Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
РЕЦЕНЗИЯ
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Лесная сказка» педагога дополнительного образования
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей «Подлеморье»
Егоровой Ольги Валентиновны
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лесная
сказка» составлена в соответствии
с Положением о единых требованиях к
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБУДО «Центр
дополнительного образования детей « Подлеморье » (утверждено Приказом директора №
18 от 30.08.2024 г.).
Направленность программы – художественная, вид деятельности – декоративноприкладное творчество. Программа соответствует заявленной направленности.
Программа модифицированная, разработана на основе типовой Программы «Работа
с природным материалом» изд. «Москва» 1989 г. с учётом личного опыта педагога.
Программа содержит все необходимые структурные части: титульный лист,
пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы,
методическое обеспечение, список литературы.
В пояснительной записке обоснована актуальность и отличительные особенности
программы. По мнению составителя программы, практическая значимость заключается в
практической направленности. Работа с разными материалами (природными, бросовыми,
бумагой и др.) имеет большое значение для всестороннего развития детей, используемые в
программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия,
дисциплинированности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам
сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией. Программа
способствует профессиональной ориентации, знакомит учащихся с работой
фитодизайнера.
Указаны возраст, сроки реализации, формы и режим занятий, цели и задачи
программы. Программа соответствует действующим нормативно-правовым документам.
Цель программы сформулирована конкретно и точно. Поставленные задачи
способствуют достижению цели и согласованы с содержанием и результатами программы.
Запланированный срок реализации программы – 3 года обучения, 576 часов – реален
для достижения результатов.
Представленный режим занятий, их количество и
периодичность соответствует требованиям СанПин 2.4.4.3172-14.
Программой определены планируемые результаты освоения программы, формы
подведения итогов и способы определения результативности обучения.
Разработанные результаты и способы определения их результативности соотносятся
с целью и задачами обучения по программе. В программе представлена система
оценивания, уровень оценки результатов определён как высокий, базовый и
минимальный.
Учебно-тематический план (УТП) отражает содержание программы, раскрывает
последовательность изучения тем. Учебно-тематический составлен на весь период
обучения, представлен в таблице. УТП определяет количество часов по теме с
распределением на теоретические и практические занятия, включает формы организации
занятий и формы контроля.
Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам. Обучаясь по
программе, учащиеся проходят путь от простого к сложному, с учётом
2
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
3
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
4
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
––Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации»;
–– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации № 629 от 27.06.2022);
–– СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» устройству (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.09.2020 г. № 28);
–– Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
–– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38);
–– Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации № 652н от 22.09.2021 г.);
–– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
––Устав МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»
(утв. Постановлением Администрации Мо «Баргузинский район» 24.02.2016 г. № 95);
––Положение о единых требованиях к дополнительным общеобразовательным
программам МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Подлеморье»
(утв. Приказом директора № 18 от 30.08.2024 г.).
Направленность – художественная, вид деятельности – декоративно-прикладное
творчество.
Уровень освоения содержания программы – базовый. Программа направлена на овладение
определённым базовым объёмом знаний, умений и навыков в области декоративноприкладного творчества, изготовления готовых изделий из разных материалов.
Актуальность
Творчество – это особое состояние загадочной души человека, которую делает
богаче общение с природой. Во время работы с естественным материалом пробуждаются
эстетические чувства, происходит процесс развития мотивации личности ребенка к
познанию и творчеству. Работа с природным материалом приобщает детей к интересному
и самобытному виду народного прикладного искусства, воспитывает любовь и бережное
отношение к природе, развивает образное и конструкторское мышление, эмоциональное
восприятие. Сравнивая, анализируя готовые изделия, дети критически подходят к своей
работе, у них вырабатывается аналитический склад ума; готовые изделия в дальнейшем
могут использоваться в повседневной жизни. Кроме всего, программа способствует
профессиональной ориентации, знакомит учащихся с работой фитодизайнера.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что она позволяет решить
важные педагогические задачи, такие как: создание условий для социального, культурного
и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Отличительные особенности программы. На занятиях внимание учащихся
акцентируется не на изготовлении конкретной поделки, изделия, а на её конструктивном
построении, общей закономерности устройства изделия, показать варианты, чтобы дети
смогли самостоятельно, вне учебного занятия, сделать нужную поделку. Такой подход
5
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
значительно повышает интерес к занятиям. Содержание программы построено с учётом
национально-регионального компонента.
В содержательном плане программа является интегрированной и предполагает
взаимосвязи с такими предметами как, математика – моделирование (преобразование
объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в
материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов,
построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами;
окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как
источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя
материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций региона;
изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в
целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и
правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода
от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.
Программа модифицированная, разработана на основе типовой Программы «Работа
с природным материалом» изд. «Москва» 1989г.
Программа составлена в соответствии с Положением о единых требованиях к
дополнительным общеобразовательным программам МБУДО «Центр дополнительного
образования детей «Подлеморье» (утв. Приказом директора № 18 от 30.08.2024 г.).
Адресат программы: Программа адресована детям от 7 до 14 лет, проявляющим
интерес к занятиям декоративно-прикладным творчеством. Набор свободный,
принимаются все желающие.
Состав группы: 1-й год обучения –12-15 учащихся, 2-й год – 11-12 учащихся, 3-й год –
10-12 учащихся.
Форма обучения: очная (групповая, индивидуальная, коллективная.)
Виды занятий: практические занятия, беседы, мастер-классы, творческие
мастерские.
Методы работы с учащимися на занятии:
– Практические (частично-поисковый метод, метод поиска информации в литературе,
самостоятельная работа учащихся);
– Комбинированные (проблемно-поисковые);
– Словесные (лекции, беседы);
– Наглядные (инструкционные карты, иллюстрирование, фотографии и т.д.)
Срок реализации программы – 3 года (576 часов).
Реализация цели и задач общеразвивающей программы осуществляется поэтапно в
течение трёх лет обучения. На каждом году обучения выделяются свои конкретные цели и
задачи.
1-й год обучения – 144 часа, 2 год обучения – 216 часов, 3 год обучения – 216 часов.
Режим занятий:
Количество занятий в неделю: 1-й год обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа,
2,3-й годы обучения: 2 занятия в неделю по 3 часа или 3 занятия в неделю по 2
часа.
В связи с тем, что на занятии дети мало двигаются, вводятся обязательные
физкультминутки, а через каждые 45 минут делается перемена не менее 15 минут.
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся посредством
знакомства и вовлечения детей в занятия различными видами декоративно-прикладного
творчества.
Обучающие:
6
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
– формировать знания и умения в изучаемой области, выработать у детей
практические навыки и умения работы с различными материалами;
– овладение умениями изготавливать художественные изделия в различных техниках
декоративно-прикладного творчества.
– формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с
помощью эскиза, рисунка, объемных форм.
Развивающие:
– реализовывать духовные, эстетические и творческие потребности и способности
учащихся, развивать их фантазию, самостоятельное мышление.
– развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство
меры.
Воспитывающие:
– воспитывать и развивать художественный вкус;
– воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному
искусству.
Личностные:
– формировать общественную активность личности,
Метапредметные:
– развивать потребность в саморазвитии,
самостоятельности,ответственности,активности.
Ожидаемые результаты
Процесс изучения программы направлен на формирование следующих результатов
и компетенций:
Универсальные учебные действия:
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Уметь определять с помощью педагога и самостоятельно цель деятельности на
занятии;
2. Уметь выявлять и формулировать учебную проблему совместно с педагогом (в ходе
анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
3. Владеть навыками планирования практической деятельность на занятии;
4. Выполнять пробные поисковые действия (работа по собственному замыслу) для
выявления оптимального решения задачи;
5. Выбирать из числа освоенных технологические приемы и способы выполнения
отдельных этапов изготовления изделий;
6. Составлять план работы, используя необходимые дидактические средства (рисунки,
инструкционные карты, инструменты и приспособления); осуществлять контроль
точности технологии выполнения операций.
