов
севера
Баргузинской
долины
Чтение и
обсуждение
произведений
из книги Л.Е
Элиасова
«Байкальские
легенды и
предания»
Чтение и
обсуждение
произведений
из книги Л.Е
Элиасова
«Байкальские
легенды и
предания»
Рисование
иллюстраций
к
прочитанным
произведения
м
Чтение и
обсуждение
произведений
особенностей
взаимоотношени
Беседа
й человека и
природы и
возможных
возникающих
при этом
проблем;
Формирование
Опрос,
потребности в
взаимоопрос,
творческом
педагогическо
самовыражении
е наблюдение
Творческ
ое
интегриро
ванное
занятие
Учебный
кабинет
Творческ
ое
комбинир
ованное
занятие
Учебный
кабинет
Творческ
ое
интегриро
ванное
занятие
Учебный
кабинет
Опрос,
взаимоопрос,
педагогическо
е наблюдение
Творческ
ое
интегриро
ванное
занятие
Учебный
кабинет
Анализ
продуктов
творческой
деятельности
Творческ
ое
интегриро
Учебный
кабинет
Опрос,
взаимоопрос,
педагогическо
54
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
легендах,
сказках
4.14 Байкал в
рисунках,
стихах,
легендах,
сказках
4.15 Итоговое
занятие по
блоку « Мы –
друзья
Байкала»
Итоговое
занятие по
программе.
из книги
«Слово о
Байкале
(мифы,
легенды,
сказки и
сказания,
наставления)»
сост. С.Н.
Асламова
Чтение и
обсуждение
произведений
из книги
«Слово о
Байкале
(мифы,
легенды,
сказки и
сказания,
наставления)»
сост. С.Н.
Асламова
Экологически
й праздник
«Мы – друзья
Байкала!»
Выходная
диагностика
(Что я узнал о
ванное
занятие
е наблюдение
Творческ
ое
интегриро
ванное
занятие
Учебный
кабинет
Опрос,
взаимоопрос,
педагогическо
е наблюдение
Контроль
ное
занятие
Учебный
кабинет
Праздник;
педагогическо
е наблюдение
Контроль
ное
занятие
Итоговое занятие по программе
2
Учебный
Тестирование
кабинет
конкурс
55
Формирование
потребности в
творческом
самовыражении;
Педагогическое
наблюдение.
Определение
уровня знаний о
Байкале и
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие нерпёнка, составитель Иванова Н.И.
Выходная
диагностика
Байкале и
прибрежной
территории.
Тест.);
Филворд «Что
я узнал о
Байкале?»
Конкурсная
программа
«Знатоки
Байкала»
прибрежной
территории по
завершении 1-го
года обучения
по программе
56