Играй и развивайся

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

1. Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.); (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
––

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
––Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»);
–– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018

№

298

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых»;
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
–– Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016
«Методические

рекомендации

общеобразовательных
реабилитации,

по

программ,

профессиональному

реализации

адаптированных

дополнительных

способствующих

социально-психологической

самоопределению

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с учётом их особых образовательных
потребностей».

2

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

––Положением о

единых

требованиях

к дополнительным общеобразовательным

программам МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»,

№ 20

от 17.06.2019 г.).
Направленность программы: Социально-гуманитарная
Уровень освоения содержания программы: Ознакомительный. Программа
предполагает удовлетворение познавательного интереса детей, развитие логического
мышления, расширение информированности, обогащение навыками общения посредством
использования развивающих игр.
Актуальность программы: Возможности ребенка как личности не могут
полностью раскрыться сами по себе. Их развитию и совершенствованию нужно помочь.
Известно, что в старшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит
значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Актуальность программы заключается в
том, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в
ситуациях подобранных нами игр ребенку становится понятна сама необходимость
приобретения новых знаний и способов действия.
Важным аспектом данной программы является то, что если на занятиях дошкольник
выполняет задание взрослого, то в "развивающих играх" он решает собственную задачу.
Отличительные особенности программы: Программа модифицированная. При
составлении программы использован опыт работы Котовой Л.Ю. – программа «Развивайка» (https://docviewer.yandex.ru/view/879029480/ ), психолого–педагогическая диагностика
уровня познавательного развития детей дошкольного возраста (https://nsportal.ru/detskiisad/vospitatelnaya-rabota/2020/09/15/diagnostika-poznavatelnogo-razvitiya-doshkolnikov )
Программа составлена в соответствии с «Положением о единых требованиях к
дополнительным общеобразовательным программам МБУДО «Центр дополнительного
образования детей «Подлеморье» (утверждено Приказом директора № 20 от 17.06.2019г.).
Программа направлена на активизацию у детей мыслительной деятельности на
интеллектуальное

развитие,

способствующее

умственному

воспитанию

ребёнка-

дошкольника.
Адресат программы: Программа рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста от 5 до 7 лет. Организация всей деятельности на занятиях происходит с опорой
на психологические особенности детей данного возраста.
Формы проведения учебных занятий: Реализации программных задач является
игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций,
проектная деятельность.
Объём программы:36 часов.
3

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Срок освоения программы: 1 год
Наполняемость в группе: 25-30 человек
Условия набора детей в группу: В группу принимаются все желающие дети.
Режим занятий: Занятия разработаны с учётом возраста и психологических
особенностей ребёнка. 2 раза в неделю по 1часу (25-30мин.).
Цель программы: Развитие познавательных процессов старших дошкольников
посредством использования развивающих игр.
Задачи программы:
–

Формировать

приёмы

умственных

действий

(анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение);
–

Формировать обще учебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать
свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами,
проверять результат своих действий и т.д.);

–

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения;

–

Закреплять умения и навыки в счете, вычислениях, измерениях.
Ожидаемые результаты:По завершению курса программы, дети будут владеть

приёмами умственных действий, умениями планировать, решать и проверять свои
действия. Овладеют умениями строить простейшие умозаключения, навыками счёта,
вычислительными измерениями. Повыситься интерес к развивающим играм.
Формы подведения итогов реализации программы(формы контроля, система
оценивания). Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности
обучения по программе «Играй и развивай» проводятся три вида контроля:

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля
(выявление результата)

Входной или начальный контроль

В начале учебного года

Определение
уровня Тест, педагогическое
развития
детей,
их
наблюдение практических
способностей.
умений, психологопедагогическая диагностика,
беседа

4

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

В течение учебного года по
окончании изучения темы
или раздела, в середине
учебного года.

В конце курса обучения

Промежуточный контроль
Определение
степени Педагогическое наблюдение,
усвоения
беседа, творческие работы.
воспитанниками
изучаемого материала.
Определение готовности
детей
к
восприятию
нового материала.
Выявление
детей
отстающих
и
опережающих
в
обучении по программе,
подбор
наиболее
эффективных методов и
средств
обучения.
Определение результатов
обучения.
Итоговый контроль
Определение изменения Педагогическая диагностика.
уровня развития детей,
Коллективно-творческое дело,
их
творческих
способностей.
проект.
Определение результатов
Педагогическое наблюдение,
обучения.
Ориентирование
беседа.
учащихся на дальнейшее
(в
том
числе
самостоятельное)
обучение.
Получение
сведений
для
совершенствования
образовательной
программы и методов
обучения.
Учебно-тематический план
Таблица 1