Познавательные УУД:
1. Уметь наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира,
результаты творчества мастеров родного края;
2. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать
их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративноприкладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности природные и
бросовые материалы;
3. Понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений
для открытия нового знания и умения;
4. Находить необходимую информацию в научно-методической литературе, в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в интернет-ресурсах;
7
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
5. Исследовать технологические и художественные особенности
работ декоративноприкладного жанра, искать наиболее целесообразные технологические способы решения
задач из числа освоенных;
6. Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
1. Уметь слушать педагога и товарищей по творческому объединению, высказывать свое
мнение;
2. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме занятия, коллективно
анализировать изделия;
3. Вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни;
1. учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Ожидаемые результаты по годам обучения:
На первом году обучения происходит накопление знаний, умений и навыков по работе с
природными
материалами. Обучающиеся получают общие знания о профессии
фитодизайнера.
К концу первого года обучения предполагаются следующие результаты:
знать:
- будет иметь представление о работе фитодизайнера;
- будет иметь представление о связи искусства с природой;
уметь:
- обучающийся научится работать с глиной, берестой, сухими листьями и цветами;
-передавать свои чувства и эмоции в художественных произведениях (в лепке, в
аппликации);
- будет чувствовать красоту произведений искусства;
- научится работать с технологическими картами, инструкционными картами.
На втором году обучения углубляются знания в применении природного материала для
изготовления сюжетных композиций. Знания в профессии фитодизайнера углубляются.
К концу второго года обучения предполагаются следующие результаты:
знать:
- обучающийся приобретает углубленные знания и умения в области применения
природного материала;
уметь:
- будет обладать композиционными навыками;
- сможет самостоятельно выполнять сюжетные композиции;
- будет проявлять активность в получении новых навыков и умений;
- сможет самостоятельно выполнять оформительские работы;
- научиться проектировать свою работу и составлять схему работы.
На третьем году обучения обучающиеся применяют свои знания, умения и навыки в
создании сложных художественных произведений, имеют полное представление о работе
фитодизайнера.
К концу третьего года обучения предполагаются следующие результаты:
знать:
– обучающийся будет иметь полное представление об использовании природного
материала как средства искусства;
уметь:
– сможет самостоятельно работать с любым природным материалом;
8
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
– сможет самостоятельно изготовить художественно оформленный туесок, составить
объемную и плоскостную композицию, создать миниатюру;
– сможет адекватно оценивать свою работу и работы товарищей;
– уметь по схеме самостоятельно выполнить любую работу по фитодизайну.
Формы подведения итогов реализации программы
(система оценивания, способы определения результативности программы, формы контроля)
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий, промежуточный
и итоговый контроль.
Основными формами подведения результативности программы являются:
– самостоятельная работа (индивидуальные задания репродуктивного и творческого
характера);
– разработка и презентация изделия;
– выставка готовых изделий;
– творческие конкурсы внутри группы, учреждения.
Способы определения результативности: виды проверки и оценки знаний и
навыков учащихся:
– текущие проверки и оценка знаний, практических навыков по завершению каждого
раздела программы;
– текущие и плановые выставки работ.
– годовые отчётные мероприятия (выставки, отчётные мероприятия перед родителями)
После окончания работы по каждой теме проводится текущая выставка работ.
Предусматривается участие лучших работ во всевозможных выставках, конкурсах по
декоративно-прикладному творчеству в районе, республиканских и межрегиональных
мероприятиях, а также в заочных всероссийских конкурсных мероприятиях.
Степень овладения теоретическим и практическим материалом оценивается по
качеству выполнения изделий, через проведение тематических бесед и опросов, тестирования,
анкетирования, творческой презентации готового изделия. Диагностика работы проводится
по каждому разделу.
В результате мониторинга программы, определяется количество учащихся,
освоивших программу на:
– Высоком уровне – высокий образовательный результат, полное освоение содержания
образовательной программы (теоретические знания, практические умения); имеет
достижения на районном, республиканском уровне.
– Базовом уровне – полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает
незначительные ошибки; имеет достижения на разных уровнях (внутри объединения,
учреждения и т.д.)
– Минимальном уровне – не полностью освоил программу, допускает существенные
ошибки при выполнении практических и теоретических заданий.
Учебно-тематический план
первый год обучения
Цель: Познакомить детей с разновидностями природного материала и способами
работы с ними.
Задачи:
Образовательные:
–Научить детей пользоваться инструментами и применять их в работе;
–Научить правильно заготавливать природный материал и хранить его;
–Научить правильно изготавливать простейшие композиции;
9
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
–Формирование представления о связи искусства с природой;
–Формирование представления о профессии фитодизайнера.
Развивающие:
–Развивать чувство прекрасного, воображение, фантазию;
–Расширять представления об окружающем;
–Развивать технические навыки.
Воспитательные:
– Воспитание бережного и разумного отношения к природе;
– Воспитание дружелюбия и уважительного отношения к товарищам.
№
Наименование раздела.
Количество часов
Теория
7
Практика
9
Всего
16
1.
Введение в программу
2.
Флористика
Знакомство с профессией
фитодизайнера
1. Растительный мир лесов и болот
2. Аппликация из листьев и цветов
2
14
16
3.
Миниатюра
2.Что такое миниатюра
3.Волшебные превращения
3
13
16
4.
Аппликация из бересты
6
10
16
5.
Лепка из глины
4
12
16
6.
7.
8.
9.
Дымковская игрушка
Бумагопластика
Бросовый материал
Итоговые занятия по курсу
Итого:
4
2
2
1
31
12
14
14
15
113
16
16
16
16
144
№
п/п
1.1
Тематическое планирование занятий
первый год обучения
(по месяцам)
Темы
Всего
Теория Практика
Формы
организации
часов
занятий
Сентябрь
1 Введение в программу
Вводное занятие.
2
2
Беседа
Знакомство с
программой.
Знакомство с
мастерской.
Техника
безопасности.
10
Формы
аттестации
(контроля)
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
1.2. Растительный
мир лесов и
болот.
Что мы о нём
знаем.
2
1.3. Экскурсия в лес
и на болото с
целью заготовки
природного
материала.
1.4. Засушивание
собранных на
экскурсии
растений
холодным
способом.
Сортировка
шишек,
камушков,
кореньев,
грибовтрутовиков по
коробкам и
стеллажам.
1.5. Правила работы
с
природными
материалами,
правила
пользования
инструментами.
1.6. Поделки
из
природного
материала.
Рассматривание
готовых работ.
Всего за сентябрь:
2
2.Флористика
2.1 Аппликация из
листьев и цветов.
2
Беседа
Устный опрос
2
Экскурсия
Наблюдение
4
1
3
Экскурсия,
практическая
работа
Наблюдение
2
1
1
Беседа
практические
упражнения
Устный опрос
4
1
3
Экскурс по
выставке
работ
Устный опрос
7
9
1
3
Практическое
занятие
Фронтальный
опрос
16
Октябрь
4
2.2. Композиция
в
круге
«Осень
листья
закружила»
2.3. Композиция
в
полосе «Рамка
для картины»
2
2
Практическое
занятие
Наблюдение
2
2
Практическое
занятие
2.4. Композиция
4
4
Практическое
Задание на
определение
навыков и
умений
Задание на
11
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
«Букет в вазе»
2.5. Аппликация «По
замыслу»,
текущая
выставка работ.
Всего за октябрь:
3.1 Что такое
миниатюра?
3.2 Шишки:
изготовление
ёлочных игрушек
и гирлянд.
3.3 Миниатюра из
еловых шишек
«Мудрая сова»
занятие
4
1
16
Ноябрь
3.Миниатюра
4
2
4
3
2
Практическое
занятие
14
2
1
3
Практическое
занятие
Творческая
мастерская
2
2
Творческая
мастерская
3.4 Гриб-трутовик
«Паук».
2
2
Творческая
мастерская
3.5 Рисование на
камушках «По
замыслу».
Текущая
выставка работ.
Всего за ноябрь:
4
4
Творческая
мастерская
16
3
Декабрь
4. Аппликация из бересты
4.1 Русская берёза.
2
2
4.2 Способы
заготовки
и
хранения
бересты.
4.3 Узор в полоске
«Бурятский
орнамент».
4.4 Аппликация
«Лодка
с
парусом».
.4.5 Аппликация
«Любимый герой
сказки
«Конёк
горбунок»».
4.6 Узор в круге
«Рамка
для
зеркала».
определение
навыков и
умений
Задание на
определение
навыков и
умений
Наблюдение
Задание на
определение
навыков и
умений
Наблюдение за
работой по
технологической
карте
Наблюдение за
работой по
технологической
карте
Наблюдение за
работой по
технологической
карте
13
Беседа.
Выставка.
Беседа
Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос
2
2
4
1
3
Практическое
занятие
Наблюдение
4
1
3
Практическое
занятие
Наблюдение
2
2
Практическое
занятие
Наблюдение
2
2
Практическое
занятие
Наблюдение
12
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
Всего за декабрь: 16
6
Январь
5.Лепка из глины
5.1 Глиняных
дел
2
2
мастера.
5.2 Рассматривание
иллюстраций
с
изображением
животных,
глиняные
фигурки
животных.
5.3 Лепка животного
«Мой домашний
друг».
5.4 Лепка по сказке
«Теремок».
5.5 Лепка
«По
замыслу».
Текущая
выставка работ.
Всего за январь:
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
7.1
История
дымковской
игрушки.
Технология
изготовления
дымковской
игрушки: из
частей – целое и
из целого куска
глины.
«Дымковская
лошадка».
Лепка «Жар –
птица».
Декоративная
игрушка
«Водоноска».
Всего за февраль:
2
10
2
Беседа
выставка
Фронтальный
опрос
Практическое
занятие
Наблюдение
4
4
Практическое
занятие
Наблюдение
4
4
Наблюдение
4
4
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Беседа
Фронтальный
опрос
16
4
12
Февраль
6. Дымковская игрушка
2
2
2
2
Наблюдение
Беседа.
4
4
4
4
4
4
16
4
12
Март
7.Бумагопластика. Работа с креповой бумагой
Бумага
и
её
2
2
разновидности.
13
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Наблюдение за
работой
Наблюдение за
работой
Наблюдение за
работой
Беседа
Фронтальный
опрос
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
9.1
9.2
9.3
9.4
«Коробочка
с
алой розой».
Праздничная
гирлянда.
Закладка
«Букетик».
Открытка-рамка
«Фантазия».
Шкатулка
«Морской
берег».
Всего за март:
4
4
2
2
2
2
2
2
4
4
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Наблюдение за
работой
Наблюдение за
работой
Наблюдение за
работой
Наблюдение за
работой
Наблюдение за
работой
16
2
Апрель
8 . Работа с бросовым материалом
Бросовый
2
1
материал,
его
разновидности.
14
1
Беседа
Фронтальный
опрос
Цветы
из
плёнки.
«Весёлое
солнышко»
из
пенопласта.
Панно
«Конфетный
цветок».
Ваза
в
оформлении
ореховой
скорлупой.
Текущая
выставка работ.
Всего за апрель:
4
4
Наблюдение
4
4
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
3
Творческая
мастерская
Наблюдение
4
Выставка
Наблюдение
1
Выставка
Наблюдение
2
Творческая
мастерская
2
Творческая
мастерская
4
Творческая
мастерская
Самостоятельная
работа по
разделу
Самостоятельная
работа по
разделу
Самостоятельная
работа по
разделу
4
1
4
16
2
Май
9. Итоговые занятия по курсу
Подборка работ
2
1
для
районной
выставки «Город
мастеров».
Флористика
2
«Под весенним
солнышком».
Миниатюра
2
«Картины
на
камне».
Аппликация из
4
бересты
«Любимая
14
Наблюдение
14
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
9.5
9.6
игрушка».
Лепка из глины
«Петушок
–
золотой
гребешок».
Аппликация из
бумаги
«Солнечный
мир».
Всего за май:
ИТОГО за год:
4
4
Творческая
мастерская
Самостоятельная
работа по
разделу
2
2
Творческая
мастерская
Самостоятельная
работа по
разделу
16
144
1
31
15
113
Содержание программы
№
Название
раздела
Теория
Практика
Формы
контроля
Раздел 1. Введение в программу
1.1. Вводное
занятие.
Техника
безопасности.
Знакомство с группой. Цели
и задачи 1-го года обучения.
Правила организации
рабочего места. Нормы
поведения учащихся на
занятиях. Инструменты и
материалы, необходимые для
работы.
Правила техники
безопасности, правила
пожарной безопасности.
Демонстрация изделий из
различных материалов.
Входная диагностика.
Практическое знакомство с
материалами и
инструментами.
Просмотр образцов
изделий.
Выполнение практических
упражнений по выявлению
умений и навыков.
Наблюдение. Опрос.
Практические задания
на определение
навыков и умений.
Рассказ о том, чем дети
занимаются, о работе
фитодизайнера.
Рассматривание
иллюстраций и работ по
фитодизайну.
Какие растения могут
быть применены в нашей
работе. Заготовка
природного материала,
правила заготовки,
инструменты,
используемые при этом.
Техника безопасности.
Знакомство с природным
материалом и его
заготовку необходимо
одновременно
сопровождать
формированием у детей
Экскурсии в лес.
Засушивание
собранных растений
холодным способом.
Сортировка материала
покоробка.
Выполнение
практических
упражнений на
выявление умений и
навыков.
Наблюдение
15
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
2.1.
Флористика
3.
Миниатюра
4.
Аппликация из
бересты
бережного отношения к
природе, прививать
навыки разумного
поведения в лесу. Влияние
природных факторов
солнца, ветра и воды на
изменение формы, цвета,
качества окружающей
природы. Рассматривание
выставки работ. Входная
диагностика.
Раздел 2. Флористика
Великолепие и
Практическое
разнообразие в природе.
знакомство с
Природа - источник
инструментами.
красоты. Красота Просмотр готовых
выражение гармоничности работ. Изготовление
окружающего.
фона для выполнения
Рассматривание готовых
творческих работ.
работ по флористике. Что Аппликация листьев на
такое флористика,
фон. Эскиз работ.
композиция. Цветовое
решение композиции.
Подборка фона для
определённого цвета
листьев. Правила работы с
засушенными листьями и
цветами. Как правильно
составить небольшую
композицию.
Рассматривание
Практическое
иллюстраций с
применение
изображением
природного материала
всевозможных миниатюр, для изготовления
готовых работ. Кто этим
миниатюр.Рисунок на
занимается? Из чего и как камне, склеивание
изготавливается
мелких деталей для
миниатюра. Видеть
оформления миниатюр
необычное в обычном.
из шишек.
Знакомство со свойствами
материала – шишки. Гриб–
трутовик, камушки.
Способы работы с ними.
Подготовка инструментов,
техника безопасности.
Берёза в произведениях
Набросок своей
искусства. Применение
будущей работы.
бересты на Руси. Работа
Изготовление фона.
русских мастеров из
Непосредственная
бересты (туеса).
работа над сюжетом.
Рассматривание готовых
Аппликация бересты
16
Задания на
определение
навыков и
умений, работа
по карточкам.
Практические
задания
поразделу.
Фронтальный
опрос.
Практические
задания по
разделу.
Фронтальный
опрос.
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
5.
6.
7.
8.
работ: туесок, картина из
бересты. Берестяное чудо
своими руками.
Применение её в работе.
Знакомство с
инструментами
(деревянный нож,
пробойник). Подготовка
бересты к работе.
Композиционные навыки.