№

Название
раздела, темы

Количество часов

Всего
1. 1 Знакомство
.
2. 2 Педагогическая
. диагностика

3. 3 Развитие
. внимания

1

Теория Практика
Сентябрь
1

2

-

2

1

-

1
5

Формы
организации
занятий

Формы
аттестации
(контроля)

Беседа; Игры
Наблюдение.
на знакомство.
Беседа;
Наблюдение.
Психологопедагогическа
я диагностика.
Игры на
Наблюдение.
развитие

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

внимания.
/«Отпадный
пряник»,
«Вопрос на
засыпку»/
Итого:

4

-

4. 4 Логические
. задачи

1

-

5. 5 Развитие
. восприятия

1

-

1

6. 6 Развитие памяти
.

1

-

1

1

-

1

Итого:

4

-

8.

8 Развитие
. внимания

1

-

4
Ноябрь
1

9.

9 Логические
. задачи

1

-

1

10.

1Развитие памяти

1

-

1

7.

7 Развитие
. мышления

4
Октябрь
1

6

Игры на
развитие
количественн
ых
представлений
.
Игры на
развитие
восприятия.
/«Фрукты и
овощи»,
«Железный
дровосек»,
Б.П. Никитин
«Сложи узор»/
Игры на
развитие
памяти.
/Иллюстрации
«Найди
ошибку»/
/ «Кто
лишний?»,
«Танграм»/

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

Игры на
Наблюдение.
развитие
внимания.
/ «Не будить
до весны»,
«Головоломка
»/
Наблюдение.
Развитие
количественн
ых
представлений
.
/
«Математичес
кий диктант»,
задачи в
загадках./
Игры на
Наблюдение.

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

0
.
11.

1 Развитие
1 мышления
.

Итого:

1

-

1

4

-

12.

Развитие
внимания

1

-

4
Декабрь
1

13.

Развитие
памяти

1

-

1

Развитие
восприятия

1

-

1

Логические
задачи

1

-

1

Итого:

4

-

1

-

1

-

14.

15.

16.

Развитие
восприятия

17. Развитие
внимания

4
Январь
1

1
7

развитие
памяти.
/ «Кто прав?»/
Игры на
развитие
мышления.
/ «Дружные
гусеницы»,
«Магазин»/

Игры на
развитие
внимания.
/ «Прятки под
шапкой»,
«Пингвины
невидимки»/
Игры на
развитие
памяти.
/ «Загадки
Лесовичка»,
«Разбиралкасобиралка»/
Игры на
развитие
восприятия.
/ «Ромбик»,
«Рюкзак
туриста»,
«Что
изменилось?»/
Развитие
количественн
ых
представлений
/ Игровые
занятия по
математике/

Игры на
развитие
восприятия.
/ «Цифры с
дракончиком»
игры Б.П.
Никитина/
Игры на
развитие

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

18. Развитие
восприятия

1

-

1

19. Развитие памяти

1

-

1

4

-

Итого:

4
Февраль
1

20.

Развитие
мышления

1

-

21.

Логические
задачи

1

-

1

22.

Развитие
внимания

1

-

1

8

внимания;
/ «Что бывает
зимой?
Признаки
зимы»,
«Сказочная
ошибка»,
Иллюстрация
«Найди
ошибку»/
Игры на
Наблюдение.
развитие
восприятия.
/ «Модный
удав», «Кто
лишний?»,
геометрически
й диктант./
Игры на
Наблюдение.
развитие
памяти.
/ «Поезднеделька»,
«Болтушкихохотушки»,
«Головоломки
»/

Игры на
Наблюдение.
развитие
мышления.
/ «Бюро
находок»,
«Беличий
переполох»,
«Дроби» Б.П.
Никитина/
Игры на
Наблюдение.
развитие
количественн
ых
представлений
/ «Бабушкины
запасы»,
«Лихие
гусары»
Квадрат
Воскобовича/
Игры на
Наблюдение.
развитие

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

23.

Развитие
восприятия

1

-

1

Итого:

4

-

24. Развитие памяти

1

-

25. Развитие
мышления

1

-

1

26. Логические
задачи

1

-

1

27. Развитие
внимания

1

-

1

4
Март
1

9

внимания.
/ «Бедный
дракончик»,
«Волк и овцы»
Деление слов
на слоги./
Игры на
Наблюдение.
развитие
восприятия.
/ «Суп с
пауком»,
«Тряпки по
порядку),
Палочки
Кьюзинера./

Игры на
развитие
памяти.
/ «День
Барона», «Как
считают
индейцы?»,
состав числа./
Игры на
развитие
мышления.
/
«Невниматель
ный
художник»,
«Что
сначала?», «С
обручем и
геометрически
ми
фигурами»/
Развитие
количественн
ых
представлений
/ «Как
считают
индейцы?»,
«Головоломка
», состав
числа/
Игры на
развитие
внимания.