Подборка бересты по
цвету
Лепка из глины Рассматривание готовых
работ. Применение глины
на Руси и в мире. Что
можно сделать самим из
глины. Как работали
мастера, как самим
изготовить игрушку.
Заготовка глины и
хранение. Подготовка к
работе. Инструменты,
техника безопасности.
Знакомство со способами
лепки (пластический и
конструктивный).
Изготовление ангоба.
Подготовка. Роспись
гуашевыми красками.
Лакировка. Техника
безопасности.
Дымковская
игрушка
Рассматривание
иллюстраций и
фотографий, готовых
работ. Заготовка, хранение
глины, подготовка к
работе. История
дымковской игрушки.
Бумагопластика Использование бумаги в
быту. Изготовление
шаблонов и трафаретов.
Приемы работы с
креповой бумагой.
Объёмные изделия.
Инструменты,
дополнительные
материалы. Приемы
выполнения отделочных
элементов.
Работа с
Сбор, хранение и
17
на фон.
Практическая работа.
Лепка фигурки
животного.
Правильное и
своевременное
применение
инструментов.
Практические
задания по
разделу.
Фронтальный
опрос.
Лепка фигурки
лошадки, водоноски,
жар- птицы.
Практические
задания по
разделу.
Фронтальный
опрос.
Декорирование
шкатулок.
Изготовление рамок и
сувенирных открыток.
Практические
задания по
разделу.
Фронтальный
опрос.
Практическое
Задания на
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
бросовым
материалом
9.
подготовка бросового
материала к работе.
Техника выполнения
объёмных и
полуобъёмных работ.
Алгоритм выполнения
изделия. Инструменты,
приспособления и
вспомогательные
материалы.
Анализ своей работы.
Итоговые
занятия по
курсу
применение бросового
материала в работах.
определение
навыков и
умений, работа
по карточкам.
Самостоятельное
выполнение
художественных работ
по всему курсу с
использованием
предлагаемых
материалов.
Подготовка работ для
организации выставки.
Наблюдение за
самостоятельной
работой.
Учебно-тематический план
2-й год обучения
Цель: Расширить знания и умения детей в области применений природного материала
как средства привития художественного вкуса.
Задачи:
Образовательные:
– Расширить представления о работе мастеров бересты и глины на Руси;
– Дать представления об аранжировке как вида искусства.
– Научить изготавливать рамку для плоскостных работ (паспарту);
– Научить составлять сюжетные композиции.
Развивающие:
– Расширить знания о свойствах природного материала и его применении;
– Развивать композиционные навыки, чувство линии, формы, цвета;
Воспитательные:
– Привитие любви и бережного отношения к природе родного края, осмысление роли
себя самого в мире природы;
– Воспитание умения адекватно оценивать свою работу и работу товарищей.
№
Наименование темы
Кол-во часов
Теория
Практика
Всего
1
Флористика.
Аппликация из листьев и цветов.
3
21
24
2
Миниатюра.
5
19
24
3
Береста.
1.Аппликация из бересты.
2.Изготовление туеска.
Аранжировка
4
20
24
6
18
24
4
18
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
5 . Рельефные композиции из глины
7
17
24
6
Бумагопластика
5
19
24
7
Бросовый материал
7
17
24
8
Плетение из рогоза
8
16
24
9
Итоговые занятия по курсу
1
23
24
38
178
216
ИТОГО:
Учебно-тематический план занятий
2-й год обучения
(по месяцам)
№
1.1
1.2
1.3
1.4
Темы
Всего
часов
Теория
Практика
Формы
организации
занятий
Формы
аттестации
(контроля)
2
Беседа
Наблюдение
2
Экскурсия
Наблюдение
Сентябрь
1. Флористика
Вводное
занятие.
3
1
Постановка цели на год.
Экскурсия в лес с целью
3
1
заготовки материалов.
Аппликация из листьев и
3
1
цветов.
Что такое композиция.
Панно
«Весенняя
3
композиция».
1.5 Композиция
вазе».
«Букет
в
2
3
6
1.6 Композиция «Осенний
6
лес». Текущая выставка
работ.
Всего за сентябрь:
24
Октябрь
2. Миниатюра
2.1 Миниатюры из шишек,
3
камня, различных орехов
и семян.
2.2 Миниатюра из овощей и
3
ягод к празднику осени.
2.3 Миниатюра из ягод
3
«Бусы».
2.4 Миниатюра из овощей
3
«Герои
любимых
сказок».
2.5 Шишки, земляной орех
3
6
6
3
21
1
2
1
2
1
2
3
1
2
19
Практическое Фронтальный
занятие
опрос
Творческая
мастерская
Контрольное
задание
Творческая
мастерская
Наблюдение
Творческая
мастерская
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Фронтальный
опрос
Наблюдение
Творческая
Наблюдение
Наблюдение
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
«Весёлые ребята», «По
замыслу».
2.6 Роспись на камушках
3
«По замыслу».
2.7 Склеивание
фигурок
6
животных из камушков.
Текущая выставка работ.
Всего за октябрь:
24
Ноябрь
3. Береста
1 Аппликация из бересты.
3
2
Пластовая береста.
3
Аппликация «Птица на
3
ветке».
Аппликация «Замок на
6
скале».
Прорезная
береста
6
«Рамка для картины».
Прорезная
береста
3
«Закладка для книги».
Текущая выставка работ.
Всего за ноябрь:
24
Декабрь
4. Аранжировка
Многообразие
3
оранжировки.
Букеты из живых цветов.
3
4
5
6
1
2
3
3
мастерская
3
1
5
5
19
1
2
1
2
3
1
5
1
5
3
4
20
1
2
1
2
6
1
5
6
1
5
3
1
2
3
1
2
6
Составление
композиции в вазе.
Изготовление
бутоньерки.
Составление
композиции в цветочном
горшке
из
живых
комнатных растений.
Цветы в интерьере.
1
Всего за декабрь:
24
6
18
Январь
5. Рельефные композиции из глины
Работа с глиной.
3
3
4
5
2
3
4
Композиция
«Герой
сказок А.С. Пушкина».
Сувенир «Эмблема п.
Усть-Баргузин».
Композиция
«Рождественский
3
1
2
6
1
5
6
1
5
20
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Практическое Фронтальный
занятие
опрос
Творческая
Наблюдение
мастерская
за работой
Творческая
Наблюдение
мастерская
за работой
Творческая
Наблюдение
мастерская
за работой
Творческая
Наблюдение
мастерская
за работой
Беседа
Работа с
карточками
Практическое Фронтальный
занятие
опрос
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
мастерская
Наблюдение
Беседа
Фронтальный
опрос
Наблюдение
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Наблюдение
Наблюдение
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
3
вечер».
Композиция
6
1
«Провожаем
Новый
год».
Всего за январь:
24
7
Февраль
6. Бумагопластика
Художественные
2
2
особенности
вырезывания из бумаги.
Материалы
и
1
1
инструменты.
Ленточные композиции.
3
4
Круговые композиции.
3
3
5
«Снежинки»
и
«Звёздочки».
«Домик, дерево, птицы».
3
3
5
1
2
6
7
1
2
3
4
5
1
2
3
4
6
5
Наблюдение
Беседа
Фронтальный
опрос
17
Беседа
3
1
5
Открытки
«С
6
1
праздником
светлой
пасхи».
Всего за февраль:
24
5
Март
7. Бросовый материал
Работа
с
бросовым
3
3
материалом.
Плоскостная
3
1
композиция «Весна».
Полуобъёмная
6
1
композиция «Цветок в
вазе».
Изготовление
заколки
6
1
для волос.
Аппликация рисунка из
6
1
кожи
на
объёмную
поверхность.
Текущая
выставка работ.
Всего за март:
24
7
Апрель
8. Плетение из рогоза
Плетение из рогоза.
6
6
«Подкова» - плетение на
каркасе.
«Корзинка для цветов » плетение на каркасе.
«Бутоньерка с цветами»
- плетение на каркасе.
Всего за апрель:
Творческая
мастерская
6
5
19
Беседа
2
5
5
5
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Фронтальный
опрос
Наблюдение
Наблюдение
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Наблюдение
Беседа
Фронтальный
опрос
Наблюдение
Наблюдение
17
6
6
1
5
6
1
5
24
8
16
21
Фронтальный
опрос
Практическое Наблюдение
занятие
Практическое
Работа по
занятие
карточкам
Практическое Наблюдение
занятие
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Наблюдение
Наблюдение
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
1
Май
9. Итоговые занятия по курсу
Флористика «Весенний
3
пейзаж».
3
Творческая
работа
2
Миниатюра из шишек
«По замыслу».
3
3
Творческая
работа
3
Аппликация из бересты
«Пасхальная
композиция».
Лепка
из
глины
«Бурятскийёхор».
6
6
Творческая
работа
6
6
Творческая
работа
5
Аранжировка
для гостей».
«Букетик
3
3
6
Экскурсия в лес, с целью
заготовки
природного
материала. Расфасовка
по коробкам и папкам
для хранения.
Всего за май
3
1
24
1
23
Всего за год 216
38
178
4
1.
Название
раздела
Флористика
Экскурсия
Содержание программы
Теория
Практика
Беседа о содержании занятий.
Вспомнить о правилах
заготовки природного
материала. Подготовка
коробок и ботанических папок
для заготовки природного
материала на экскурсии.
Закрепление знаний правил
поведения в лесу. Правила
обращения с инструментом.
Техника безопасности.
22
Изготовление фона с
помощью красок,
природного материала.
Цветовое решение
композиции. Эскиз
будущей работы.
Подборка листьев и
цветов по цвету.
Соотношение
изображаемых
предметов по размеру.
Оформление готовых
работ в паспарту или
окантовка под стекло.
Заготовка природного
материала, расширение
знаний о природе.
Правила заготовки и
хранения природного
материала.
Фронтальный
опрос по
разделу
Фронтальный
опрос по
разделу
Фронтальный
опрос по
разделу
Фронтальный
опрос по
разделу
Фронтальный
опрос по
разделу
Наблюдение
Формы
контроля
Наблюден
ие
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
2.
Миниатюра
3.
Береста
4.
5.
6
Широкое применение
бросового и подручного
материала для оформления
работ
Закрепление свойств
природного материала–
бересты. Правила работы с
ней. Аппликации из бересты
сюжетного характера.
Закрепление правил
аппликации бересты.
Знакомство с инструментами –
пробойник, нож-косяк,
деревянный нож с
приспособлениями.
Аранжировк Из истории аранжировки.
Рассматривание иллюстраций
а
и фотографий по искусству
аранжировки.
Вспомогательные средства,
применяемые при составлении
букета. Правила аранжировки.
Цветовое решение. Объёмное
засушивание цветов в песке
Заготовка глины и хранение.
Рельефные
композиции Подготовка к работе.
Инструменты, применяемые в
из глины
работе.
Бумагопласт Симметричное построение,
зеркальная симметрия,
ика
сюжетные композиции.
Контурное или силуэтное
вырезывание композиции.
23
Засушивание листьев
горячим способом, в
песке.
Задумывание образа,
эскиз. Работа над
сюжетной
композицией.
Рисование на камне,
используя структуру и
форму камней в
изображении
предметов.
. Рисунок будущей
работы. Цветовое
решение композиции.
Оформительские
работы. Работа с лаком.
Подготовка бересты к
работе.
Наблюден
ие.
Наблюден
ие.
Фронтальн
ый опрос
по разделу
Схемы аранжировки в
различных сосудах.
Букет для праздника.
Создание праздничных
композиций из веток и
живых цветов.
Наблюден
ие.
Фронтальн
ый опрос
по разделу
Изготовление поддона
для рельефной
композиции. Эскиз
будущей работы в
цвете.
Непосредственная
работа над рельефной
композицией.
Грунтовка
водоэмульсионной
краской. Роспись
гуашевыми красками.
Лакировка.
Оформление работы.
Наблюден
ие.
Наблюден
ие
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
7.
Бросовый
материал
8.
Плетение из
рогоза.
9.
Итоговые
занятия по
курсу
Технология, схемы, приёмы.
Материалы и инструменты.
Сбор и хранение материала.
Просмотр готовых работ.
Инструменты и
приспособления.
Заготовка, хранение
материала, подготовка к
работе. Рассматривание
готовых работ. Технология
плетения.
Составление эскиза
работы. Подбор
материала, умение
сочетать материал и
композиции. Поиск и
реализация творческого
замысла. Работа с
обрезками кожи.
Плетение простейших
сувениров. Применение
рогоза в быту.
Самостоятельное
выполнение
художественных работ
по всему курсу с
использованием
предлогаемых
материалов.
Подготовка работ для
организации выставки.
Наблюден
ие.
Фронтальн
ый опрос
по разделу
Фронтальн
ый опрос
по разделу.
Наблюден
ие.
Учебно-тематический план
3-й год обучения
Цель: Научить детей применять в своей работе любой природный материал, применять
как вспомогательный природный и бытовой бросовый материал.
Задачи:
Образовательные:
– Дать представление о работе мастеров по художественной резьбе и мастера-художника
В.С. Коршункова.
– Научить детей самостоятельно изготавливать инструменты и приспособления для работы
с природным материалом;
– Научить детей делать прорезную резьбу на бересте;
– Научить работать с камнем, перьями, рыбьей чешуей.
Развивающие:
– Развивать способность работать с любым природным материалом, используя подручные
средства и вспомогательный (бросовый) материал;
– Развивать технические навыки.
– Воспитательные:
– Воспитание умения воспринимать помощь и рекомендации товарищей и желание самому
оказывать чистосердечную помощь;
– Воспитание любви к родному краю.
24
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
№
1
Наименование темы
Теория
7
Кол-во часов
Практика
17
Всего
24
4
20
24
2
Флористика.
Пейзажи из листьев
Бросовый материал
3
Береста
6
18
24
4
Миниатюра
5
19
24
5
Аранжировка
5
19
24
6
7
Лепка из глины
Художественные изделия из
травянистых волокон
Контурное вырезывание из бумаги
Итоговые занятия по курсу
ИТОГО:
2
4
22
20
24
24
2
22
24
181
24
24
216
8
9
35
Учебно-тематический план занятий
3-й год обучения
Формы
№
Темы
Всего Теория Практика
организации
часов
занятий
Сентябрь
1. Флористика
1. Искусство флоризма
3
3
Беседа
2.
Объёмные
композиции.
3
1
2
3.
Фитопечать, крапчатая
живопись.
Композиция «Родные
просторы».
Композиция «Осень в
гости к нам пришла».
Фитопечать «Зоопарк».
3
1
2
3
1
2
4.
5.
6.
6
6
6
1
5
17
3.
Всего за сентябрь:
24
7
Октябрь
2. Бросовый материал
Сбор
и
хранение
1
1
материала. Просмотр
готовых работ.
Аппликация из яичной
3
1
скорлупы «Берёзовый
рай».
Фигурки из камня.
2
4.
Цветок
3
1.
2.
из
гусиных
3
25
Формы
аттестации
(контроля)
Фронтальный
опрос
Беседа
Работа с
Практическое карточками
занятие
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
Наблюдение
мастерская
Беседа
Работа с
карточками
2
Творческая
мастерская
Наблюдение
2
Творческая
мастерская
Творческая
Наблюдение
Наблюдение
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
перьев.
Ваза
из
бутылки
6
«Морские мотивы».
Композиция из семян
6
растений
«Вальс
цветов».
Цветы из пластиковых
3
бутылок.
Всего за октябрь:
24
Ноябрь
3. Береста
.Работа с берестой.
3
1
5
1
5
3
4
3
Наблюдение
Наблюдение
Беседа
Подготовка бересты к
3
3
работе
Композиция «Горный
6
пейзаж».