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

/ «Слоговой
домик»,
«Снеговик
слоговик»,
карточки
«Ботанически
й сад»
(составить
рассказ)/
Итого:

4

-

28. Развитие
восприятия

1

-

29. Развитие памяти

1

-

1

30. Развитие
мышления

1

-

1

31. Логические
задачи

1

-

1

Итого:

4

-

1

-

32. Развитие

4
Апрель
1

4
Май
1
10

Игры на
развитие
восприятия.
/ Обучение
математическ
им действиям
«Бабушкины
запасы»,
«Стометровка
для ежа»./
Игры на
развитие
памяти.
/ «Бюро
находок»,
«Модный
удав»,
графический
диктант./
Игры на
развитие
мышления.
/ «Свинкикопилки»,
«Паровозики»,
Б.П. Никитин
«Точки»/
Развитие
количественн
ых
представлений
.
/ «В гостях у
джина»
(ребусы),
«Головоломки
»/

Игры на

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

внимания

33. Итоговая
диагностика

Итого:

3

4
ВСЕГО: 36

-

3

-

4

развитие
внимания.
/
«Незаконченн
ая картина»,
«Лишний
слог»,
Выложи своё
имя/
Выявление
знаний и
умений детей
на конец года

Наблюдение.

Содержание программы
Сентябрь
1.

Знакомство

2.

Педагогическая
диагностика

3.

Развитие внимания

4.

Логические задачи

5.

Развитие восприятия

6.

Развитие памяти

7.

Развитие мышления

8.

Развитие внимания

Игры на знакомство «Снежный ком», «Я сосед – ты
сосед».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Психолого – педагогическая диагностика.
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 2.
Игры на развитие внимания «Отпадный пряник»,
«Вопрос на засыпку».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Октябрь
Игры на развитие количественных представлений
«Ромб, квадрат, круг» «Один – много».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие восприятия«Фрукты и овощи»,
«Железный дровосек», «Сложи узор».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие памяти «Иллюстрации «Найди
ошибку».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие мышления «Кто лишний?»,
«Тонграм».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Ноябрь
Игры на развитие внимания «Не будить до весны»,
«Головоломка».
Форма контроля: Наблюдение.
11

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

9.

Логические задачи

10.

Развитие памяти

11.

Развитие мышления

12.

Развитие внимания

13.

Развитие памяти

14.

Развитие восприятия

15.

Логические задачи

16.

Развитие восприятия

17.

Развитие внимания

18.

Развитие восприятия

19.

Развитие памяти

20.

Развитие мышления

Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие количественных представлений
«Математический диктант», «Задачи в загадках».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0, Практика – 1.
Игры на развитие памяти «Кто прав?»
Форма контроля: Наблюдение
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие мышления «Дружные гусеницы»,
«Магазин».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Декабрь
Игры на развитие внимания«Прятки под шапкой»,
«Пингвины невидимки».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие памяти«Загадки Лесовичка»,
«Разбиралка-собиралка».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие восприятия «Ромбик», «Рюкзак
туриста»,«Что изменилось?».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Развитие количественных представлений.Игровые
задания по математике. «Допиши», «Запомни –
передай».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Январь
Игры на развитие восприятия «Цифры с дракончиком»,
игры Б.П. Никитина.
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие внимания«Что бывает зимой?
Признаки зимы»,«Сказочная ошибка».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие восприятия«Модный удав», «Кто
лишний?», геометрический диктант.
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие памяти«Поезд-неделька», «Болтушкихохотушки»,«Головоломки».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Февраль
Игры на развитие мышления«Бюро находок», «Беличий
переполох»,«Дроби» Б.П. Никитина.
12

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

21.

Логические задачи

22.

Развитие внимания

23.

Развитие восприятия

24.

Развитие памяти

25.

Развитие мышления

26.

Логические задачи

27.

Развитие внимания

28.

Развитие восприятия

29.

Развитие памяти

30.

Развитие мышления

31.