Рамка для картины –
6
прорезная береста.
Аппликация по сказке
6
«Каменный цветок».
Всего за ноябрь:
24
6
Декабрь
4. Миниатюра
Миниатюрные
1
1
композиции
6
6
6
Фронтальный
опрос
Практическое
Работа по
занятие
карточкам
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
Наблюдение
мастерская
18
2
2
6
1
5.
6.
«Лесные жители».
3
1
2
7.
3
1.
Гирлянда из шишек на
3
ёлку
Всего за февраль:
24
5
Январь
5. Аранжировка
Аранжировка.
3
3
2.
Правила аранжировки.
3
3.
Рождественский венок
из растений.
3
4.
Творческая
мастерская
Наблюдение
20
Правила
работы
сприродным
материалом
«Новогодняя ёлка» из
сосновых шишек
«Новогодние игрушки»
из еловых и сосновых
шишек
«Совята на ветке»
3.
мастерская
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
5
6
6
3
3
Беседа
Фронтальный
Практическое
опрос
занятие
Беседа
Работа по
Практическое
карточкам
занятие
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
19
1
2
3
26
Беседа
Фронтальный
Практическое
опрос
занятие
Практическое
Работа по
занятие
карточкам
Творческая
Наблюдение
мастерская
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
4.
1.
Композиция «В лёгкой
3
корзинке».
Композиция «Дерево
6
1
из
засушенных
цветов».
Настенное
панно
6
«Медвежонок».
Всего за январь:
24
5
Февраль
6. Лепка из глины
.Лепка из глины.
1
1
2.
Правила.
2
3.
Настенный изразец.
3
4.
Лепка
фигуры
человека в движении.
Изготовление
сувенира,
техника
изразца.
Тиснение по глине.
Налепные узоры.
Всего за февраль:
6
6
6
6
6
6
5.
6.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
24
3
5
6
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Наблюдение
Творческая
мастерская
Наблюдение
Наблюдение
19
Беседа
2
1
2
2
Фронтальный
опрос
Практическое
Работа по
занятие
карточкам
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
Наблюдение
мастерская
Творческая
мастерская
Наблюдение
22
Март
Художественные изделия из травянистых волокон
Мешковина и другие
1
1
Беседа
Фронтальный
материалы.
опрос
Правила
работы,
2
2
Практическое
Работа по
инструменты.
занятие
карточкам
Аппликация
3
3
Творческая
Наблюдение
«Журавли».
мастерская
Аппликация
6
1
5
Творческая
Наблюдение
«Деревенский пейзаж».
мастерская
Оформление объёмных
6
6
Творческая
Наблюдение
предметов
мастерская
мешковиной.
Шкатулка
«Кот
в
3
3
Творческая
Наблюдение
мешке».
мастерская
Оформление вазы для
3
3
Творческая
Наблюдение
цветов.
мастерская
Всего за март:
24
4
20
Апрель
7. Контурное вырезывание из бумаги
Волшебная бумага.
1
1
Беседа
Фронтальный
опрос
Сувенир «Бабочка на
2
2
Творческая
Наблюдение
розе».
мастерская
Открытка
«Букетик
3
3
Творческая
Наблюдение
роз».
мастерская
Открытка3
3
Творческая
Наблюдение
27
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
5.
поздравление «С днём
светлой пасхи».
Открытка «Роза».
3
6.
Куб – туннель «Весна».
6
7.
Куб – туннель «Зимний
6
сон».
Всего за апрель:
24
2
Май
8. Итоговые занятия по курсу
Подготовка работ для
1
районной
выставки
«Город мастеров».
Флористика «Пейзаж».
3
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Лепка
из
глины
«Сувенир».
Бумагопластика
«Планета детей».
Аранжировка «Весёлое
настроение».
Миниатюра
«Цветы
Бурятии».
Аппликация
из
бересты «Мой кот».
Всего за май:
Всего за год:
мастерская
3
1
5
6
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
2
1
Практическое
занятие
3
Творческая
работа
3
3
2
2
6
6
3
3
6
6
24
216
24
181
35
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Содержание программы
1.
2.
Название
раздела
Флористика.
Бросовый
материал.
Теория
Практика
Засушивание растений в
песке. Растения для сухих
букетов. Декоративная
отделка высушенного
материала. Составление
полуобъёмных композиций.
Правила составление
композиций.
Повторение правил работы
с материалом, применение
инструментов.
Свойства
материалов
и
способы
работы с ними.
28
Формы
контроля
Наблюдение.
Фронтальный
опрос
Засушивание листьев
горячим способом, с
целью придания им
определённого цвета и
оттенка. Какими
листьями выражается
небо, вода, горы.
Растения для
пейзажей. Разработка
рисунка, подготовка
основы, отделка
изделий.
Составление эскиза
Наблюдение.
работы. Подбор
Фронтальный
материала, умение
опрос.
сочетать материал в
композиции. Поиск и
реализация
творческого замысла.
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
3.
Береста
4.
Миниатюра
5.
6.
7.
Закрепление
ранее
полученных
знаний
о
бересте. Прорезная резьба с
помощью
резца
и
пробойников. Тиснение и
роспись
по
бересте.
Закрепление правил по
аппликации из бересты
Инструменты
и
приспособления.
Технология изготовления
миниатюр с применением
семян растений и веток
деревьев.
Правила
обработки
природного
материала.
Аранжировка
Применение
природных
материалов веток деревьев
различной формы, камней,
губки
в
создании
композиций из объёмных
засушенных
цветов
и
всевозможных растений.
Лепка из глины
Изготовление
изразцов.
Форма для изготовления
изразца. Инструменты и
приспособления. Правила
работы.
Художественные Что
за
материал
изделия
из мешковина?
Из
чего
травянистых
изготавливается,
где
волокон
применяется
в
быту.
Декоративные достоинства
мешковины. Своеобразие и
выразительность
художественных работ из
29
Работа с камнем по
изготовлению
фигурок путём
склеивания клеем
«Момент».
Составление
композиции из яичной
скорлупы, работа с
перьями. Применение
пластиковых бутылок
для изготовления
цветоножек и листьев
для цветов из перьев.
Работа с воском.
Самостоятельное
изготовление рамки
для
плоскостной
миниатюры. Пейзажи
из бересты. . Цветовое
решение композиции.
Инструменты
и
приспособления для
работы с берестой.
Поделки из шишек
ели, сосны, пихты,
лиственницы, кедра,
ольхи.
Подборка
шишек по форме и
фактуре, по размеру и
цвету.
Обработка
материала.
Подготовка
материалов к работе.
Инструменты
и
приспособления.
Создание
праздничных
композиций.
Подготовка глины к
работе Изготовление
гипсовой формы для
изготовления горшка.
Эскиз работы.
Подготовка материала
к работе. Аппликация
мешковины на фон.
Эскиз
будущей
работы.
Наблюдение.
Фронтальный
опрос.
Наблюдение.
Фронтальный
опрос
Наблюдение.
Фронтальный
опрос
Наблюдение.
Фронтальный
опрос.
Наблюдение.
Фронтальный
опрос.
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
8.
9.
мешковины. Аппликация из
мешковины.
Где
взять
материал,
как
его
подготовить. Инструменты
и
приспособления
для
выполнения
работ
с
мешковиной.
Контурное
Контурное вырезывание из Изготовление
вырезывание из картона макетным ножом. открыток к празднику.
бумаги
Схемы, приемы работы,
материалы. Правила работы
канцелярским
ножом,
техника безопасности.
Итоговые
Изготовление
занятия
художественных
работ по пройденному
курсу,
из
предложенных
материалов.
Наблюдение.
Фронтальный
опрос.
Наблюдение.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарно-учебный график
Срок освоения программы
Объём программы
Даты начала и окончания учебного года
Количество учебных недель
Режим занятий
Количество учебных дней/занятий
Сроки и продолжительность каникул
Сроки мониторинговых исследований
(начало и конец уч.года)
3 года (27 месяцев, 108 недель)
Полный объём учебных часов – 576.
Первый год обучения – 144 часа;
Второй год обучения – 216 часов;
Третий год обучения – 216 часов.
1 сентября –– 31 мая
36 недель в год;
всего за 3 года обучения – 108 недель
1-й год обучения – 144 часа
(2 раза в неделю по 2 часа);
2-й, 3-й годы обучения – 216 часов
(2 раза в неделю по 3 часа)
8 занятий в месяц, 72 занятия в год
Ежегодно с 1 июня по 31 августа.
Длительные праздничные выходные
с 31 декабря по 8 января (в
зависимости от утверждённых
праздничных дней ежегодно)
с 1 по 20 сентября;
с 25 апреля по 30 мая.
Методическое обеспечение программы
Материально –техническое обеспечение. Для проведения программы необходим
просторный кабинет с хорошим освещением, широкие столы. Оборудование для занятий:
кисти для клея, линейка, ножницы для резки бумаги, резиновые коврики, макетные ножи,
стеки для лепки из глины, салфетки и др.
Для достижения лучшей результативности знаний используется концентрация
средств, форм, методов: путем насыщения формирования материалов для изучения и
30
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
закрепления, чередованием исследовательской деятельности, практической и частично
поисковой, проведение тестов, составление схем своей работы.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования центра, имеющий среднее
профессиональное педагогическое образование.
Методы работы с обучающимися на занятии:
–– Практические (частично-поисковый метод, метод поиска информации в литературе,
самостоятельная работа учащихся);
–– Комбинированные (проблемно-поисковые);
–– Словесные (лекции, беседы);
–– Наглядные (инструкционные карты, иллюстрирование, фотографии и т.д.)
Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Формы проведения занятий по каждому разделу и теме могут быть разными, это
традиционные (практические занятия) и нетрадиционные занятия (занятие-игра, экскурсия
творческая мастерская).
Средства работы:
–– Методические (методическая и учебная литература);
–– Наглядные (дидактический материал, иллюстрации, фотографии, готовые образцы
работ).
Информационное обеспечение
Учебно-дидактический материал:
Учебные пособия: инструкционные технические карты, схемы, словарь.
Наглядный
материал:
фотографии,
иллюстрации,
интерактивный
материал.
Диагностические материалы по программе:
1. Результаты диагностического контроля.
2. Диагностика усвоения программного материала за год.
3. Диагностика уровня воспитанности.
4. Критерии уровня воспитанности.
5. Карта анализа поведения ребенка на занятии
Список собственных методических разработок:
1. План работы на каждый день 1-3 год обучения.
2. План работы на месяц 1-3 год обучения.
3. Разработки открытых занятий по темам: «Осенний пейзаж из листьев», «Миниатюра из
шишек»
4. Беседы: «Любить природу, значит любить Родину»
Электронные образовательные ресурсы:
Полезные интернет-ресурсы:
https://www.liveinternet.ru/users/natasik54/post270574617/
https://www.livemaster.ru/masterclasses/rabota-s-bumagoj/bumagoplastika мастер классы по
бумагопластике
Список литературы
нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(с изменениями на 25.12.2023 г.) (редакция, действующая с 1 января 2024 г.) Об
образовании в Российской Федерац ии от 29 декабря 2012 - docs.cntd.ru
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Утв. Приказом Министерства
31
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
просвещения
РФ
от
27.06.2022
г.
№
629),
ссылка
на
документ
https://docs.cntd.ru/document/351746582;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ
от
31.03.2022
г.
№
678-р),
ссылка
на
документ
http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf ;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. № 38), ссылка на документ
https://docs.cntd.ru/document/561232576;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (р.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»), ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/573500115;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования
детей
и
взрослых»,
ссылка
на
документ
https://docs.cntd.ru/document/542623974;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», ссылка на документ
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
8. Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016
«Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с учётом их особых образовательных
потребностей»,
ссылка
на
документ
https://dmshivanova.tls.muzkult.ru/media/2019/10/29/1265635019/MR.pdf
для педагога
1. Журнал «Школа и производство» № 12/1998г. № 2/2004г., № 4/2004г.
2. Журнал «Завуч» № 4/1999г., № 3/2004г.
3. Журнал «Классный руководитель». Изд. Методика КТД» №
4. Типовая программа «Работа с природным материалом» Изд. «Москва» 1989 г.
5. Г. Николь «Мозаика из гальки». Изд. «НиолаXXI век» 2003г.
6. «Кожа. Техника, приемы, изделия». Москва, АСТ «Пресс» 2004г.
7. Б. Бегак «Воспитание искусством». Москва, Изд. «Просвещение» 1995г.
8. Журнал моды «Модные акценты» №2 – 2004г., Изд. ООО «Гела» г. Москва
9. Журнал «Ксюша» №6 – 2003г. «На каждый день непринужденность и комфорт», г.
Москва
10. Митителло К. «Чудо-аппликация» - 2006г. Изд ООО «Эксмо».
1.
2.
3.
4.
для детей
Г. Николь «Мозаика из гальки». Изд. «НиолаXXI век» 2003г.
С. Спичакова «Современные композиции. Сухоцветы». Изд. «НиолаXXI век» 2005г.
Т. Локрина «Композиции с берестой». Изд. «НиолаXXI век» 2005г.
Л. Берд «Изысканные композиции своими руками». Москва «Мой мир» 2004г.
32
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
5.
6.
7.
8.
9.
О.П. Куликова «Поделки из природного материала». Москва, Изд. дом МСП 2004г.
В.А. Воронов «Энциклопедия прикладного творчества». Москва «Олма-Пресс» 2000г.
И.Г. Демина «Чудеса из дерева». Смоленск «Русич» 2001г.
Ю. Марьина «Коллажи и панно». Москва Изд. «НиолаXXI век» 2005г.
Г. Федотов. Серия книг «Основы художественного ремесла»:
- «Поделки из природного материала»;
- «Глина»;
- «Травы».
Москва «ССТ – Пресс» 1999 г.
для родителей
1. Журнал «Классный руководитель» № 2 2004г. «Методика КТД».
2. Журнал «Классный руководитель» № 7 2004г, «Семья и школа», «Материалы для
классных часов».
3. Е.Н. Ромашкова «Нескучный досуг». Москва. Изд. «Творческий центр» 2004г.
4. В.Я. Щуркова «Детский альбом». Москва. Изд. «Педагогическое общество России» 2002г.
5. Журнал «Классный руководитель». Москва «Педагогический поиск». № 4/2006г. стр. 77 «Воспитание толерантности», стр. 102 «Портрет подрастающего поколения».
6. Журнал «Классный руководитель». Москва «Педагогический поиск» №2/2006г. стр. 19 «Выбор профессии».
7. Журнал «Классный руководитель». Москва «Педагогический поиск» №4/2004 г стр. 13 –
«Как сделать сделать общественные ценности достоянием личности?», стр. 49 – «Приемы
активизации нравственного развития школьника».
8. Клименко В.В. – «Психологические тесты таланта». Изд. «Фолио» 1996г.
9.
Молоков З.Э. – « Современная женщина» энциклопедический справочник. Изд. ИПО
«Профиздат» 1999г.
33
1 – справляется хорошо
2 – удовлетворительно
3 – недостаточно хорошо
34
Изготовление бутаньерок
Глина
Составление композиции в
вазе из сухого материала.
Миниатюра
Изготовление рельефной
композиции «Герои сказок
А.С. Пушкина»
Теоретические знания
Склеивание из камушков
фигурок животных
Флористика
Из овощей «Герой любимых
сказок»
Аранжировка
Пейзаж из листьев «Осенний
лес»
Композиция «Букет в вазе»
Лепка из глины
Правила составления зимних
букетов из растений нашей
местности
История
Береста
Правила изготовления
поддона для работы
Ф.И.О.