Логические задачи

Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие количественных
представлений«Бабушкины запасы», «Лихие гусары»,
Квадрат Воскобовича.
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие внимания«Бедный дракончик», «Волк
и овцы».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие восприятия«Суп с пауком», «Тряпки
по порядку», Палочки Кьюзинера.
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Март
Игры на развитие памяти«День Барона», «Как считают
индейцы?».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие мышления«Невнимательный
художник», «Что сначала?», «С обручем и
геометрическими фигурами».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Развитие количественных представлений«Как считают
индейцы?», «Головоломка».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие внимания«Слоговой домик»,
«Снеговик слоговик», карточки «Ботанический сад».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Апрель
Игры на развитие восприятия.Обучение математическим
действиям. «Бабушкины запасы», «Стометровка для
ежа».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие памяти«Бюро находок», «Модный
удав», графический диктант.
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Игры на развитие мышления«Свинки-копилки»,
«Паровозики», Б.П. Никитин «Точки».
Форма контроля: Наблюдение.
Теория – 0; Практика – 1.
Развитие количественных представлений«В гостях у
джина» (ребусы), «Головоломки».
Форма контроля: Наблюдение.
13

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Теория – 0; Практика – 1.
Май
32.

Развитие внимания

33.

Итоговая диагностика

Игры на развитие внимания.
/ «Незаконченная картина», «Лишний слог», Выложи
своё имя/
Выявление знаний и умений детей на конец года.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
1.
2.

Срок освоения программы
Объём программы

1 год (9 месяцев, 36 недель)
Полный объём учебных часов – 36 ч.

3.
4.

Даты начала и окончания учебного года
Количество учебных недель

1 сентября –– 31 мая
36 недель в год

5.
6.
7.

Режим занятий
Количество учебных дней/занятий
Сроки и продолжительность каникул

8.

Сроки мониторинговых исследований
(начало и конец уч.года)

1 раза в неделю по 1 часу
36 дней в год/ 36 занятий в год
Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
с 31 декабря по 8 января (в
зависимости от утверждённых
праздничных дней ежегодно)
с 1 по 20 сентября;
с 25 апреля по 30 мая

Материально-техническое обеспечение: Просторное помещение, стулья.
Специальное оборудование: компьютер, канцтовары, аудио, видео аппаратура,
игровой раздаточный материал.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования центра, имеющий
среднее профессиональное педагогическое образование.
Методическое обеспечение:
На занятиях учебных групп могут использоваться различные методы и приемы
обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода
обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов.
Целесообразность

и

выбор

применения

того

или

иного

метода

зависит

от

образовательных задач, которые ставит педагог. Для успешной реализации программы
«Играй и развивай» накоплен методический и раздаточный материал, необходимый для
успешного освоения программы. Имеются в наличии видеоматериалы, фонотека,
разработки игр, конкурсов, раздаточный материал для проведения различных занятий по
программе. Используются материалы из сети Интернет и методическая литература.
14

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

Основные методы обучения:
–

словесные (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

–

наглядные (показ, видео просмотр);

–

репродуктивные (восприятие и усвоение готовой информации);

–

частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

–

стимулирование и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации,
похвала, поощрение);

–

игровой (дидактические, познавательные игры, игровые персонажи и т.п.);

–

дискуссионный;

–

проектный (краткосрочные, длительные и т.п.).
Список литературы
нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(с изменениями на 25.12.2023 г.) (редакция, действующая с 1 января 2024 г.) Об
образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 - docs.cntd.ru
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Утв. Приказом Министерства
просвещения РФ от 27.06.2022 г. № 629), ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/351746582;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ
от
31.03.2022
г.
№
678-р),
ссылка
на
документ
http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf ;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38), ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/561232576;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»), ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/573500115;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования
детей
и
взрослых»,
ссылка
на
документ
https://docs.cntd.ru/document/542623974;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», ссылка на документ
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf;
15

Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся», составитель Быкова Е.К. МБУДО ЦДОД «Подлеморье»

8. Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016
«Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с учётом их особых образовательных
потребностей»,
ссылка
на
документ
https://dmshivanova.tls.muzkult.ru/media/2019/10/29/1265635019/MR.pdf
Литература для педагога
1. Воскобович В.А. Развивающие игры. РИВ, 2009.
2. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками
Дьенеша) С-Пб, ООО Корвет, 2001.
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.:
Просвещение, 1985.
4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М.: Просвещение,
1990.
5. Новикова В.П., Л. И. Тихонова Л.И.Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. Раздаточный материал от 3 до 7 лет, С-Пб, Детство-Пресс, 2008.
6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка (методические рекомендации). М:
Баласс, 2003.
7. Л. В. Колесова, Математические игры для детей 4—7 лет – М.:
8. Учебно-методическое пособие Н.В. Микляевой, Комплекс компьютерных игр
портала «Мерсибо»

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».