Подготовка глины для
рельефных композиций
Составление туеска, виды
замков
Применение берестяной
посуды на Руси
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
Приложение
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Практические навыки
Аранжировка
1 – справляется хорошо
2 – удовлетворительно
3 – недостаточно хорошо
35
Лепка по сказке «Теремок»
Практические знания
Миниатюра
Аппликация из
бересты
Лепка животного «Мой
домашний друг»
Аппликация «Лодка с парусом»
Узор в полосе «Бурятский
орнамент»
Флористика
Рисование на камушках
Гриб-трутовик «Паук»
Лепка
из
глины
Композиция «Букет в вазе»
Теоретические знания
Миниатюра
Аппликация из
бересты
Композиция в круге «Осень
листья закружи»
Основные правила заготовки и
работы с берестой
Флористика
Применение бересты на Руси
Ф.И.О.
Используемые материалы для
создания миниатюры
Понятие о миниатюре
Растительный мир лесов и болот
нашей республики
Правила заготовки и работы с
сухими листьями и цветами
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
Лепка из глины
Ф.И.О.
Флористика
Теоретические знания
Миниатюра
Лепка из глины
36
Флористика
Практические умения
Миниатюра
Рамка для фотографии
Практические умения
Бросовый
материал
Лепка. По замыслу
Лепка . «Рыбки в
аквариуме»
Изготовление игрушки на
елку «Ангелочек»
Практические умения
Бросовый
материал
Самостоятельное
изготовление соленого
теста
Изготовление игрушки на
елку «Ангелочек»
Флористика
Изготовление открытки к
Новому году
Композиция «Осенний
букет»
Флористика
Изготовление открытки к
Новому году
Открытка «Осенний вальс»
Соленое тесто
Композиция в круге
«Осень листья закружи»
Соленое тесто
Композиция «Осенний
пейзаж»
Теоретические знания
Бросовый материал
Методы, приемы,
инструменты,
приспособления
Способы приготовления
соленого теста
Инструменты, приспособления, правила
пользования
Теоретические знания
Бросовый материал
Методы, приемы,
инструменты,
приспособления
Способы приготовления
соленого теста
Инструменты, приспособления, правила
пользования
Флористика
Виды бросового материала
и его применение.
Растительный мир лесов и
болот нашей республики
Флористика
Виды бросового материала
и его применение.
Правила изготовления
пейзажа из засушенных
растений
Правила заготовки и
работы с сухими листьями
и цветами
Ф.И.О.
Правила заготовки и
работы с сухими листьями
и цветами
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
Соленое тесто
Соленое тесто
Лепка из глины
Ф.И.О.
37
Практические умения
Миниатюра
Лепка фигуры человека
«Бурят в национальном
костюме»
Роспись речных камушек
по замыслу
Флористика
Роспись речных камушек
«Цветы России»
Аппликация по замыслу
Лепка из глины
Аппликация «Ваза с
цветами»
Теоретические знания
Миниатюра
Знакомство с дымковской
игрушкой
Знакомство со свойствами
глины, применение в быту
Используемые материалы
для создания миниатюры
Флористика
Понятие о миниатюре
Правила работы с
засушенными растениями
Лепка дымковской
лошадки
Роспись речных камушек
по замыслу
Роспись речных камушек
«Цветы России»
Аппликация по замыслу
Аппликация «Ваза с
цветами»
Знакомство с дымковской
игрушкой
Знакомство со свойствами
глины, применение в быту
Используемые материалы
для создания миниатюры
Понятие о миниатюре
Правила работы с
засушенными растениями
Правила заготовки и
работы с сухими листьями
и цветами
Ф.И.О.
Правила заготовки и
работы с сухими листьями
и цветами
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
Лепка из глины
38
Лидерские
качества
Взаимоотношения
Отношение к
трудовой
деятельности
Уровень
воспитанности
Уровень
творческих
способностей
Уровень
мотивации и
интереса
Отношение к
трудовой
деятельности
Промежуточный контроль
Уверенность в
себе
самокретичность
Умение
аргументировать
свою позицию
Со взрослыми
Соблюдение норм поведения
Уровень
воспитанности
Уровень
творческих
способностей
Уровень
мотивации и
интереса
Отношение к
трудовой
деятельности
Уровень
воспитанности
Первичный контроль
Со сверстниками
Ф.И.О. учащегося
На мероприятиях
№
В семье
Ф.И.О.
учащегося
На занятиях
№
Уровень
творческих
способностей
Уровень
мотивации и
интереса
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
Результаты диагностического контроля
Итоговый контроль
Уровень воспитанности детей
Я-концепция
Ф.И.О. ученика
39
Проявляет равнодушие (р)
Особенности поведения
Смущается ошибками (о)
Критерии анализа
Вежлив ли в общении со
всеми членами семьи
Правильно ли реагирует на
замечания
Проявляет ли заботу о членах
семьи
Выполняет ли поручения
старших
Переживает ли совместно с
другими невзгоды и радости
Проявляет ли интерес к
делам семьи, ее проблемам
Лидерские качества
Уверенность в себе
Самокритичность
Отношение к самому себе
Любуется своей работой,
удовлетворен (у)
Как реагирует на затруднения:
обращается за помощью (да,
нет)
Успевает закончить (з) или
оставляет незавершенным (н)
Выполняет старательно
Увлечен занятием или нет (да,
нет)
Умение аргументировать
свою позицию.
Чувство эмпатии
Отношение к
сверстникам
Работает быстро (б) или
медленно (м)
Подражает другим
(да, нет)
Активное участие в
совместной деятельности и
играх
Доброжелательное
отношение к старшим.
Оказание посильной помощи
нуждающимся в ней.
Послушание в выполнении
заданий.
Отношение к старшим
Самостоятелен от начала до
конца
Выполняет задание
сосредоточенно или рассеянно
Слушает внимательно (в) или
отвлекается(о)
Возраст
Имя ребёнка
Вежливость в общении.
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
Критерии воспитанности
Поведение в семье
Карта анализа поведения ребенка на занятиях
Как оценивает полученный
результат
Анкета «Мои интересы»
1.
2.
3.
4.
Меня зовут ________________________________________________________________________
Мне ________________________________________ лет.
Я выбрал объединение ______________________________________________________________
Я узнал об этом объединении (нужное отметить):
Из газеты, телепередачи;
От учителя;
От родителей;
От друзей;
Свой вариант ____________________________________________________________________
5. Я пришел в это объединение, потому, что (нужное отметить):
Хочу заниматься любимым делом;
Надеюсь найти новых друзей;
Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают в школе;
Нечем заняться;
Свой вариант ____________________________________________________________________
6. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
Определиться с выбором интересной профессии;
С пользой проводить свое свободное время;
Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;
Свой вариант __________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------------
Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная сказка», составитель Егорова О.В.
Критерии оценки работ учащихся
1. Самостоятельность в работе.
Самостоятельное выполнение работы (от выбора сюжета до исполнения);
Выполнение работы с помощью педагога.
2. Трудоёмкость:
Прорисовка мелких деталей;
Выполнение сложных элементов;
Размер работы.
3. Цветовое решение:
Гармоничность цветовой гаммы;
Интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;
Неудачное решение, цвета теряются, сливаются.
4. Креативность:
Содержание рисунка: оригинальное, нереальное, фантастическое, наивное, непосредственное, неожиданное;
Особенности изображения: сложность в передаче формы, многоплановость, узнаваемость предметов и образов,
оригинальность изображения, яркое выразительное раскрытие образа;
Композиционное решение: заполнение листа, зоркость, наблюдательность ребенка и владение изобразительными навыками;
Работа выполнена по своему замыслу, эскизу.
5. Качество исполнения:
Изделие аккуратное, выполнено с соблюдением технологии;
Изделие содержит небольшие дефекты;
Изделие содержит грубые дефекты.
6. Оригинальность работы:
Оригинальность темы;
Использование различных техник;
Вариативность, образность.
41